"зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Технологическая карта образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для средней группы : « Зимующие птицы »
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 29.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»
Технологическая карта образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для средней группы : « Зимующие птицы »
Подготовила: воспитатель высшей категории Ревунова И.С.
р.п.Ржавки 2020 год
Цель: формирование представления о зимующих птицах родного края.
Задачи:
Образовательные:
- учить выделять общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);
- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
- активизировать словарь по теме.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Планируемый результат: ребенок обогатит знания о внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц, научится подбирать прилагательные, обозначающие характерные признаки птиц.
Материал и оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, аудиозапись с пением птиц, кормушка , различные виды корма для кормушки, презентация «Зимующие птицы», раздаточный материал: листы A4/2,пластилин,салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок ; чтение художественной литературы : «Перелетные и зимующие птицы» М.Г.Борисенко; заучивание стихов; отгадывание загадок про птиц; беседы «Что знаешь о птицах» и «Трудно птицам зимовать». Подвижные игры, «Перелет птиц», «Птички в гнездышка», «Совушка -сова» ,«К нам летите», «Воробышки и автомобиль» . Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто как кричит?», «Какой птицы не стало?», «Кто прилетел на кормушку?». Рисование: «Красивая птичка», «Птичка клюёт зёрнышки».
Лепка: «Корм для птиц». Изготовление кормушек с родителями.
Ход ОД:
1.Организационный момент.
Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? А чтобы оно было еще лучше, я предлагаю сделать одно интересное упражнение.
С добрым утром глазки (поглаживают глаза)
Вы проснулись! (сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)
С добрым утром ушки (ладонями гладим уши)
Вы проснулись! (приложить ладони к ушам «Чебурашка»)
С добрым утром ручки! (поглаживают, поочередно ладони)
Вы проснулись! (хлопают в ладоши)
С добрым утром ножки (поглаживают колени)
Вы проснулись! (потопают ногами)
С добрым утром солнце (поднимают руки вверх, смотрят «на солнышко» вверх)
Я – проснулось!.
Воспитатель: Все проснулись, ребята? Молодцы!
2.Основная часть.
Фонограмма №1 (Голоса птиц - стрекотание сороки)
-В группу влетает сорока (девочка в шапочке сороки).
Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это?
Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).
Воспитатель: Что случилось, сорока.
Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.
Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться. Раз, два, три, покружись , в лесу окажись.
Слайд № 1 ( поздняя осень )
Воспитатель: - Дети, а какое сейчас время года?
Слайд № 2 ( мнемотаблица «Осень»)
Воспитатель: - Какие изменения произошли в природе, с животными и птицами? ( деревья стоят голые и становится холоднее; животные залегают в спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую; птицы улетают в тёплые края).
Воспитатель: - Как можно сказать о птицах, которые улетают в тёплые края? (перелётные).
Воспитатель: - Каких перелетных птиц вы знаете? (скворец, лебедь, ласточка, журавль).
Слайд № 3(перелетные птицы)
Воспитатель: - Почему эти птицы улетают в теплые края ? (эти птицы питаются ягодами, насекомыми, а зимой их нет).
Слайд № 4(чем питаются перелетные птицы)
Воспитатель: - Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)
Воспитатель: - А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами.
Отгадывание загадок.
1. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?.
(Воробей)
Слайд №5(воробей)
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).
-Чем покрыто тело воробья? (перьями) .
-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)
2.По деревьям я стучу,
Все деревья я лечу.
Их спасаю от врагов-
Вредных, маленьких жуков.
(Дятел)
Слайд №6( дятел)
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья - черные, а на голове красная шляпка)
- Чем питается дятел? (личинками, крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса, он спасает дерево от вредителей)
3.Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет?
(Сорока)
Слайд №7 ( сорока)
- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)
- Чем питается сорока? (семенами растений)
4. Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять.
(Снегирь)
Слайд №8 (снегирь)
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)
- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)
5. Синяя косынка,
темненькая спинка.
Маленькая птичка,
Звать её.
(синичка)
Слайд №9 (синичка)
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)
- Чем питается синичка? (салом, семенами)
6. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая.
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Слайд №10
- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)
- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)
- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах.
А сейчас поиграем в веселую игру «Прилетели птицы».
Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи …
Дети топают.
Педагог: Что неправильно?
Дети. Мухи!
Педагог: А мухи – это кто?
Дети. Насекомые.
Педагог Вы правы. Ну что ж, продолжим:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
Дети топают.
Педагог :
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
воробьи, кукушки,
Черные грачи,
Лебеди, скворцы …
Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием .
Слайд №11
Воспитатель: - Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями). А что же разного? (расцветка оперения). Воспитатель: - Чем птицы отличаются от животных?
Дети: - Птицы умеют летать.
Воспитатель: - Какие части тела помогают им летать.
Дети: - Крылья.
Воспитатель подводит детей к столу. На нем лежат на каждого ребенка по 2 листочка (A4/2).
Проводится эксперимент.
Воспитатель: - На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шар. А теперь осторожно выпустите шар из рук. Что произошло? (он упал камнем вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно отпустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, лист летел). Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Воспитатель подводит детей к выводу: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист — широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище). А в воздухе? (расправлены).
Воспитатель: - Давайте теперь поиграем.
Игра «Птицы зимующие и перелётные».
- Ребята, вы возьмете картинки на которых изображены птицы и летаете по коврику пока звучит пение птиц… Как только пение прекращается - вы летите к кормушкам…
-Перелётные птицы летят к какой кормушке? (С насекомыми).
-А зимующие? (С семенами и плодами растений)
Воспитатель: - Уважаемая Сорока, мы тебе помогли разобраться?
Сорока:- Спасибо, ребята. Теперь я поняла. А ещё я хотела узнать… Вы тут про корм для птиц говорили. А вы нам, птицам зимой помогаете?
Воспитатель:- Наши ребята очень добрые. Они всегда заботятся о птицах, кормят их во время прогулки. Наблюдают, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят. Сейчас мы поможем нашим пернатым друзьям и сделаем для них много ягод-рябинок.
(На столах лежат заготовки: «Листики рябины», но без ягод. Дети должны сделать грозди рябины)
Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»:
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев 4 раза)
Сала дам синичке. («режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой)
Приготовлю крошки. ( «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку )
Эти крошки – воробьям. (то же, левой рукой )
Галки да вороны, ешьте макароны! ( тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).
Продуктивная деятельность детей.
3. Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель:- Вы сегодня все хорошо работали и старались. Мы вспомнили, что птицы бывают… перелётные и зимующие. А ещё, для того, чтобы птицам легче было пережить холода, надо… их подкармливать. Мы разгадывали загадки, играли, лепили. Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Сорока: Молодцы, ребята.
Если начал птиц кормить,
Ты уж не бросай!
И пустой кормушку ты
Им не оставляй!
Так доверчивы они,
Верят вам, как дети.
Помни - ты их приручил,
Ты за них в ответе!
Воспитатель. -А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им :
«Нас не бойтесь, мы вас не обидим . Мы добрые. Вы - наши друзья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...