"зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Технологическая карта образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром для  средней группы : « Зимующие птицы »  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimuyushchie_ptitsy.docx29.69 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Солнечногорского муниципального района Московской области

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 30»

Технологическая карта образовательной деятельности  по ознакомлению с окружающим миром для  средней группы : « Зимующие птицы »  

                         Подготовила: воспитатель высшей  категории Ревунова И.С.

р.п.Ржавки   2020 год

Цель: формирование  представления о зимующих птицах родного края.

Задачи: 
Образовательные:
- учить выделять общие признаки птиц (клюв, органы передвижения, перьевой покров);
- расширить знания детей о роли птиц в природе и жизни человека;
- активизировать словарь по  теме.
Развивающие:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- развивать познавательный интерес;
- развивать мышление, воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к пернатым, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Планируемый результат: ребенок обогатит знания о внешнем виде зимующих птиц, об особенности строения птиц, научится подбирать прилагательные, обозначающие характерные признаки птиц.
Материал и оборудование: Ноутбук, экран, мультимедийный проектор, аудиозапись с пением птиц, кормушка , различные виды корма для кормушки, презентация «Зимующие птицы», раздаточный материал: листы A4/2,пластилин,салфетки.
Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок ; чтение художественной литературы : «Перелетные и зимующие птицы» М.Г.Борисенко; заучивание стихов; отгадывание загадок про птиц; беседы «Что знаешь о птицах» и «Трудно птицам зимовать». Подвижные игры, «Перелет птиц», «Птички в гнездышка», «Совушка -сова» ,«К нам летите», «Воробышки и автомобиль» . Дидактические игры: «Назови птицу», «Кто как кричит?», «Какой птицы не стало?», «Кто прилетел на кормушку?». Рисование: «Красивая птичка», «Птичка клюёт зёрнышки».

Лепка: «Корм для птиц». Изготовление кормушек с родителями.

Ход ОД:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Дети, какое у вас сегодня настроение? А чтобы оно было еще лучше, я предлагаю сделать одно интересное упражнение.

С добрым утром глазки (поглаживают глаза)

Вы проснулись! (сделать из пальцев «бинокль» посмотреть в него)

С добрым утром ушки (ладонями гладим уши)

Вы проснулись! (приложить ладони к ушам «Чебурашка»)

С добрым утром ручки! (поглаживают, поочередно ладони)

Вы проснулись! (хлопают в ладоши)

С добрым утром ножки (поглаживают колени)

Вы проснулись! (потопают ногами)

С добрым утром солнце (поднимают руки вверх, смотрят «на солнышко» вверх)

Я – проснулось!.

   Воспитатель: Все проснулись, ребята? Молодцы!

2.Основная часть.

 Фонограмма №1 (Голоса птиц - стрекотание сороки)

 -В группу влетает сорока (девочка в шапочке сороки).

Сорока: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались.         Ничего не пойму, что к чему.

Воспитатель: Тише, сорока, не шуми. Ребята, вы узнали кто это?

Сорока: Ой, здравствуйте, ребята. (Дети здороваются с сорокой).

Воспитатель: Что случилось, сорока.

Сорока: Так я и говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались. Ничего не пойму, что к чему.

Воспитатель: Давайте поможем сороке разобраться. Раз, два, три, покружись , в лесу окажись.

Слайд  № 1 ( поздняя осень )

Воспитатель: - Дети, а какое сейчас время года?

 Слайд  № 2 ( мнемотаблица «Осень»)

Воспитатель: - Какие изменения произошли в природе,  с животными и птицами? ( деревья стоят голые и становится холоднее; животные залегают в спячку, некоторые животные меняют шубку на более теплую; птицы улетают в тёплые края).

Воспитатель: - Как можно сказать о птицах, которые улетают в тёплые края? (перелётные). 

Воспитатель:  - Каких перелетных птиц вы знаете? (скворец, лебедь, ласточка, журавль).

 Слайд  № 3(перелетные птицы)

Воспитатель: - Почему эти птицы улетают в теплые края ? (эти птицы питаются ягодами, насекомыми, а зимой их нет).

Слайд  № 4(чем питаются перелетные птицы)

Воспитатель: - Но не всем птицам страшна зима. Есть такие птицы, которые остаются зимуют здесь. А как назвать этих птиц одним словом? (зимующие)

Воспитатель: - А какие птицы остаются у нас на зиму, вы угадаете сами. 

Отгадывание загадок.

1. Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это?.

(Воробей)

Слайд №5(воробей)

- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета).

-Чем покрыто тело воробья? (перьями) .

-Чем питаются воробьи? (хлебными крошками, остатками пищи человека)

2.По деревьям я стучу,

Все деревья я лечу.

Их  спасаю от врагов-

Вредных, маленьких жуков.

(Дятел)

Слайд №6( дятел)

- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья - черные, а на голове красная шляпка)

- Чем питается дятел? (личинками,  крепким клювом он стучит по дереву, долбит кору и достает насекомых. А ещё семенами шишек, затыкает шишку в отверстие в дереве и начинает клювом выковыривать семена)

-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса, он спасает дерево от вредителей)

3.Кто летает, кто стрекочет?

Рассказать всем новость хочет?

 (Сорока)

Слайд №7 ( сорока)

- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением)

- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока)

- Чем питается сорока? (семенами растений)

4. Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине он появится опять.

(Снегирь)

  Слайд №8 (снегирь)

- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается)

- Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная)

- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами)

5. Синяя косынка,

темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать её.

(синичка)

Слайд №9 (синичка)

- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые)

- Чем питается синичка? (салом, семенами)

6. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Каркунья хрипловатая. 

Известная персона.

Кто она?. (ворона)

Слайд №10

- Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое)

- Чем питается ворона зимой? (пищевыми отходами)

 - Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах.

А сейчас поиграем в веселую игру «Прилетели птицы».

Однажды собрались птицы на совещание, собрание было тайным, и решено было не пускать никого, кроме птиц. Вы сегодня будете стражниками, ребята! Как только услышите, что на «собрание» вдруг попала не птица, сразу громко хлопайте в ладоши! Готовы? Начинаем!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи …

Дети топают.

Педагог: Что неправильно?

Дети. Мухи!

Педагог: А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Педагог Вы правы. Ну что ж, продолжим:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы.

Аисты, вороны,

Галки, макароны!..

Дети топают.

Педагог :

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

воробьи, кукушки,

Черные грачи,

Лебеди, скворцы …

Все вы молодцы! Замечательно справились с заданием .

Слайд №11

Воспитатель:  - Ребята, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями).  А что же разного? (расцветка оперения). Воспитатель: - Чем птицы отличаются от животных?
Дети: - Птицы умеют летать.
Воспитатель: - Какие части тела помогают им летать.
Дети: - Крылья.
Воспитатель подводит детей к столу. На нем лежат на каждого ребенка по 2 листочка (A4/2).
Проводится эксперимент.
Воспитатель:
 - На столе перед вами лежат два листа бумаги. Возьмите один из них и скомкайте его в шар. А теперь осторожно выпустите шар из рук. Что произошло? (он упал камнем вниз). Возьмите другой лист и так же осторожно отпустите перед собой. Что вы увидели? (лист плавно опустился, лист летел). Почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? Воспитатель подводит детей к выводу: бумажный шарик резко падает вниз, а лист бумаги парит в воздухе. Некомканый лист — широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая поверхность, и не падает вниз, а летит. Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? (сложены на туловище). А в воздухе? (расправлены). 

Воспитатель: - Давайте теперь поиграем.

Игра «Птицы зимующие и перелётные».

- Ребята, вы возьмете картинки на которых изображены птицы и летаете по коврику пока звучит пение птиц… Как только пение прекращается - вы летите к кормушкам…

 -Перелётные птицы летят к какой кормушке? (С насекомыми).

-А зимующие? (С семенами и плодами растений)

Воспитатель: - Уважаемая Сорока, мы тебе помогли разобраться?

Сорока:- Спасибо, ребята. Теперь я поняла. А ещё я хотела узнать… Вы тут про корм для птиц  говорили. А вы нам, птицам зимой помогаете?
Воспитатель:- Наши ребята очень добрые. Они всегда заботятся о птицах, кормят их во время прогулки. Наблюдают, какие птицы к нам прилетают на участок, на кормушку, что едят. Сейчас мы поможем нашим пернатым друзьям и сделаем для них много ягод-рябинок.

 (На столах лежат заготовки«Листики рябины», но без ягод. Дети должны сделать грозди рябины)

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы»:

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев 4 раза)

Сала дам синичке. («режущие» движения одной ладони по другой    пальцы щепоткой)

Приготовлю крошки. ( «крошим хлеб»)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,(вытянуть вперёд правую руку )

Эти крошки – воробьям. (то же, левой рукой )

Галки да вороны, ешьте макароны! ( тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»).

Продуктивная деятельность детей.

3. Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель:- Вы сегодня все хорошо работали и старались. Мы вспомнили, что птицы бывают… перелётные и зимующие. А ещё, для того, чтобы птицам легче было пережить холода, надо… их подкармливать. Мы разгадывали загадки, играли, лепили. Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

 Сорока: Молодцы, ребята.

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Так доверчивы они,

Верят вам, как дети.

Помни - ты их приручил,

Ты за них в ответе!

Воспитатель. -А сейчас пойдем с вами на улицу и покормим остальных птиц, которые прилетят на наш участок, а мы скажем им :

«Нас не бойтесь, мы вас не обидим . Мы добрые. Вы - наши друзья».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...