Конспект занятия "Веселое путешествие"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Конспект редназначен для занятия с детьми средней группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie_v_sredney_gruppe_s_samoanalizom.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
-МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 49 «УЛЫБКА»
города Рубцовска
658210, г. Рубцовск, пер. Алейский, 33
тел. (38557)5-49-19
е-mail: Ul49bka1981@yandex.ru
Педагог: Яровая Маргарита Викторовна
Возрастная группа: средняя группа.
Тема: «Веселое путешествие»
(интеграция содержания образовательной области «Познавательное-развитие», «Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие»).
Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
- создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
- создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
- обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
- способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
- создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
- способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности:
- общение ребенка с взрослым;
- игровая деятельность;
- исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности: коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т.п.
Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне ½А4 (по количеству детей), картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.
Ход организованной - образовательной деятельности:
Этап образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи | |
Вводная часть (организационный момент) | В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? | Дети стоят в кругу. Ответы детей. | Создание условий для психологического комфорта в группе: обеспечение интереса и эмоциональности детей | ||
Вводная часть(мотивационный момент) | Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания. | Воспитатель задаёт вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать? В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть? | Ответы детей. | Условия для проявления поисковой активности Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для развития самостоятельности и инициативы Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом? Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано? | Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами. Предположения детей. | ||||
Основная часть Проблемная ситуация: | (Взрослый читает письмо). | Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие. | Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: «Путь в сказку»: один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять! (порядковый счёт до 5). | Условия для развития, речевой активности. Условия для закрепления порядкового счёта. | |
Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми. | Воспитатель: - Пойдёмте к компьютеру, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем…(обсуждение сложившейся ситуации). | Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера. Просмотр видеослайда. (Ответы детей) | Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для поддержки речевой активности. Условия для выражения детьми своих мыслей. | ||
Запись голоса диктора: «Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем». | Воспитатель: - Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться. Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу? | Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения. (обсуждение сложившейся ситуации). Ответы детей. Дети предлагают свою помощь. | |||
Художественное слово В сумочке лежит вещица. | Загадка про зонтик | Воспитатель:Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя. Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ. | Ответы детей. | Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития исследовательских действий. Условия для выражения детьми своих мыслей. | |
Воспитатель:Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя. | Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду. Ответы и предположения детей. | ||||
Атрибуты для исследования | Воспитатель:Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства. | Ответы по ходу исследовательских действий детей. Индивидуальная работа за столом. | Условия для проявления поисковой деятельности. Условия для развития познавательной активности Условия для выражения детьми своих мыслей. | ||
Исследование ткани начинается с ситца (беседа у стола) | Воспитатель: Эта ткань пропускает свет?(Просвечивается – не просвечивается) Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется) Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая) | Ответы и исследовательские действия детей. | |||
(работа за столами) | Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования. Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая. Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик? Воспитатель: правильно, надо проверить ткань. | ||||
Условия для выражения детьми своих мыслей. | |||||
Эксперимент “Какая ткань не промокает?” | Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость. на столах атрибуты для исследования по количеству детей. | Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик? | Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани. | Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития, и стимулирования речевой активности. | |
Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика. | Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца? | Ответы детей. Дети называют свойства тканей. | |||
Физкульминутка: Капли первые упали, Дождь полил как из ведра, испугалась детвора. В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце! | Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей. | Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть. Воспитатель:Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть? | Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем движения по ходу текста. | Условия для оздоровления детей и двигательной активности: длительность в зависимости от степени утомляемости детей. | |
Художественно-продуктивная деятельность. | В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик. | Ответы детей. | Условия для взаимодействия детей со взрослым. Условия для развития самостоятельности. Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для проявления познавательной активности. | ||
| Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами. | Воспитатель: какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3. | Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала. Дети закрывают глаза и считают до 3. | ||
Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям? | Ответы детей. Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами. | ||||
Воспитатель:Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!” | |||||
Путь из сказки: «Пять, четыре, три, два, один»! | Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный. | Дети считают от пяти до одного. | Условия для закрепления обратного счёта. | ||
Рефлексия: итог НОД. Оценка деятельности детей. | Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке?Воспитатель:Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами! | Ответы детей. | Условия для выражения детьми своих мыслей. Условия для закрепления нового материала. Условия для развития, и стимулирования речевой активности. |
Самоанализ итоговой ООД в средней группе.
Тема: «Веселое путешествие»
Интеграция содержания образовательной области «Познавательное-развитие», «Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие».
Данное занятие проводилось с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет в количестве 8 человек на протяжении 20 минут, что соответствует нормам СанПина. У детей данной группы сформированы навыки учебной деятельности. Дошкольники проявляют свои возможности и способности в соответствии с их возрастными особенностями; достаточно хорошо усваивают программный материал, активны, дружелюбны, воспитаны; с удовольствием принимают участие во всех мероприятиях, легко заучивают стихотворения, песни, танцевальные упражнения. Дети легко идут на контакт со взрослым. Учитывая это, я ожидала от них следующих результатов:
- обобщение имеющихся знаний о ткани и бумаге;
- свободное общение с педагогом и сверстниками ;
- четкие и правильные ответы.
С этой целью я использовала необходимые атрибуты : изделия из ткани, для практической деятельности воспитанники использовали образцы материалов.
Данная ОД является итоговой в ознакомлении с предметным и социальным окружением, сложность заключается в умении воспитанников сделать соответствующий вывод при сравнении двух материалов по различным свойствам.
Было подготовлено помещение в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями, продумано расположение демонстрационного и наглядного материала к занятию. Занятие построено с учетом интегративного подхода, предполагающего реализацию задач образовательных областей: социально-коммуникативного, речевого, познавательного, физического.
Разрабатывая данный конспект, я прежде всего учитывала: возрастные, психические и индивидуальные особенности детей средней группы. Учитывая все это, определила: цели, задачи, содержание, форму проведения образовательной деятельности, методы, приемы и средства, необходимые для положительных результатов.
Цель данного занятия: создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Занятие провела в форме игры – путешествия, тем самым я поддерживала интерес к путешествию.
Методы:
• Игровой, поддерживала игровую ситуацию на протяжении всего занятия игровой материал: ткань, вода, самолетик.
• ИКТ презентация
• словесные (беседа, рассказ, обсуждение);
•
• практические
• использование детской инициативы
Приемы:
• музыкальное сопровождение;
• общеукрепляющие упражнения;
• уточняющие вопросы детям, направленные на установление причинно-следственных связей;
• развивающие упражнения (физминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,игровые приемы (введение детей в игровую ситуацию, подвижные игры и игры творческого характера);
• художественное слово (стихи).
На занятии развивала такие психические процессы, как внимание, мышление, память, воображение, восприятие.
Внимание поддерживалось сменой деятельности, исключала монотонность, используя голосовую модальность, применяла мультимедиа.
Мышление – использовала дидактические игры и подвижную игру с имитацией движения.
Память – повторение названий животных и их классификации, ответы на непрямые вопросы, использование стихотворных форм, загадок.
Воображение - приемы на включение фантазий, вхождение в предполагаемые условия
Для создания эмоционального настроя детей использовалась музыка.
Структура ОД:
Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия. Смена вида деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость.
Методы обучения:
Все запланированные мною методы и приёмы ( мотивационный компонент, беседа, практическая деятельность, сравнительный анализ, физкультминутка ) соответствовали теме и цели занятия, в полной мере обеспечивали развитие познавательной активности детей.
Система моей работы:
Главным в системе своей работы я считаю умение организовать детей, управлять группой, правильно определять объём учебного материала, проявлять на занятиях эмоциональность, корректность, доброжелательность в общении с детьми.
Система работы воспитанников:
Дети организованны, активны; проявили интерес к проблемной ситуации, практической деятельности, уважительное отношение ко мне, хорошо усвоили материал. Уверена, мои воспитанники смогут творчески применить полученные знания на других занятиях, в жизни.
Общие результаты ОД:
Все структурные элементы ОД продуманы, взаимосвязаны и обеспечили целостность закрепляемого материала.
Саморекомендации:
- активизировать малообщительных воспитанников
- добиваться развернутых ответов
- научить воспитанников действовать в микрогруппе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры – путешествия на тему: «Путешествие по городу Санкт-Петербург» (совместная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет) с использованием ЭОР - презентация "Символы города"
пропаганда и возрождение семейных традиций на основе знакомства с историей и культурными традициями города - Санкт – Петербурга....
Конспект занятия - путешествия " Путешествие в страну знаний"
Муниципальное дошкольное образовательное учреж...
Конспект игры-путешествия Тема: "Путешествие в волшебный лес". Подготовительная к школе группа
Представлен конспект игры путешествия Тема:"Путешествие в волшебный лес. Направление социально-личностное. В конспекте показана связь соцального и эмоционального развития детей. Включена сценка ...
Конспект игры-путешествия "Путешествие в Рим"
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы "Путешествие в Рим", интеграция образовательных областей "Познание" и "Музыка"....
Конспект НОД - путешествия "Путешествие в осенний лес"
Систематизируем знания детей об осениСистематизируем знания детей про жизнь лесных зверей осеньюГоворим о том, что растет осенью в лесуРазвиваем сообразительность, воображениеРазвиваем зрительное вним...
План-конспект игры-путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»
Игра – путешествие «Путешествие в мир исчезающих растений и животных»Цель: Учить бережному отношению к природе, познакомить детей со значимостью ядовитых растений, и познакомить с «Красной книгой»...
Конспект игры-путешествия «Путешествие в волшебную страну» в 1 младшей группе
Cпособствовать усвоению нравственных понятий через игровую совместную деятельность....