Занятие « Незнайка в гостях у ребят» ( с элементами экспериментирования)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Занятие « Незнайка в гостях у ребят»
( с элементами экспериментирования)
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей о моделях растений, умение использовать их при доказательстве.
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
Развивать интерес к миру природы.
Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_neznayka_vgostyah_u_rebyat.docx | 83.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие « Незнайка в гостях у ребят»
( с элементами экспериментирования)
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей о моделях растений, умение использовать их при доказательстве.
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
Развивать интерес к миру природы.
Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
горшок с комнатным растением; искусственная елка; слайды с изображением схем-моделей; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня растения из марли.
Предварительная работа:
Знакомство с растениями Белгородской области, длительные наблюдения за посадками семян, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Ход занятия.
Воспитатель с детьми заходит в зал, обращает внимание на гостей, дети приветствуют их.
Игра «Дружба»
Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети взялись за руки) .
Дети, подарите друг другу улыбку.
Воспитатель: А кто ещё к нам пришёл? Ребята, Незнайка просит горшок с землей, чтобы посадить елку. Он хочет, чтобы она росла и стала высокой и красивой. Как Вы считаете можно эту елку посадить? А вырастит она большой и красивой? ( нет) Почему?
Дети говорят, что этого делать не надо, она искусственная, а не живая. Незнайка говорит, что это растение тоже не живое (цветок). А вы как считаете?
Дети - живое
Ребята, давайте перечислим признаки живого растения: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается.
Воспитатель: Ребята, расскажите Незнайке, что есть у каждого растения. Рассмотрим живой цветок: что растет в земле, над землей?
А Незнайка сделал вот как: корешок, положил сверху, над землей, чтобы его было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет. Правильно ли он сделал? Смотрим на экран. А потом он решил и цветок посадить в землю, чтобы солнышко не жгло. Давайте, дети, разложим части растения и расскажем Незнайке последовательность его роста( корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Воспитатель: Дети, а чтобы Незнайка лучше запомнил части растения, я превращу вас в семена:
– Вокруг, повернись
В семена превратись!
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и садятся на ковер). Семена, что вы чувствуете? (Ответы детей). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? (Вниз, глубже в землю). А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, Незнайка, увидел красивые цветы и захотел их сорвать. Можно ли это делать? Почему? Воспитатель читает стих:
1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!
Воспитатель: Ребята, Незнайка не понял, зачем нужен растению корень? Все равно его под землей не видно.
Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем эксперименты, и ты поймешь, какие важные функции выполняет корень у растения.
Опыт 1: Дети делятся на две подгруппы.
Первая подгруппа ставит в горшок с песком модель ствола дерева без корней. Вторая берёт модель дерева с корневой системой.
Вопросы к детям:
Чем отличаются веточки? Как думаете, какая веточка будет более устойчивой? Почему? Давайте проверим. В первом случае дуем – веточка падает.
Во втором случае дуем - палочка более устойчива. А если б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей)
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2:(проводит воспитатель) В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Опыт 3
Воспитатель: – Ребята, вы же знаете, воздух есть везде. Зачем он нужен? (ответы детей). Возьмите трубочки и подуйте в стакан с водой. Что вы видите? Это пузырьки воздуха. А в почве есть воздух? Давайте проверим. Опыт 4
Дети опускают в стакан с водой комочки почвы. Видят пузырьки. Что это? (ответы детей).
Корни растений находятся в земле, что делают? (Дышат).
Вывод – корни дышат.
Воспитатель: Давайте напомним Незнайке еще раз, какие важные функции выполняет корень у растения (он дышит, удерживает растение в земле, всасывает влагу).
Физкультминутка:
Станем мы деревьями сильными, большими. (Поднять руки вверх, подтянуться)
Ноги – это корни, их расставим шире. (Расставить ноги)
Чтоб держали дерево, падать не давали, (Руки вниз, пальцы растопырить)
Из глубин далеких воду доставали. (Наклон вперед, сделать ладони горстью)
Тело наше – ствол могучий, он чуть-чуть качается, (Распрямиться, покачивание)
И своей верхушкой острой в небо упирается. (Ладонями изобразить крышу)
Наши руки – это ветви, крону вместе образуют (руки вверх, сомкнуть над головой)
В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют (покачать головой)
Пальцы веточками будут, листья закрывают их (пошевелить пальцами, одна ладонь над другой)
Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг! (Опустить руки)
Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, дети покажут тебе, как они знают растения Белгородской области?
Незнайка: – Конечно, хочу!
Воспитатель: – Сейчас я буду перечислять разные растения, а вы если услышите название растения, которое растет в Белгородской области, то хлопайте в ладоши. Если же растение у нас не растет – опустите руки вниз.
Игра:
Груша. Яблоня. Малина Береза.
Ель. Саксаул. Облепиха. Мимоза.
Вишня. Рябина.. Лимон. Апельсин.
Липа. Клен. Баобаб. Мандарин.
Воспитатель: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения? (Если не будет растений, не будет жизни на земле) А зачем нужны растения? Какая от них польза? (Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду, много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”)
Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как же мы должны относиться к ним? (Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)
А теперь, давайте отдохнем, закроем глаза, послушаем музыку.
Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Мы вдыхаем чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Мы будем друзьями и защитником всему живому”.
Воспитатель:– Ребята, детям тоже будет интересно, узнать все, что узнал Незнайка.
А что мы сегодня рассказывали Незнайке?
О чем мы сегодня говорили на занятии?
Что вам понравилось?
А вы хотели бы еще заниматься экспериментированием?
Самоанализ познавательного занятия с элементами экспериментирования в подготовительной группе.
Тема « В гостях у Незнайки».
Программное содержание.
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при доказательстве.
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают растения в земле.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели.
Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
Оборудование:
горшок с комнатным растением; искусственная елка; слайды с изображением схем-моделей: “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой; магнитная доска, емкости с песком; емкости с подкрашенной водой; модели корня растения из марли; схемы.
Предварительная работа:
Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Белгородской области, длительные наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание картин.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. Экспериментируя, ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие их предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Получение новых знаний и сведений выступает при этом как основной мотив деятельности с ярко выраженной установкой на получение чего-то нового, неожиданного. Создавая условия для детского экспериментирования – мы создаем атмосферу творческого единодушия, рождающего радость, где каждый ребенок может найти себе дело по интересам и способностям. В старшем возрасте у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы, самостоятельно на них отвечать, а проведение экспериментов – это путь к ознакомлению с окружающим миром.
В занятии прослеживается интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое. Оно направлено на развитие познавательных способностей детей старшей группы и построено так, чтобы в процессе экспериментов активизировались мыслительные операции детей: анализ, сравнение, обобщение. Структура занятия выстроена от простого к сложному. При разработке конспекта учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, а так же интерес детей к экспериментированию.
В ходе занятия прослеживалась реализация комплексно-тематического принципа (тема занятия интересна, выбрана в контексте изучаемой темы.
Занятие проходило в форме игровой экспериментальной деятельности, в ходе которого дети получили реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношении с другими объектами. Проблемные ситуации создавал сказочный герой – Незнайка. Дети помогая ему, уточняли и систематизировали свои знания о растениях. В ходе проведения экспериментов применялись различные формы организации детской деятельности: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Использовались различные методы и приемы: игровой элемент, беседы, диалог, исследования, опыты – эксперименты, физкультминутка, стихотворение, сюрпризный момент. Постоянно создавалась ситуация успеха детей (оценка). Использовались разнообразные виды помощи: поощрение ребенка в ходе выполнения задания, показ, речевое комментирование процесса выполнения задания.
Речевую активность детей развивала при помощи следующих приемов: беседы, рассказы, диалог, дидактические игры, физминутка с речевым сопровождением. В ходе занятия реализуется совместная деятельность взрослого и детей, главной составляющей является взаимодействие. Прослеживалась обратная связь с детьми.
Занятие получилось содержательным, познавательным, интересным и доступным . Задания дети выполняли с удовольствием. Результатом является приобретенный опыт видения предметов, всматривания в них, развитие внимания, зрительной памяти, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения. Использованные мной методы и приемы помогли детям
усвоить и закрепить материал.
Все поставленные задачи были выполнены.
В итоге занятия был проведен аутотренинг
Санитарно-гигиенические условия соответствовали требованиям: помещение было заранее проветрено, освещение достаточное, использовалось практически все пространство группы, травмоопасные материалы детьми не использовались.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 5« Колокольчик» г.Строитель Яковлевского района Белгородской области»
Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе
«Незнайка в гостях у детей»
Подготовила:
Воспитатель Фурсова Т. В.
г. Строитель 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по здоровому образу жизни «Незнайка в гостях у ребят»
Здоровый образ жизни....
Конспект занятия "Незнайка в гостях у ребят"
Составление детьми слов из букв...
Конспект занятия по обучению детей младшего дошкольного возраста безопасному поведению на улицах города "Незнайка в гостях у ребят"
Программное содержание:Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового.Закрепить знания детей об элементах дор...
Игровое занятие по ПДД «Незнайка в гостях у ребят». 2 младшая группа
Игровое занятие по ПДД«Незнайка в гостях у ребят».2 младшая группаВоспитатель:Богданова А.А....
Конспект занятия .Тема: "Незнайка в гостях у ребят".
Занятие о формировании культуры общения детей на основе определенных правил взаимоотношения....
ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ "ТРАНСПОРТ" ("НЕЗНАЙКА В ГОСТЯХ У РЕБЯТ")
ЗАНЯТИЕ ПОМОЖЕТ НАЧИНАЮЩИМ УЧИТЕЛЯМ-ФЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ОВЗ....
Конспект занятия «Незнайка в гостях у ребят»
Конспект занятия...