Проект по организации театрализованной деятельности "Театральный мир" (старшая группа 5-6 лет)
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект по театрализованной деятельности «Театральный мир»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
Когда он живет в мире сказок, творчества,
Воображения, фантазии, а без этого он
Засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_teatral_deyat.docx | 159.13 КБ |
fotootchet.pdf | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
1. Пояснительная записка……………………………………………..3 стр.
2. Актуальность проекта………………………………………………3 стр.
3. Цели и задачи………………………………………………………..3-4 стр.
4. Ожидаемый результат……………………………………………….4 стр.
5. Формы работы с детьми, методы и приемы……………………….5 стр.
6. Формы работы с родителями ……………………………………….5 стр.
7. Этапы реализации проекта………………………………………….5-6 стр.
8. План мероприятий…………………………………………………..6-8 стр.
9. Итоги проектной деятельности……………………………………..9 стр.
10. Мониторинг выполнения задач проекта………………………….9-10 стр.
11. Используемая литература…………………………………………10 стр.
Проект по театрализованной деятельности «Театральный мир»
«Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,
Когда он живет в мире сказок, творчества,
Воображения, фантазии, а без этого он
Засушенный цветок»
В. Сухомлинский
Пояснительная записка.
В настоящее время педагогами дошкольного образования уделяется огромное внимание творческому развитию дошкольников.
Развитие творческой личности начинается с развития фантазии ребенка. А фантазия неотделима от сказки. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре.
Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, и, в итоге - раскрытию творческого потенциала ребенка.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к культуре, литературе, театру.
Актуальность темы.
Актуальность выбранной мною темой на современном этапе очевидна, так как нашему обществу необходимы творческие люди с живым умом. Мне, как педагогу, очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребенок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театральная деятельность – универсальная: она выполняет одновременно познавательную, коррекционную, воспитательную и развивающую функции. Она позволяет удерживать внимание детей на высоком уровне и через интерес повышает умственную активность ребят, помогает достичь быстрых и качественных результатов в развитии творческих способностей детей.
Но самое главное, что театральная деятельность способствует развитию у ребенка общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Цель проекта: Формирование у детей и родителей интереса к театру и совместной театрализованной деятельности. Приобщение детей к театральной культуре.
Задачи:
1.Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
2.Учить детей разыгрывать несложные представления.
3. Расширять представления детей о театре и его атрибутах; показать значимость и необходимость каждой профессии в театре.
4. Обеспечить взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином образовательном процессе: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
5. Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
Принципы:
1. Импровизационность.
2. Гуманность.
3. Систематизация занятий.
4. Учет индивидуальных способностей каждого ребенка.
Гипотеза.
Я предположила, что театрализованная деятельность будет положительно влиять как на эмоционально-личностную сферу ребенка, а именно на способность различать и дифференцировать эмоции, так и на развитие речи детей.
Описание проекта.
В проекте представлена технология развития творческих способностей дошкольников посредством погружения ребёнка в сказку через различные виды деятельности: театрально-игровую, речевую, продуктивно-творческую. При этом учитывается интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общественное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей.
Содержание проекта включает в себя работу над драматизацией различных сказок и сценок: анализ содержания произведения; обсуждение с детьми; деление на эпизоды; рассказывание с помощью иллюстраций и различных видов театра; распределение ролей; игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжетам. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки малоактивных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость.
Проект рассчитан на совместную деятельность детей, родителей и педагогов, который содержит перспективное планирование работы с детьми, конспекты игровых занятий, беседы о театре, театральных профессиях, чтение сказок, театрализованные, речевые, творческие игры и задания.
Продолжительность проекта: среднесрочный (февраль, март)
Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Участники проекта: дети старшей группы «Радуга», родители воспитанников, воспитатели.
Возраст детей: 5 - 6 лет.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
2. Значительное расширение представлений детей о театральной культуре. Повышенный интерес к театру и театрализованным играм.
3. Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
4. Родители становятся активными участниками работы над театральными представлениями
5. Фотоотчёт, презентация проекта.
Формы и методы работы с детьми:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Организация совместных с родителями мероприятий;
3. Организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
4. Организация посещений культурных мероприятий;
5. Беседа с детьми о театре, о роли театра в жизни людей;
6. Папка-передвижка для детей о различных видах театра;
7. Чтение небольших художественных произведений (сказки, рассказы о животных);
8. Игры-драматизации;
9. Свободные театрализованные и творческие, сюжетно-ролевые игры детей.
10. Слушание музыкальных произведений, просмотр сказок.
11. Заучивание стихов.
12. Рассматривание иллюстраций к сказкам.
Методы и приемы:
- творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
- драматизация детских литературных произведений;
- беседы после просмотра спектаклей;
- упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
- театрализованные игры-превращения;
- упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды.
Развивающая среда включает в себя:
Различные виды театров.
Реквизит, декорации для разыгрывания этюдов, сценок и спектаклей.
Костюмы для игр – драматизаций.
Детская художественная литература и др.
Формы работы с родителями:
1. Совместное изготовление пособий для организации предметно-развивающей среды.
2. Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
3. Открытые показы занятий и театральных представлений.
4. Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
5. Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Этапы разработки и реализации проекта:
I этап: организационно – подготовительный.
- изучить уровень знаний детей о Театре;
- изучить литературу по театральной деятельности дошкольников: задачи, средства, методы работы;
- составить план работы по реализации проекта;
- создать предметно-развивающую среду;
- подобрать игры на развитие слуха, звукоподражания, предметно-игровых действий, пластических этюдов, формирование речи, пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики;
- разработать сценарии сказок, театрализованных игр;
- разработать картотеку бесед, постановок, игр и упражнений, разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям и т.д. по теме проекта;
- организовать выставку детских творческих работ по теме «Театр».
Для детей:
- рассматривание иллюстраций по теме “Театр”;
- чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о театре, прослушивание и разучивание песенок по теме проекта;
- выполнение детских творческих работ по теме проекта;
- обыгрывание этюдов, потешек, мини-сценок.
Для родителей:
- консультации: «Театр дома», «Роль художественной литературы в развитии речи детей»;
- конкурс рисунков: «Театр и дети»;
- памятки и консультации;
- совместное проведение праздника «День театра» 27 марта;
- совместное проведение драматизаций: «Мешок яблок», «Теремок», «Петушок и бобовое зернышко» и т.д..
II этап: основной
Содержание работы:
-Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
-Подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях.
-Расширять представления об окружающих предметах. Развивать умение вычленять признаки предметов (цвет, форма, величина), определять материал, из которого изготовлены игрушки, декорации, атрибуты к театральным спектаклям. Расширять знания о персонажах, участвующих в театрально-игровой деятельности.
-Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, прилагательные, глаголы для обозначения действий персонажей).
-Формировать умение определять и называть местоположение театральных персонажей, предметов, декораций (справа, слева, прямо, сбоку), характеризовать - реализация плана проекта с детьми, родителями.
- Рассматривание иллюстраций народных и авторских сказок;
- чтение и рассказывание сказок, беседы по прочитанным сказкам, драматизация эпизодов;
- беседа с детьми «Что такое сказка?»
- проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
- рисование на тему: «Мой любимый сказочный герой»;
- отгадывание загадок по сказкам;
- драматизация сказок;
- постановка сказки «Маша и медведь»;
- постановка сказок с помощью различных видов театров;
- обогащение развивающей среды;
- внесение необходимых изменений и корректив в работу над проектом.
III этап. Заключительный.
- подведение итогов проектной деятельности;
- показ театрализованной сказки;
- составление рекомендаций для родителей;
- выставка рисунков «Мой любимый сказочный герой»;
- фотоотчет;
- итоговая диагностика.
Перспективный план работы с детьми старшей группы «Радуга»
№ п/п | Тема | Цель | Месяц |
1 | Беседа «Волшебство театра». Виды театров (музыкальный, кукольный, драматический, театр зверей и др.). | Дать детям представление о театре; расширять знания о театре как виде искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру (показ слайдов, картин, фотографий). | Февраль |
2 | Беседа «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер) | Формировать представления детей о театральных профессиях, воспитывать интерес и уважение к различным профессиям, активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.(Иллюстрации «Театральные профессии») | Февраль |
3 | Беседа о правилах поведения в театре. Презентация «Правила культурного поведения в театре» | Формировать культуру поведения в общественных местах. | Февраль |
4 | Знакомство с видами театров для детей (настольный, шагающий, матрешечный, театр кукол бибабо, куклы-марионетки ). | Познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас. | Февраль |
5 | Чтение «Сказки об умном мышонке» С.Маршака. Д/игра «Узнай по силуэту» Теневой театр | Вспомнить «Сказку о глупом мышонке». Познакомить с новой сказкой. Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид, характерные признаки, по которым их определили. | Февраль |
6 | Вечер иллюстраций «Вспомни сказку» (хорошо знакомые русские народные сказки) | Учить по иллюстрации отгадать сказку, выбрать эпизод из нее, поставить сценку. Дети разбиваются на группы (по 2-3 человека) и делают небольшие зарисовки из выбранной сказки. | Февраль |
7 | Рисование «Мой любимый сказочный герой» | Учить создавать сказочный образ, проявляя творческую самостоятельность. Передавать в рисунке характерные особенности сказочного героя. | Февраль |
8 | Самостоятельная деятельность детей в театральном уголке. Этюды с настольными куклами на основе хорошо знакомых русских народных сказках. | Совершенствовать приемы кукловождения, закреплять знания о правилах манипуляции театральными куклами разных систем | Февраль |
9 | НОД «Путешествие в страну русских народных сказок» | Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования. | Март |
10 | Лепка «Одну простую сказку» («Теремок») | Учить создавать настольный пластилиновый театр сказки, проявляя творческую самостоятельность в создании пластилиновых героев сказки обыгрывании их. | Март |
11 | Вечер-развлечение настольного театра «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка» | Продолжать учить пересказывать известные сказки средствами кукольного театра, учить распределять роли, быть актерами и зрителями при постановке сказки. | Март |
12 | Конструирование «Терем для сказочных героев». | Формировать обобщенное представление о строительстве домов, преобразования образца с заданным условием (Конструкторы: «Лего», плоскостной, магнитный, кубики) | Март |
13 | Дидактические игры: «Расскажи сказку по картинке», «Разложи по порядку и расскажи», «Из какой я сказки?», «Помнишь ли ты эти стихи». Кубики, складывающиеся картинки и пазлы по разным сказкам. | Закреплять знание детьми сказок, развивать логическое мышление, моторику рук, умение пересказывать кратко сюжет сказки. | Март |
14 | Литературная викторина «Любимые сказки» | Способствовать созданию единого образовательного пространства по использованию сказки в социально-нравственном, творческом и речевом развитии детей. | Март |
15 | Упражнение «Расскажи стихотворение с помощью жестов и мимики». | Учить передавать образы персонажей с помощью выразительных пластических движений и мимики. Развитие воображения и фантазии. | Март |
16 | Игра-драматизация сказки «Маша и медведь» | Побуждать детей принимать участие в театрализованной игре-драматизации по мотивам хорошо знакомой сказки, использовать костюмы, маски и атрибуты. | Март |
Перспективный план работы с родителями
№ п/п | Форма работы | Тема | Сроки |
1 | Консультация – рекомендация на информационном стенде «Чудо по имени Театр» | «Давайте поиграем в сказку – поиграем в театр» | Февраль |
2 | Родительская Мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для драматизации сказок) | Мастерим для театра «Что за чудо эти сказки!,,» | Февраль |
3 | Семейное словотворчество | Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем. | Март |
4 | Выставка рисунков детско-родительского творчества | «Любимая сказка»» | Февраль |
5 | Ширма «В помощь родителям» | «Играем в сказку». Сборник игр, заданий, вопросов, игровых ситуаций по сюжетам сказок. | Март |
6 | Консультация-практикум | «Вкусная сказка из теста». (Лепка персонажей сказки «Маша и медведь») | Март |
Итоги проектной деятельности:
• У дошкольников развился устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности, желание участвовать в спектаклях по сюжетам сказок.
• Воспитанники научились импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию).
• Дети стали более выразительно исполнять монологи, диалоги, реплики, песни.
• У дошкольников развиты творческие способности в различных видах деятельности (изобразительной, художественной, речевой, музыкальной и игровой).
• Дети стали лучше владеть куклами, игрушками и всеми доступными видами театр.
• Родители проявили себя активными участниками работы над театральными представлениями.
• Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
• Родители и дети познакомились с историей театра, его видами.
• В группе пополнена предметно–развивающая среда костюмами, декорациями, атрибутами к сказкам, видами театра, персонажами кукольного театра.
• Дети стали дружнее, сплоченнее, хорошо развито чувство партнерства, взаимовыручки.
• Дошкольники в достаточной мере овладели навыками публичных выступлений.
Итоговое мероприятие – Театрализованная сказка «Маша и медведь»
Диагностика развития артистических способностей у детей. Старшая группа.
Музыкально – игровое творчество
Умение самостоятельно выбрать способ оригинальных действий для передачи игрового образа
Основные принципы драматизации:
1. Устойчивый интерес к театральному искусству;
2. Умение давать оценку поступкам действующих лиц в спектаклях;
3. Владение выразительностью речи;
4. Способность понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно выражать своё.
Основные принципы драматизации:
1.Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки действующих лиц;
2. Умение вживаться в создаваемый образ, постоянно совершенствуя его, находя
наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику, жесты, движения.
Характеристика уровней.
Высокий. Творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко выраженная эмоциональность.
Средний. Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в театральную деятельность. Но ребенок затрудняется в выполнении задания.
Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
Низкий. Мало эмоционален, не активен, равнодушен. Спокойно, без интереса относится к театру, к музыкальной деятельности. Не способен к самостоятельности.
Обеспечение:
Литература
1. Г.В. Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
2. И.А. Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
3. О.Г. Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
4. А.Н. Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.
5. А.Г. Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
6. Л.В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
7. Ю. Алянский «Азбука театра» М.:1998г.
8. Н.Ф. Сорокина. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
9. Е.В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации. М.: 2009г.
10. А.Г. Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
11. Е.В. Мигунова Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Великий Новгород, 2006..
12. Н.Б. Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Волгоград 2009г.
13.О.И. Лазаренко «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений. М.:2012г.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организациитеатрализованнойдеятельности в старшей группе
К формам организации театрализованной деятельности дошкольников в старшей группе относится:- совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализ...
Сценарий организации театрализованной деятельности в старшей группе
Сценарий организации театрализованной деятельности в старшей группе...
Организация уголка ряжения для младших групп и театрализованная деятельность в старших группах
предоставление собственного опыта...
План – программа «Сказочная страна» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Настоящая программа составлена с учетом реализации интеграционных связей между образовательными областями, она описывает планирование и организацию театрализованной деятельности дете...
План-конспект организации и проведения театрализованной игры в старшей группе. Тема:«Теремок»
План-конспект организации и проведения театрализованной игры в старшей группе. Тема:«Теремок»...
Театр в детском саду.Центр театрализованной деятельности:"Сказочные тропинки".Организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
27 марта- "Всемирный День Театра". Девиз праздника: "Театр - как средство взаимопонимания и укрепления мира между народами".1).Театр в детском саду.Презентация по теме:"Центр ...