План-конспект сюжетно-ролевой игры «Маленькие энтомологи»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира.
В жизни, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Насекомые - самые первые и постоянные обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду. Они привлекательны, малозаметны, разнообразны. Знания детей о них очень скудны, а их влияние на нашу жизнь огромно. И почему бы параллельно с изучением насекомых не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «энтомолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии насекомых и их влиянием на нашу жизнь.
Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о насекомых в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Мир природы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_syuzhetnoy_igry_malenkie_entomologi.docx | 26.86 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект сюжетно-ролевой игры
«Маленькие энтомологи»
Автор-разработчик:
Ефимчук Галина Ивановна,
воспитатель 1 кв.категории
МАДОУ «ДС № 52 г. Челябинска»
Современные дети мало общаются с природой. В наше время очень важно, чтобы ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок научился замечать красоту окружающего мира.
В жизни, можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, разрушить гнезда, муравейники, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, задача взрослых – воспитать устойчивое негативное отношение к таким действиям.
Насекомые - самые первые и постоянные обитатели животного мира, с кем встречается ребенок в детском саду. Они привлекательны, малозаметны, разнообразны. Знания детей о них очень скудны, а их влияние на нашу жизнь огромно. И почему бы параллельно с изучением насекомых не познакомить детей с интересной и малознакомой профессией «энтомолога», ведь без них мы бы так и не узнали о таком разнообразии насекомых и их влиянием на нашу жизнь.
Данная разработка предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и может быть использована как для совместной деятельности взрослого с детьми, так и для самостоятельной игры дошкольников на этапе закрепления и уточнения полученных ранее представлений о насекомых в процессе проведения тематической недели «До свидания, лето – Здравствуй, детский сад», «Животный мир», «Маленькие исследователи», «Мир природы».
Цель: создание условий, способствующих формированию у детей представления о профессиональной деятельности энтомолога.
Задачи:
- формировать умение реализовывать и развивать сюжет игры;
- познакомить детей с профессией энтомолога;
- пополнить словарь (энтомолог, поход, карта, маршрут, компас, красная книга, привал);
- закреплять умение обследовать объект, уметь его описать и выделять его признаки, фиксировать наблюдения в журнале, делать небольшие выводы
- устанавливать причинно-следственные связи и умозаключения о питании насекомых, способах их передвижения и защиты от врагов, опираясь на особенности строения их тела и окраски;
- поддерживать стремление детей по-своему обустраивать игру, самостоятельно подбирать оборудование;
- воспитывать бережное, гуманное отношение к природе, доброжелательные отношения между сверстниками, умение считаться с интересами и мнением товарищей по игре.
Результаты самостоятельной и совместной продуктивной деятельности
по наполнению игрового уголка
- игры: многоуровневый пазл «Рождение бабочки», шашки «Насекомые», «Крестики-нолики» (насекомые), «Моталочка»;
- дидактические пособия и оборудование: «Красная книга Челябинской области» (раздел «Насекомые»), фотоальбом насекомых Челябинска, макет муравейника, пасеки, цветочного города; звуковая студия жужжания, халаты для проведения исследований, карта маршрута, фотоаппарат, медицинская аптечка, микроскопы, лупы, коллекция насекомых (муляжи и насекомые, сделанные своими руками из природного и бросового материала), сачок.
Прогнозируемый результат:
- умеют развивать сюжет игры, договариваться в ходе игры, развивать диалог;
- имеют представления о мире насекомых и профессии «энтомолога»;
- знают, какую пользу или вред могут принести насекомые;
- умеют рассуждать, наблюдать за насекомыми, бережно относятся к ним;
- пополнен уголок играми и пособиями.
Предварительная работа:
- беседы: «Какие бывают насекомые», «Насекомые. Какие они?», «Опасные насекомые», «Таинственные мир насекомых», «Кто такие насекомые?», «Красная книга Челябинской области»;
- наблюдения за насекомыми на прогулках;
- экскурсия в краеведческий музей и по территории детского сада;
- дидактические игры: «У кого что есть?», «Найди различия и сходства», «Узнай насекомое», «Лото», «Насекомые на лугу», «Закончи предложение», «Вредное, не вредное насекомое»;
- подвижные игры: «Медведь и пчелы», «День и ночь», «Поймай комара»;
- конструирование «Пасека» (конструктор), «Цветочный город» (поделки из бросового и природного материала);
- чтение художественной литературы: басня И.Крылова «Стрекоза и муравей», чтение отрывков из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» с музыкальным сопровождением из оперы Римского-Корсакова (полет шмеля, комара, мухи), В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; загадки о насекомых; рассматривание энциклопедий;
- инсценировка сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»;
- изготовление совместно с детьми и родителями атрибутов для игр.
игровые роли: | оборудование | игровые действия: |
начальник экспедиции | Карта маршрута, халат | организует экспедицию, разрабатывает маршрут похода, указывает место на карте с отметкой пункта назначения, задает маршрут пути. Рассказывает об оборудовании, которое нужно взять с собой; контролирует работу всей группы; разрешает спорные вопросы; принимает окончательные решения. Проводит научное собрание по итогам экспедиции |
энтомологи | Лупы, халаты, микроскопы, контейнеры для сбора насекомых, фотоаппарат, сачок, журналы для записей | складывают рюкзаки; идут намеченным маршрутом; складывают образцы в специальные контейнеры, делают фотосъёмку среды обитания. Ведут наблюдение за насекомыми, изучают строение, определяют их вред или пользу для человека, составляют коллекцию, ведут записи и зарисовки насекомых в журналах. Во время похода делают привал – отдыхают, принимают пищу. |
врач | Халат, медицинская аптечка | оказывает первую медицинскую помощь при укусах насекомых, следит за здоровьем участников экспедиции |
повар | Котелок, предметы –заместители для оборудования костра, посуда (миска, ложки, кружки, половник) | организует питание участников экспедиции (устанавливает треногу, разводит костер, готовит пищу, собирает участников экспедиции у костра, раскладывает еду). |
Линии развития сюжета:
1) организация экспедиции для исследования насекомых
2) обсуждение плана поиска по карте-схеме;
3) сбор оборудования для экспедиции;
4) прохождение маршрута;
5) исследование насекомых;
6) фотографирование, фото промежуточных исследований с зарисовками в журналах;
7) привал, прием пищи;
8) оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях (укусы насекомых);
9) сбор коллекции насекомых;
10) научное собрание, подведение итогов исследования (создание фотоальбома насекомых нашего города и Красная книга «Насекомые Челябинской области».
Сопутствующие сюжеты
«Лаборатория»
Роли: лаборанты, начальник лаборатории
Атрибуты: пробирки, чашки Петри, микроскопы, лупы, халаты, бейджи и т.п.
Игровые действия: лаборанты проводят исследования насекомых и заносят их в журналы, устанавливают, какую пользу или вред для человека приносят насекомые, составляют списки насекомых для Красной книги; начальник лаборатории распределяет обязанности и раздает задания лаборантам, проверяет их работу, собирает научный совет по итогам проведенных исследований.
«Пасека»
Роли: пчеловоды, пчелы
Атрибуты: конструктор для сбора ульев, инструменты, костюмы или головные уборы для обозначения пчел, искусственные цветы.
Игровые действия: пчеловоды - оборудуют пасеку, устанавливают улья, собирают мед; пчелы собирают мед.
«Музей насекомых»
Роли: экскурсовод, посетители музея.
Атрибуты: коллекция насекомых, фотоаппараты, указка.
Игровые действия: экскурсовод проводит экскурсию, посетители фотографируют, задают экскурсоводу вопросы.
«Кафе для насекомых»
Роли: повара, официанты, посетители-насекомые.
Атрибуты: шапочки насекомых, меню, посуда и т.п.
Игровые действия: повар готовит блюда, официанты берут заказы и подают готовые блюда, посетители делают заказ, едят.
«Киностудия «Веселый кузнечик»
Роли: оператор, режиссер, артисты-насекомые, декораторы, мастера по изготовлению игрушек.
Атрибуты: шапочки насекомых или муляжи-игрушки насекомых, декорации, камера и т.п.
Игровые действия: оператор снимает сценки с насекомыми, режиссер придумывает сюжет фильма, артисты переодеваются и произносят диалоги или монологи по замыслу режиссера, декораторы готовят декорации, мастера изготавливают игрушки насекомых.
Роль педагога: Воспитатель включается в свободную детскую деятельность и принимает позицию играющего партнёра, создаёт зону ближайшего развития самостоятельной игры детей, подсказывает проблемные игровые ситуации, которые создаются путем изменения предметно-игровой среды и активизирующего общения взрослого с детьми, передаёт доступные для детского понимания сведения, стимулирует проявления разнообразных творческих способностей детей и детскую деятельность, моделирует возможные результаты игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры «Больница» для детей средней группы детского сада
Представление о работе врача, поведения пациента на приёме. умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре. Получение представления о здоровом об...
План-конспект организации сюжетно - ролевой игры.
В данном материале предоставлена информация по написанию плана - конспекта сюжетно-ролевых игр....
План-конспект организации сюжетно-ролевой игры
Расширить знания детей об общественной жизни, о профессиях, назначении профессий; совершенств...
План -конспект "Организация сюжетно - ролевой игры во второй младшей группе на тему "Парикмахерская"
Материал для воспитателей второй младшей группы по организации игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО...
План-конспект к сюжетно-ролевой игре "Магазин" в младшей группе
План-конспект к с.р.и. "Магазин" в младшей группе...
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры в средней группе.
План-конспект развития сюжетно-ролевой игры в средней группе....
План - конспект организации сюжетно - ролевой игры «Школа»
В данной статье представлен план- конспект организации сюжетно- ролевой игры "Школа", включающий:программное содержание, задачи по развитию игры, основные сюжетные линии, ход игры....