Картотека "Россошь - моя малая родина"
картотека по окружающему миру (старшая группа)
Коллеги, легко, играя, вы познакомите детей дошкольного возраста с помощью физминуток, пальчиковых и артикуляционных гимнастик, логоритмических упражнений, речевых игр и стихотворений с малой родиной - городом Россошь. В картотеке собран познавательный и игровой материал, который интересен и полезен ребятам старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossosh_-_moya_malaya_rodina.docx | 266.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1. Физминутка.
2. Пальчиковая гимнастика.
3. Артикуляционная гимнастика.
4. Зрительная гимнастика.
5. Сюжетная дыхательная гимнастика.
6. Психогимнастика.
7. Логоритмическое упражнение.
8. Речевое развитие: стихи, загадки, считалки, потешки, пословицы, поговорки.
9. Речевые игры.
10. Подвижные игры.
ФИЗМИНУТКА
«Нет на свете Родины красивей»
Нет на свете Родины красивей –
(Шагают на месте)
Боевой страны богатырей.
(Изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей.
(Шагают на месте и широко разводят руки)
«Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава.
(Дети плавно качают руками над головой)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания – руки вверх)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья –
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте)
Там немного отдохнём.
(Дети садятся)
«Наша Родина – Россия»
В нашей стране горы высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы – ребята вот такие!
(Имитация движений по тексту)
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
1.Упражнение на дыхание: «Вырасти большой»- встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх. Хорошо потянуться, подняться на носки — вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х». Повторить 4–5 раз.
2.Артикуляционные упражнения: Сказка о Веселом Язычке «Путешествие по городу». На улице ярко светит солнце, поют птицы, цветут цветы. А Язычок загрустил.
«Птенчики» -открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 сек. В это время по улице пробегал котенок Бублик.
«Катушка»- улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком широкого языка с силой упереться в нижние зубы. Удерживать на счет до 5. Выполнять мелкие движения выгнутым языком вперед-назад, не отрывая языка от зубов. Он решил заглянуть к Язычку и пригласить его в путешествие по городу. Язычок выслушал друга и улыбнулся
«Улыбка»- широко улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы (челюсти сжаты), и удерживать губы в таком положении в течение 5 сек., Язычок конечно был согласен. Друзья стали составлять маршрут. Куда же им пойти? Первым делом они отправились на речку.
«На речку» - при открытом рте поочередно касаться языком сначала верхней губы, затем верхних зубов, альвеол и стали загорать.
«Лопаточка» - рот открыт. Губы в улыбке. Широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении 5 сек. И вдруг они увидели водную горку, с которой катиться было очень весело.
«Горка» - рот открыт. Кончик языка за нижними резцами. Спинку языка поднять вверх «горкой». Посередине языка – желобок. Удержать 10-15 сек. Язычок посмотрел по сторонам.
«Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому, и увидел, как играют в футбол. Ему тоже очень захотелось попробовать. И вместе с бубликом они дружно играли в мяч.
«Спрячь конфетку» - широким кончиком языка коснуться во рту бугорков, находящихся за верхними резцами. После отдыха на речке друзья отправились домой.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Заборчик»
Поднимать глаза вверх и опускать вниз.
«Мостик»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. З
(Закрывают оба глаза)
Наши глазки отдыхают,
Упражнения выполняют.
(Продолжают стоять с закрытыми глазами)
А теперь мы их откроем,
Через речку мост построим.
(Открывают глаза, взглядом рисуют мост)
Нарисуем букву о, получается легко.
( Глазами рисуют букву О)
Вверх поднимем, глянем вниз,
(Глаза поднимают вверх, опускают вниз)
Вправо, влево повернем,
(Глаза смотрят вправо- влево)
Заниматься вновь начнем.
(Глазами смотрят вверх, вниз)
«Отдыхалочка»
Мы по городу гуляли
Наши глазки так устали
Мы дадим им отдохнуть,
Их закроем на чуть-чуть.
А теперь их открываем
И немного поморгаем.
(Дети выполняют действия, о которых идёт речь)
СЮЖЕТНАЯ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
«Природные богатства Родины»
«Какая река большая»
И.п.: о.с. 1 – вдох, руки в стороны, вверх, подняться на носки; 2 – руки вниз, опуститься на стопу, на выдохе произносить: «А-а-а-х!». Повторить 3-4 раза. Шум реки.
«Какой лес большой»
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на длительном выдохе произносить: «Ш-ш-ш!». Повторить 3-4 раза. Шум леса
И.п.: о.с. 1 – вдох; 2 – на выдохе произносить: «С-с-с!»; 3 – вдох; 4 – на выдохе произносить: «Ш-ш-ш!»; 5 – вдох; 6 – на выдохе произносить: «Щ-щ-щ!». Повторить 2 раза.
«Вдыхаем запах леса»
И.п.: о.с. 1 – руки поднять вверх (вдох); 2 – руки опустить вниз (выдох). Повторить 2-3 раза.
ПСИХОГИМНАСТИКА
«Дом»
Выражение эмоционального и психофизического состояния
Выразите чувство радости: наконец-то мы вернулись домой из дальнего путешествия. Вы выполняли очень тяжёлую домашнюю работу, покажите состояние усталости.
Образные перевоплощения
Изобразите дом, покинутый хозяевами; старую избушку; дом, в который въезжают новосёлы и т.д.
Образно-пластическое творчество детей
Представьте. Что мы – строители. Наливаем краску в ведро, красим стены, ставим лестницу к стене, поднимаемся по лестнице, забиваем гвозди молотком, сверлим дырки дрелью, вставляем стёкла в рамы. Проводим электропроводку, открываем и закрываем замок.
Передайте движением, мимикой и позой общение каменщика и крановщика, экскаваторщика и водителя самосвала.
Угадайте, что ребёнок делает. (Один ребёнок показывает действия строителей, а другие угадывают).
ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ УПРАЖНЕНИЕ
«Родина»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля, -
(Приставляют правую ладонь ко лбу «козырьком», смотрят вправо – влево)
Это русская природа,
(Разводят руки в стороны перед собой)
Это Родина моя.
(Ставят руки на пояс)
Вижу горы и долины,
(Сводят руки над головой – «горы»)
Вижу степи и луга, -
(Плавно опускают перед собой сведенные руки ладонями вниз)
Это русское раздолье,
(Разводят руки в стороны перед собой)
Это Родина моя.
(Ставят руки на пояс)
Слышу пенье жаворонка,
слышу трели соловья, -
(Прикладывают поочередно правую и левую руку у уху, прислушиваются)
Это русская сторонка,
(Разводят руки в стороны перед собой)
Это Родина моя.
(Ставят руки на пояс)
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
«Родина»
Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля –
Это Родина моя!
Где Родины моей исток? – ты спросишь.
– А там, где вербы шепчутся листвой.
И, где стоит мой славный город Россошь,
Над чистой речкой Черной Калитвой.
Вишневый край, родимый край!
Ты никогда его не бросишь.
Вишневый край, родимый край,
Мой уголок, мой город Россошь...
(Р.Е. Дерикот)
«Моя малая Родина»
Я люблю свою малую родину –
Яблонь цвет и туман над рекой,
Поспевает на дачах смородина,
Зреет вишня. Цветет зверобой.
Рано утром по тропке приметной
Я бегу – порыбачить хочу.
Клен приветливо машет мне веткой,
К родниковому манит ключу.
У зеркальной воды я под ивой
Притаился и рыбу ловлю.
До чего же вокруг все красиво…
Город Россошь, тебя я люблю!
ЗАГАДКИ
За околицей цветут
Белые ромашки,
Жаворонки поют
Над широкой пашней.
Теплый ветер принесет
Аромат смородины,
Так чего дороже нет? —
Нет дороже... (Родины)
Сердцу место дорогое
Буду я всегда любить!
Место это знаю я,
А вы знаете, друзья? (Родина)
О ней все знают,
Любят, уважают,
А солдат на посту
Бережет, охраняет.
Кто она, все знают! (Родина)
Где раньше в праздник всем народом
В деревне хоровод водили?
Такие танцы у народа
В стране по имени … (Россия)
Где белоствольные берёзки
Растут кругом под небом синим?
Они милы и так неброски,
Берёзки родом из… (России)
В какой стране под небом вьётся
Флаг бело-сине-красный?
Врагу он в руки не даётся,
Такой флаг есть в стране… (России)
Где раньше сарафаны всюду
Все женщины до пят носили?
Наряды эти – просто чудо,
Они пришли к нам из … (России)
Откуда яркая матрёшка,
А также вкусная окрошка?
Кого б об этом ни спросили,
Ответят дружно – из… (России)
А ну, быстрее угадай-ка,
Откуда родом балалайка?
Её давно все полюбили,
А родилась она в… (России)
А где же изобретены
Наивкуснейшие блины?
На Масленицу их любили,
Ну, ясно где – опять в… (России)
Их в старину и стар, и млад,
Плести умели все подряд
И с удовольствием носили,
Откуда лапти? Из… (России)
А кто ответит мне сейчас –
В какой стране придуман квас?
Его, наверняка, вы пили,
Квас тоже родом из… (России)
Пошла я как-то на базар
Купить пузатый самовар,
Чтобы друзья чайку попили,
А самовар-то из… (России)
Пойди вкуснее поищи,
Чем из печи простые щи!
А где хозяйки их варили?
Как где, конечно же, в… (России)
Пышет баня пылом-жаром,
И придумана недаром
Там, где снег, мороз да иней,
Баня в матушке… (России)
ПОСЛОВИЦЫ
Родной край – сердцу рай.
Родной край – сердцу рай.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
На чужой стороне и весна не красна.
РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ
«Назови ласково»:
город – городок
флаг – флажок
мост – мостик
магазин – магазинчик улица – улочка
дом – домик «Один – много»: город – города
вокзал – вокзалы
магазин – магазины
улица – улицы
горожанин – горожане
аптека – аптеки
дом – дома
парк – парки
флаг – флаги
«Есть – нет»:
город – города
вокзал – вокзала
магазин – магазина
улица – улицы
горожанин – горожанина
аптека – аптеки
дом – дома
парк – парка
житель – жителя
«Посчитай» Один город, три…, пять… Одна улица, три …, пять…
«Ответь на вопросы»
В какой стране мы живём? Какой город является главным городом России? Как ещё можно назвать главный город нашей страны?
В какой области мы живём?
Как называется наш город?
«Кто в какой стране живет?»
Наша страна Россия, а мы живущие в России – россияне.
В Италии живут – итальянцы.
В Англии – англичане.
В Испании – испанцы.
В Америке – американцы.
Во Франции – французы.
В Германии – немцы.
В Китае – китайцы.
В Грузии – грузины.
«Ответь на вопрос»
Какие 3 отличительных символа есть у любой страны, в том числе и у России? (Гимн, герб, флаг).
Родителям можно предложить дома, вместе с ребенком составить коллаж на тему: «Россошь – моя малая Родина» (вырезать из различных журналов, газет, распечатать с интернета фотографии по теме, красиво расположить их на листе бумаги и приклеить, взрослому можно подписать высказывания ребенка под фотографиями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Моя малая родина (дом, семья, детский сад)» Тема: «Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к моей малой родине»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ" , ориетированая на...
Материалы проекта Моя малая Родина Презентация Моя малая Родина
Презентация Моя малая Родина...
Альбом для ознакомления детей с малой Родиной «Моя малая Родина - Сходня»
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоен...
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – любимый Сахалин».
Конспект интегрированного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина &ndash...
Башарова Светлана Явдатовна, «Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины» (поэт, композитор, художник малой Родины) возрастная группа: подготовительная, 6-7лет Россия, Республика Татарстан, Агрызский
Башарова Светлана Явдатовна,«Лучший проект профориентационной работы в детском саду» в номинации «Профессии моей малой Родины»(поэт, композитор, художник малой Родины)возр...
«Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»
Тема: «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия, моя малая Родина – Республика Башкортостан»Цель: расширять представления детей о родном крае, ...
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотического воспитания детей» Тема: «Моя малая Родина»
Открытое занятие с использованием регионального компонента «Любовь к малой Родине, как необходимое условие фундамента патриотическоговоспитания детей» Тема: «Моя малая...