Проект "Мы живём на Урале"
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке, фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_my_zhivyom_na_urale.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ладушки»
Проект
«Мы живём на Урале»
Составитель: Вотинцева Людмила Иосифовна воспитатель высшая квалификационная категория |
г. Качканар, 2018 г.
Аннотация
«Красота родного края, открывающая благодаря сказке,
фантазии, творчеству, - это источник любви к Родине…
пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,
пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,
в которых воплощается Родина».
В. Сухомлинский
Актуальность: Реализация системы образования невозможна без знаний истории, традиций и культуры своего родного края. Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста, в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий рассматривают национально-региональный компонент. Мы живем в богатейшем крае на Среднем Урале. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя «Свердловская область». Мы должны заложить у ребёнка любовь к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях, и, в то же время, приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Вид проекта: информационно-познавательный
Время реализации 9 месяцев (1 сентября-30 мая)
Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный.
Состав участников: воспитанники группы, педагоги, родители воспитанников.
План по реализации проекта
детей подготовительного к школе возраста
Цель проекта: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям.
Задачи:
1. Познакомить детей с природой Урала: природно-географическими зонами: лесной, горной, степной. Дать сведения о названиях некоторых природных озер, гор, рек. Уточнить знания о растительном и животном мире Урала.
2. Расширять познавательный интерес к истории развития родного края, видам хозяйствования, особенностям жилища, календарным обрядам, традициям и обычаям среди народов, распространенных на Урале.
3. Учить выделять выразительные средства произведений уральского устного народного творчества: колыбельной песни, пословицы, небылицы.
4.Приобщать детей к истокам национальной и региональной культуры. Познакомить детей с творчеством писателей, поэтов и композиторов Урала; с произведениями декоративно-прикладного искусства Урала: гравюрой, чеканкой, вышивкой, литьем, камнерезным искусством и др. развивать умение понимать художественный язык народного искусства, семантику образов.
5.Расширять представления детей о родном городе Качканаре: гербе, его достопримечательностях и памятных местах, улицах и площадях, предприятиях, архитектурных сооружениях и их назначении (театрах, музеях, дворцах спорта).
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
1. Дети имеют представление о природе Урала, о растительном и животном мире уральского региона.
2. Дети имеют представление о народах, населяющих Урал, их особенностях жилища, обычаях, традициях, календарных праздниках.
3. Дети знают произведения уральского устного народного творчества.
4. Дети знакомы с Урало-сибирской росписью и другими произведениями декоративно-прикладного искусства Урала.
5. Дети знают название своего родного города, имеют представления о гербе, флаге города, достопримечательностях города.
Этапы работы над проектом:
I. Подготовительный этап
- постановка цели и задач; информирование родителей по теме проекта;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- подборка иллюстраций, картин, презентаций по темам занятий и бесед;
- подборка детской литературы по тематике проекта;
- выбор материалов для реализации проекта.
II. Основной (практический)
Реализация проекта через взаимодействие с детьми, родителями; внедрение различных форм работы во все виды деятельности детей
Сентябрь:
1. «Наши любимые фрукты», «Наши полезные овощи».
Оформление папок-передвижек «Наши любимые фрукты», «Наши полезные овощи». Рисунки детей «Овощи и фрукты на столе».
2. «Моя семья».
Составление рассказа о своей семье с помощью семейного альбома. Рисунки детей по данной теме.
3. «Достопримечательности Среднего Урала».
Знакомство с достопримечательностями Среднего Урала (горы, памятники природы, здания).
4. «Мой край – земля Урала».
Развивать представления детей об особенностях и культурных традициях жителей родного края с помощью сюжетных картин.
Октябрь:
1. «Культура и искусство народов Среднего Урала».
Познакомить детей с различными видами искусства Среднего Урала, художниками-живописцами, познакомить с картинами - пейзаж, натюрморт, портрет.
2. «Знакомство детей с уральскими писателями (П. П. Бажов, Д. Н. Мамин-Сибиряк). Продолжать знакомить детей с творчеством писателей, иллюстрациями к их рассказам и сказкам. Узнавание детьми рассказа писателя по иллюстрации, писателя – по портрету.
3. «Золотая осень».
Оформление открытки на осеннюю тему с использованием засушенных листьев и фотографий детей.
4. «Сказы П. П. Бажова», рассматривание иллюстраций по теме.
Продолжать знакомить детей с творчеством П. Бажова. Узнавание детьми иллюстраций к сказам П. Бажова.
Ноябрь:
1. «День народного единства».
Закрепление знаний по данной теме при помощи иллюстративного материала, фотографий, беседы.
Оформление папки-передвижки «День народного единства».
2. «Знакомство детей с обитателями рек и морей на Урале»
Расширить представления и знания о рыбах, живущих в реках и морях Урала. Аппликация «Морские обитатели».
3. «Рассказы детей о животных родного края».
Создание альбома «Расскажем детям о птицах и животных».
4. «Путешествие птиц на юг и жизнь зимующих птиц».
Расширить представления о перелётных и зимующих птицах.
Разгадывание кроссворда «Птицы».
Декабрь:
1. «Зима на Урале. Какая она?»
Расширить знания детей о природе, об окружающем мире, об отличительных признаках зимы на Урале. Создание коллажа «Зимушка-зима».
2. «Уральская роспись».
Познакомить детей с изображениями уральской росписи в одежде, на предметах быта. Рисунки детей «Уральский народный костюм».
3. «Музыкальная жизнь Урала - часть русской национальной культуры».
Продолжать знакомить детей с уральскими композиторами и их репертуаром для детей (П. Чайковский). Прослушивание мелодий уральских композиторов.
Январь:
1.«Детям о солнце».
Расширить представление о том, что Солнце является источником тепла и света. Воспитывать бережное отношение к природе. Поставить с детьми опыты: где предметы нагреваются быстрее – в тени или на солнце.
Просмотр презентации о солнце.
2. «Загадки лесов Среднего Урала».
Учить детей различать деревья по картинкам, дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная, ель сибирская. Воспитывать доброту, отзывчивость, эстетические чувства, любовь к природе.
Просмотр презентации "Наше богатство – лес".
3. «Как зимуют птицы и животные нашего края. Кто главный в лесу?»
Познакомить детей с жизнью птиц и животных зимой; учить различать следы зверей; воспитывать любовь к природе, ко всему живому.
Создание кормушек для птиц своими руками. Создание коллажа «Зимний лес».
Февраль:
1. «Мой город и спорт ».
Познакомить детей со спортивными клубами КачканараРисунки детей «Я стану спортсменом».
2. «Иллюстраторы детских книг».
Познакомить детей с творчеством иллюстраторов (Ю. Васнецов, Е. Рачев, Е. Чарушин, учить замечать сходства и различия в их работах.
3. «Уральская роспись в узорах на посуде».
Продолжать знакомить детей с уральской росписью (завитки, бутоны, оживки) на посуде. Рисунки детей «Подносы».
4. «День Российской армии».
Расширить знания детей о российской армии, празднике «23 февраля», воспитывать чувство гордости за свою страну. Создание коллажа «Папы – наша гордость!»
Праздник пап. Вернисаж «Я горжусь своим папой»
Март:
1. «Народные праздники».
Расширить представления и знания о народных праздниках, играх-забавах и народных гуляниях. Развлечение «Масленица».
2. «Всемирный праздник – 8 марта».
Расширить знания о празднике «8 марта», познакомить с его историей и традициях празднования в разных странах.
Подарки для мам своими руками.
3. «Уральские горы».
Познакомить детей с несколькими названиями гор на Урале и вокруг Качканара, дать общее представление о них, используя наглядный материал.
Создание альбома "Горы Среднего Урала".
4. «Реки нашего края».
Расширить знания детей о главной реке города – Исети. Познакомить детей с реками нашего края – Чусовая, Урал, Белая, дать общее представление о них.
Просмотр презентации о реках.
Апрель:
1. «Весна в городе».
Расширить знания о природе, знакомить с растениями своего города. Уточнить представления о последовательности роста и развития растения. Воспитывать бережное отношение к растениям, природе.
Разгадывание кроссворда «Весенняя пора».
2. «Птицы вьют гнезда».
Сформировать у детей представление о жизни птиц весной. Воспитывать бережное отношение к лесу, краю, в котором живем. Экскурсия по территории детского сада (наблюдение за гнездованием птиц).
3. «Проснулись насекомые».
Расширить представление у детей о насекомых, их жизни в природе, способах питания. Воспитывать бережное отношение к природе, развивать наблюдательность. Аппликации на выбор «Муравейник», «Бабочки», «Улей».
4. «Лекарственные растения».
Закрепить знания о лекарственных травах (ромашка, календула, мелиса и др.) Развивать внимание, наблюдательность. Учить проявлять заботу о растениях. Создание коллажа «Лекарственные растения» из заготовок, вырезанных из газет, журналов.
Май:
- Акция «Зелёный участок».
Привлечь детей, родителей к благоустройству и озеленению территории детского сада.
2. «Великая Победа».
Расширить представления детей о празднике «9 мая», познакомить детей с городами-героями. Воспитывать чувство гордости за свою страну и фронтовиков, чувство патриотизма.
Проведение акции «Бессмертный полк», оформление выставки «Наши герои».
Продукт проекта : презентация «Мы живём на Урале»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект на тему: "Мы живём на Урале." (приобщение детей к истокам культуры родного края)
Освоение детьми фольклорного наследия родного края , как самобытной, целостной системы гармоничного и творческого развития личности....
Методический материал к проекту "Мы живём на Урале"
Данный материал содержит конспекты занятий по непосредсвенной образовательной деятельности, сценарии праздников и вечеров развлечений по ознакомлению дошкольников с родным краем....
Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"
Разделы ООП ДО - Модуль "Мы живём на Южном урале"...
Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"
Интегрированное занятие в подготовительной группе " Мы живём на Южном Урале"...
Региональный компанент. "Мы живём на Южном Урале".
Этот материал поможет начинающим воспитателям....
"Мы Живём на Южном Урале"
Надеюсь поможет молодому специалисту....