Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе "Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Тема: Виртуальная экскурсия в картинную галерею на выставку «Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_virtualnoy_ekskursii.docx | 135.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
ООД по познавательному развитию в подготовительной группе
Составитель: Нестеренко Н. А.
Тема: Виртуальная экскурсия в картинную галерею на выставку «Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана»
«У колоколов есть своя душа, своя жизнь.
Как у океана, у них есть свой язык.
Язык сильный, звучный, святой, молитвенный!
Едва проснется день как уже со всех златоглавых
церквей раздается согласный гимн колоколов…
О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!»
М.Ю. Лермонтов
Цель: познакомить детей с колокольным звоном в картинах русского художника И. Левитана.
Задачи:
- приобщать детей к духовному творчеству русских художников;
- способствовать развитию положительных эмоций через приобщение детей к произведениям искусства;
- развивать наблюдательность, воображение, художественный вкус, зрительную память, умение излагать мысли;
- помогать постичь эстетические и нравственные ценности, заложенные в художественных образах.
Словарная работа:
активизация слов: холст, пейзаж, бейджик, экскурсовод;
пояснение слова «репродукция (картин)»
Создание среды для организации и проведения ОД: репродукции картин, музыкальный центр, бейджик экскурсовода, мольберты, дидактическая игра.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Предварительная работа:
- беседа о картинных галереях, о правилах поведения в них;
- рассматривание репродукций картин И. Левитана, М. Якунчиковой, А. Лентулова, И. Горюшкина- Сорокопудова;
- чтение худ. литературы и разучивание стихотворений о колоколах и
колокольных звонах.
Ход ООД:
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить виртуальную экскурсию в картинную галерею на выставку «Колокольный звон в картинах русского художника И. Левитана»
- Кто знает, что такое картинная галерея?
Дети:( специально устроенное помещение, в котором развешаны картин для
обозрения).
Воспитатель: Кто трудится в картинной галерее?
Дети: (научные сотрудники, смотрители, экскурсоводы)
– Экскурсовод – это тот, кто проводит экскурсии.
– Научный сотрудник – собирает материал по выставке (в архиве, библиотеке, в интернете, документах).
– Смотритель – смотрит за порядком и поведением посетителей.
Воспитатель: Перед тем, как отправиться на экскурсию, давайте вспомним правила поведения в галерее.
Дети:
- не кричать и не шуметь, не трогать экспонаты руками;
- не перебивать экскурсовода, вопросы задавать с поднятой рукой;
- по залам музея следует передвигаться бесшумно;
- громко разговаривать недопустимо;
- в конце мероприятия необходимо поблагодарить экскурсовода за экскурсию.
Воспитатель: Наша галерея особенная. В ней три зала, которые названы так:
1-й зал: «Картинный»
2-й зал: «Поэтический»
3-й зал: «Игровой»
Теперь можно начать экскурсию.
– Чтобы нам оказаться в галерее, нужно с закрытыми глазами повернуться вокруг себя и сказать «заветные» слова: «И раз - и два - и три!
Мы в галерее, посмотри!»
II. Основная часть
На мольбертах размещены репродукции картин И. Левитана
Воспитатель: Вот мы и в галерея, в первом зале «Картинном». Посмотрите, перед нами картины русского художника И. Левитана. Подойдите поближе. Об одной из этих картин я вам сейчас расскажу.
Эта картина называется «Тихая обитель.
"Тихая обитель" является одной из самых знаменитых картин выдающегося русского художника Исаака Левитана. В центре картины автор изобразил речку, через которую перекинут деревянный мост. На ближайшем берегу мы видим небольшой участок с зеленой травой и белыми полевыми цветами. На дальнем берегу в тени раскинулась зеленая поляна с белыми цветами и кустарниками.
От моста в глубь леса идет тропинка. В отличие от поляны, лес освещен солнцем. Сквозь зеленые деревья видны белокаменные стены монастыря. Над верхушками деревьев возвышаются зеленые и золотые купола.
Летнее утро. Студеная полная река плавно огибает лесистый мысок. Через нее перекинут жиденький мост на жердочках. Из-за берез противоположного берега алеют в холодных, розовых лучах, на совершенно светлом небе, купола и колокольня небольшого монастыря. Здесь мягкая гамма золистых тонов особенно хорошо передает немного грустную красоту русской природы, частью которого можно назвать и окруженный рощей монастырь, с белой церквушкой и изящной стройной колокольней. Кажется, что поворот реки подчеркивает мерный ритм негромкого монастырского звона, расходящийся по округе, словно круги по воде. Вспыхивающие на воде и в листве краски можно сравнить с его звонкими акцентами, а мерное течение реки объединяет их в единый ритм или единый поток.
Художнику удалось создать ощущение живой природы, способной разбудить все вокруг. Глядя на художественное творение, можно представить, что где-то воздух колышет мелкие травинки, шелестит листвой и постепенно вокруг все начинает оживать, и будто заново перерождается. Художник призывает вас чаще оглядываться вокруг себя и не забывать, что можно найти что-то интересное и непредсказуемое.
Воспитатель: А вы хотите побыть взрослыми? Я предлагаю вам стать экскурсоводами. Попробуйте сами рассказать о следующей картине. Нам надо выбрать экскурсовода, кто хочет рассказать о картине? Чтобы выделить экскурсовода, нам помогут бейджик и указка.
(Ребенку, который захотел рассказать о картине, прикрепляется бейджик экскурсовода)
Ребенок: примерный рассказ ребёнка о картине И. Левитана «Вечер. Золотой Плес»
Одна из самых замечательных работ Левитана "Вечер. Золотой Плес" была навеяна колокольным звоном на небольшой колокольне города. Мягкие нежные краски и плавные очертания течения Волги изумительно достоверно создали умиротворяющую атмосферу летнего вечера в русском городе. Один из современников художника так писал об этой картине: " Кажется, сейчас ударит колокол и невольно на память приходят молитвенные слова "Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех благоволение"
На картине Левитана «Вечер. Золотой плес» изображен склон берега Волги. Пейзаж освещен золотистыми солнечными лучами. Перед взором зрителя предстает маленький прибрежный городок.
На полотне изображен летний закат. Солнце только начало садится, потому его свет так ярко освещает гладь реки.
На переднем плане – склон берега. Он покрыт выгоревшей на солнце травой. Ближе к Волге начинается лет. Чуть поодаль – тропинка, которая ведет к зданиям. Среди них – небольшой домик из белого камня с красной черепичной крышей, церковь и колокольня из белого камня. Они придают пейзажу особый шарм и умиротворенность. Еще дальше среди дымки надвигающегося вечера видны еще несколько домой. Большая часть строений городка скрыта деревьями и частым кустарником.
Солнечные лучи покрывают собой всю водную гладь, и кажется, будто не вода там вовсе, а жидкое золото. Река кажется бескрайней – художник отразил всю ее природную силу и мощь. Величавый простор всего пейзажа вызывает восхищение.
На дальнем плане изображен берег реки. На него уже немного опустилась дымка заката, все его виды и очертания слились воедино в синевато-лиловом цвете. Весь берег поник в тени надвигающейся ночи, которая вот-вот перекинется и на небольшой городок на другом берегу.
Полотно создает ощущение тишины и умиротворения для созерцающего. Тихое течение воды, спокойный закат – все это создает только самые приятные впечатления, вызывает воспоминания из детства. Художник удивительно реалистично изобразил все краски летнего заката, все многообразие красоты летней природы.
Созерцание картины «Вечер. Золотой плес» вводит зрителя в глубочайшие раздумья, вызывает яркие воспоминания, вселяет в душу гармонию и покой, дает надежду.
Воспитатель: И самая музыкальная картина И. Левитана «Вечерний звон»
На полотне «Вечерний звон» изображён Кривозерский монастырь на Волге близ города Юрьевца.
Этот пейзаж Левитана обладает интересной композицией и разделением изображения на три области, которые отличаются друг от друга освещённостью. Так ближний к зрителю берег находится в тени, краски мрачные, солнечные лучи не попадают туда. Центр озера освещён лучами заходящего солнца, а водная гладь отражает монастырь и деревья, растущие на берегу, облака, плывущие по небу.
Художнику прекрасно удалось передать красоту природы и солнечного света. Можно даже сказать, что на одной картине мы видим, как меняется освещение в течение дня.
Цвета, которые использовал Левитан в написании картины, очень спокойные и натуральные, т. е. природные. В них и нет волшебства, но возникает спокойствие и гармония от рассматривания этого полотна.
Прославленная картина "Вечерний звон" не является портретом определенной местности - как и "Тихая обитель", она создана под впечатлениями Левитана от двух монастырей: под Звенигородом и на Волге. Художник и не ставил своей задачей изобразить определенное место - картина является состоянием души, медитацией, в которую погружается человек, когда видит старинный монастырь в золотых лучах заката, и слышит головокружительный перезвон колоколов, зовущих то ли на службу, то ли в небо за журавлями... Мастерство живописца позволило Левитану наполнить картину вечерним звоном. В изображенной им небесной выси слышится музыка церковных колоколов, разлетающаяся над верхушками деревьев, рекой с проплывающей по течению лодкой с людьми, крохотным деревянным пирсом и сидящем в небольшой лодке у берега человеком, фигуру которого замечаешь не сразу.
На картине «Вечерний звон» Левитан изобразил тихий теплый летний вечер. Яркие лучи заходящего солнца выделяют белоснежные стены церкви, над спокойной рекой разносится мелодичный колокольный звон вечерней молитвы, рождая в сердцах умиротворение, приятную тоску и светлую печаль. Пейзаж полон величия и торжественности за счет светового контраста уже темной земли и еще светлого, с розовым оттенком, неба, ясно и четко отражающегося в недвижимой глади воды. Река также преисполнена спокойствия, по ней едва заметно скользит небольшая лодка, в которой люди переправляются на тот берег. Возле ближнего берега изображены еще две привязанные к берегу лодки со скучающим лодочником. В тихих водах реки отражаются и белые постройки с золотыми куполами, прячущиеся за густой листвой деревьев и кустарников. Место, изображенное Исааком Левитаном на картине «Вечерний звон», объединяет духовное и природное начала, становится своеобразным истоком человеческой души, ее покоя и самосозерцания.
Воспитатель: Ребята, правда замечательные картины?
Дети: Да!
Воспитатель: А что в них особенного?
Дети: На них изображен красивый пейзаж, глядя на них можно услышать
музыку колокольного звона, и т.д.
Воспитатель: На полотнах Левитана элементы природы изображены с высокой достоверностью, вместе с тем они имеют невероятную психологическую насыщенность, отражая движения человеческой души. Люди на картинах художника появляются крайне редко, но сам автор, его попытки разгадать тайны мироздания присутствуют всегда. Часто на работах Левитана изображены церквушки, монастыри, часовни, колокольни. Они гармонично вписаны в окружающий их природный ландшафт, составляют с ним единое целое. Глядя на такие картины, мы часто слышим колокольную музыку, музыку полотен Левитана.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Сейчас я предлагаю вам перейти во 2-й зал,
«Поэтический», где мы послушаем песню А. Алябьева
«Вечерний звон» и почитаем стихи о колоколах и колокольных
звонах.
Слушание песни «Вечерний звон»
Беседа.
1.Чем отличается песня «Вечерний звон» от других песен?
2.Что удивило вас в исполнении этой песни? (голоса изображают звучание колоколов).
3.Это звучание одинаковое? (певцы изображают звучание больших и маленьких колоколов).
4.Песня состоит только из колокольного звона? (В ней, как в обычной песне, есть слова).
5.Участвовали ли в исполнении песни музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты заменяют голоса).
Чтение стихотворений
Дети:
1. В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!
2.Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн,-
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
3.И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси... (Н. Рубцов
Воспитатель: Вот мы и добрались до 3-го зала нашей галереи, который
мы назвали «Игровой». И я предлагаю вам отдохнуть.
Физ. минутка
Громко колокол звонил (Дети маршируют на месте).
Всех людей он разбудил. (Поднимают руки вверх, потягиваются)
Просыпайтесь, одевайтесь,
Возле Храма собирайтесь! (Приседают).
Раз, два, три, четыре, пять (Делают наклоны).
Будем праздник отмечать (Прыгают).
Громко колокол звонил (Хлопают в ладоши).
Всех людей он разбудил. (Делают руками «цветок»).
Дидактическая игра «Собери картину»
Игра малой подвижности «Жмурки с колокольчиком»
Оборудование: колокольчик, повязки.
Ход игры: играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать) от водящего и при этом звонит.
III. Заключительная часть
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия. Скажите, что вы видели, делали, узнали нового.
Дети: (высказывания детей)
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Спасибо за занятие.
Список источников информации:
- Статья «Колокольный звон в творчестве Исаака Левитана и Марии Якунчиковой» Составитель: Ольга Азарова
- Статья «Колокола в изобразительном искусстве» Автор: Л. Д. Благовещенская
- Материалы интернет -сайтов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе "Составление рассказа по картине "Зимние развлечения"
конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе....
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: Составление картины «Как Листопадничек у бобров зимовал», по произведению Соколова – Микитова « Листопадничек» с последующим пересказом, по опорным картинкам.
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ при изучении и закреплении с детьми приспособленческих особенностей диких животных к зимнему периоду. А так же в нестандартной форме учить детей составля...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе тема: «Знакомство с русским костюмом»
Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством знакомства с народным костюмом...
Методическая разработка образовательного мероприятия с детьми подготовительной группы "Осень на картинах русских художников"
Занятие направлено на решение задач по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством (пейзажная живопись),развитие любознательности, а также воспитание у них интереса к миру искусства....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с блюдами русской национальной кухни»
Данное занятие знакомит детей с блюдами русской национальной кухни, поможет рассказать о традициях и обычаях наших предков....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Русские мореплаватели»
Цель- Расширение кругозора детей через знакомство с историей мореплавателями и освоения мира. Формирование представлений о важности открытий русских мореплавателей и путешественников.Формирование...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений)
Конспект занятия разработан для педагогов, работающих с детьми среднего возраста. Занятие направлено на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жи...