Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Знакомство с блюдами русской национальной кухни»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Данное занятие знакомит детей с блюдами русской национальной кухни, поможет рассказать о традициях и обычаях наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_russkaya_kuhnya.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Теремок» города Щигры Курской области»
Конспект НОД
по познавательному развитию в подготовительной группе
Тема: «Знакомство с блюдами русской национальной кухни»
Воспитатель: Свеженцева Наталья
Александровна
Программные задачи:
«Познание»
1.Познакомить с блюдами русской национальной кухни. 2.Закрепить знания народных пословиц и поговорок.
3.Рассказать о традициях и обычаях наших предков.
«Коммуникация»
1.Активировать словарь детей:
изобильная, щедрая, радушная, румяный, просторы, изба, хлебушко, расстегай, кулебяка, курник, рыбник, каравай, узвар, скатерть-самобранка.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свой народ, древнюю культуру.
Подготовительная работа:
Рассматривание иллюстраций; чтение русских народных сказок; заучивание пословиц и поговорок; беседы о традициях русского народа; заучивание хороводов, подвижных игр; рисование русских народных орнаментов.
Материал: картинки- хохлома, гжель, дымковская игрушка, русская изба, блюда русской кухни; горница, хлеб, пирожки.
Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, прежде чем мы начнем наше занятие я предлагаю вам поприветствовать друг друга и наших гостей.
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок,
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
А сейчас, пройдите на стульчики и мы начнем наше занятие.
Воспитатель: Сегодня мы снова с вами будем говорить о нашей Родине, о ее прошлом, о русской национальной культуре и традициях. Давайте вспомним, что мы уже знаем о жизни и культуре русского народа. Внимание на экран.
Показ картинок: русская изба. Мы с вами знакомились с бытом людей на Руси.
Кто мне назовет предметы, которые вы видите в русской избе? (прялка, лавка, чугун, ухват) Молодцы.
Еще мы знакомились с русскими народными промыслами. Назовите мне их. Показ: хохломская посуда, гжельская посуда, дымковская игрушка. Верно, мы с вами много рисовали и лепили, старались чему-то научиться у русских мастеров.
Смотрим дальше. Что вы сейчас видите на экране? Правильно – это русская народная одежда, мужская и женская (рубаха и сарафан). Мы с вами, ребята, провели большую исследовательскую работу, изучая русскую народную одежду и теперь, вы многое про нее знаете.
А сегодня мы будем знакомиться с русской национальной кухней.
Воспитатель: Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок- из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное- полезно. Ребята, может кто-то из вас знает, традиционные русские блюда?
Давайте посмотрим, что ели на Руси (показ: хлеб, щи, каша, рыба, пироги, пряники), а пили: квас, молоко, узвар. Ребята, какое слово вам показалось незнакомым? (узвар). Так люди раньше называли компот.
Скажите, а сейчас мы готовим эти блюда (готовим). Потому что мы уважаем наши традиции и очень любим вкусные полезные блюда русской кухни.
Воспитатель: послушайте какие пословицы и поговорки сложил народ о хлебе и каше.
Хлеб-всему голова.
Хлебушко-калачу дедушка.
Худ обед, когда хлеба нет, Хлеба ни куска – стол - доска.
Без каши обед - не в обед.
Хороша каша, да мала чашка.
Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Воспитатель: Еду на Руси готовили русские женщины- хозяйки. Любой дом всегда держался на хозяюшке. Была она на все руки мастерица: могла и шить, и вязать, и вышивать, и ткать полотна, и пряжу прясть, а как гостей потчевали! Не зря на Руси говорят: «Обед не обед, когда хозяюшки нет»
Хотите побывать в гостях у русской хозяюшки? (Да)
Не будем задерживаться, отправляемся в путь.
Мы едем, едем, едем
В далекие края
Хорошие соседи, счастливые друзья.
Нам весело живется,
Мы песенку поем
И в песенке поется, о том, как мы живем! (дети, взявшись за руки идут по кругу, затем цепочкой к домику хозяюшки)
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Здравствуйте, ребята! Я гостям всегда рада и угощение приготовила знатное, и стол скатертью-самобранкой накрыла, но как говорится в русской пословице: «Какова работа- такова и награда».
Отвечаете на вопросы мои сложные, получаете угощения всевозможные!
Хозяйка: Отгадайте мою загадку.
Я - символ солнца румяный,
В любой избе гость желанный. Бываю толстым и худым,
С начинкой и совсем пустым. Отгадай, кто я такой, Оладушек - мой брат родной. Дети: (блин)
Хозяюшка: Верно, ни одно застолье на Руси не обходилось без блинов. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не
перечислишь. На какой праздник специально пекли блины? Дети: На Масленицу.
Хозяюшка: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка.
Хозяюшка: ребята, как вы думаете, а какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один обед?
Дети: Хлеб!
Хозяюшка: правильно, знают все, кто ест: хлеб не надоест! Хлеб наша еда всегда!
Рыба – водица, Ягода – трава, а хлеб, как говорится, всему голова.
Хозяюшка: Как относились к хлебу русские люди?
Дети: бережно, ведь он доставался тяжелым трудом.
Хозяюшка: На Руси белый хлеб называли караваем, его пекли по праздникам. Помните, мы с вами играли в хороводную игру «Каравай» и пели песенку «испекли мы каравай». Запомните каравай – это сдобный белый хлеб. А в будний день люди ели черный ржаной хлеб.
Хозяюшка: Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было
поднять и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Хозяюшка:(достает из печи хлеб)
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой; Вот он - теплый золотистый, словно солнцем налитой.
Хозяюшка: отгадайте еще одну мою загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо…(пирожок).
Хозяюшка: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирожков. Их пекли с капустой, луком, яйцами, яблоками, малиной,
рыбой, курицей. И называли эти пирожки на Руси по-разному: с курицей – курник, кулебяка, с рыбой – рыбник или расстегаи.
И в русских народных сказках люди часто упоминали про пирожки. Кто из вас может мне такие сказки назвать?
Дети: «Колобок», «Маша и медведь», «Гуси – лебеди», «Крылатый, мохнатый да масленый». Хозяюшка: молодцы, ребята, и сказки знаете и загадки мои все отгадали. За ваши знания, получите угощение (достает поднос с пирожками):
Пирожки пекла с любовью
И старалась я не зря-
Угощайтесь на здоровье Наши гости и друзья!
Воспитатель берет блюдо, говорит:
Всех гостей к себе зовем, Угостим Вас пирожком!
Сладкие пирожки с ягодкой малинкой,
Вкусные пирожки с яблочной начинкой! Спасибо тебе, хозяюшка.
Ребята, хорошо в гостях, но нам пора возвращаться. Давайте, попрощаемся с хозяюшкой. Дети прощаются. Проходят на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у гостеприимной русской хозяюшки и узнали о некоторых блюдах русской национальной кухни. Мы еще не раз сходим к ней в гости, потому что русская кухня такая же щедрая и богатая, как душа русского человека! А сейчас, я вам предлагаю попить чаю с пирожками и вспомнить, о чем мы говорили на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Здравствуй, милая картошка!»...
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»
«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...
План-конспект по познавательному развитию в подготовительной группе с использованием ИКТ «Знакомство с Красной книгой»
формирование понятий о Красной книге; ознакомление с редкими видами животных нашего края; закрепление правил поведения в природе; воспитание у детей бережного отношения ко всему живому на Земле....
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Знакомство с портретом"
Очень хочется, чтобы дети умели распознавать жанры живописи, понимать живопись. Сейчас это особенно трудно, потому что родители мало водят детей в музеи, на выставки. И дети не видят произведения иску...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. "Знакомство с песочными часами".
Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе "Знакомство с песочными часами"....
Конспект по познавательному развитию в средней группе "Знакомство с народными игрушками. Матрёшка"
Расширить круг представления о разнообразии рсской народной игрушки - Матрёшка....