Конспект занятия " Слава нашей стороне , слава русской старине"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Кнспект занятия в подготовительной группе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с детьми подготовительной группы «Слава нашей стороне, слава русской старине!»
Задачи:
Обучения.
1. Закрепить представления о традициях и обычаях русского народа.
2. Продолжать учить детей выслушивать ответы до конца, не перебивать других, а только после ответа высказывать свои мысли.
3. Продолжать формировать знания детей об историческом прошлом и наследии русского народа.
Развития.
1. Развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление при отгадывании загадок; связную речь при ответах на вопросы воспитателя.
2. Развивать быстроту реакции, умение согласовывать свои движения со словами в подвижных играх.
Воспитания.
1. Воспитывать любознательность, желание познавать новое об историческом прошлом русского народа.
2. Воспитывать активность и самостоятельность в течение всего занятия.
Демонстрационный материал: клубок. презентация
Ход проведения викторины
Дети стоят в кругу.
Ведущий. я вам предлагаю отправиться в волшебное путешествие в старину. И я знаю волшебные слова, которые нам помогут это сделать, повторяйте со мной:
Ножкой топнем, в ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернемся,
Дружно за руки возьмемся.
Глаза закроем, скажем «Ах!»
И окажемся в гостях!
Дети подходят к столу , где расположены предметы старины. У стола стоит Хозяюшка.
Бабушка . Здравствуйте гости дорогие. Милости прошу. Как вы вовремя ко мне пришли. Случилась у меня беда. Нужно написать письмо царю и рассказать для чего нужны эти вещи.А я и незнаю ответа.
Воспитатель. Не волнуйся хозяюшка наши ребята тебе обязательно помогут.
Дети рассказывают о самоваре глиняном горшке деревянной ложке
Хозяюшка. Спасибо ребята вы мне помогли теперь я буду писать письмо. А вам за помощь дарю волшебный клубок. Куда он поведет. Туда и идти за ним надо. Никогда с пути не собьетесь.
Звучит музыка дети идут и садяться на стульчики в круг .
Ведущий. чтобы узнать, о чём будем говорить, послушайте загадку.
Здесь не погреб, не чулан.
Не растёт за ним тюльпан.
Есть там светлая светлица,
Есть там русская девица,
Есть и печка, и труба.
Это русская….
Дети. Изба. Слайд
Ведущий. Конечно же, это изба и говорить мы будем про избу и быт в старину. Избы в старину были красивые, строили их родственники и соседи сообща, и жилось в них хорошо.. Как называлась самая лучшая комната в избе?
Дети. Горница.( Слайд)
Ведущий. . Кого в ней принимали?
Дети. Гостей.
Ведущий. Как гости в избу входили? И почему?
Дети. Кланяясь. Дверь в избу была низкой, а порог – высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было на лбу набить.
Ведущий. Отгадайте мою загадку.
Зимой много ест, летом много спит.
Тело тёплое, крови нет, сесть на неё сядешь, а не везёт.
Внутри огонь горит, из трубы дым валит.
Кашу варит, блины жарит.
Дети. Печь. Слайд
Ведущий. Да, главной была в горнице печь. А какие печи вы знаете?
Дети. Каменные, кирпичные, глиняные, камин, газовая, электрическая, микроволновая.
Ведущий. А как в старину называли русскую печь? И почему ее так называли?
Дети. Печь – мать семьи, кормилица. В ней пекли, варили, парили, отдыхали и даже купали детей.
Ведущий. Молодцы. Какие блюда русской кухни вы знаете?
Дети. Щи, каша, блины, окрошка.
Ведущий. А какая ещё польза была от печи?
Дети. В ней готовили пищу, пекли пироги, она освещала избу, обогревала, в ней сушили варежки, валенки. А еще сушили грибы, ягоды, растения от простуды. А еще печь лечила больных. Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.
Ведущий. А чем, ребята, освещали избу?
Дети. Лучиной, щепочкой от берёзового полена. Слайд
Ведущий. Как назывался правый от печки угол?
Дети. Правый от печки угол назывался «бабьим кутом». Он был для хозяйки, все здесь было приспособлено для приготовления пищи.
Ведущий. А как назывался левый от печки угол? Левый от печки, угол назывался «красным, красивым». Там висели иконы, украшенные самотканными рушниками. Это было особое место, для почётных гостей.
Ведущий. Молодцы, ребята, я и не думала, что вы так много знаете про печь и избу. Ну, раз у нас викторина народная, то обязательно должны быть и народные герои. Мы говорили про печку, а как вы считаете, кто в преданиях у русского народа за печкой живёт, и зовут его запечный житель? Вот здесь у меня есть подсказка-записка. Я сейчас вам прочитаю, он сам сочинял!
Дед хозяйственный такой,
Старый добрый Домовой.
Сказки сказывать могу,
Всем испечь по пирогу,
Рад стараться Домовой,
Чтобы мир был и покой.
.Слайд Домовой
Ведущий . Домовой приготовил вам игру... Игра называется «Угадай сказку». Я буду говорить отрывки из сказок, но не до конца, а вы – заканчивать. Согласны? ( на каждую сказку показывается слайд )
Дети. Да!
Ведущий «Сяду на пенёк, съем пирожок», а Маша из короба… (Не садись на пенёк, не ешь пирожок).
Дети. Маша и медведь.
Ведущий . Жил-был старик. И было у него было три сына: двое умных, а третий - дурачок Емеля
Дети По щучьему велению
Домовой. Посмотрел Михайло Иванович на стол и заревел страшным голосом …Кто хлебал из моей чашки?
Дети. Три медведя.
Домовой. Ах, братец мой, Иванушка… тяжёл камень на дно тянет, жёлтые пески на грудь легли.
Дети. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.
Ведущий А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит — сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:
Дети царевна лягушка
Ведущий . Молодцы ребята сказки вы знаете.
А вы знаете чем славился русский народ. ( гостеприимством )
. Русский народ всегда был мастеровым и трудолюбивым. А ещё он славился гостеприимством. И встречали гостей хлебом солью. И всегда говорили Хлеб всему голова.
Посмотрите наш клубочек покатился дальше.
Дети выходят и встают в круг.
Проводится игра с мячом « доскажи пословицу»
Что есть в печи, все на стол мечи.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Умей в гости звать, умей и угощать.
Худ обед, коли хлеба нет.
На чужой каравай рот не разевай, а сам пораньше вставай и свой затевай.
Покуда есть хлеб да вода – все не беда.
Хлеб на стол – так и стол престол, хлеба ни куска – стол доска.
Будет хлеб – будет и обед
Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба не обедают.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Береги хлеб для еды, а деньги для беды.
Будет хлеб - будет и обед.
В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
.
Ведущий. Молодцы, много поговорок знаете. А еще наш народ отличался не только гостеприимством. Он и работал дружно и отмечал весело все праздники – с песнями, танцами и угощением. А теперь расскажите, какие вы знаете русские народные праздники?
Дети. Рождество, Святки. На Святки ходили колядовать, пели колядки, рядились и гадали. Потом наступало Крещение.
Дети. В конце зимы, начале весны отмечали Масленицу, праздник проводов зимы и встречи весны. Обязательным угощением на этом празднике были блины. Масленицу в называли в народе широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».
Ведущий. А еще какой праздник празднуют каждую весну христиане всего мира?
Дети. Пасху, Светлое Воскресение Христово. На пасху красили яйца, пекли куличи.
Домовой. Ну, какие молодцы.
Ведущий. Ну, все ребята наши знают! А какие песни и хороводы пели на праздниках?
Дети. На праздниках играли в игры «Во саду ли, в огороде», «Золотые ворота», «Во поле берёза стояла», «Коробейники», «Во кузнице» , «Прялица» и ещё очень много других.
Ведущий. Давайте-ка, ребята, и мы с вами поиграем в игру « Гори гори ясно»
Ведущий. Наш клубочек покатился дальше а мы следуем за ним
Дети подходят к столу
На нем пироги – угощение .записка от бабушки.
Ребята . вы мне очень помогли но осталось еще одно задание нужно ответить на вопросы.
Занимательные вопросы
- Чем топят русскую печь? (Дровами)
- Глаз по старинке? (Око)
- Русский напиток? (Чай)
- Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
- Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
- Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
- Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
- Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
- Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
- Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки)
- Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
- Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
- Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
- Что такое рушник? (Полотенце)
- Что помещали в красном углу дома? (Икону)
- Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
- Где хранили вещи.
- Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
- Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
- Автор пословиц и поговорок? (Народ)
Воспитатель. Хозяюшка для Вас приготовила угощение. Кушайте на здоровье.
Ведущий: А теперь снова произнесем волшебные слова, чтобы вернуться в детский садик.
Ножкой топнем,
В ладоши три раза хлопнем,
Вокруг себя повернемся,
Закроем глаза и в детский сад вернемся!
Ведущий: Вот мы и снова в садике. Ребята, сегодня с вами было очень весело и интересно. Я хочу сказать, что вы очень много знаете про русский быт и сказки. Всё это будет с вами всю жизнь. Никогда не забывайте о ваших корнях, о вашем происхождении.
Слава нашей стороне, слава русской старине!
Раньше все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, сами плели лапти, вышивали и шили одежду. Дети также помогали своей семье. Что умела девочка делать с детства в русской семье?
Дети. Девочка училась прясть, вязать, вышивать с 5-7 лет. В 10 лет она уже умела ткать, помогала в стряпне.
Домовой. А как мальчиков обучали труду в семье? Как мальчики помогали в семье?
Дети. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, приучали ездить верхом и управлять лошадью. Летом они отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. Мальчики пасли скот, ухаживали за ним, ловили рыбу.
Ведущий. Вот молодцы! А теперь вспомним, как называлась одежда на Руси. А для этого вам необходимо из разрезанных картинок правильно составить одежду русского народа и назвать её.
Проводится игра «Сложи правильно». Выбираются по три игрока из команды, которые должны собрать картинку, на которой изображена одежда, и правильно назвать ее. Дети собирают разрезные картинки, Домовой следит за детьми и по мере затруднения помогает им. Дети называют название одежды: платок, сарафан, рубаха, лапти и т.д.
Домовой. Рассердился я на вас, всё-то вы знаете, всё-то вы умеете. Я из-за этого хочу побезобразничать, попроказничать. Вот я перемешаю сейчас муку, горох и крупу, а вы попробуйте и всё переберите.
Проводится игра «Кто быстрее переберёт крупу». Домовой высыпает в обручи разноцветные мелкие шарики (крупу). Две команды под веселую музыку складывают шарики одного цвета в корзинки, стоящие в разных углах зала. (Игра на скорость)
Домовой. Ой, спасибо, ублажили, всю крупу мне разложили.
Буду в доме вашем жить, буду дом ваш сторожить,
Буду дом оберегать, счастье буду привечать.
Пойду-ка я, теперь, ребятки, за печку. Отдохнуть мне пора, развлекайся, детвора.
Ведущий. Ступай, Домовой. Скажем ему ребята до свидания!
Дети. До свидания, Домовой.
Ведущий. Ну вот, домовой ушёл, а я хочу теперь предложить конкурс для наших родителей. Посмотрим, какая команда родителей сможет лучше поддержать своих деток и помочь им выиграть в сегодняшней викторине. Я предлагаю старинную русскую забаву: шуточный конкурс в метании метлы на дальность.
Проводится конкурс «Русская метла». (Метлу берём без древка. Метлу можно заменить на другой необычный, не предназначенный для метания предмет. Чем хуже у него будут «летательные» свойства, тем веселее конкурс). Две команды под музыкальное исполнение метают метлу (Игра на дальность).
Ведущий. Спасибо большое родителям, наша сегодняшняя викторина закончилась. Настало время подсчитать и определить победителя. Подносите все сюда свои яблочки налитые. Предоставляем слово жюри.
Жюри подсчитывает яблочки. Награждение.
Ведущий: А теперь снова произнесем волшебные слова, чтобы вернуться в детский садик.
Ножкой топнем,
В ладоши три раза хлопнем,
Вокруг себя повернемся,
Закроем глаза и в детский сад вернемся!
Ведущий: Вот мы и снова в садике. Ребята, сегодня с вами было очень весело и интересно. Я хочу сказать, что вы очень много знаете про русский быт и сказки. Всё это будет с вами всю жизнь. Никогда не забывайте о ваших корнях, о вашем происхождении.
Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину викторину провели,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
А теперь мы все приглашаем детей и их родителей на чаепитие с самоваром и настоящими баранками. Милости просим! (Проходит чаепитие)
Литература
1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. – М., 2002.
2. Виноградов Д.С. Русский детский фольклор. Кн. 1. – Иркутск, 1930.
3. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников: средняя, старшая, подготовительные группы. – М., 1930.
4. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. – М, 2007.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб., 1997.
6. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду: Методические рекомендации. – М., 2009.
1 раунд. Занимательные вопросы
- Чем топят русскую печь? (Дровами)
- Глаз по старинке? (Око)
- Русский напиток? (Чай)
- Как называется обувь, плетённая из лыки? (Лапти)
- Как называется зимняя обувь, валенная из шерсти? (Валенки)
- Она обогревала помещение, на ней готовили пищу. Что это? (Печь)
- Как называется русское народное платье без рукавов, надеваемое поверх рубахи и без неё? (Сарафан)
- Что согласно старой русской примете в доме должно быть в единственном экземпляре? (Веник)
- Как называется русский народный трёхструнный инструмент? (Балалайка)
- Какой русский народный инструмент очень похож по звучанию на испанские констаньеты? (Ложки)
- Как называется деревянная кукла, в которую вставляются куклы? (Матрёшка)
- Занятие ручной женской работой? (Рукоделие)
- Деревянное устройство для прядения шерсти, приходящее в действие при помощи ноги? (Прялка)
- Что такое рушник? (Полотенце)
- Что помещали в красном углу дома? (Икону)
- Как называется самое светлое помещение старинного деревенского дома? (Горница, светлица)
- Где хранили вещи.
- Русский сосуд для питья самобытной формы, своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. (Ковш)
- Чем славят наш народ? (Русским гостеприимством)
- Автор пословиц и поговорок? (Народ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД познавательное развитие "Слава русской старине, слава нашей стороне"
ООД в подготовительной группе было проведено для педсовета на тему "Патриотическое воспитание дошкольников". Занятие стало итогом проектной деятельности по ознакомлению детей с родным городом, его ист...
Образовательная деятельность по развитию речи " Начинаются наши сказки, сказки русские, старинные".
Учить детей оценивать поступки героев. Формировать умения детей правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать сказочным персонажам....
Проект для детей подготовительной группы "Слава русской старине"
Тип проекта:Информационный...
Конспект итогового мероприятия в рамках познавательно-творческого проекта «Слава русской старине» для детей старшего дошкольного возраста.
Мероприятие строится на полученных знаниях и умениях дошкольников о Родине, русских традициях, жизни в старину. Используется музыкальный материал: народные песни, игры, забавы, игра на нар...
Слава русской старине! Слава русской стороне!
Статья о проводимой работе в доу по формированию духовно-нравственных качеств личности ребенка старшего дошкольного возраста, развитие патриотизма, любви и гордости за родную страну....
Квест-игра "Слава русской старине" к Дню России
Мякушко Ирина Юрьевна ВоспитательМБДОУ д/с комбинированного вида № 6 «Здоровье»г. Ставрополь, Ставропольский край КВЕСТ-ИГРА «СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ»К ДНЮ РОССИИ...
"Слава нашей старине! Слава нашей стороне!" Мастер-класс по патриотическому воспитанию в старшей группе.
Все мы проводим народные праздники в детском саду: Масленица, Рождество, Пасха, Покров и другие. Но, помимо праздников, фольклор должен присутствовать и на обычных рядовых занятиях...