"Слава нашей старине! Слава нашей стороне!" Мастер-класс по патриотическому воспитанию в старшей группе.
план-конспект занятия по музыке (старшая группа)
Все мы проводим народные праздники в детском саду: Масленица, Рождество, Пасха, Покров и другие. Но, помимо праздников, фольклор должен присутствовать и на обычных рядовых занятиях, в повседневной жизни детей. Ведь всегда можно организовать с детьми народную игру, хоровод, инсценировать русскую народную песню: с атрибутами, с элементами костюмов, сплясать русскую пляску, поиграть в оркестре на детских русских народных инструментах. Встреча с фольклором всегда радует детей, делает их жизнь интересной, насыщенной, яркой. Народное творчество, народная музыка оздоравливает психику ребенка, убирает страхи, негативные эмоции. На произведениях фольклора мы воспитываем личность ребенка, его нравственные качества: доброту, честность, храбрость, уважение к старшим, любовь к животным, к природе, к своей Родине. Предлагаю вашему вниманию музыкальное занятие в русском народном стиле по патриотическому воспитанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 45.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное автономное учреждение
СОШ № 5 им. К.Н.Чубаровой г. Свободного
Мастер-класс
с детьми старшей группы
по патриотическому воспитанию
«Слава русской старине, слава нашей стороне!»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Кушнарева С.В.
2023 г.
Цель: Познакомить детей с бытом, традициями и фольклором русского народа.
Задачи: Воспитывать любовь и уважение к русскому народу, родной природе.
Развивать творческие и познавательные способности детей.
Формировать у детей такие качества, как трудолюбие, смелость, доброта. Знакомить детей с русскими обычаями, домашней утварью и ее назначением, традиционной русской кухней.
Развивать художественный вкус детей, обогащать словарный запас, развивать речь, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от пения народной песни, пляски, игры, хоровода.
Под песню «Русь молодая» дети входят в зал и становятся полукругом.
Муз.рук.: Очень часто за событиями, за суматохой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
И хотя порой привычней нам полеты на Луну –
Вспомним русские обычаи! Вспомним нашу старину!
Музыкальное приветствие.
«Здравствуй, солнце золото-о-е!
Здравствуй, небо голубо-о-е!
Здравствуй, во-о-льный ветерок!
Здравствуй, миленький дружок!»
Муз.рук.: Молодцы! А ну, народ, заводи хоровод!
Исполняется русская народная песня «Хоровод мы завели»:
- Ай-люли, ай-люли,
Хоровод мы завели,
Собирайтесь, наряжайтесь,
На гулянье отправляйтесь! (идут по кругу)
Хо-хо-хо, ха-ха-ха,
Хо-хо-хо, ха-ха-ха. (собираются в центр круга, расходятся)
Проигрыш: кружатся «топотушками».
- Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь дом
Еще лучше разговор.
- Утки – в дудки, кошки – в ложки,
Тараканы – в барабаны,
А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы.
Муз.рук.: В старину поговаривали: «Доплясались, что без хлеба остались». Как вы думаете, ребята, почему так говорили, про кого?
Дети: Так говорили про ленивых людей, которые не любили трудиться, а хотели только веселиться.
Муз.рук.: Правильно. Значит, в народе порицали и высмеивали ленивых людей, а уважали и почитали тех, кто был трудолюбив? (Да)
Русский народ создал много пословиц и поговорок о труде. Какие вы знаете?
Дети: «Делу – время, а потехе – час», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи».
Муз.рук.: Молодцы! Выходит, мудрые русские пословицы учат нас правильно жить, помогают нам в жизни? (Да)
Дети: «Пословица – всем делам помощница», «Речь без пословицы, что еда без соли».
Муз.рук.: Пословицы – недаром молвятся, без них прожить никак нельзя,
Они – великие помощницы и в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют, советы мудрые дают,
Порой чему-то поучают и от беды нас берегут.
Вот, оказывается, какое большое значение имеют пословицы для человека.
А теперь давайте представим, как жила в старину большая дружная семья. Об одной такой семье мы и расскажем, и покажем.
Пальчиковая гимнастика «Семья»:
Этот пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я. (дети поочередно шевелят пальчиками)
И пять братьев у меня (шевелят пальчиками другой руки)
Да все работящие! Вот батюшка с матушкой и наказывают старшим братьям работу справить:
Ивану-большаку – дрова рубить (поочередно загибают пальчики в кулачок),
Ваське-указке – воду носить, Мишке-среднему – печку топить,
Гришке-сиротке – кашу варить, а крошке-Тимошке – песенки петь да плясать, родных братьев потешать! (разжимают кулачок, играют пальчиками, поднимают руки вверх).
Вот так дружная семья! Рады все: и ты, и я!
Муз.рук.: Знаете, ребята, про русских людей часто говорят, что у них душа большая, широкая. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Ведь мы, русские люди, живем в самой большой и самой красивой стране, которая называется как? (Русь, Россия), поэтому и люди в нашей стране такие же красивые, с большой и широкой душой. А сколько у нас прекрасных лесов и рек, лугов и полей. Поглядите-ка туда (обращаю внимание детей на экран с изображением русских просторов), там кто-то пасется на лугу. Давайте узнаем, кто!? (дети: давайте).
Распевание «Кто пасется на лугу?»
Дети выстраиваются «паровозиком». Во время исполнения попевки простукивают ритм по спине впереди стоящего ребенка.
Хором: «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…
Ребенок крайний справа: Кони?
Все: Нет, не кони. (поворачиваются в другую сторону):
Хором: «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…
Ребенок крайний слева: Кони?
Все: Нет, не кони. (поворачиваются в другую сторону):
Хором: «Далеко, далеко на лугу пасутся ко…
Ребенок крайний справа: Коровы?
Все: Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы! ( выполняют похлопывающие движения).
Муз.рук.: Молодцы, ребята! Кто пьет молоко, тот будет здоровым, крепким, как богатырь! В старину на каждом крестьянском столе стоял кувшин с молоком, а кашу да щи ели деревянными ложками, а потом играли на них. Давайте подойдем к столу и посмотрим, что у нас тут есть. (рассматривают предметы русского крестьянского быта: самовар, глиняные горшки, ложки и т.д.). Ребята, разбирайте расписные ложки и рассаживайтесь поудобнее, сыграем на ложечках.
Музицирование: Русская народная мелодия «Во саду ли в огороде»
Дети садятся в круг на коленках, играют на ложках.
Муз.рук.: Ну что ж, хорошо сыграли, молодцы! А теперь давайте поговорим о нашей родной земле и ее защитниках. Скажите, ребята, кто такие защитники? (дети отвечают). Часто на нашу землю нападали враги, и всегда на Руси находились мужественные, храбрые русские люди, способные защитить родную землю от врага. Кто знает пословицы про защитников?
Дети: «Родина – мать, умей за нее постоять!»
«Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается!»
«Кто наступит на землю русскую – оступится!»
Муз.рук.: Есть одно музыкальное произведение, которое повествует нам о защитниках земли русской. Кто знает, как называется это произведение?
Дети: Это «Богатырская симфония».
Муз.рук.: Правильно. А кто сочинил эту музыку?
Дети: Эту музыку написал Александр Бородин.
Муз.рук.: Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор 19 века. Среди многих его произведений «Богатырская симфония» занимает видное место. Композитора всегда привлекали героизм и эпос. В его «Богатырской симфонии» воплощена вся мощь русского народа, русской земли. Давайте послушаем эту музыку.
Слушание. А.П. Бородин «Богатырская симфония»
(во время слушания музыки на экране показан фрагмент из фильма «Илья Муромец»).
Муз.рук.: Ребята, что вы можете сказать по поводу увиденного и услышанного?
Дети: Богатырь сильный, смелый, мужественный, грозный, благородный. И музыка была такая же, как богатырь: громкая, сильная, мощная, смелая, грозная.
Муз.рук.: А может ли такая музыка сделать человека смелее, благороднее, сильнее? (да). Потому что музыка обладает удивительной волшебной силой: веселая музыка нас веселит, грустная заставляет грустить, а мужественная, героическая музыка придает нам смелости и отваги, чтобы защищать свою родную землю от врага.
Любовь к Родине выражена композиторами в музыке и песнях, художниками – в картинах, поэтами – в стихах. Давайте послушаем красивое стихотворение о Родине.
Ребенок: Не заменят край любимый
Никакие чудеса!
Только здесь все так любимо –
Реки, горы и леса.
Здесь от милого порога
Начинается страна.
Стран других на свете много,
Только Родина одна!
Муз.рук.: А сейчас мы исполним песню о Родине.
«Песня о Родине»:
- Ивушка стройная, речка спокойная,
Поле – широкое, небо – без края,
Родина вольная!
- Росы рассветные, травы заветные,
Сказки – волшебные, сны – золотые,
Добрые, светлые!
- Церковь старинная, трель соловьиная,
Не надышаться тобой, не напиться,
Русь моя милая!
Муз.рук.: Песня всегда и всюду сопровождала человека: в радости и в печали, в будни и в праздники. Есть песни трудовые, праздничные, лирические, героические, веселые. Как же можно жить русскому человеку без песни, без пляски? Ребята, а может, и вы поплясать хотите? (Дети: Да!). Ну выходите тогда.
Ребенок: Всех, кто с нами пожелает
Веселиться и плясать,
Я на танец приглашаю:
Выходите танцевать!
Танец «Порушка-Паранья»
Муз.рук.: Вот так плясуны! Весело плясали! А теперь у нас игра, поиграть давно пора!
Игра «Гори, гори ясно» (старинный вариант)
Муз.рук.: Какие вы у меня молодцы! Ребята, куда мы сегодня с вами отправлялись? (Дети: в прошлое, в старину). А как раньше люди жили? (Дети: жили правильно, умели веселиться, но больше трудились, защищали свою родную землю от врага, много было талантливых людей на Руси, которые сочинили пословицы, поговорки, песни, сказки, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней). Я желаю вам, ребята, расти добрыми, честными, храбрыми людьми, чтобы наша страна могла вами гордиться. А как называется наша страна? (Дети: Россия). А раньше как называлась? (Русь). Правильно. Наше занятие подходит к концу, и в завершение послушаем замечательное стихотворение.
Ребенок 1: И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Ребенок 2: Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Муз.рук.: Ребята, спасибо вам за вашу активность, жизнерадостность и доброту.
Раздача угощения.
Муз.рук.: Всего вам доброго и до новых встреч!
Все вместе поем: До свидания!
Россия начиналась не с меча!
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась...
И стрелами звеневшие бои
Лишь прерывали труд ее всегдашний.
Недаром конь могучего Ильи
Оседлан был хозяином на пашне.
В руках, веселых только от труда,
По добродушью иногда не сразу
Возмездие вздымалось. Это да.
Но жажды крови не было ни разу.
А коли верх одерживали орды,
Прости, Россия, беды сыновей.
Когда бы не усобицы князей,
То как же ордам дали бы по мордам!
Но только подлость радовалась зря.
С богатырем недолговечны шутки:
Да, можно обмануть богатыря,
Но победить - вот это уже дудки!
Ведь это было так же бы смешно,
Как, скажем, биться с солнцем и луною.
Тому порукой - озеро Чудское,
Река Непрядва и Бородино.
И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!
Праздник «Широкая Масленица»
Персонажи: Скоморохи, Зима, Медведь, Снеговик, Весна.
Звучит весёлая русская народная мелодия «Коробейники». Все выходят на улицу. Выбегают Скоморохи:
Первый скоморох: Эге-гей! Собирайся, народ!
Сегодня вас много интересного ждет!
Второй скоморох: Мы зовем к себе тех,
Кто любит веселье и смех!
Первый скоморох: Ждут вас игры, забавы и шутки,
Скучать не дадут ни минутки.
Второй скоморох: Всех, кто любит блины в сметане,
Чай горячий в большом стакане,
Кто в веселье влюблен без ума,
Всех приглашаем, всех зазываем!
Первый скоморох: Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
Второй скоморох: А ну-ка, в круг вставайте, игру начинайте!
Музыкальный танец-игра
Первый скоморох: А ну, кто загадку мою отгадает?
Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой,
Ком на ком поставят ловко,
Рот – дуга и нос – морковка,
А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (Снеговик).
Под музыку выходит Снеговик.
Снеговик: Ой, сколько народу-то! И чего-то все веселятся, какую - то
Масленицу ждут? А для чего она нужна-то?
Первый Скоморох: Здравствуй, Снеговик!
Да, мы Масленицу отмечаем и Весну-красну встречаем!
Масленица придет, с собой Зиму уведет.
Солнце яркое пригреет, всё вокруг зазеленеет!
Станет всем тепло тогда, в гости к нам придёт Весна!
Снеговик: Это что же получается: я, выходит, растаю, а вы веселиться
будете?
Второй Скоморох: Да что ты, Снеговик, переживаешь?
С ребятами в зимние игры поиграешь и сам не растаешь.
Снеговик: Вот здорово! Вы любите снежки зимой? (да)
Тогда, кто меткий, все за мной!
(Заранее заготавливаются снежки и корзины для метания. Взрослые помогают организовать группы детей, у каждого из которых есть своя корзина).
Снеговик: В руки вы снежки возьмите
И в корзинку попадите!
Игра «МЕТАНИЕ СНЕЖКОВ»(разделить детей не
2 команды (сторонники Зимы против сторонников Весны). Чья команда быстрей наполнит корзину снежками - та и победила)
Снеговик: А вот интересно, без чего ваша Масленица не может прийти?
Первый Скоморох: Без блинов! На Руси во время Масленицы обязательно пекли блины, потому что круглый блин похож на солнышко.
Игра – КРИЧАЛКА «РУССКИЕ БЛИНЫ»
Молодцы! Все правильно отвечали.
А теперь, детвора, испечь блины нам всем пора!
Эстафета «ИСПЕКИ БЛИНЫ»
Второй Скоморох: Молодцы! А вот и наши блины поспели! (Выносит стопку блинов)
Снеговик (начинает метаться и бегать в разные стороны):
Ой, беда, беда, беда!
Я растаю навсегда!
Нет, такому не бывать!
Не хочу Весну встречать!
Надо праздник прекращать!
Зиму снежную спасать!
Что же делать? Придумал!
Итак, Масленица отменяется! Блины конфискуются! (Снеговик забирает блины) Не видать вам теперь Весны. Проворонили вы свою Масленицу!
Снеговик убегает с блинами.
Второй Скоморох: Ребята, что же это получается? Нет у нас теперь блинов и нет ребятам угощения! Что же теперь делать? (Ответы детей) Правильно! Воришку нужно догнать и блины масленичные забрать. Кто же нам поможет?
Нам Зима всем надоела,
Весь хлебушек поела,
Но придется Зиму звать,
Нужно нам Весну спасать
И блиночки отыскать!
Под музыку «А кто у нас белая?» выходит Зима.
Зима: Это кто меня ругает? Недобрым словом вспоминает?
Первый Скоморох: Ребята, да это же сама Зима к нам пожаловала!
Не гневайся, матушка Зима,
Мы устали от тебя!
Надоело мерзнуть нам,
Да сидеть всем по домам!
Пора Весну – красну встречать,
Солнце в гости зазывать!
Зима. Это еще успеется! Рановато мне уходить от вас. Погодите немного!
Второй Скоморох: Матушка Зима, да ты взгляни на календарь! Число-то какое нынче! Март!!! Весенний месяц наступил! (подает Зиме календарь)
Зима: Мне ваш календарь не указ! (отодвигает его рукой)
Первый Скоморох: Ну, тогда помоги нам, пожалуйста, Снеговика найти
и масленичные блины спасти!
А мы с тобой поиграем, повеселим твою душеньку!
Зима: Хорошо, вам помогу и Снеговика найду,
Если меня не побоитесь и с самой Зимой сразитесь!
Второй скоморох: Зимушка ты ясная,
Мы на всё согласные.
Помоги нам поскорей!
Не томи добрых людей!
Зима: Ну, что ж, тогда внимание!
Начинаем первое состязание.
А ну, становитесь вокруг меня.
Я буду метлой крутить, а вы прыгайте,
Да смотрите, ноги берегите, а не то – заморожу!
Игра «БЕРЕГИ НОГИ»
Первый Скоморох: Ну что, Зима, не удалось тебе никого заморозить.
Зима: Тогда еще одно испытание: кто перетянет канат, тот и
победит!
Игра «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА»
Зима: Удивили вы меня силой необыкновенной да ловкостью.
Значит, пора мне уходить. Да… обещание выполняю и Снеговика вам возвращаю.
Звучит вьюга снежная. Снеговик, кружась, появляется с тарелкой блинов.
Снеговик (пятится): Ой, чую морковкой, несдобровать мне сейчас!
Первый Скоморох: Эх, Снеговик, глупая твоя снежная голова! Такой большой, а не знаешь, что воровать нехорошо! Отдавай нам блины!
Снеговик: (прячет их за спиной)
Если вам блины отдам
То растаю скоро сам!
Зима: Да ты не бойся! Каждому времени — свой черед!
Зима красна белыми снегами,
Лето — ягодой, грибами,
Осень — житом и снопами,
А красавица Весна тёплым солнышком красна,
Без неё земля не прогреется, трава не расцветёт.
А тебе совсем не обязательно таять, отправляйся вместе со мной к Деду Морозу и живи в его холодной резиденции, в Великом Устюге. Там много Снеговиков и тебе место найдётся! Будешь ему помогать, почту от ребят принимать — письма, в которых они напишут о своих пожеланиях к следующему Новому году.
Снеговик: Простите меня! Испугался я. Жалко мне себя стало. Ну, раз ты меня к Деду Морозу жить зовёшь, я согласен. Вот! Забирайте свои блины (протягивает тарелку с блинами)
Зима: Ну, тогда всех приглашаю поиграть и поплясать.
Дружный маленький народ,
Становитесь в хоровод!
«ОБЩИЙ ТАНЕЦ»
Второй Скоморох: Вот, Зима, отведай нашего блинка. (угощает блинами)
И ты, Снеговик, угощайся и на нас не обижайся!
Зима: За блины благодарю! Всем спасибо говорю!
А теперь пора прощаться
В Зимний лес нам возвращаться!
Зима и Снеговик уходят под музыку «А кто у нас белая?»
Первый Скоморох: Ушла Зима холодная, пора Весну к нам в гости звать!
Второй Скоморох: А с Весной и Масленица к нам идет!
Звучит песня «Весну звали» ( под песню входит Весна)
Весна: Здравствуйте, мои хорошие,
Здравствуйте, мои пригожие!
Заждались вы меня,
Рада встречи с вами я!
А где же Масленица? Давайте ее дружно позовем!
Все: Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных, на кониках вороных.
Наша Масленица в детский сад идет
И веселье нам несет.
Скоморохи вывозят чучело Масленицы на санях,
ставят Масленицу в сугроб .
Скоморохи: Давайте с Масленицей играть,
Забавляться и плясать!
Игра «А НА УЛИЦЕ МОРОЗ»
Эстафета «ТРОЙКА ЛОШАДЕЙ»
Эстафета «ПРОЛЕТЕТЬ НА МЕТЛЕ»
Скоморох 1: Эй, добрые люди, сюда!
Вы такого не видели никогда!
( Второй скоморох под инструментальную музыку песни «Калинка» выводит Медведя)
Второй скоморох: Ну-ка, Михайло Потапыч, поворачивайся.
Вишь, народ собрался подивиться,
Да твоим заморским потешкам поучиться!
Ну-ка, Мишенька, покажи, как девчонки в зеркальце
глядятся, прихорашиваются?
(Медведь изображает)
А ну-ка, Михайло, покажи, как парни на работу собираются?
А как с работы возвращаются?
Мишенька, а как Бабка-Ёжка в бане парится, на полке
валяется?
(Медведь падает на спину, машет лапами)
Ой, бабка-то угорела, головушка заболела.
Где заболела-то, Мишенька?
(Медведь показывает на попу)
Да нет, Мишенька, не это! Где головушка?
(Медведь показывает на виски)
Ну-ка, Мишка, попляши!
Твои ножки хороши!
Пляска медведя
Первый скоморох: Приободрись, Михайло Потапыч,
Поклонись на все 4 стороны,
Благодари за почет, за гляденье.
(Медведь кланяется)
Скоморохи: Вот и прошла Масленица, кончилось гуляньице,
Прощай, зима холодная, оставайся, весна красная.
Прощай, Масленица!
Звучит песня «Прощай Масленица» (Скоморохи увозят Масленицу)
Скоморохи: Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Весна: Да какая же Масленица без блинов горячих
и румяных!
Звучит песня « Блины»
(угощение блинами с чаем)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа по патриотическому воспитанию в старшей группе Тема : « Наша Родина –Россия»
Познакомить с понятиями «Родина», « Отечество». Воспитывать любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе....
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе «Главный город нашей страны - Москва».
Главный город нашей страны - Москва....
проект по нравственно – патриотическому воспитанию детей старшей группы "Этих дней не смолкнет слава"
Краткосрочный информационно-творческий проект по нравственно – патриотическому воспитаниюдетей старшей группы Актуальность проектаДети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом зна...
Конспект ООД познавательное развитие "Слава русской старине, слава нашей стороне"
ООД в подготовительной группе было проведено для педсовета на тему "Патриотическое воспитание дошкольников". Занятие стало итогом проектной деятельности по ознакомлению детей с родным городом, его ист...
Сценарий спортивно — игрового праздника с родителями, посвященного Дню защитника Отечества «СЛАВА НАШЕЙ АРМИИ РОДНОЙ» Цель: военно — патриотическое воспитание дошкольников. Задачи: 1. закреплять знания о военных профессиях, названиях военной техники; 2. р
Целевая аудитория: возраст 5 -7 лет.Продолжительность: 40минут.Предварительная работа:Ознакомление учащихся с историей нашей страны и армии, великими сражениями, родами войск, с военной техникой.Конку...
Педагогический творческий проект "Этих дней не смолкает слава» по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «граж...
Конспект ОД «Воронеж – город воинской славы» (Нравственно – патриотическое воспитание) в старшей группе
Конспект ОД «Воронеж – город воинской славы» (Нравственно – патриотическое воспитание) в старшей группе...