Познавательно - информационный проект "Разнообразие подводного мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
В ходе проекта дети познакомились с разнообразием подводного мира, с названиями различных рыб.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_ryby_.docx | 37.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Жаворонкова Инна Валерьевна, воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурного подразделения Детский сад «Ручеёк», высшая квалификационная категория.
Познавательно-информационный проект «Разнообразие подводного мира»
Подготовительная к школе группа.
Актуальность:
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных информационных источников об обитателях подводного мира (телевидение, компьютер, видеофильмы и презентации, интернет) даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект «Разнообразие подводного мира» предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.
Общее дело, наблюдения, чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.
Постановка проблемы: Анкетирование показало, что у детей и родителей есть интерес к изучению подводного мира, но запас знаний не велик. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, не знают о рыбах занесённых в красную книгу.
Обоснование проблемы: От детей поступило предложение больше узнать об обитателях подводного мира.
Предполагаемый результат:
- Дети будут иметь представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- У детей будет сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы).
- У детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
- Активизируется и обогатится речь, дети научатся использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
- Дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
- Будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
- Обогатится и пополнится новыми играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с разнообразием подводного мира (видами рыб), с его значимостью для всего живого на планете;
- Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
- Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;
- Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);
- Развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.
Воспитательные:
- Воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
- Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Работа с родителями:
- Привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;
- Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.
Содержание образовательных областей
Образовательная область | Содержание | Основные задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Совместная деятельность: •Беседы и проблемные ситуации •Дидактические, словесные, подвижные игры. | - Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. |
Познавательное развитие | Образовательная деятельность: •ООД (ознакомление с окружающим миром ) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» «Как сохранить подводный мир?» «Что случиться, если исчезнут рыбы?» «Как очистить речку?» | - Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля. Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес. |
Речевое развитие | Образовательная деятельность: • Речевое развитие: составление описательных рассказов о рыбах Совместная деятельность: •Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок | - Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи). |
Художественно-эстетическое развитие | Образовательная деятельность: • Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Морские рыбки» Совместная деятельность: •Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С.Воронина «Добрая раковина», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л.Е.Пермяка «Первая рыбка», р.н.с «По щучьему велению» | - Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. -Закреплять технические приемы изобразительной деятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. |
Физическое развитие | Совместная деятельность: Комплексы пальчиковых гимнастик Физкультминутки Подвижные игры: «Ручеёк», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется» | Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями. |
1 этап: подготовительный (12 – 15 апреля)
- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;
- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях подводного мира;
- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;
- пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;
- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом, педагогом изобразительной деятельности;
- провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»;
- совместные экскурсии родителей и детей в Московский океанариум, дельфинарий и аквариум; наблюдение за рыбами в домашних условиях;
- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.
2 этап: введение детей в проблемную ситуацию (16 апреля)
Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чём они.
У родителей и деток Вся одежда из монеток. | Посмотрите, дом стоит, | Очень добродушная, Но когда я захочу, Даже камень источу. |
Рыбы. | Аквариум. | Вода. |
Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? В каких известных вам водоемах они живут? Какую роль рыбы играют в природе и в жизни человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам? Что бы вы хотели еще узнать о подводных обитателях? Как это сделать? Как вы думаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?
С детьми составляется план совместной деятельности.
3 этап: реализация проекта (17 – 20 апреля)
Календарный план
Дата | Действия по реализации проекта | Участники |
Понедельник | Утро (совместная деятельность): •Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах •Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб (ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы» | Воспитатели Воспитатели |
II-пол. дня: •Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке | Воспитатели | |
Вторник | Утро (совместная деятельность): •Чтение стихотворений о морских обитателях | Воспитатели |
II-пол. дня: •Просмотр видеофильма об обитателях океана | Воспитатели | |
Среда | Утро (совместная деятельность): •Разучивание скороговорки о карпе и крабе • (речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах | Воспитатели |
II-пол. дня: •Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?» | Воспитатели | |
Четверг | Утро (совместная деятельность): •Чтение рассказа С.Воронина «Добрая раковина». | Воспитатели |
II-пол. дня: | Воспитатели | |
Пятница | Утро (совместная деятельность): • П/г «Налим» Ручной труд «Рыбки в аквариуме» - коллективная работа | Воспитатели |
II-пол. дня: •Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | Воспитатели | |
Суббота | Выполнение домашнего задания: | Родители |
Понедельник | Презентации индивидуальных заданий детьми. Оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы» | Дети |
Выставка научной и художественной литературы на тему: «Удивительный мир рыб», 12-16 апреля 2018 г.Выставка рисунков, 13 апреля 2018г.
4 этап: заключительный (19 апреля)
Презентации индивидуальных информационных страничек
о подводных обитателях, оформление альбома.
«Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы».
Продукт ( результат) : на основе собранного детьми и родителями материала создали ментальную карту «Разнообразие подводного мира».
Критерии эффективности:
- Дети получили представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- У детей сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы).
- У детей появились новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
- Активизировалась и обогатилась речь, дети научились использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
- Дети научились отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
- Повысилась заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
- Пополнилась новыми играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.
Риски: родители ссылаются на занятость.
Литература:
- Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005
- Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
- Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
- Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»
«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира»
Данная квест-игра направлена на расширение знаний о подводнои мире и его обитателях....
По образовательной области познавательное развитие На тему: «Обитатели подводного мира»
Непрерывная образовательная деятельность с использованием современной информационно – коммуникационной образовательной технологии и технологии игрового обучения по образовательной области познав...
Презентация по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) на тему "Подводный мир рек, озёр"
Данную презентацию можно использовать на занятии по ознакомлению с миром природы в старшей (подготовительной) группе....
Краткосрочный проект по образовательной области «Познавательное развитие» «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы.
Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству участников: коллективный.Воз...
Познавательно-информационный проект "В мире профессий"
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представ...
Викторина по познавательному развитию "Тайны подводного мира"
Викторина "Тайны подводного мира" по организационно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.Цель данной викторины заключается в расширении старших д...