Познавательно - информационный проект "Разнообразие подводного мира"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Жаворонкова Инна Валерьевна

В ходе проекта дети познакомились с разнообразием подводного мира, с названиями различных рыб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ryby_.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Жаворонкова Инна Валерьевна, воспитатель Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1» структурного подразделения Детский сад «Ручеёк», высшая квалификационная категория.

Познавательно-информационный проект «Разнообразие подводного мира»

Подготовительная к школе группа.

Актуальность:

    Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Использование разнообразных информационных источников об обитателях подводного мира (телевидение, компьютер, видеофильмы и презентации, интернет) даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.

     Данный проект помогает детям больше узнать окружающий их мир на примере обитателей различных водоемов; проявить свою творческую активность, самим построить межличностные отношения с родителями, педагогами, другими детьми. Проект «Разнообразие подводного мира» предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты, а так же испытать ощущение удовлетворения и самореализации.

      Общее дело, наблюдения, чтение книг, выполнение творческих заданий способствуют укреплению детско-родительских отношений и создают благоприятный эмоциональный настрой для дальнейшего успешного развития и обучения дошкольников.

Постановка проблемы: Анкетирование показало, что у детей и родителей есть интерес к изучению подводного мира, но запас знаний не велик. Дети имеют недостаточно представлений о разнообразии подводного мира, видах рыб, условиях их обитания и приспособления к этим условиям, не знают о рыбах занесённых в красную книгу.

Обоснование проблемы: От детей поступило предложение больше узнать об обитателях подводного мира.

 Предполагаемый результат:

  1. Дети будут иметь представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  2. У детей будет сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы).
  3. У детей появятся новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;

  1. Активизируется и обогатится речь, дети научатся использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
  2. Дети научатся отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
  3. Будет повышена заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
  4. Обогатится и пополнится новыми играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Цель проекта: расширять знания детей о подводном мире и его обитателях.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с разнообразием подводного мира (видами рыб), с его значимостью для всего живого на планете;
  2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью обитателей подводного мира;
  3. Стимулировать самостоятельную поисковую деятельность в процессе сбора информации по теме, активизировать познавательную деятельность детей и родителей к объектам живой природы.

Развивающие:

  1.  Развивать коммуникативные навыки, умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать и продумывать ход деятельности для получения желаемого результата, делать выводы на основе приобретенных знаний и умений;
  2.  Развивать познавательный интерес, инициативность, самостоятельность, воображение, мышление в процессе изучения природных объектов;
  3.  Способствовать развитию всех компонентов устной речи через беседы, наблюдения, словесные и дидактические игры, через знакомство с художественной и научной литературой, видео и интернет ресурсами в совместной деятельности со взрослыми (родителями и педагогами);
  4. Развивать творческие способности детей, умения детей передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Воспитательные:

  1. Воспитывать социальные навыки (самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность ко всему живому, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту);
  2. Воспитывать доброжелательные отношения детей в играх, продуктивной совместной деятельности;
  3.  Воспитывать бережное отношение к природе.

Работа с родителями:

  1. Привлечь родителей детей в воспитательно-образовательную работу педагогов детского сада;
  2. Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания и участия дошкольников в проектной деятельности.

Содержание образовательных областей

Образовательная область

Содержание

Основные задачи

Социально-коммуникативное развитие

Совместная деятельность:

•Беседы и проблемные ситуации

Дидактические, словесные, подвижные игры. 
Продуктивная деятельность детей: домашнее задание на тему проекта, коллективная работа «Рыбки в аквариуме»
Сюжетно-ролевые игры «Путешественники», «Экскурсоводы»
Оформление выставки книг и рисунков «Морские рыбки»
Работа с родителями: собрание «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах» 
Изготовление информационного альбома«Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»

- Заинтересовывать детей более творчески и широко использовать в играх знания об окружающей жизни. 
- Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту)
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками. 
- Повышать педагогическую компетенцию родителей, привлекать их в воспитательно-образовательный процесс детского сада.

Познавательное развитие

Образовательная деятельность:

ООД (ознакомление с окружающим миром ) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
ООД (ручной труд) «Рыбки в аквариуме»
Совместная деятельность:
Беседа «Почему рыбы живут в воде?»
Проблемная ситуация 

«Как сохранить подводный мир?»
Проблемная ситуация 

«Что случиться, если исчезнут рыбы?»
Проблемная ситуация

 «Как очистить речку?»
Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?» •Отгадывание кроссворда«Подводные обитатели»
•Д/и «Кто где живет?», «Кто чем питается?», «Три царства рыб», «Четвертый лишний», «Сходства и отличия», «Узнай рыбу по описанию»

- Пополнять объем знаний и сведений детей об обитателях подводного мира. Закрепить названия рыб, особенности проживания, питания, строения, дыхания. Расширять знания об экосистемах планеты Земля.  Развивать любознательность, расширять кругозор. Развивать у детей внимание, память, воображение, познавательный интерес.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать умение анализировать проблемные ситуации, находить выход из них, аргументировать свои предложения и идеи.

Речевое развитие

Образовательная деятельность:

 Речевое развитие: составление описательных рассказов о рыбах

Совместная деятельность:

Разучивание пословиц и поговорок о рыбах, отгадывание загадок
Разучивание индивидуальных стихотворений о рыбах
Д/и: «Поймай больше слов», «Узнай рыбу по описанию», «Чей плавник? Чья голова? Чей хвост?», «Расшифруй рыбу», « Кто чем питается?», «Кто где живет?», «Расскажи».

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи (обогащение лексического запаса, формирование грамматического строя речи, развитие звуковой культуры речи, развитие связной диалогической и монологической речи).
- Упражнять в звуковом, буквенном анализе и синтезе.
- Развивать коммуникативные умения детей в процессе совместной деятельности друг с другом и со взрослым.

Художественно-эстетическое развитие

Образовательная деятельность:

 Художественно-эстетическое развитие: Рисование «Морские рыбки»

Совместная деятельность:

Чтение и прослушивание: С. Сахаров «Морские сказки», С.Воронина «Добрая раковина», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Л.Е.Пермяка «Первая рыбка», р.н.с «По щучьему велению»
Чтение стихотворений о морских обитателях
•Народные пословицы, поговорки, загадки о рыбах
Оформление индивидуальных информационных страничек о рыбах с родителями

- Развивать эстетические чувства, творческие способности, воображение и фантазию. -Закреплять технические приемы изобразительной деятельности при создании творческих работ. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
- Знакомить детей с произведениями художественной литературы и народного фольклора по теме проекта. Разучивание стихотворений, пословиц, поговорок, разгадывание загадок, пересказывание небольших текстов о разных рыбах.

Физическое развитие

Совместная деятельность:

Комплексы пальчиковых гимнастик

Физкультминутки

Подвижные игры: «Ручеёк», «Удочка», «Караси и щука», «Море волнуется»

Развивать общую и мелкую моторику, совершенствовать основные виды движений, умения согласовывать слова и движения, формировать навыки самоконтроля за своими действиями.

1 этап: подготовительный (12 – 15 апреля)

- изучить методическую литературу по познавательному и экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста;

- подобрать научную и художественную литературу, видеофильмы, мультфильмы, оформить презентации, собрать дидактический и демонстрационный материал о рыбах и других обитателях подводного мира;

- подобрать художественные произведения для чтения и разучивания с детьми по теме проекта;

- пополнить ППРС дидактическими и словесными играми, комплексами физкультминуток и пальчиковых гимнастик;

- составление плана совместной деятельности с учителем-логопедом, педагогом изобразительной деятельности;

- провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность с дошкольниками»; консультация «Как оформить информационную страничку к проекту о рыбах»;

- совместные экскурсии родителей и детей в Московский океанариум, дельфинарий и аквариум; наблюдение за рыбами в домашних условиях;

- помощь родителей в сборе научной и художественной литературы для оформления выставки книг по теме проекта.

2 этап: введение детей в проблемную ситуацию (16 апреля)

Воспитатель: ребята, вы любите отгадывать загадки? Я вам загадаю загадки, а вы подумайте и отгадайте о ком или о чём они.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

Посмотрите, дом стоит, 
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы –Все умелые пловцы.

Очень добродушная, 
Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

Рыбы.

Аквариум.

Вода.

Воспитатель: правильно, ребята. Каких рыб вы знаете? Что вы знаете о рыбах и других подводных обитателях? Чем рыбы отличаются от других животных? В каких известных вам водоемах они живут? Какую роль рыбы играют в природе и в жизни человека? Как нужно относиться к воде и водным источникам? Что бы вы хотели еще узнать о подводных обитателях? Как это сделать? Как вы думаете, что нам для этого нужно? Кто нам сможет помочь?

С детьми составляется план совместной деятельности.

3 этап: реализация проекта (17 – 20 апреля)

Календарный план

Дата

Действия по реализации проекта

Участники

Понедельник
16 апреля

Утро (совместная деятельность):

•Оформление выставки книг и энциклопедий о рыбах

•Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением разных видов рыб
•Д/и «Кто где живет», «Поймай больше слов»
•П/и «Удочка», п/г «Налим»

(ознакомление с окружающим миром) «Животный мир морей и океанов. Пресноводные и аквариумные рыбы»
(рисование) «Морские рыбки»

Воспитатели
Дети

Воспитатели

II-пол. дня:

•Рассматривание книг и энциклопедий о рыбах на выставке
•П/и «Ручеёк», п /г «Налим»
•Прослушивание аудиозаписи С. Сахарнов «Морские сказки».

Воспитатели
Дети

Вторник
17 апреля

Утро (совместная деятельность):

•Чтение стихотворений о морских обитателях
•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
•П/и «Летучая рыба», физкультминутка «Ерши»
•С/р игра «Путешественники»
•Проблемная ситуация «Что случиться, если исчезнут рыбы?»
•Разучивание скороговорки о карпе и крабе

Воспитатели
Дети 

II-пол. дня:

•Просмотр видеофильма об обитателях океана
•Д/и «Кто где живет», «Назови ласково», «Семейка слов»
•П/и «Удочка»

Воспитатели
Дети

Среда
18 апреля

Утро (совместная деятельность):

•Разучивание скороговорки о карпе и крабе
•Беседа «Почему рыбы живут в воде?» 
•Д/и «Узнай по описанию», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
• П/г «Налим»

• (речевое развитие) Составление описательных рассказов о рыбах

Воспитатели
Дети

II-пол. дня:

•Д/и «Подскажи словечко», «Что изменилось?»
•Проблемная ситуация «Как сохранить подводный мир?»
•П/и «Караси и щука»
•Загадывание загадок о рыбах 
•Оформление выставки рисунков «Морские рыбки»

Воспитатели
Дети

Четверг
19 апреля

Утро (совместная деятельность):

•Чтение рассказа С.Воронина «Добрая раковина».
•Д/и «Расшифруй рыбу по схеме», «Четвертый лишний»
•Повторить скороговорку о карпе и крабе
•П/и «Караси и щука», физкультминутка «Ерши»
•Разучивание пословиц и поговорки о рыбах

Воспитатели
Дети

II-пол. дня:
•Игра-викторина по теме проекта
•Проблемная ситуация «Как очистить речку?»
•Д/и «Кто чем питается», «Три царства рыб»
•Прослушивание аудиозаписи р.н.с. «По щучьему велению».

Воспитатели
Дети

Пятница
20 апреля

Утро (совместная деятельность):

• П/г «Налим»
•Д/и «Четвертый лишний», «Расшифруй рыбу по схеме», «Чей плавник, чья голова, чей хвост?»
•Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
•С/р игра «Экскурсоводы»

 Ручной труд «Рыбки в аквариуме» - коллективная работа

Воспитатели

Дети
Воспитатели

II-пол. дня:

•Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
•Отгадывание кроссворда «Подводные обитатели»
•Проблемная ситуация «Как помочь рыбам зимой?»
•П/и «Море волнуется»
•Д/и по желанию детей по теме проекта

Воспитатели
Дети

Суббота
Воскресенье
21-22 апреля

Выполнение домашнего задания
Оформление информационных страничек про обитателей подводного мира.

Родители
дети

Понедельник
23 апреля

Презентации индивидуальных заданий детьми.

Оформление информационного альбома «Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы»

Дети
Воспитатели

Выставка научной и художественной литературы на тему: «Удивительный мир рыб», 12-16 апреля 2018 г.Выставка рисунков, 13 апреля 2018г.

4 этап: заключительный (19 апреля)

Презентации индивидуальных информационных страничек

о подводных обитателях, оформление альбома.

«Обитатели морей и океанов. Речные и аквариумные рыбы».

Продукт ( результат) : на основе собранного детьми и родителями материала создали ментальную карту «Разнообразие подводного мира».

Критерии эффективности: 

  1. Дети получили представления о многообразии подводного мира, о различных видах рыб, их строении, о приспособлении к условиям обитания, о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  2. У детей сформировано умение работать с разными информационными источниками самостоятельно и с помощью взрослого (книги, телепередачи, видеофильмы, интернет, наблюдения, беседы).
  3. У детей появились новые умения и навыки при изучении объектов живой природы, закрепятся навыки взаимодействия друг с другом в процессе совместной деятельности;
  4. Активизировалась и обогатилась речь, дети научились использовать в речи образные выражения и распространенные предложения, составлять описательные рассказы о подводных обитателях;
  5. Дети научились отражать свои впечатления в устном творчестве и изобразительной деятельности;
  6. Повысилась заинтересованность и активность участия родителей в образовательном процессе детского сада;
  7. Пополнилась новыми играми и пособиями развивающая предметно-пространственная среда группы.

Риски: родители ссылаются на занятость.

Литература:

  • Алябьева Е. А. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты / Е. А. Алябьева.: - М.: Сфера, 2005
  • Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007.
  • Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании. Методическое пособие / Н.А. Кочкина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
  • Маханева М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы / М. Д. Маханева. - М.: Аркти, 2004.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе.«Знакомство с подводным миром Черного моря»

«Знакомство с подводным миром Черного моря»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе. Прогр...

По образовательной области познавательное развитие На тему: «Обитатели подводного мира»

Непрерывная образовательная деятельность с использованием современной информационно – коммуникационной образовательной технологии и технологии игрового обучения по образовательной области познав...

Презентация по познавательному развитию (ознакомлению с миром природы) на тему "Подводный мир рек, озёр"

Данную презентацию можно использовать на занятии по ознакомлению с миром природы в старшей (подготовительной) группе....

Краткосрочный проект по образовательной области «Познавательное развитие» «Обитатели подводного мира» для детей старшей группы.

Паспорт проектаТип проекта: познавательно-исследовательский, игровой, творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.По количеству участников: коллективный.Воз...

Познавательно-информационный проект "В мире профессий"

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представ...

Викторина по познавательному развитию "Тайны подводного мира"

Викторина "Тайны подводного мира" по организационно-образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы.Цель данной викторины заключается в расширении старших д...