Методическая разработка "Перелетные птицы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Дегтярева Наталья Александровна

Цель: 

Расширение, систематизация  и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ленинградской области.

Задачи:

·         ознавательные) Научить классифицировать  перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи.

·          (Речевые). Развить речевую активность,  зрительное восприятие и внимание,  творческое воображение.

·         Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.

·         Пополнить литературный багаж детей стихотворением Е.Благининой  «Улетают, улетели»

·         (Социально-коммуникативные). Развивать стремление детей   проявлять  инициативу с целью получения новых знаний.

·         Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.

·         (Художественно-эстетические). Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.

·         (Экспериментальная деятельность) Доказать опытно-экспериментальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц.

·         Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Формировать бережное отношение к окружающей среде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_pereletnye_ptitsy.docx40.54 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №12 Приморского района

Санкт-Петербурга

Конспект НОД

Тема: «Перелётные птицы»

Возраст 6-7 лет

ОО: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

                                

Автор: Дегтярева Наталья Александровна

Должность: воспитатель

Санкт-Петербург

2020г.

Цель: 

Расширение, систематизация  и закрепление знаний о перелётных птицах на примере птиц Ленинградской области.

Задачи:

  • ознавательные) Научить классифицировать  перелетных птиц на основе связи между характером корма и способом его добывания, закрепляя умения устанавливать причинно-следственные связи.
  •  (Речевые). Развить речевую активность,  зрительное восприятие и внимание,  творческое воображение.
  • Продолжать обогащать словарь детей новыми словами: орнитолог, клацающие звуки, чечевица, насекомоядные, зерноядные, «мелюзга», грачиха.
  • Пополнить литературный багаж детей стихотворением Е.Благининой  «Улетают, улетели»
  • (Социально-коммуникативные). Развивать стремление детей   проявлять  инициативу с целью получения новых знаний.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к пернатым друзьям. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.
  • (Художественно-эстетические). Воспитать желание участвовать в совместной творческой деятельности, радоваться результатам коллективного труда.
  • (Экспериментальная деятельность) Доказать опытно-экспериментальным путем особенности перьевого покрова водоплавающих птиц.
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
  • Формировать бережное отношение к окружающей среде;
  • Создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Тип занятия: 

Комбинированное

Материалы и оборудование:

Проектор, видео-презентация по теме, предметные иллюстрации перелётных птиц, аудиозапись «Голоса птиц», музыка Чайковского «Октябрь», подборка видеоматериала «Перелетные птицы»;

На бумаге подготовлен фон, аппликация деревьев; приготовлены вырезанные по трафарету птицы, скворечник  для дальнейшей художественной деятельности;

Для экспериментальной деятельности: перья, емкости с водой,  халаты или фартуки,  увеличительные стекла,  клестер, подкрашенный черной гуашью, моющее средство, перчатки, салфетки.

 

Предварительная работа.

1.Чтение художественной литературы о птицах.

2. Рассматривание иллюстраций с птицами, прослушивание записи из серии «Голоса птиц».

3.Работа над понятием «орнитолог» (совместно с родителями).

4. Рассказ педагога о  перелетных птицах  в свободной деятельности, почему их называют перелетными.

5. Рассматривание с детьми слайдов, видеофильма «Перелетные птицы».

5.Наблюдение за птицами во время прогулок.

8.Приготовление фона, вырезание по трафарету птиц, деревьев, листьев из бумаги.

ХОД НОД:

Структура 

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Вводная часть

Звучит  аудиозапись с «Осенней песенкой»

дети входят в группу

Воспитатель говорит: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их!

Воспитатель включает аудиозапись пения ласточки. Слайд1

Послушайте, какие чудесные звуки раздаются, как вы думаете, кто так поет?

Дети здороваются

Воспитатель говорит:

А может эта та птичка, которую мы видели на прогулке, хотите узнать, кто это?

Предлагаю всем пройти на ковер.

Посмотрите на картинки, найдите эту птичку.

Ответы детей

Проходят на ковер

Узнают птицу по голосу (ласточка)

2.Основная часть

2.1

Воспитатель говорит:

Ребята, а как называются люди – ученые,  изучающие птиц?

Орнитологи.

Ответ детей

Воспитатель говорит:

Сейчас я произнесу волшебные слова, а вы повторяйте за мной и хлопайте в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять,

хотим орнитологами стать!

А теперь, ребята, предлагаю вам сесть  на стульчики.

Дети произносят слова

Садятся на стульчики

На экране демонстрируются слайды с фотографиями птиц.

2 слайд Воспитатель говорит:

Кто знает, что за птица?

Правильно, это белый аист.

Белый аист  крупная болотная птица  нередко гнездится возле человеческого жилья.
Излюбленной пищей аиста являются лягушки, жабы, ужи и гадюки, а также крупные кузнечики и саранча.

А издает аист клацающие звуки, послушайте.

Воспитатель ставит аудиозапись  с голосом аиста

3 слайд

Кто знает, что за птица?

Зяблик, а назвали ее так, потому что перед дождем она всегда хохлится, будто зябнет и тихонько выговаривает «рюм-рюм». В народе говорят: зяблик рюмит к дождю. 

Зяблик подбирает семена, щиплет ростки, поедает жуков и гусениц.

4 слайд

Это что за пестрая птица?

Кукушка

давайте ее послушаем

Аудиозапись  с голосом кукушки

5 слайд

Это что за красавица?

Мухоловка-пеструшка

А как вы думаете, почему ей дали такое название?

6 слайд

Эта птица жительница парков

Чечевица

она живет в дубравах и старых парках. Питается чечевица семенами, ягодами, цветами и в небольшом количестве насекомыми.  А в песенке отчетливо слышатся слова «чечевица», послушайте Аудиозапись  с голосом чечевицы

7 слайд

Кто узнал, что за птица?

Скворец,

правильно

Скворцы имеют длинный, сильный, прямой клюв  прямой короткий хвост.
Гнездится в дуплах. Питается   крупными насекомыми гусеницами и кузнечиками. Потребляет также виноград, вишни, черешни и плоды других плодовых деревьев.

Они охотно селятся в специально устраиваемых для них «скворечниках»,  В неволе скворец скоро привыкает к растительной пище.

Особенность его в том, что скворец легко заучивает отдельные слова и простые мотивы. Он может пролаять как собака, или мяукать, как кошка.

На зиму скворцы улетают в Африку.

Дети называют птицу

Ответы детей 

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Воспитатель говорит: Ребята, все эти птицы – перелетные.

А почему все-таки многие птицы улетают?

Давайте порассуждаем.

Предположения  детей

2.2

Воспитатель говорит:

Птицы, которые питаются насекомыми, как  называются?

Скажем вместе «насекомоядные»

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку с насекомыми  и выложите на мольберте рядом с насекомоядной птицей.

Воспитатель спрашивает:

-А чем еще питаются птицы?

-Где больше всего семян и зерен?

Да, в полях, на огородах.

Воспитатель спрашивает:

Птицы, которые питаются зернами как называются? Правильно,

Зерноядные

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку и выложите на мольберте.

Давайте еще вспомним, чем питаются птицы?

Травой, ряской

Правильно, эти птицы живут на водоеме и называются… водоплавающие

Воспитатель говорит: 

Возьмите картинку и выложите на мольберте рядом с водоплавающей птицей.

Дети повторяют: «Насекомоядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет карточку с насекомыми рядом со скворцом  или трясогузкой на мольберт.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети повторяют: «Зерноядные»

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с пшеницей рядом с грачом на мольберт.

Ответы детей.

Дети повторяют: «Водоплавающие».

Правильно ответивший ребенок прикрепляет картинку с ряской рядом с уткой на мольберт.

2.3

Воспитатель показывает 8 слайд: ласточка, грач, утка.

Воспитатель спрашивает:

А давайте сравним этих птиц, чем они отличаются?

 Правильно, оперением, клювом.  

-Вы сами летом бабочек и стрекоз ловили?

-Чем вы их ловили?

Воспитатель говорит:

- Вот и у ласточки клюв работает как сачок, он очень широко раскрывается, не промахнешься.

 

-У птиц, питающихся  семенами  клюв какой, как вы думаете? Да, очень крепкий. А устроен он, как хлеборезка, края очень острые и работают как ножницы.

-У утки по краям клюва есть мелкие роговые зубчики. Когда клюв закрыт эти зубчики образуют самое настоящее сито. Сначала утка открывает клюв, набирает в него воду, потом выдавливает воду языком, вода выходит через сито, а все водные растения остаются.

Слайд9

-У водоплавающих птиц есть перепонки на лапках. На что они похожи?

Действительно, на ласты, чтобы легче было плавать в воде.

Ответы детей

Предполагаемые ответы детей: «сачком».

Дети рассматривают слайд.

Дети отвечают

Ответы детей

2.4

Экспериментальная деятельность. 

Ребята, скажите, а чем покрыто тело птиц?

- А вы когда-нибудь рассматривали птичье перо?

- Я приглашаю вас пройти в лабораторию, чтобы ещё раз сделать это.

Воспитатель надевает халат, говорит: «Уважаемые исследователи! Рада приветствовать вас в лаборатории. Прошу надеть одежду для проведения опытов! »

 «Теперь можете приступать к исследованиям! »

Воспитатель говорит:

- Ребята, подойдите ко мне, пожалуйста.

- Что вы видите?

– Да, это перья. Расскажите,  какие они?  

- Молодцы! Возьмите каждый по блюдцу с пером. И, чтобы лучше рассмотреть перо, займите места за лабораторными столами.

- Теперь рассмотрим перо утки через увеличительное стекло. Что вы видите?

- Ребята, а что будет с пером, если опустить его в чистую воду?  

Я думаю, что мы с вами сможем найти ответ на этот вопрос, проведя опыт.

Опыт.

- Опускайте перо в воду.

- Что произошло с пером?  

-Теперь выньте перышко из воды.

Что вы видите на поверхности пера?

- Если его встряхнуть?

-Перо сохранило форму, осталось чистым?

- Ребята,  вы знаете, что есть водоемы, куда попадают различные вредные вещества. Некоторые из них очень опасны для водоплавающих птиц.

Как вы думаете, чем?

Я вам предлагаю провести следующий опыт, но для этого нам нужно надеть защитные перчатки.

- На каждом столе стоит моющее средство, с помощью которого ваши мамы убирают квартиру.

- Добавим в воду моющее средство, добавим черной липкой жидкости, похожей на машинное масло,  перемешаем деревянной палочкой  и опустим туда перья птицы.

- Что с ними стало?

- Почему?

- Загрязненная вода проникает между крючочками пера, оно становится мокрым, тяжелым, оно вязнет в липкой воде и тонет.

- Что стало бы с уткой, если бы она плавала в таком водоеме?

 - На самом деле тело утки становится тяжелее, ей сложнее передвигаться и она становится легкой добычей для хищника. Другими словами грязные водоемы опасны для водоплавающих птиц.

- Ребята, я вас благодарю за старание и любознательность. Вы большие молодцы!

Предполагаемый ответ детей: перьями

Дети подходят к столу для экспериментирования, надевают фартуки.

Ответы детей.

Дети описывают перья.

Дети по двое подходят к блюдцам с перьями.

Дети через лупы рассматривают перья, рассказывают, что видят. Предполагаемые ответы детей (перышко состоит из мелких перышек, они соединяются маленькими крючочками, и т.д.)

Дети озвучивают свои версии.

Дети опускают перышки в блюдце с водой

Предполагаемые ответы детей (оно плавает, не тонет) Предполагаемые ответы детей (покрылось капельками)

Дети отряхивают перья, говорят, что произошло.

Предполагаемые ответы детей (капельки упали)

Ответы детей.

Высказывают свои предположения.

Надевают

дети добавляют в воду средство, клестер, перемешивают деревянной палочкой  и опускают перья 

Дети говорят: перо утонуло.

Высказывают предположения 

Возможные ответы детей: утка могла бы утонуть.

Дети снимают фартуки

2.5

Воспитатель говорит: Вы славно потрудились, а теперь пришло время физкультминутки.

Воспитатель проводит физкультминутку

Дети выполняют упражнения

2.6

Теперь вернемся на стульчики. Ребята, как вы думаете, птицы в один день улетают, все вместе?

Кто первый, как вы думаете?

Сначала  насекомоядные, почему?

   Кто второй?

Потом улетают зерноядные, т.е. те,  которые питаются плодами и семенами растений, на полях уже нет зерен.

   Кто самый последний?

А позже всех улетают гуси и утки, они собираются в путь, когда замерзают водоемы.

Воспитатель говорит: А сейчас займите удобное место перед экраном

10 Слайд. Видеозапись «Перелетные птицы» (1мин)

проходят на стулья Предположения детей

Смотрят видеозапись

Во время перелета птицы придерживаются строгого порядка.

На экране демонстрируются слайды.

Слайд 11

Причем у разных птиц этот порядок свой: журавли летят клином;

Слайд12

гуси и цапли – шеренгой, крылом к крылу;

Слайд13

Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят: летят, беспорядочно.

3.Заключитель-ная часть

Воспитатель говорит:

Ребята, предлагаю вспомнить и прочесть стихотворение

Е.Благининой  «Улетают, улетели»

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черной

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Вместе с воспитателем читают стихотворение.

Стихотворение очень красивое, я предлагаю выложить это стихотворение на картине.

На прошлом занятии, мы приготовили заготовки, а сейчас мы вместе будем завершать нашу картину.

Воспитатель вносит заготовки.15 Слайд (фоном звучит музыка Чайковского «Октябрь») 

Воспитатель говорит:

-Как летят журавли?

-Правильно, клином

-Силуэты журавлей мы вырезали из  бумаги, и будем располагать на листе клином.

-Возьмите вырезанный скворечник  и прикрепите туда, где, по-вашему, жил скворец.

-Силуэт аиста расположите сами.

-А это силуэты грача и грачихи. Расположите их в огороде.

Дети отвечают

Дети приклеивают силуэты журавлей клином.

Приклеивают скворечник к дереву на картинке.

Приклеивают силуэт аиста,

Силуэты грача и грачихи.

3.1  Подведение  

       итогов

Воспитатель спрашивает: 

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что больше всего понравилось?

- Ребята, что нового вы узнали о свойствах птичьих перьев?

- Вам нравится работа, которая у вас получилась?

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья"

Учебно-методическое пособие "Птицы - верные друзья" спосособствуют развитию у детей знаний об окружающем мире,   о птицах, обитающих в регионе, об их внешнем виде, повадках. Способствует раз...

Собственная методическая разработка "Птицы зимующие и перелётные"

Конспект открытого урока по дифференциации звуков Р-Рь....

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методический материал "Птицы - наши друзья"

Птицы являются неотъемлемой частью нашей природы. Они окружают людей, а поэтому будет интересно узнать факты о птицах. Кукушки, орлы, канарейки – каждая из этих птиц заманчива по-своему. Интерес...

Методическая разработка "Птицы весной"

Методическая разработка к проекту "Птицы весной"Классификация проектаПо тематике: информационно - исследовательский .Состав участников: дети старшей «Б» группы, родители, воспита...

Методическая разработка "Птицы - наши друзья"

Конспект НОД с использованием интерактивных технологий....

Методическая разработка "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Цель:-закреплять знания о зимующих и перелетных птицах-воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.Ход: Звучит музыка «Времена года» П.И. ...