Проект «Где родился,там и пригодился»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Наталья Игоревна Машина

Проект "Где родился.там и пригодился" (рання профориентация дошкольников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gde_rodilsyatam_i_prigodilsya.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация проекта

«Где родился, там и пригодился»

(организация ранней профориентации дошкольников)

Итоговый педагогический совет 29.05.2020

Подготовила: воспитатель – Машина Н.И.

(МДОУ детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»,2020 г)

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. В целевых ориентирах ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования  указывается ,что ребенок должен   обладать   установкой положительного отношения к различным видам труда и творчества. Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Профориентационная работа приобретает статус важного условия социализации личности и её гражданского становления, способствует гармонизации взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Человек, который выбирает профессию, должен знать свои индивидуальные особенности, интересы, склонности, способности, мотивы, потребности для того, чтобы соотнести свои возможности, требования с требованиями, которые предъявляет профессия к человеку.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях.  Задача ДОУ - осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей.

Нормативно-правовая основа профориентационной работы в ДОУ:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).
  • Распоряжение  Правительства РФ от 5.03.2015 № 366-р «План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий».
  • Закон  Российской Федерации «Об основных гарантиях ребёнка» от 24.07.1998г. № 124 ФЗ.
  • Санитарно–эпидемиологическими требования  СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года

Методическая литература  по профориентационной работе в ДОУ

1.От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования /под ред.Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М. Дорофеевой. -издание пятое (инновационное), испр. и доп.-МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2019- с.336

2.Веракса, Н.Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве: Учебное пособие / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336 c.

3.Концепция дошкольного воспитания В.В.Давыдов, В.А.Петровский, 1989 (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989№7/1)

4.Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и метод. реком. / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 88 с.

5.Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-

Синтез, 2011. – 136 с.

6.Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.

7.Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с

8.Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

9.Профориентационная работа в условиях дошкольной образовательной организации : Методическое пособие – Сама-ра : Изд-во ЦПО, 2013. – 45 с.

10.Загадки о профессиях.URL: http://www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/

11.Нищева Н. В. Мамы всякие нужны. Детям о профессиях. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. Издательство: Детство-Пресс, 2009 г.

В текущем учебном году в нашем ДОУ реализуется проект «Где родился, там и пригодился» по организации ранней профориентации дошкольников.  Работа осуществляется посредством совместной деятельности педагога с детьми , самостоятельной деятельности детей, которые  проходят через познавательную, продуктивную и игровую деятельность, взаимодействие с  семьями воспитанников и социальными партнерами детского сада.

Предполагаемые результаты проекта:

-Развито эмоционально – положительное отношение к профессиям;

-Сформированы представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;

-Развита познавательная активность, интерес к профессиям взрослых;

-Сформированы обобщенные представления о структуре трудового процесса, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

-Воспитано бережное отношение к труду взрослых и результатам их труда,

-Ориентированность детей на выбор профессии технической направленности.

Создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда:

-обновлены центры с.-р. игр, центры активности «Мастерская», «Строительство»;

-в центры  конструктивно - модельной деятельности приобретены  мелкий и крупный конструктор, мягкие модули;

-изготовлены и приобретены дидактические  игры;

-изготовлены и приобретены куклы в профессиональных костюмах;

-подобрано программно-методическое обеспечение;

-изготовлены лэпбуки  «Профессии моих родителей»; «Семейные династии».

Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным линиям:

-приближение детей к труду взрослых,

-приближение работы взрослых к детям,

-совместная деятельность детей и взрослых.

Приближение детей к труду взрослых в процессе организации занятий по формированию представлений о труде людей разных профессий, с обязательным включением предварительной беседы о данной профессии. Рекомендации для педагогов:

Следует уделить особое внимание усвоению детьми понятий «профессия» (что это?), «представитель профессии» (как называется человек данной профессии?), «инструменты труда» (чем работает человек?), «трудовые действия» (что делает человек?), «результат труда» (что получилось?), общественная польза труда (кому это нужно?). Занятия сопровождаются беседой, рассматриваем иллюстраций, с соответствующей тематикой, рассказом педагога, дидактическими играми, подвижными играми («Кем быть?»,«Автомобилисты», «Строители», «Назови профессии»), прослушиванием художественных произведений. Набор книг в литературном  центре постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество наглядного материала.

Рекомендации для педагогов:

Литература для чтения детям

Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»

В. Маяковский – «Кем быть?»

А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач».

С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа».

Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер»

«Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр»,

«Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный»,

«Ученый», «Музыкант» и др.

Примерный перечень картин по теме «Труд человека»

Алексеев А. «Смоление сетей»

Амангельдыев А. «Ковровщицы»

Базылев Н. «Экскурсия на завод»

Бальзамов С. «Передовая работница»

Белых А. «Мостостроители»

Дега Э. «Танцовщицы на репетиции»

Дельфтский Я. «Кружевница»

Жанков Г. «Следователь»

Жемерикин В. «Дорожники»

Журавлев В. «Сад»

Зайцев А. «Ловцы креветок»

Зайцев А. «Подпаски»

Заринь И. «Какая высота»

Звиедрис А. К. «Величие труда»

Знак А. «Инспектор ГАИ»

Кузнецов Н. «На винограднике»

Маковский В. «Дети в мастерской художника»

Мальцев М. «На вахте»

Мясоедов Г. «Страдная пора (Косцы)»

Пластов А. «Ужин трактористов»

Попова З. «Хороший улов»

Проказов Б. «Сенокос»

Рыбин П. «На молочной ферме»

Семячков П. «Рыбаки»

Середин И. «Пограничник»

Харитоненко Е. «Электросварщица»

Цветков В. «Птицеферма»

Яблонский Т. «Хлеб»

2. Приближение работы взрослых к детям в форме наблюдений, экскурсий, в том числе виртуальных, которые обеспечат наглядность, ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка в ходе освоения различных культурных практик: игровая деятельность, продуктивно – творческая деятельность, познавательно – исследовательская деятельность. Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является туризм. Посредством туристических прогулок мы организовываем посещения детей на действующие социальные объекты : школа, ферма, библиотека ,Сельский Дом Культуры, магазины, ФАП, почта. Изучение особенностей различных профессий будет через прием «погружение в профессию», посещение рабочих мест, рассматривания наглядной информации о профессиональной деятельности, встречи с профессионалами.

Рекомендации для педагогов:

Примерная методическая разработка мероприятия с детьми

Занятие  для детей (6-7 лет) по теме : «Экскурсия на ферму»

(познавательное, социально-коммуникативное развитие)

Цель: Обогатить и систематизировать  знания детей о профессиях.

Образовательные:

-формировать представление о сельских профессиях;

-ознакомить  детей с  производственными объектами села Акатьево

-ранняя профориентация;

Воспитательные:

-воспитывать патриотические чувства к родному краю;

-воспитывать  дружеские чувства, взаимопомощь

Развивающие:

- развивать патриотические чувства, любовь к Родине;

-развивать познавательный интерес к изучению  истории родного края.

Методы:

Словесный ,наглядный, системно - деятельностный.

Предварительная работа: беседы: «Мой дом - Россия», экскурсии по с.Акатьево, рассматривание книг, альбомов, экскурсии в Акатьевскую библиотеку. 

Оборудование и материалы : интерактивная доска, презентация «Село Акатьево», флажки для экскурсии.

Планируемые результаты: 

Дети:

-имеет  представление о производственных объектах села;

-имеет  представление о профессиях на селе;

-имеет  представление о родном  селе-малой Родине, селе Акатьево;

 -формулирует ответы на вопросы педагога.

Педагог:

-пополнение своего педагогического арсенала знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в образовании дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов.

Ход:

1.Организационный этап

В группе

Воспитатель:

Посмотрите-ка в окошко-осень золотая,

Листья кружаться повсюду, с ветерком играя!

Воспитатель предлагает определить характер погоды, назвать приметы золотой осени (ответы детей, хоровые и индивидуальные (2-3).

2. Мотивационно - ориентировочный этап

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим видео -письмо, которое прислала нам директор сельскохозяйственного предприятия села Акатьево Ж-ва Н.И. (Дети смотрят видео -письмо, в котором детей приглашают на Акатьевскую ферму).Как вы думаете, что интересного можно увидеть на ферме? (ответы детей, хоровые и индивидуальные (2-3). Ребята, вы готовы к путешествию (ответы детей).Тогда в путь!

3.Поисковый этап

Воспитатель: Как же мы найдем дорогу? (ответы детей хоровые и индивидуальные (2-3). Правильно нам нужно проложить маршрут до фермы (с помощью интерактивной доски дети рисуют маршрут, распечатывают его  на листе бумаги, отмечают остановки)

4.Практический этап

 Экскурсия проводится во время дневной прогулки. По дороге на ферму воспитатель обращает внимание на природу, другие объекты (дома, постройки, пожарную часть), мимо которых проходит путь .

Воспитатель: Вот мы и добрались. На ферме выращивается поголовье крупного рогатого скота-коровы (дети проходят в коровник). Давайте познакомимся с главным животноводом и обратим внимание, чем занимаются остальные работники фермы. (ответы детей). Дети знакомятся с профессиями : животновод, оператор машинного доения, ветеринар. Воспитатель обращает внимание на питание животных, их содержание. (ответы детей), также на важность сельских профессий для населения нашей страны.  Животновод показывает и рассказывает, как происходит дойка коров. Дети также знакомятся с историей развития предприятия.

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим работников фермы за их нелегкий  труд, а также за увлекательную экскурсию.

На обратном пути дети делятся впечатлениями об увиденном,  обращают внимание на приметы осени.

В группе

5.Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, расскажите о своих впечатлениях (ответы детей, хоровые и индивидуальные  (2-3). Воспитатель показывает детям фото и видео материалы экскурсии , обращает внимание на значимость сельских профессий, дети называют их. Ребята, мы сегодня очень много узнали, как тяжело работать в сельском хозяйстве , труд тружеников села очень важный  и нужный для всех людей нашей страны. Может быть кто-нибудь из вас станет животноводом или хлеборобом!

В заключении детям предлагается нарисовать (по желанию) свои впечатления. Все работы выставляются на выставку в группе.

Взаимодействие семьями воспитанников

Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером.  Родитель может выступить как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать, что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую работу, какие ограничения она накладывает. Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое впечатление. Рассматривание принесенных ими орудий труда, фото и видеоматериалов, главное, живое общение с мамой или папой вызывают неподдельный интерес дошкольников.

Совместно с родителями были созданы детские рукописные книги: «Путешествие на ферму», а так же оформлены фотоальбомы: «Наши папы, наши мамы», «Династии родителей работников сельского хозяйства».

Рекомендации для родителей:

1.Как следует знакомить ребенка с профессиями (беседа):

 Независимо от того, какой способ рассказать о взрослых профессиях предпочли родители, есть план (схема), что следует делать:

1. Четко назвать полное наименование профессии и сделать маленький очерк о том, что именно делает тот или иной работник.

2. Далее описать место его труда. Например, для врача и медсестры

– это больница или поликлиника, а для повара – кухня, столовая детского садика или ресторана и прочее.

3. В тех случаях, когда при работе следует носить форму, можно познакомить ребенка с отдельными видами и рассказать, чем один костюм отличается от другого. Во что одет полицейский, а во что пожарный, машинист поезда и пр.

4.Рассказать ребёнку, об используемом в процессе работы оборудовании или инструменте. Сотруднику ГИБДД нужен жезл, портнихе – ножницы, швейный мел и линейка, астроному – телескоп и т.д.

5. Описать, а по возможности показать наглядно или проиграть действия рабочих: повар – варит, журналист – берет интервью, клоун – развлекает публику.

6. Охарактеризовать получаемые в конце работы результаты: приготовленный обед, вылеченный зуб или надоенное молоко.

7. В конце беседы стоит поговорить о значимости, полезности каждой профессии.

2.Знакомство с профессиями по дороге в детский сад, на прогулке, дома.

 Конечно, эта тема неоднократно будет обсуждаться на занятиях в детском саду, но повторить пройденное никогда не помешает. Обращайте внимание на всех людей, занятых делом, и называйте ребенку их профессии. Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходите мимо стройки – расскажите о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите у ребёнка: кто здесь работает? Вернувшись, домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву. Поиграйте с ребёнком дома в игру: «Назови профессии».Эта понятная и занимательная игра порадует не только детей, но и взрослых. Правила очень несложные и играть можно на протяжении всего дня. Например, семья собралась за завтраком. Давайте посмотрим, что у нас на столе. Бутерброды, чай, омлет... Отличный повод поговорить о сельскохозяйственных профессиях. Откуда берутся яйца, сметана, хлеб? Кто работает на птицефабрике, в поле, на ферме? Смололи муку, испекли хлеб и, наконец, доставили в магазин, где его купил папа, мама? Таким же образом можно проследить создание любой вещи в доме, включая, например, книжку любимых детских стихов и рассказов. Пришлось потрудиться огромной команде людей, начиная от автора, издателя, работников типографии и заканчивая продавцом книжного магазина, чтобы книга попала в руки читателя. Ежедневно мы сталкиваемся с десятками людей по- настоящему героических профессий, правда, они не носят плащ супермена или костюм Бэтмена, но их работа – спасать жизни реальных людей. Вместе с детьми составьте список таких профессий: спасатели, полицейские, пожарные, врачи (уточните специальности), летчики, военные  (уточните специальности), машинисты поездов и так далее.

Вывод

Полученные результаты свидетельствуют о том, что предложенная система мероприятий способствует успешной ориентации детей на трудовую подготовку, влияет на выбор востребованных профессий в городе и регионе. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получают представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации: успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела, гражданами и патриотами своей малой Родины и страны.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о труде взрослых, в том числе технических – это необходимое направление деятельности детского сада . Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Где родился, там и пригодился. патриотическое воспитание дошкольников

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников начинается с осознания детьми своего "я", своей семьи, своих корней, и затем постепенно  расширятет их представления о родном городе, крае и стра...

Где родился, там и пригодился!

Совместная образовательная деятельность. Интерактивная игра на закрепление знаний о родном крае....

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ»

Мы решили сделать серьёзный шаг в вопросе патриотического воспитания детей через прикосновение к истории своей семьи при активном участии родителей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Что летом родится, то зимой пригодится" (из опыта работы)

Стихотворение С.Михалкова "Булка", пальчиковая гимнастика "Хлеб", отгадывание загадок, лепка хлебобулочных изделий из соленого теста, физминутка "Мы - шоферы"....

ООД Что летом родится, то зимой пригодится.

Закрепить название овощей и фруктов. Развить познавательный интерес к миру природы....

Экологический проект в условиях самоизоляции "Где родился, там и пригодился"

Информационное значение фотографии в условиях самоизоляции....

ПРОЕКТ в старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему: «Что летом родится - всё зимой пригодится!»

ПРОЕКТв старшей (разновозрастной ) группе «Гномики» на тему:«Что летом родится - всё зимой пригодится»Проект: долгосрочный.       Вид проекта...