Где родился, там и пригодился. патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников начинается с осознания детьми своего "я", своей семьи, своих корней, и затем постепенно расширятет их представления о родном городе, крае и стране в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gde_rodilsya_tam_i_prigodilsya.docx | 44.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №104
«БЭЛЭКЭЧ»
Подготовила
Педагог психолог
Гайнуллина
Ирина Алексеевна
г. Набережные Челны РТ
2013г.
Человеку никак нельзя жить
без Родины, как нельзя жить без сердца. К.Паустовский
Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.
Д.С. Лихачев
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, прежде всего, должна начинаться с осознания ребенком своего «я» своей семьи, своих корней, и затем постепенно должна расширять его представления о родном городе, крае и стране в целом. Поэтому наша работа по патриотическому воспитанию дошкольников старшего возраста строится на следующих задачах:
- Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице.
- Формирование представлений о родном городе, его достопримечательностях и героях.
- Развитие познавательного интереса к родному краю – Республики Татарстан.
- Воспитание любознательности и интереса к народным обычаям и традициям.
- Расширение представлений о России в целом, ее городах и народах.
- Воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился, ко всему окружающему миру.
Свою работу со старшими дошкольниками мы разбили на 4 блока:
- Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.
- МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД.
- РОДНОЙ КРАЙ – РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН.
- РОССИЯ! КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…
С каждым блоком мы работаем последовательно, переходя от одного к другому. Работа осуществляется следующим образом:
- Работа с воспитателями;
- Работа с родителями;
- Работа с детьми.
При этом все участники являются активным участниками, ведущая роль принадлежит воспитателю.
Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей: «Семья глазами родителей», «Знаем ли мы свои корни?».
- Обсуждение темы: «Ценности семьи».
- Совместное занятие детей с родителями: составление генеалогического древа семьи.
- В уголок для родителей консультация: «Что такое счастливая семья?».
- Памятка для родителей: «Искусство быть родителем».
- Шуточные игры: «Семейные обязанности», «Найди свою маму».
- Мини-сочинения: «Мой ребенок лучше всех».
- Составление эмблемы семьи.
Работа с детьми:
- Презентации детей «Меня зовут…».
- Анкетирование детей: «Семья глазами ребёнка».
- Пословицы и поговорки о семье.
- Чтение стихотворений В. Берестова «Любят тебя без особых причин», А. Шибаева «Что может быть семьи дороже?», Т. Агибаловой «В семейном кругу», М. Лангера «Семья», Я. Акима «Моя родня» и другие стихи по теме.
- Беседы с детьми на тему: «Что такое семья, родословная», «Зачем человеку имя и фамилия?».
- Составление творческих рассказов детьми: «Мама, папа, я – счастливая семья», «Мои любимые бабушки и дедушки».
- Словесные игры: «Ласковые имена в моей семье», «Ласковые слова», «Приветствия и прощание в семье».
- Изготовление подарков каждому члену семьи.
- Рисование на тему: «Моя семья», «Бабушкин портрет».
- Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «В гостях».
- Дидактические игры: «Семья», «Кто подберет больше слов к слову «семья», «Чьи детки?».
- Коллаж с фотографиями: «7 Я».
- Пальчиковые игры про семью: «Этот пальчик дедушка…», «Наша семья», «Братцы», «Пальчик - мальчик» и др.
- Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», сказки Е. Каргановой «Ничей», Д. Непомнящевой «Мама для мамонтёнка» и др.
- Фотовыставка «Семейные увлечения».
МОЯ МАЛАЯ РОДИНА - ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД
Работа с родителями:
- В уголок для родителей консультация: «С чего начинается Родина?».
- Анкетирование родителей: «Что мы знаем о городе?».
- Обсуждение темы: «Зачем ребенку знать свой город?».
- Экскурсии с родителями к историческим местам и памятникам города.
- Занятие для детей и родителей: «Кто быстрее отгадает кроссворд!» (о Челнах).
- Коллаж: «Город будущего» (из вырезок газет и журналов).
- Посещение музея истории города с детьми.
- Памятка для родителей: «Известные люди о воспитании любви к Родине».
- Домашнее задание собрать необходимый материал – литературу: стихи, песни, статьи из газет и журналов о городе, о героях, чьими именами названы улицы и площади города, фотографии.
Работа с детьми:
- Презентация для детей на тему: «Родной мой город».
- Экскурсия по городу (по фото и иллюстрациям). Знакомство с творчеством скульпторов и архитекторов города.
- Знакомство с Камским автомобильным комплексом заводов. Наш КамАЗ.
- Беседы с детьми на тему: «История нашего города», «Наш комплекс самый молодой», «Если я заблудился…».
- Составление рассказов: «В детском саду», «Чем мне нравится наш город?».
- Рассказ из личного опыта: «Мой домашний адрес», «Я хочу рассказать…».
- Словесные игры: «Подбери слова» (улица, какая?), «Отгадай по описанию».
- Пословицы и поговорки о родном крае, доме, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился».
- Чтение пьесы С. Маршака «Кошкин дом», стихов С. Маршака «Погляди в свое окно: Все на улице красно!», А. Барто «Дома», С. Михалкова «А что у вас?», С. Баруздина «Кто построил этот дом», О. Высотской «Детский сад» и др.
- Конструирование: «Дом, в котором мы живем», «План-макет нашей квартиры (моей комнаты)», «Мебель для дома и сада», «По дорогам города», «Моя любимая улица».
- Конкурс рисунков: «Мой детский сад и я», «КАМАЗ – любимый грузовик».
- Дидактическая игра: «Путешествие по улице», «Мой город», «Узнай по описанию».
- Изготовление фотоальбома: «Город, в котором я живу».
- Коллективная работа лепка: «Дома на нашей улице».
- Сюжетно-ролевые игры: «На стройке», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Салон сотовой связи».
- Игры - экскурсии: «Перекресток» (по ПДД), «Пройди по городу», «Помоги добраться до места».
- Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).
- Рисование « Вечерние Челны».
- Составление плана–карты улицы, на которой расположен детский сад.
- Пальчиковые игры: «Мы построим новый дом!», «Строим дом», «Дом и ворота», «Замок» и др.
- Брейн-ринг: « Что ты знаешь о своем городе».
- Разрезные картинки «Дом, детский сад, город».
- Разминка: «Мы по городу шагаем».
- Герои нашего города (вырезки из газет и журналов). Оформление в папку.
- Выставка – рассказ: «Первооткрыватели нашего города».
- Занятие по теме: «Так начиналась война…». Встреча с героями ВОВ.
РОДНОЙ КРАЙ – РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН
Работа с родителями:
- В уголок для родителей консультация: «Гражданин воспитывается с детства».
- Выставка книг и фотографий РТ по темам «Заповедные места Татарстана и национальные парки», «Скульптура и архитектура республики Татарстан».
- Коллаж с детьми: «Наш край» (из вырезок газет и журналов).
- Экскурсия в национальный парк «Нижняя Кама».
- Рисование вместе с детьми на тему: «Символика Республики Татарстан».
- Игра знатоки с детьми (о Татарстане).
- Памятка для родителей: «Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций».
- Домашнее задание самодельная книга с детьми о Республике Татарстан.
Работа с детьми:
- Игра – путешествие по карте Татарстана. Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.
- Дидактическая игра: «Узнай город по описанию».
- Беседа: «Что такое Родина», «Столица – это главный город».
- Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине.
- Изготовление открыток «Мой Татарстан».
- Беседа о войне и героях, защищавших родной край.
- Составление рассказов: «Что бы ни было войны…».
- Презентация «Символика Татарстана».
- Государственные символы Татарстана: герб, флаг, гимн. Прослушивание гимна. Обсуждение.
- Изготовление панно из природного материала «Герб Республики Татарстан» (снежный барс).
- Чтение стихотворений А.Анисимова «Татарстан», А. Ахмадуллина «О, юный Татарстан» и др.
- Конструирование и аппликация: «Спасская башня (Казанский кремль)».
- Беседа и рассматривание иллюстраций с видами родного края (пейзажи, реки, леса, животные и т.д.). Ответ на вопрос «Зачем надо беречь природу?».
- Игры: «Четвертый лишний» (города, животные, птицы, и др.), «Собери картину» (виды Татарстана из разрезанных открыток).
- День национальной кухни. Беседа о татарской кухне с угощениями.
- Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.
- Рисование « Татарский национальный костюм».
- Достопримечательности, исторические места, памятники.
- Выставка работ: «Мой край родной!»
- Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
- Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».
- Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках.
- Рисование на тему: «Моя Родина».
- Творчество Г. Тукая «Шурале», баллада «Водяная» и др.
- Игры-состязания: «Кто быстрее?», «Самый меткий», «Самый смелый» (вручение медалей за отвагу, мужество, ловкость, дружескую поддержку).
- Пословицы о храбрости, героизме воинов «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др. Объяснение смысла.
- Открытое занятие: «Знай, люби и гордись своим краем».
РОССИЯ! КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…
Работа с родителями:
- В уголок для родителей консультация: «Дружат дети всей земли».
- Выставка работ, совместная работа: «Пусть всегда будет мир!».
- Совместная самодельная карта родителей и детей: «Города России».
- Памятка для родителей: «Счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства».
- Кроссворд: «Что мы знаем о России?
Работа с детьми:
- Выставка в книжном уголке «Мы живём в России».
- Рассматривание карты России. Знакомство с городами России. Россия на карте мира.
- Главный город – Москва. Рассматривание иллюстраций с изображением архитектуры и достопримечательностей города.
- Чтение и обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва». Некрасов Н. Русь. (Из поэмы "Кому на Руси жить хорошо").
- Заучивание стихотворений А. Шлыгина «Россия» и др.
- Беседа на тему: «Люди разных национальностей, живущих в России».
- Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
- Языки, обычаи и традиции народов страны.
- Рисование « Русский национальный костюм».
- Слушание песен о России. Песни о родной стране А. Пахмутовой, «Наш край» (То березка, то рябина), «О Родине, только о Родине» и др. песни.
- Игра знатоков: «Страна, республика, город».
- Оформление иллюстрированного альбома: «Природа нашей страны».
- Государственные символы страны: герб, флаг, гимн. Прослушивание гимна.
- Раскрашивание нарисованного флага и герба России.
- Дидактическая игра: «Найди нужный флаг, герб», «Сложи свой герб», «Угадай по описанию (использовать флаги и гербы Н. Челнов, РТ, РФ)», «Я знаю город на букву…»
- Составление собственного герба (рисование или аппликация).
- Отгадывание загадок о Родине, России.
- Беседа о русской березке. Стихи и песни о березке. Екимцев А. Светло в России от берез, Степанов В. Песня, Пришелец А. Наш край. В. Рождественский «Березка».
- Аппликация «Во поли березка стояла…».
- Чтение сказок разных народов.
- Конструирование «Башни Московского Кремля».
- Занятия по ознакомлению с русской национальной культурой.
- Подвижные игры разных народов.
- Беседа и рисование на тему: «Защитники Отечества».
- Сюжетно - ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Летчики», «Танкисты».
- Создание детского альбома впечатлений «Война и мир!» (рисунки, стихи, рассказы о войне и мире, фотографии и др.).
Список использованной литературы:
- Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007
- Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ Н. Ф. Андреева // Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16 – 20.
- А.Г. Дубовский «Чем славны Набережные Челны? 600 граней из имиджа города». Наб. Челны, 2006.
- Д. Валеева «Говорящий с космосом» Искусство Татарстана (20 век) Казань,1999.
- И.Г. Ганеева, Альманах «Нижняя Кама» (1999-2002)
- Л.Полякова «Слово о скульпторе Ильдаре Ханове» Отчий край,1992, №15
- Красная книга РТ. Издательство «Природа», издательство ТОО «Стар» Казань,1995.
- Логинова, Л.В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников Л. В. Логинова // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. - № 1. – С.38 – 48.
- Интернет источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям
Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на...
Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».
laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"
ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...