Где родился, там и пригодился. патриотическое воспитание дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников начинается с осознания детьми своего "я", своей семьи, своих корней, и затем постепенно  расширятет их представления о родном городе, крае и стране в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gde_rodilsya_tam_i_prigodilsya.docx44.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №104

«БЭЛЭКЭЧ»

Подготовила

Педагог психолог

Гайнуллина

Ирина Алексеевна

г.  Набережные Челны   РТ

2013г.

Человеку никак нельзя жить

без Родины,                                                                                                 как нельзя жить без сердца.                                                                                                                      К.Паустовский 

Любовь к родному краю,
родной культуре, родной речи
начинается с малого –
любви к своей семье, к своему жилищу,
к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь
переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему,
ко всему человечеству.

Д.С. Лихачев

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников, прежде всего, должна начинаться  с осознания ребенком своего «я» своей семьи, своих корней, и  затем постепенно должна расширять его  представления о родном городе, крае и стране в целом. Поэтому наша работа по патриотическому воспитанию дошкольников  старшего возраста строится  на следующих задачах:

  1. Воспитание  у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице.
  2. Формирование представлений о родном городе, его достопримечательностях и героях.
  3. Развитие  познавательного интереса   к родному  краю – Республики Татарстан.
  4. Воспитание любознательности и интереса к народным  обычаям и традициям.
  5. Расширение представлений о России в целом, ее городах и народах.
  6. Воспитание  положительного  отношения к тем местам, где он родился, ко всему окружающему миру.  

Свою работу  со старшими дошкольниками мы разбили на 4 блока:

  1. Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ.
  2. МОЯ МАЛАЯ РОДИНА -  ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД.
  3. РОДНОЙ КРАЙ – РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН.
  4. РОССИЯ! КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…

С каждым блоком мы работаем последовательно, переходя от одного к другому. Работа осуществляется следующим образом:

  1. Работа с воспитателями;
  2. Работа с родителями;
  3. Работа с детьми.

При этом все участники являются активным участниками, ведущая роль принадлежит воспитателю.

Я, МОЯ СЕМЬЯ, МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

Работа с родителями:

  1. Анкетирование родителей: «Семья глазами родителей», «Знаем ли мы свои корни?».
  2. Обсуждение темы: «Ценности семьи».
  3. Совместное занятие детей с родителями: составление генеалогического древа семьи.  
  4. В уголок для родителей консультация: «Что такое счастливая семья?».
  5. Памятка для родителей:  «Искусство быть родителем».
  6. Шуточные игры: «Семейные обязанности», «Найди свою маму».
  7. Мини-сочинения:  «Мой ребенок лучше всех».
  8. Составление эмблемы семьи.

Работа с детьми: 

  1. Презентации  детей «Меня зовут…».
  2. Анкетирование  детей: «Семья глазами ребёнка».
  3. Пословицы и поговорки о семье.
  4. Чтение стихотворений  В. Берестова «Любят тебя без особых причин»,   А. Шибаева «Что может быть семьи дороже?», Т. Агибаловой «В семейном кругу», М. Лангера «Семья»,  Я. Акима «Моя родня» и другие стихи по теме.
  5. Беседы с детьми на тему: «Что такое семья, родословная»,  «Зачем человеку имя и фамилия?».
  6. Составление творческих рассказов  детьми: «Мама, папа, я – счастливая семья», «Мои любимые бабушки и дедушки».
  7. Словесные игры: «Ласковые имена в моей семье», «Ласковые слова», «Приветствия и прощание в семье».
  8. Изготовление подарков каждому члену семьи.
  9. Рисование на тему: «Моя семья», «Бабушкин портрет».
  10. Сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рожденья», «Дочки- матери», «В гостях».
  11. Дидактические игры: «Семья», «Кто подберет больше слов к слову «семья», «Чьи детки?».
  12. Коллаж  с фотографиями: «7 Я».
  13. Пальчиковые  игры про семью: «Этот пальчик дедушка…», «Наша семья», «Братцы», «Пальчик - мальчик» и др.
  14. Чтение русских народных сказок: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка», сказки  Е.  Каргановой «Ничей», Д. Непомнящевой  «Мама для мамонтёнка» и др.
  15. Фотовыставка «Семейные увлечения».

МОЯ МАЛАЯ РОДИНА -  ДОМ, УЛИЦА, ГОРОД

Работа с родителями: 

  1. В уголок для родителей консультация: «С чего начинается Родина?».
  2. Анкетирование родителей: «Что мы знаем о городе?».  
  3. Обсуждение темы: «Зачем ребенку знать свой город?».
  4. Экскурсии с родителями  к историческим местам и памятникам города.
  5. Занятие  для  детей и  родителей: «Кто быстрее отгадает кроссворд!»  (о Челнах).
  1. Коллаж: «Город будущего»  (из вырезок  газет и журналов).
  1. Посещение музея  истории города с детьми.
  2. Памятка для родителей:  «Известные люди о воспитании любви к Родине».
  3. Домашнее задание собрать необходимый материал – литературу: стихи, песни, статьи из газет и журналов о городе, о героях, чьими именами названы улицы и площади города, фотографии.

Работа с детьми: 

  1. Презентация  для детей на тему: «Родной мой город».
  2. Экскурсия по городу (по фото и иллюстрациям). Знакомство с творчеством  скульпторов  и архитекторов города.
  3. Знакомство  с Камским автомобильным комплексом заводов. Наш КамАЗ.
  4. Беседы с детьми на тему: «История нашего города», «Наш комплекс самый молодой», «Если я заблудился…».
  5. Составление рассказов: «В детском саду», «Чем мне  нравится наш город?».
  6. Рассказ из личного опыта:  «Мой домашний адрес», «Я хочу рассказать…».
  7. Словесные игры: «Подбери слова» (улица, какая?), «Отгадай по описанию».
  8. Пословицы и поговорки о родном крае, доме, городе. Как мы понимаем пословицу: «Где родился, там и пригодился».
  9. Чтение  пьесы С. Маршака «Кошкин дом», стихов С. Маршака «Погляди в свое окно: Все на улице красно!», А. Барто «Дома», С. Михалкова  «А что у вас?», С. Баруздина «Кто построил этот дом»,  О. Высотской «Детский сад» и др.
  10. Конструирование:  «Дом, в котором мы живем», «План-макет нашей квартиры (моей комнаты)», «Мебель для дома и сада», «По дорогам города», «Моя любимая улица».
  11. Конкурс рисунков: «Мой детский сад и я», «КАМАЗ – любимый грузовик».
  12. Дидактическая игра: «Путешествие по улице»,  «Мой город», «Узнай по описанию».
  13. Изготовление фотоальбома: «Город,  в котором я живу».
  14. Коллективная работа  лепка:  «Дома на нашей улице».
  15. Сюжетно-ролевые игры: «На стройке», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Салон сотовой связи».
  1. Игры - экскурсии: «Перекресток» (по ПДД), «Пройди по городу», «Помоги добраться до места».
  1. Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога из дома в детский сад).
  2. Рисование « Вечерние Челны».
  3. Составление плана–карты улицы, на которой расположен детский сад.
  4. Пальчиковые  игры: «Мы построим новый дом!», «Строим дом»,  «Дом и ворота», «Замок»  и др.
  5. Брейн-ринг: « Что ты знаешь о своем  городе».
  6. Разрезные  картинки «Дом, детский сад, город».
  7. Разминка: «Мы по городу шагаем».
  8. Герои нашего города (вырезки из газет и журналов). Оформление в папку.
  9. Выставка – рассказ: «Первооткрыватели  нашего города».
  10. Занятие по теме: «Так начиналась война…». Встреча с героями ВОВ.

РОДНОЙ КРАЙ – РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН

Работа с родителями: 

  1. В уголок для родителей консультация: «Гражданин воспитывается с детства».
  2. Выставка  книг  и фотографий РТ  по темам «Заповедные места Татарстана и национальные парки», «Скульптура и архитектура республики Татарстан».
  3. Коллаж с детьми: «Наш край» (из вырезок  газет и журналов).
  4. Экскурсия в национальный парк «Нижняя Кама».
  1. Рисование вместе с детьми на тему: «Символика Республики Татарстан».
  2. Игра знатоки с детьми (о Татарстане).
  3. Памятка для родителей:  «Семья – ячейка  общества, хранительница национальных традиций».
  4. Домашнее задание самодельная книга  с детьми о Республике Татарстан.

Работа с детьми: 

  1. Игра – путешествие по карте Татарстана. Знакомство с городами республики Татарстан и ее столицей.
  2. Дидактическая  игра: «Узнай город по описанию».
  3. Беседа: «Что такое Родина», «Столица –  это главный город».
  4. Пословицы и поговорки о родном крае. Объяснение значений пословиц о Родине.
  5. Изготовление открыток «Мой  Татарстан».
  6. Беседа о войне и героях, защищавших родной край.
  7. Составление рассказов: «Что бы ни было войны…».
  8. Презентация «Символика Татарстана».
  9. Государственные символы Татарстана: герб, флаг, гимн. Прослушивание гимна. Обсуждение.
  10. Изготовление панно из природного материала «Герб Республики Татарстан» (снежный барс).
  11. Чтение стихотворений  А.Анисимова  «Татарстан», А. Ахмадуллина «О, юный Татарстан» и др.
  12. Конструирование и аппликация:  «Спасская башня (Казанский кремль)».
  13. Беседа и рассматривание иллюстраций с видами родного края (пейзажи, реки, леса, животные и т.д.). Ответ на вопрос «Зачем надо беречь природу?».
  14. Игры: «Четвертый лишний» (города, животные, птицы, и др.), «Собери картину»  (виды Татарстана из разрезанных открыток).
  15. День национальной кухни. Беседа о татарской кухне с угощениями.
  16. Национальные праздники: Сабантуй, Навруз.
  17. Рисование « Татарский  национальный костюм».
  18. Достопримечательности, исторические места, памятники.
  19. Выставка работ: «Мой край родной!»
  20. Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»
  21. Обсуждение рассказа В. Драгунского «На Садовой большое движение».
  22. Разучивание стихотворений о родном крае на русском и татарском языках.
  23. Рисование на тему: «Моя Родина».
  24. Творчество    Г. Тукая «Шурале»,  баллада «Водяная» и др.
  25. Игры-состязания:  «Кто быстрее?», «Самый меткий», «Самый смелый» (вручение медалей за отвагу, мужество, ловкость,  дружескую поддержку).
  26. Пословицы  о храбрости, героизме воинов  «Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др. Объяснение смысла.
  27. Открытое занятие:  «Знай, люби и гордись своим краем».

РОССИЯ! КАК МНОГО В ЭТОМ СЛОВЕ…

Работа с родителями: 

  1. В уголок для родителей консультация: «Дружат дети всей земли».
  2. Выставка работ, совместная работа:  «Пусть всегда будет мир!».
  3. Совместная  самодельная карта родителей и детей: «Города России».
  4. Памятка для родителей:  «Счастье семьи – счастье  и благополучие народа, общества, государства».
  5. Кроссворд: «Что мы знаем о России?

Работа с детьми: 

  1. Выставка в книжном уголке «Мы живём в России».
  2. Рассматривание карты России. Знакомство с городами России.   Россия на карте мира.
  3. Главный город – Москва. Рассматривание  иллюстраций с изображением архитектуры и достопримечательностей города.
  4. Чтение и обсуждение стихотворения Ф. Глинки «Москва». Некрасов Н. Русь. (Из поэмы "Кому на Руси жить хорошо").
  5. Заучивание стихотворений  А. Шлыгина  «Россия» и др.
  6. Беседа на тему:  «Люди разных национальностей, живущих в России».
  7. Рассматривание фотографий, предметов одежды людей разных национальностей.
  8. Языки, обычаи и традиции народов страны.
  9. Рисование « Русский национальный костюм».
  10. Слушание песен о России. Песни о родной стране А. Пахмутовой,   «Наш край» (То березка, то рябина),  «О Родине, только о Родине» и др. песни. 
  11. Игра знатоков:  «Страна, республика, город».
  12. Оформление иллюстрированного альбома: «Природа нашей страны».
  13. Государственные символы страны: герб, флаг, гимн. Прослушивание гимна.
  14. Раскрашивание  нарисованного флага и герба России.
  15. Дидактическая игра: «Найди нужный флаг, герб», «Сложи свой герб», «Угадай по описанию (использовать флаги и гербы Н. Челнов, РТ, РФ)», «Я знаю город на букву…»
  16. Составление собственного герба (рисование или аппликация).
  17. Отгадывание загадок о Родине, России.
  18. Беседа о русской березке.  Стихи и песни о березке. Екимцев А. Светло в России от берез, Степанов В. Песня, Пришелец А. Наш край. В. Рождественский «Березка».
  19. Аппликация «Во поли березка стояла…».
  20. Чтение  сказок  разных народов.
  21. Конструирование «Башни Московского Кремля».
  22. Занятия по ознакомлению  с русской национальной культурой.
  23. Подвижные игры разных народов.
  24. Беседа  и рисование на тему: «Защитники Отечества».
  25. Сюжетно - ролевые игры: «Моряки», «Пограничники», «Летчики»,  «Танкисты».
  26. Создание   детского альбома впечатлений «Война и мир!» (рисунки, стихи, рассказы о войне и мире, фотографии и др.).

        

Список использованной литературы:

  1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007
  2. Андреева, Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ  Н. Ф. Андреева //  Управление ДОУ. – 2005. - № 1. – С.16 – 20.
  3. А.Г. Дубовский  «Чем славны Набережные Челны? 600 граней из имиджа города». Наб. Челны, 2006.
  4. Д. Валеева «Говорящий с космосом» Искусство Татарстана (20 век) Казань,1999.
  5. И.Г. Ганеева, Альманах  «Нижняя Кама» (1999-2002)
  6. Л.Полякова «Слово о скульпторе Ильдаре Ханове» Отчий край,1992, №15
  7. Красная книга РТ. Издательство «Природа», издательство ТОО «Стар» Казань,1995.
  8. Логинова, Л.В. Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников Л. В. Логинова // Справочник «Старшего воспитателя дошкольного учреждения». – 2007. -  № 1. – С.38 – 48.
  9. Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Патриотическое воспитание дошкольников через формирование у детей любви и уважения к своему роду, семье, приобщение детей и родителей к семейным ценностям

Взаимодействие детского сада с семьей в формировании семейных ценностей на сегодняшний день является важным направлением деятельности дошкольной образовательной организации и должно быть направлено на...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ "Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"

ПРОЕКТ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ"Формирование духовно-нравственных основ патриотического воспитания дошкольников"Проект разработан для работы с детьми старшего и подгот...