конспект занятия по ознакомлению с народной культурой в старшей группе на тему:«Сказочная гжель»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Формирование у обучающихся первоначальных представлений о народном промысле Гжель

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gzhel.doc745 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №35 «ЁЛОЧКА»

 

                                     

                                           конспект занятия

                        по ознакомлению с народной культурой

                                   в старшей группе на тему:

                         

                            «Сказочная гжель»

Воспитатель:

Карлик Светлана Анатольевна

                                             г.о. Электрогорск  

                                       22 октября 2018г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (ознакомление с предметным окружением), «Художественно-эстетическое» (рисование),«Речевое развитие» (формирование словаря) «Социально-коммуникативное развитие»(социализация, развитие общения), «Физическое развитие» (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни).                                                                

Виды детской деятельности: Коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), изобразительная (рисование), двигательная (овладение основными движениями)                                

Цель: Формирование у обучающихся первоначальных представлений о народном промысле Гжель

Задачи:                                                                         

Образовательные:

  1. Продолжать знакомить с росписью народных мастеров – гжель

2.Формировать умения детей видеть и выделять характерные элементы росписи; точки, прямые и волнистые линии, веточка.

Развивающие:

1. Развивать художественный вкус;

2.Развивать наглядно-образное мышление и творческое воображение;

Воспитательные:

1. Воспитывать в детях умение любоваться красотой гжельской росписи, отличать её своеобразие, колорит, нежность.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: имеет первоначальные представления о народном промысле Гжель

Предварительная работа: Знакомство с историей промысла, с элементами росписи, роспись детьми силуэтов посуды, рассматривание альбома «Гжель», слушание песни «Незабудковая гжель».

Материалы и оборудование:

-демонстрационный: посуда и фигурки из гжели.

-раздаточный: краски синяя и белая, баночки с водой, кисточки №6, №3, салфетки, образцы.

Содержание образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Ответы детей: (Да, очень любим путешествовать).

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправится в путешествие.

«Я посетить хочу давно,

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья –

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки, и поделки…

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас

И мы отправимся на выставку сейчас».

А на выставку каких мастеров, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

«Сине-белая посуда,

расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

и цветами расцвела:

голубыми, синими,

нежными, красивыми».

Ответы детей: (Это роспись гжель)

Воспитатель: Вокруг себя повернись и на выставке народных мастеров окажитесь.

Вы догадались на выставку, каких мастеров мы попали?

Ответы детей: (гжельских).

Воспитатель: А почему вы так решили?

Ответы детей: (Потому что синие, голубые узоры и цветы на белой посуде - это гжельские узоры).

Воспитатель: Выставка называется «Голубая сказка».

Повторяйте за мной: «Лель-лель-лель - голубая гжель».

(Дети повторяют громко и тихо).

Воспитатель: А где живут мастера?

Ответы детей: (Мастера живут в деревне Гжель не далеко от Москвы).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что обозначает слово гжель?

Ответы детей: (Слово Гжель обозначает: жечь, обжигать).

Воспитатель: Давным – давно, жили там смелые да умелые, веселые мастера. Решили они свой край прославить, свое мастерство показать и людей порадовать. Нашли в своей сторонушке глину белую и стали лепить из нее посуду разную. Расписывать синей краской.

А почему синей краской, вы знаете?

Ответы детей: (Потому что Гжельцы любили говорить, что небо у них синие-синие, реки и озера голубые - голубые и красивые васильковые поля. Вот и задумали они перенести эту синеву на белые изделия).

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение про гжель:

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье

Русская, звонкая Гжель!

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её название гжель».

Посмотрите и расскажите, какая гжельская посуда?

Ответы детей: (Фарфоровая, красивая, сине-голубая, сказочная, глиняная)

Воспитатель: Посуда, цветы, люди, птицы и звери становились синеокими из-под кисти умелых мастеров. Полюбилась всем людям посуда. Стали называть они ее «Сказочная гжель».

Ребята, а я предлагаю и вам сегодня стать народными мастерами и расписать сервиз элементами гжельской росписи.

Ребята, мы с вами уже знакомы с гжельской росписью, давайте вспомним, какие узоры наносятся на гжельские изделия?

Ответы детей: (Узоры из цветов, капелек, голосочек, сеточек, бордюров, волнистых линий, усиков, точек)

Пальчиковая гимнастика «Цветы»

Наши синие цветы

Раскрывают лепестки,

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши синие цветы

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам расписать сервиз.

(самостоятельная деятельность детей)

Рефлексия

Воспитатель: Вам понравилось быть мастерами?

Ребята, давайте вспомним, что мы узнали про роспись гжель?

Ответы детей:

Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?У русских людей есть поговорка: «Умелец да рукоделец, себе и людям радость приносит».

Спасибо вам ребята. Все вы молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Космос".

В конспекте решаются задачи по ознакомлению детей с историей развития космонавтики....

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе

конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Насекомые"

На занятии в игровой форме расширяются и уточняются представления детей о характерных особенностях и условиях жизни насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект по аппликации с элементами рисования для старшей группы на тему «Сказочная осень»

Расширять представления детей о характерных признаках осени, учить находить их  в  природе; воспитывать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к природе....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...