конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе детского сада "Перелетные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pereletnye_pticy_konspekt_zanyatiya_po_ekologii_v_st.gr_.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
«Перелетные птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
Воспитатель: Завьялова Н.А.
Цели:
1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
3. Упражнять детей:
- в образовании сложных прилагательных;
- в составлении сложноподчиненных предложений.
4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.
Оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.
Предварительная работа: Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.
Ход занятия:
1.Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:
Скучная картина! тучи без конца, дождик так и льется, лужи у крыльца,
Чахлая рябина мокнет под окном; смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, Осень, к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла
. - Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/
- Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/. - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
- Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1. Эта птица никогда Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/ - Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/.
2. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. /Ласточка/ /включается аудиозапись/
3. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту за лягушками к болоту. /Аист/ /аудиозапись/
- Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным. Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
- Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
- У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли. Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Физминутка «Птицы»
Пой ка, подпевай ка,
Десять птичек – стайка,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка, сонная головушка. Загибают пальцы обеих рук
Эта птичка – свиристель
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Эта – зяблик, Эта – стриж, Эта – развеселый чиж.
Ну а эта – злой орлан, Птички, птички, по домам. прячут руки за спину
Упражнение «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Упражнение «Скажи одним словом»
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.
Анализ занятия:
- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии? - О каких новых перелетных птицах вы узнали? - Что интересного мы узнали о кукушке? - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам? - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе "Наедине с природой"
Конспект занятия по ознакомлению с природой "Наедине с природой"...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе на тему: «Доктора леса».
- продолжать знакомить детей с птицами, которые помогают сохранять лес от вредных насекомых.-...
конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе
Тема: Морские обитателиЦель: Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде. Познакомить детей с некотор...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром...
ОО "Познавательное развитие", конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе: "Корень растений".
Ознакомление с корнем, его функциями и видоизменениями....
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Покормим птиц зимой»
Программные задачи : Расширять представления о зимующих птицах. Учить узнавать по внешнему виду и называть их. Развивать познавательный интерес к миру природы. Формировать желание заботить...
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе, тема: «Перелетные птицы»...