Знакомство с магнитом и его свойствами.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Знакомство с магнитом и его свойствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Знакомство с магнитом и его свойствами. | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами».
Автор: Короткова Наталья Евгеньевна
Организация: МБДОУ «Детский сад №412»
Населенный пункт: г. Нижний Новгород
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов.
Задачи:
- Формировать представления о магните и использовать его свойства.
- Закреплять умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопомощи.
Оборудование: фартуки, шапочки, прихваточка-руковичка с магнитом, металлические и пластмассовые предметы, крупа, емкости с водой, скрепки, магниты по количеству детей, машинки с магнитами, электронная доска, флешка с мультфильмом «Смешарики. Магнетизм».
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята! На 8 марта мне подарили прихваточку-рукавичку и сказали, что она волшебная. А в чем заключается волшебство, я не могу догадаться. А еще с рукавицей лежали разные предметы.
- А как же нам убедиться в том, что рукавица волшебная? (надеть и брать)
- Что с ними происходит?
- Почему?
- Сегодня мы с вами будем изучать магнит, его свойства. Послушайте мой рассказ.
- Я расскажу вам одну старинную легенду. В давние времена в Древней Греции на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название "магнит".
- Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.
- Я предлагаю вам побывать маленькими исследователями и провести опыты с магнитом. Добро пожаловать в научную лабораторию.
Опыт№1 «Всё ли притягивает магнит?»
На демонстрационном столе лежат вперемежку предметы.
Воспитатель:
- Предметы нужно разобрать следующим образом: отложить только те предметы на поднос, которые притягивает магнит.
Воспитатель указывает на предметы, сделанные из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).
Воспитатель:
- К каким предметам притягивается магнит?
Дети:
- Магнит притягивается к металлическим предметам.
Воспитатель:
- Итак, мы с вами выяснили, что магнит притягивает только металлические предметы.
Опыт №2 «Действует ли магнит через другие материалы?»
Воспитатель:
- А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань?
Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод о том, что магнит может притягивать металлические предметы через бумагу, ткань.
Воспитатель:
- В стеклянный (пластиковый) стакан с водой бросаем скрепку. Прислоняем магнит к стакану на уровне скрепки. После того как скрепка приблизится к стенке стакана, медленно двигаем магнит по стенке вверх.
- Что мы видим? Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Может магнит притягивать через препятствия?
Дети делают вывод о том, что магнит может действовать через стекло, пластмассу и воду.
Задачка на сообразительность.
Воспитатель:
- Ребята, давайте насыпем в миску манку и закопаем в неё скрепки. Как их можно быстро собрать?
Возможны несколько вариантов ответов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать всё железное.
Опыт №3 «Взаимодействие двух магнитов»
Воспитатель:
- А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?
Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся).
Воспитатель:
- Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец - северным (отрицательным) полюсом магнита. Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Дети делают вывод: у магнита есть два полюса.
Опыт №4 «Магниты действуют на расстоянии»
Воспитатель:
- Давайте попробуем управлять машинкой при помощи магнита.
Дети подносят к машинкам магниты и управляют ими.
Дети вместе с воспитателем выясняют, что вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии.
Воспитатель:
- Это называется "магнитным полем".
Опыт №5 «Магнитные свойства можно передать обычному железу».
Воспитатель:
- Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.
- Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.
Дети подносят к магниту скрепки и пытаются сделать цепочку из скрепок.
Они делают вывод о том, что магнитное поле можно создать искусственно.
Воспитатель:
- Ребята, давайте вспомним все опыты, которые мы сегодня проводили и скажем, что нового вы узнали о магните.
Ответы детей.
Воспитатель:
- А где в нашей группе можно встретить магнит?
- А дома?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Хотите посмотреть, что случилось с героями смешариков, когда они нашли магнит?
Показ мультфильма «Смешарики. Магнетизм».
Литература:
1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. –М: ТЦ Сфера, 2004
2. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование.Издательство: Детство – Пресс, 2013
3. Поддьяков А. Н. Мышление дошкольников в процессе экспериментирования со сложными объектами. Вопросы психологии – 1996
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под редакцией Л. Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 2004
5. Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "Знакомство с магнитом и его свойствами"
занятие для старшего дошкольного возраста...
Конспект занятия: "Знакомство с магнитом и его свойствами".
Способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывает у детей интерес и удивление. Я решила познакомить детей с магнитом, показать, что ...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Знакомство с магнитом и его свойствами
Рассказ воспитателя легенды о появлении магнита.Организация экспериментирования с обсуждением и вывода.Просмотр мультфильма «Смешарики. Магнетизм»...
Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)
Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...