Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Калинина Оксана Анатольевна

Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_magnit.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию

«Знакомство с магнитом и его свойствами»

(старшая группа)

Воспитатель: Калинина О.А.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Задачи:

  • Знакомство с понятием "магнит".
  • Учить обследовать предметы и экспериментировать с ними, выделяя выраженные качества и свойства.
  • Формирование представлений о свойствах магнита.
  • Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  • Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  • Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Интеграция областей: коммуникация, художественное творчество, познание, физическая культура и здоровье.

Словарная работа: магнитное поле

Оборудование:  игрушка-солнце, игрушка-крош, отрывок из мультфильма «Смешарики. Магнетизм», материалы для опытов (магниты, скрепки; предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины; тарелка с пшеном), набор для детского творчества (гипсовые фигурки смешариков, магнитная лента), краски, кисти, баночки с водой, салфетки.

Ход занятия:

- Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. (дети передают друг другу солнышко)

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

   Дружба – солнечный привет.

- Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе и солнечное настроение весь день. Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу свою улыбку.

- Теперь я вижу, что у вас хорошее настроение, а я вам приготовила сюрприз.  А чтобы увидеть его, прошу вас отгадать загадку.

Он активный малый,

Смелый он, удалый!

    На зайчишку он похож

       А зовут его все....(Крош)

- Ребята, Крош к нам пришел, чтобы мы помогли ему. Посмотрите на экран. (Воспитатель включает отрывок из мультфильма «Смешарики. Магнетизм», где Крош нашел магнит).

- Вот, наш гость и хотел бы узнать, что же это за чудо такое он нашел. Поможем ему? Так, что же нашел Крош? (магнит)  А чтобы помочь Крошу понять, что такое магнит,  я вас приглашаю в исследовательскую лабораторию, но сначала напомню некоторые правила. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы (приглашаю сесть за столы)

- Опыт «Всё ли притягивает магнит? »

- Какие материалы вы видите на столе? (Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины) ”

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Делается вывод, что железные предметы притягиваются, а не железные нет.

Опыт «Действует ли магнит через другие материалы? »

Для опыта потребуется магнит,  скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки, тарелка с крупой.

- А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?   Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу.

Насыпать в миску крупу (у меня пшено) и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Опыт: «Магниты действуют на расстоянии»

- Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии магнит. Отметьте расстояние, на котором скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит.

Вывод: Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

Физминутка «Зайка»

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз.

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-скок-скок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Опыт «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

- Попробуйте к магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

- А где у нас в группе, дома можно встретить магнит ?

- А сейчас, я вам предлагаю, сделать магнитики.  (Воспитатель приглашает детей за стоолы, на которых лежат гипсовые смешарики для раскрашивания, магнитные ленты)

Пальчиковая гимнастика

Вы скачите, пальчики,

Как солнечные зайчики.

Прыг-скок, прыг-скок.

Прискакали на лужок.

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

Вы не бойтесь ветра, зайки,

Веселитесь на лужайке.

- Ребята, вам нужно раскрасить смешарика и приклеить к нему магнит. Вот теперь и у вас есть красивые магнитики.

- Ребята, давайте же теперь расскажем Крошу:  Какие предметы притягивает магнит? Действует ли магнит через другие материалы? Действует ли магнит на расстоянии? (Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются друг к другу, действуют на расстоянии.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Бумага и ее свойства» (старшая группа)

Ведущая образовательная область: «социально-коммуникативное ,познавательное  развитие, речевое художественно- эстетическое развитие» Цель: Познакомить  детей о процессе изго...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с магнитом и его свойства» (старшая группа)

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.Детское экспер...

Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой» Экспериментальная деятельность в старшей группе

Нетрадиционное занятие по экспериментированию «Опыты с водой»Экспериментальная деятельность в старшей  группе...

Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в старшей группе.

Конспект занятия по экспериментированию с использованием технологий ОТСМ - Триз в старшей группе. "Детская лаборатория дружбы" ...

Конспект занятия по экспериментированию на тему «Тайны снега» для детей старшей группы

Цель: Формировать исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование со снегом.Задачи:Обучающие: Формировать умение детей в ходе экспериментирования определять свойства сне...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим «Лёд и его свойства» (старшая группа)

Цель:создание социальной ситуации развития детей для ознакомления со свойствами льда в процессе познавательно-исследовательской деятельностиЗадачи:формировать представления детей о льде, его свойствах...

Конспект занятия по экспериментированию "Знакомство с камешками"

Познакомить детей со свойствами камней (гладкие, холодные, тяжелые, твердые, тонут в воде). Формировать у детей интерес к окружающему миру через игры с элементами экспери...