Занятие "Знакомство с магнитом и его свойствами"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Интеграция: коммуникация, физическая культура, труд.
Интегрированные задачи:
- Систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;
- Закреплять умение складывать бумагу прямоугольной формы в разных направлениях;
- Обогащать словарь детей (магнетизм, магнетические, немагнетические);
- Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
- Стимулировать самостоятельность и активность детей;
- Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре.
Атрибуты: на каждого ребенка: магнит, коробка с магнетическими (скрепка, гвоздь, шуруп, деталь конструктора, гайка) и немагнетическими (резинка, пробка, кубик, пуговица, листок бумаги) предметами, стакан с водой и скрепкой на дне, лист бумаги, скрепки.
Таблица – схема для занесения результатов эксперимента, письмо от Незнайки, таз с водой (на каждый стол), машина.
Алгоритм проведения.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Александровна
- Ребята, я сегодня получила необычное письмо. Давайте прочитаем его.
«Привет, ребята! Это я, Незнайка! У моих друзей Винтика и Шпунтика сломалась машина. Я хотел им помочь ее отремонтировать. Но для ремонта нужны только железные детали, а я не знаю, как их определить. Помогите мне, пожалуйста!»
- Как вы думаете, ребята, мы с вами можем помочь Незнайке?
- Как мы сможем отличить железные детали от остальных? (ответы детей)
- Чтобы сделать это правильно, нужно использовать магнит.
- А что такое магнит?
- Я расскажу вам одну старинную легенду.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями, снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягивают. Магнис понял, что эти черные странные камни не признают никаких других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим соседей. От имени пастуха появилось название магнит.
- Что мы узнали о свойствах магнита? (магнит имеет свойство притягивать к себе железные предметы).
- Как эти свойства можно проверить? (ответы детей: для этого нужно взять магнит и провести эксперимент)
- Сейчас мы с вами отправимся в мини-лабораторию, превратимся в ученых и проведем эксперимент (дети надевают халаты и колпачки).
- Давайте вспомним правила, как нужно вести себя в лаборатории. (Надеть белый халат, чтобы не испачкать одежду; нельзя вертеться и мешать соседу; осторожно обращаться со стеклянной посудой; начинать работу только с разрешения взрослого; по окончании работы привести в порядок рабочее место)
- Предлагаю вам пройти на свои места.
- На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только железные и положить в другую коробочку. Полученные результаты мы занесем в таблицу при помощи знаков «+» и «-». Железные предметы мы обозначаем знаком «+», а остальные предметы знаком «-». Приступайте к работе.
(По окончании работы дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.)
- Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу? (ответы детей)
Вывод: Правильно, магнит притягивает только железные предметы, поэтому чтобы отделить их от остальных надо использовать магнит.
- Это свойство магнита еще используют на заводе, где варят сталь. Привозят на завод различные железные предметы и сваливают их в кучу. Но среди них попадаются не металлические предметы. Как их определить? Краном опускают огромный магнит и к нему притягивают все металлические предметы, а не металлические остаются (показ воспитателя).
- Мы выяснили, как можно железные предметы отделить от остальных. Но как нам сообщить об этом Незнайке? (предложения детей)
- Да, мы напишем письмо Незнайке, отправим ему нашу таблицу и магнит.
- А сейчас давайте немного отдохнем, поиграем в игру «Магнит».
Дети встают в круг.
- Представьте что вы магниты, по очереди я буду вам бросать мяч и называть разные предметы: магнетические и немагнетические, вы должны будете притянуть их или оттолкнуть. Магнетические предметы, это какие? (железные, которые притягивает магнит), а немагнетические – все остальные. Готовы?
- Отдохнули, а теперь снова превратимся в ученых. Пройдите на свои места.
- Как вы думаете, под водой может магнит притягивать металлические предметы? Проверим, так ли это.
- На столах стоят стаканы с водой, на дне скрепка. Нужно взять магнит и опустить его в воду. Что произойдет?
- Так что же произошло и какой вывод можно сделать? (ответы детей).
Вывод: правильно, магнит притягивает железные предметы даже под водой.
- Благодаря своей способности притягивать предметы под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений, кораблей. С помощью магнита удобно держать инструменты под водой.
- А как вы думаете, может ли магнит действовать на предметы, находящиеся на расстоянии?
- Давайте проверим. Сначала мы построим кораблики из бумаги, прикрепим к нему флажок железной скрепкой, пустим кораблик на воду и попробуем управлять им, двигая магнит над корабликом, не касаясь. (Дети изготавливают бумажный кораблик и экспериментируют)
Что происходит с корабликом? (ответы детей)
Вывод: правильно, сила магнита действует даже на расстоянии.
Приведите в порядок свои рабочие места. Из ученых мы снова превращаемся в ребят. (Дети снимают халаты и садятся на коврик)
- Какие предметы притягивает к себе магнит?
- С какими свойствами магнитов вы познакомились?
- Кто знает, где используют магнит?
Молодцы, хорошо усвоили новый материал, а чтобы вы могли еще поэкспериментировать, я подарю вам магниты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Знакомство с магнитом и его свойствами".
Способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывает у детей интерес и удивление. Я решила познакомить детей с магнитом, показать, что ...
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
Экспериментирование в детском саду, старшая группа....
Знакомство с магнитом и его свойствами
Рассказ воспитателя легенды о появлении магнита.Организация экспериментирования с обсуждением и вывода.Просмотр мультфильма «Смешарики. Магнетизм»...
Конспект занятия по экспериментированию «Знакомство с магнитом и его свойствами» (старшая группа)
Данный конспект занятия по эксперементальной деятельности будет полезен воспитателям ДОУ....
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Знакомство с магнитом и его свойствами»
развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов....
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе "Знакомство с магнитом и его свойствами".
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе " Знакомство с магнитом и его свойствами."Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.Задачи: З...
конспект занятия "Знакомство с металлом, магнитом и их свойствами."
детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Эксперимент обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач,т. е. эксп...