В мире воды
проект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Детский сад № 116"
Проект
Автор: Важдаева С.В.
2015 г.
Тип проекта: исследовательско-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный 2 недели (25марта - 5 апреля)
Возраст детей: средняя группа
Участники: педагоги, дети, родители.
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к исследовательской деятельности детей.
Задачи:
1. Расширение и углубление представлений детей о воде, её свойствах, состояниях;
2. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле;
3. Формировать культурно-гигиенические навыки: привычку мыть руки, умываться;
4. Воспитывать у детей навыки совместного взаимодействия в процессе экспериментальной деятельности, при выполнении парных и коллективных творческих работ по изодеятельности, умение согласовывать свои действия, желание работать сообща;
5. Развивать речь, усложняя формы речевого общения: монологи (описательно-повествовательные), диалоги (вопросно-ответные), полилоги (коллективное обсуждение – в ходе обсуждения экспериментов);
6. Создать условия для поисковой деятельности детей;
7. Привлечь родителей и детей к разнообразным видам деятельности в ходе реализации проекта.
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
- Оформление альбома по опытам.
- Оформление альбома с результатами продуктивной деятельности по данной теме (рисование, аппликация, лепка).
- Увеличение словарного запаса.
- Заинтересованное отношение детей к поисковой деятельности.
- Развитие познавательной активности.
- Активное участие большинства родителей в реализации проекта.
План проекта
Этапы проекта, сроки | Мероприятие | Цели | Участники |
1 этап (3 дня) Подготовка к проекту | 1. Обсуждение плана проекта «Круглый стол» | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта, обсудить задачи проекта. | Воспитатель, родители |
2. Беседа « Если б не было воды » | Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и уточнить представления детей о том , что вода важна для всех живых существ . | Воспитатель, дети. | |
3. НОД «Освобождение бусинок из водяного плена» | Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. | Воспитатель, дети. | |
4. Оформление родительского уголка: размещение статей, рекомендаций по теме проекта. | Просвещение родителей. | Воспитатель | |
5. Подбор информации, наглядного материала, дидактических пособий, необходимых атрибутов для труда. | Создать условия для демонстраций, трудовой и практической деятельности | Воспитатели, родители. | |
6. Познавательная задача "могут ли люди, животные, растения жить без воды?" | Заинтересовать детей к предстоящей проектной деятельности | Воспитатель, дети. | |
2 этап (5 дней) Реализация проекта 3 этап (2 дня) Презентация проекта | 7. НОД Художественная литература: «Чтение рассказа «Как люди речку обидели»; | Учить детей внимательно слушать литературное произведение. | Воспитатель, дети. |
НОД Аппликация + рисование "Сосульки на крыше"; | Вызывать интерес к изображению сосулек разными аппликативными техниками, показать способ вырезывания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. | Воспитатель, дети. | |
НОД Рисование " «Дождик, дождик, капелька» | Учить выполнять несложные изображения, развивать творческие способности, фантазию. | Воспитатель, дети. | |
НОД Лепка “Лебедь на озере”. | Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин. Упражнять в соединении частей. Учить дополнять поделку композиционными моментами. | Воспитатель, дети. | |
8. Рассматривание книг, энциклопедий иллюстраций. | Определить уровень первичных представлений детей о природе, природных объектах | Воспитатели, родители, дети | |
9. Игры о воде: Игра- «Тонет- не тонет» | Обогащать чувственный опыт детей, их представления о многообразии свойств предметов окружающего мира, развивать умение узнавать и называть их; показывать разные способы обследования предметов. | Воспитатель, дети. | |
Игра с воздушными шарами. | Обогащать игровой опыт, формировать умение интересно проводить досуг, вступать в игровое взаимодействие со сверстниками; развивать двигательную активность. | Воспитатель, дети. | |
Д/и «Поймай рыбку» | Развивать мелкую моторику, ловкость, внимание, закрепить свойства воды. | Воспитатель, дети. | |
9. «Наблюдение за водой в природе» | Дать возможность детям убедиться в том, что вода в природе бывает в разных состояниях (река Ока, ручей, лужица) . | Воспитатели, дети. | |
10. Элементарные опыты | Развивать интерес и активность детей, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость. | Воспитатели, дети. | |
11. Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов. | Обработка и оформление материалов проекта. | Воспитатели, дети | |
12. Презентация проекта: Творческие работы на тему "Моя подружка Капелька" | Родители, дети |
Пример продукта проектной деятельности:
1. Работы детей по рисованию, аппликации, лепке.
2. Творческая работа "Моя подружка Капелька"
3. Альбом "опыты с водичкой""
Материалы по формированию и итоговому оцениванию.
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование: иллюстрация по теме «Всё о воде», конверты с картинками о воде, схема « Кругооборот воды в природе».
Инструкция к проведению: Педагог предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что такое вода? У воды есть запах? Какая она на вкус? Какая она по цвету? Зачем нужна вода? Что умеет делать вода?
- Где спряталась вода?
- Кто не может жить без воды?
- Где живёт вода?
- Кому нужна вода?
- Что такое кислый дождь?
Оценка результатов деятельности.
Сформированы знания.
(ребёнок без труда отвечает на вопросы).
-Правильно называет отличительные признаки неживой природы:
-самостоятельно рассказывает всё, что связано с неживой природой:
-отвечая на вопросы, проявляет умозаключения, фантазию, логически правильные выводы по отношению к природе.
Частично сформированы.
-Ребёнок, в основном, правильно отвечает на вопросы;
-называет отличительные признаки неживой природы;
-нужны дополнительные вопросы, чтобы привести примеры об использовании объектов неживой природы.
Не сформированы
-Ребёнок допускает значительные ошибки при ответе на вопросы;
-не всегда правильно называет отличительные признаки неживой природы;
-затрудняется при ответе на вопро
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
Опыты
1. Животворное свойство воды
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод: Вода дает жизнь живому.
2. Текучесть воды.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
3. Таянье льда в воде
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
4. Можно ли пить талую воду
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить заранее подготовленный лед (вода должна быть не особо чистой), в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как лед растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что лед – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
5. Способность воды отражать окружающие предметы
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
6. Прозрачность воды.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
7. Круговорот воды в природе
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
8. Тает льдинка
Положите кусочек льда на ложку и подогрейте его над пламенем свечи: «Посмотри, вот лёд. Давай его подогреем на огне. Где же лёд? Растаял! Во что лёд превратился? В водичку!». В прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (её можно подкрасить), опустите кусочек льда и понаблюдайте, как быстро он тает. Можно взять несколько стаканов и понаблюдать, как по-разному тает лёд в воде разной температуры.
9. Ледяные фигуры
Замораживайте воду не только в специальных формочках, но и в других ёмкостях. Используйте для этого пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д., чтобы получить разнообразные ледяные формы разного размера. Используйте их как конструктор – выкладывайте узоры (лучше на однородном цветном фоне). Сложите из кусков льда ледяную пирамидку или домик.
10. Замерзшая вода
Задача: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. Материалы, кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга. Описание. Перед детьми — миска с водой. Они обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды ? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
•Плавает ли лед? Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Из чего состоит лед?
• «Играем с льдинками» — свободная деятельность детей: они выбирают тарелочки, рассматривают и наблюдают, что происходит с льдинками.
11. Вода принимает форму
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.Материалы, воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши. Описание. Перед детьми — таз с водой и различные сосуды. Галчонок Любознайка рассказывает, как он гулял, купался в лужах и у него возник вопрос: «Может ли вода иметь какую-то форму?» Как это проверить? Какой формы эти сосуды? Давайте заполним их водой. Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ковшиком через воронку.) Дети наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. Оказывается, вода принимает форму того сосуда, в который налита. В рабочих листах зарисовываются полученные результаты — дети закрашивают различные сосуды
.
Конспект НОД в средней группе в соответствии с ФГОС Д О
Образовательная область- познание.
Интеграция: чтение художественной литературы, социально-коммуникативное развитие,
Вид деятельности: игровая, двигательная, восприятие художественной литературы, коммуникативная.
Форма проведения: НОД-эксперементирование, фронтальная.
Цель:
-Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Закрепить и расширить представления детей о свойствах льда и воды.
- Развивать умение выдвигать гипотезы, выбирать способ действия и делать выводы на основе ранее полученных знаний.
- Стимулировать желание помочь герою программы "Спокойной ночи, малыши! ", дружеские взаимоотношения во время работы. Воспитывать аккуратность в работе с водой.
Предварительная работа:
Чтение сказки Г. Х. Андерсена "Снежная королева", игры со льдом на прогулке, изготовление цветных льдинок.
Средства: замороженные во льду бусинки, тазик с теплой водой, мягкая игрушка Филя, тарелочки, тряпочки для каждого ребенка.
Мотивация: помочь Филе найти бусы
Индивидуально- дифференцированный подход:
Предложить детям с низким уровнем освоения программы повторить правильные
ответы за детьми сильной подгруппы
Ход деятельности:
Ход: (Стук в дверь.) Воспитатель вносит Филю (игрушка).
-Здравствуйте, ребята! Здравствуй, Филя!
-Ребята, посмотрите, Филя грустный. Что случилось, Филя?
-Филя говорит, что шел на день рождения к своей подружке Каркуше. Хотел подарить ей бусы, но уронил их в воду, а Дед Мороз заморозил бусинки, и попали бусинки в плен. Он не знает что делать. Жалко Филю.
-Ребята, вы хотите помочь Филе? Как же ему помочь? Что делать? Рассматривание льда.
Посмотрите, вот бусинки, а вокруг них что? (лед)
Потрогайте, какой лед? (холодный, скользкий, гладкий) Обследование льда детьми.
-Ребята, а что такое лед (это вода)
-Что случилось с водой? Почему она стала такой холодной, твердой? (замерзла, превратилась в лед от мороза) Лед держит бусинки не дает освободиться. Как можно освободить бусинки из ледяного плена? Давайте, подумаем. Когда лед начинает таять? Где?
-Что мы будем делать?
Выдвижение гипотез детьми.
1. Можно погреть в руках. Руки у нас какие? (теплые) Лед растает, бусинки освободятся.
2. Можно положить на батарею. Батарея какая?
3. Можно положить в теплую воду- там лед растает.
4. Можно оставить в группе- у нас тепло.
5. Можно постукать ножом, есть специальный бур (сверло, которым бурят лед рыбаки.
Ребята, Филя грустит. Он не верит, что так можно освободить бусинки, ведь у нас нет ни ножа, ни бура.
Что же делать? Давайте выберем, только те предложения, которые можем проверить сейчас. Посмотрите вокруг, какие предметы вам помогут сделать так, чтобы лед растаял?
Выбирают 3 гипотезы (руки, теплая вода, батарея)
-Ребята, а я и не знал, что можно по- разному освободить бусинки ото льда. А вы мне покажете, как это сделать?
-Для этого нужно объединиться в 3 группы.
-Ребята, у которых на груди красные кружки: положат лед на батарею и проверят растает ли лед. (карточка с изображенной схематично батареей)
-Ребята, у которых желтые круги, что будут делать? (карточка на ней изображена рука) И те, у которых синие круги? (карточка на ней баночка с водой)
Проверка гипотез. Спросить у каждой группы: Что делать будете? Что делаете? Что происходит со льдом?
Выводы:
-быстрее всего бусинки освободила теплая вода;
-я теплыми руками погрела и лед растаял;
-на батарее бусинки дольше были в плену, а потом освободились.
Филя благодарит детей и уходит поздравлять Каркушу.
Дети вытирают воду со столов и проводят игру "Освободим бусинку из ледяного плена".
Воспитатель в роли бусинки, несколько детей-замерзшие капельки (льдинки). Они крепко обнимают ее со всех сторон- "бусинка в ледяном плену". Воспитатель просит теплые руки детей, которые не стали льдинками, растопить льдинки. Дети теплыми руками гладят детей-льдинок, и они постепенно отпускают из плена бусинку- воспитателя.
НОД Аппликация с элементами рисования
ТЕМА: «Сосульки на крыше»
Задачи.
1. Обобщить знания детей о первых признаках прихода весны; закрепить умение детей вырезать из прямоугольной полоски бумаги квадрат, треугольник, склеивать из этого домик; рисовать сосульку в виде длинного треугольника (морковки) кончиком кисти, не нажимая на кисть; пользоваться ножницами только по необходимости, следить за тем, чтобы кисточка «не плакала» (брать нужное количество воды).
2. Активизировать речь детей за счет выражений: пригревает солнце, текут ручьи, ночные заморозки, дни стали длиннее, звенит капель.
3. Развивать мелкую моторику, произвольное внимание, память, воображение, вербально - логическое мышление
4. Формировать интерес к работе с краской, ножницами; доводить начатое до конца; критически оценивать работу товарища и свою.
Ход деятельности.
Ребята к нам сегодня прилетели три снежинки. На них написаны загадки: Я вам их сейчас прочитаю, а вы мне поможете их отгадать. Слушайте внимательно.
Зацепилась за карниз,
Головой свисает вниз.
Акробатка - крохотулька,
Зимний леденец - ... (сосулька)
(похвалить детей за правильные ответы)
А теперь еще одна загадка. Слушайте внимательно меня, а то загадка очень трудная:
Солнце выглянет - заплачет.
Солнца нет - слезинки прячет.
(сосулька)
(Похвалить)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (сосулька)
Какие вы молодцы! Как быстро вы отгадали все загадки.
А вот сейчас скажите,
в какое время года мы можем увидеть сосульки? ( Применить наводящий вопрос, если дети затрудняются с ответом)Зимой, летом или весной?)
А какое время года у нас сейчас? (Весна) Правильно, весна. Сейчас ранняя весна.
а)Как вы узнали, что сейчас весна?
б)Какие признаки весны вы знаете? (солнце греет) а) и б) эти вопросы заменяют друг друга, нужен один из них - подойдет любой. Я бы использовала первый.
Похвалить детей за правильные ответы.
Солнышко пригревает, дарит тепло. А что становится со снегом? Если дети затрудняются использовать наводящие вопросы (снег остается лежать в сугробах или он начинает таять?)
Текут ручьи, а с крыш звенит капель как колокольчик. Кап-кап-кап. Какие вы молодцы. Все знаете о приходе весны. Давайте повторим: Весной день становится длиннее, пригревает солнце, текут ручьи, ночью еще холодно, а это значит , мы говорим: ночные заморозки, звенит капель.
Составление картины на флонелеграфе.
Дни стали длиннее. Какой стал день? (День стал длинный)
Солнышко светит, текут ручьи, звенит капель, когда солнышко уходит; ручейки, текущие с крыш, превращаются в сосульки. Посмотрите, какая красивая картина получилась? Вот у меня и рисунок такой есть, посмотрите.
Вы видели сосульки? Какие они формы? На что похожи сосульки? (морковка) А на какую геометрическую фигуру они похожи. (треугольник) А какой длинны бывают сосульки: длинные или короткие? А может они бывают и длинные и короткие? Правильно, молодцы. Они бывают и длинные и короткие. (длинные и короткие)
Дети, сосульки вырастают, потому что с крыш текут ручейки днем, а ночью, когда солнышко прячется, ручеек замерзает и превращается в сосульку. А сейчас я вам расскажу стихотворение про капель, про то как бегут весенние ручейки, а вы повторяйте со мной и делайте такие же движения, как я.
Физкультминутка.
Раз, два, раз, два
Очень медленно сперва
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Какие вы молодцы! А теперь я расскажу вам самое интересное и скажу, что мы будем делать дальше. Слушайте внимательно.
Объяснение.
Сейчас мы с вами будем делать домик из цветной бумаги, и рисовать на нем сосульки.
( посмотрите, какая это фигура?) верно, это квадрат, у него все стороны равны. А крыша на какую фигуру похожа? Верно, это треугольник. Наш домик состоит из квадрата и треугольника. У квадрата 4 стороны одинаковые. У треугольника 3стороны.
Посмотрите, у вас на столах лежат прямоугольные полоски, из которых мы будем делать вот такой домик.
Еще есть в работе такой секрет: помните, что ножницы мы берем только тогда, когда я скажу. Вверх острием ножницы не поднимаем.
Делайте, так как я вам говорить буду. Сейчас возьмите одну полоску, как это делаю я - нижний угол сгибаем и соединяем с верхней стороной так, чтобы было вот эти стороны были ровными. Затем берем ножницы и отрезаем по линии. У вас получился квадрат. Откладываем в сторону. Э то будет стена нашего дома. Берем другую полоску и делаем также. Затем на линии сгиба мы разрезаем, у вас получился треугольник. Это будет крыша. Теперь мы берем узкую полоску и делаем еще один квадрат, для окна, делаем также, как делали большой квадрат. Посмотрите, получился маленький квадрат, это и будет окошко. Ножницы кладем на середину стола. Далее мы промазываем клеем по краям и посередине приклеиваем. Не забудьте промокнуть края домика, чтобы клей не испачкал ваши красивые работы. Получился домик. Теперь берем баночку с краской и открываем ее. Далее берем кисточку макаем в воду; лишнюю воду о край стакана убираем, а затем макаем в краску также лишнюю краску убираем.Теперь ведем вниз полоску. Затем от нее вверх ведем еще одну. И так рисуем длинные и короткие сосульки.
А сейчас ребята давайте посмотрим, как у вас получилось. Ой, какие красивые домики и сосульки получились у вас. Молодцы, дети!
Ребята чем мы с вами сегодня занимались? Правильно, мы рисовали сосульки на крыше домика, который склеили из бумаги.
Подведение итога занятия.
Предлагаю детям рассмотреть все работы, разложенные на одном столе, выбрать понравившийся им и объяснить почему он понравился больше остальных работ. Напоминаю, что воспитанные дети выбирают не свою работу, а работу товарища, потому что они скромные и себя сами не хвалят, а ждут, когда их похвалят другие люди.
Конспект НОД по рисованию для средней группы детского сада на тему: «Дождик, дождик, капелька»
Цель:
Создание образа дождя при помощи пипеток.
Задачи:
Воспитательная: вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.
Обучающая: учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа. Продолжать учить передавать в рисунке несложные явления действительности. Учить сочетать воедино действия со словами стихотворения.
Развивающая: развивать воображение, мелкую моторику, эстетическое отношение к окружающему миру.
Материал:
Белый альбомный лист, восковые мелки, пластмассовые стаканы с водой. Палитра с красками, кисти, влажные салфетки. Подставки для кистей, мольберт, зонт.
Методические приемы:
Словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа:
Рисование пластилином, пальчиками. Чтение потешек и стихов про дождь.
Ход деятельности:
I. Организационный момент
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
(Раздаётся аудио запись звука дождя).
Дети, прислушайтесь, как вы думаете, на что похож это звук? (На шум дождя).
А дождь это, что? (Капли воды).
Постановка цели занятия:
Ребята давайте нарисуем капли дождя водой.
Подойдите, пожалуйста, к моему столу.
(Дети подходят к демонстрационному столу).
II. Творческая и поисковая работа детей
Воспитатель:
Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадку:
По небесам оравою
Бегут мешки дырявые,
И бывает - иногда
Из мешков течет вода.
Спрячемся получше
От дырявой ... (тучки).
Правильно, это – туча. Посмотрите, как я рисую тучу восковыми мелками.
(Показ воспитателя приёма рисования восковыми мелками тучи. Во время рисования, воспитатель беседует с детьми о тучах и облаках).
Какого цвета бывают тучи? (Чёрные ,синие, а облака - белые).
Что из тучи падает на землю? (Дождь, град, снег).
Где может идти дождь? (На улице).
Воспитатель:
Из моей тучки сейчас пойдёт дождь. Я нарисую его водой.
Посмотрите, что находится в стакане? (Вода).
Какого цвета вода? (Прозрачная).
Как вы думаете, можно нарисовать капли дождя прозрачной водой? (Нет).
Почему? (Не будет видно капельки).
Так, что нам надо сделать с водой, чтобы она была видна? (Закрасить воду краской).
Молодцы, догадались.
(Воспитатель предлагает одному из детей закрасить кисточкой с гуашью воду в стакане).
Воспитатель:
Какого цвета стала вода в стакане?
(Дети называют цвет воды в стакане. Цвет может быть разным, на усмотрение ребёнка, т. к. на палитре выложена гуашь разного цвета).
Воспитатель:
Посмотрите, что у меня в руках? ( Показывает пипетку).
Правильно, пипетка. Мы будем рисовать капельки дождя пипеткой.
Уточнение правил безопасности:
Посмотрите, пипетка сделана из стекла. А стекло можно брать в рот? (Нет).
Бросать пипетку на пол? (Нет).
Почему? (Может разбиться и осколками стекла можно порезаться).
Воспитатель:
Посмотрите, как я рисую дождь пипеткой.
(Показ воспитателя приёма рисования дождя водой из пипетки. По ходу показа, она рассказывает и показывает, как надо набирать воду в пипетку и распределять капельки воды по всей поверхности альбомного листа).
Воспитатель:
А сейчас, ребята, подготовим наши пальчики к рисованию.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал, и перестал.
(И. Токмакова)
(Дети ритмично указательным пальцем постукивают по ладони другой руки, постепенно замедляя темп, согласно тексту стихотворения).
Воспитатель:
Ребята, закройте глаза, послушайте шум дождя и подумайте, какого цвета будет ваш дождь. (Раздаётся аудио-запись звука дождя).
Подумали? А сейчас садитесь за свои столы и приступайте к работе.
(Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь воспитателя по необходимости. Во время работы детей звучит аудио-запись звука дождя).
Умницы. Вот и закончился дождь. А пока капельки дождя из ваших тучек высыхают, выходите ко мне, и поиграем в игру.
Динамическая игра «Дождик»
Дождик, дождик, лей да лей.
(Дети на ладошке пальцами показывают капли дождя)
Мокрых капель не жалей.
Мы в ладоши хлопаем
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
Мы ногами топаем.
Вышло солнышко опять и
дети все идут гулять.
(Выполняют движения согласно текста стихотворения)
(Воспроизводится аудио-запись звуков дождя, дети убегают под зонт воспитателя).
III. Итог занятия
Закончилась игра, и высохли ваши капельки дождя. Возьмите, пожалуйста, ваши работы и принесите их ко мне на стол.
Какой сказочный, необычный дождик получился у вас!
(Воспитатель вместе с детьми рассматривают рисунки, обсуждают цвет дождя).
Ребята, что вы рисовали?
Чем вы рисовали капельки дождя?
Вам понравилось занятие?
На память о нашем занятии я дарю Вам воздушные шарики. Они синего цвета и похожи на капельки дождя.
НОД по лепке "Лебедь на озере"
(Лепка из пластилина с использованием природного материала)
Задачи: Закреплять умение соединять в поделке природный материал и пластилин.
Упражнять в соединении частей.
Учить дополнять поделку композиционными моментами.
Раздаточный материал. Картон овальной формы, пластилин, желуди, половинки скорлупок грецкого ореха, сосновые иголки, доски для лепки.
Ход занятия
стихотворение Д. Розалиевой «Водная царица»:
Лебедь белая плывет,
Шею гордо она гнет.
И похожа не на птицу,
А на водную царицу.
Ребята, о ком это стихотворение? (О лебеде.)
– Где плавает лебедь? (На озере.)
А хотите сделать лебедя?
Половинка грецкого ореха будет туловищем, а желудь – головой. Длинную изогнутую шею нужно сделать из пластилиновой колбаски, вылепить глаза, клюв и крылья.
Осталось оформить озеро – нанести на овальный картон синий пластилин, закрепить на нем хвойные иголки (камыши) и «отправить в плавание» лебедя.
ОО «Художественная литература».
Конспект занятия.Чтение рассказа
«Как люди речку обидели»
Программные задачи:
1. Учить детей внимательно слушать литературное произведение.
2. Прививать бережное отношение к окружающей природе.
3. Формировать способность к опытно-экспериментальной деятельности по проверке очистки воды.
4. Развивать речь, учить грамматически верно составлять предложения.
Предварительная работа: наблюдение на прогулках за природными явлениями, беседа на тему: « Как мы любим отдыхать семьей», проведение подвижных игр «Живая вода», «Караси и щука».
Материалы и оборудование: ткань голубого цвета, ленточки – голубые, фильтр, плакат «Человек и вода».
Ход занятия.
В-ль: Дорогие мои детишки
Положите в сторонку книжки
Подождет вас немного игра,
Заниматься пришла пора.
В-ль: Дети, вы когда-нибудь отдыхали на речке? Что делали?
В-ль: А вы ездили с родителями отдыхать на другие водоемы?
В-ль: А что вам нравится больше всего, когда отдыхаете на речке, загораете, купаетесь?
В-ль: Да, ребята, отдыхать на речке, на озере, на пруде любят все. Но не все знают, как надо правильно себя вести. Как сделать так, чтобы Речка не обиделась, чтобы она оставалась чистой любила детей.
В-ль: Сейчас я прочитаю вам рассказ про речку, которую обидели очень люди.
Как люди речку обидели
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
В-ль: Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опишите ее.
В-ль: Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
В-ль: Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
В-ль: Почему так нельзя поступать?
В-ль:Что бы ты сделал на месте Кости?
В-ль: Ребята, но и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого.
В-ль: Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться.
В-ль: Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно.
В-ль: Дети, если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
В-ль: Дети, вы хотите знать, где рождается речка?
В-ль: Давайте пройдем к моему столу. (в-ль кладет на стол самую длинную и широкую полоску голубой ткани).
В-ль: На Земле много разных рек, больших и маленьких, все они откуда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков. Хотите сделать свою большую реку?
В-ль: Самая широкая и длинная полоска ткани превратится в главную реку, а остальные – в ручейки. Расположите голубые ленточки так, чтобы ручейки впадали большую реку. Вот так много воды и надо ее беречь. А сейчас давайте и мы с вам будем маленькими ручейками и поиграем в игру «РУЧЕЕК»
В-ль: А сейчас давайте еще раз вспомним, какая речка была до прихода гостей и после их ухода.
В-ль: Дети, подберите цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. раскрасьте речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода.
В-ль: Послушайте и отгадайте загадку:
Она и в озере, она и в лужице,
Она снежинкою над нами кружится,
Она и в чайнике у нас кипит,
Она и в реченьке бежит, журчит.
(вода)
В-ль: Ребята, хотите снова поэкспериментировать с водой? (да).
В-ль: Дети, у меня в стаканчике речная вода. . В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной.
В-ль: Сравните воду в стаканчиках и скажите, чем она отличается? (в одном стаканчике она чистая, в другом – грязная)
В-ль: В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? (в чистой)
В-ль: Давайте сейчас очистим грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик.
В-ль: Сравните ее с водой "из чистой реки". (одинаковая). Давайте очищенную воду "вернем" реке – сольем в баночку.
Вывод: Благодаря усилиям фильтра – речка выздоровела.
В-ль: Дети, есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реки с заводов. Вы все смотрели мультфильм «Про Крокодила Гену». Он там закрывал отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода и умирали рыбки. . А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
Игры к проекту
Игра «Подскажи словечко»
Тихо, тихо, как во сне
Падает на землю : (снег)
С неба все скользят пушинки
Серебристые:(снежинки)
На полянку, на лужок
Все снижается :(снежок)
Вот веселье для ребят-
Все сильнее:(снегопад)
Все бегут вперегонки.
Все хотят играть в:(снежки)
Словно в белый пуховик
Нарядился :(снеговик)
Рядом снежная фигурка,
Это девочка:(снегурка)
На снегу-то, посмотри
С красной грудкой:(снегири)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил:(снег)
Воспитатель читает двустишие, а дети договаривают недостающее слово.
Игра малой подвижности “Ручеек”
Дети встают парами друг за другом, берутся за руки и поднимают их, образуя воротца. Один ребенок – ведущий проходит в воротца и выбирает любого играющего из пары, ведет его за собой до конца коридорчика. Ребенок оставшийся без пары становится ведущим.
Подвижная игра “Караси и щука”
Один ребенок выбирается щукой, остальные делятся на “камешки” и “карасей”, которые плавают внутри круга. По сигналу “щука” - она вбегает в круг, стараясь поймать карасей. А “караси” спешат спрятаться за “камешки”. Пойманные “щукой” “караси” уходят за круг. Игра повторяется с другой “щукой”.
Подвижная игра “На болоте”
Дети, по объяснению педагога, имитируют повадки животных, обитающих на болоте, через выразительность и пластичность движений.
Игра «Капельки»
(под легкую музыку, напоминающую звуки дождя дети прыгают, бегают, Мама-Тучка подсказывает, что им делать)
Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз и Солнышко пригрело(дети танцуют). Стали капельки легкими, потянулись вверх(присевшие капельки подымаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнца, вернулись к маме Тучке.
Материалы и ресурсы, необходимые для реализации проекта
- От рождения до школы . Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014
- Комплексная оценка результатов освоения программы "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Средняя группа. - М.: Мозаика-Синтез, 2011
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Нищева Н.В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах» - М.: Детство-Пресс, 2015
- Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2013
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. ФГОС – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №3, 2003.
- Журнал “Дошкольное воспитание”, №6, 2007.
- И.Э. Куликовская Н.Н. Совгир – Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст: М – педагогическое общество России, 2003.
- Г.П. Тугушева А.Е. Чистякова – Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Детство-Пресс, 2013.
- Запорожец А.В. – Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста /под ред. А.В. Запорожец, А. И. Леонтьева – М.: Педагогика, 1995г.
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: Аркти, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "В мире воды"
Эта презентация поможет воспитателям,составить тематаческое планирование на 4 года,по теме "Вода"...
Проектная деятельность по окружающему миру "Вода - водичка!"
Что такое вода? Её свойства. Развивать у детей представления о природном объекте – воде, ознакомление младших дошкольников со значением воды в жизни живых существ и для здоровья челов...
В мире воды
Проектная деятельность...
конспект занятия по окружающему миру "Вода-водичка"
для детей младшего дошкольного возраста...
Конспект занятия по окружающему миру " Вода. Свойство воды"
Выяснить имеет ли вода цвет, запах, вкус....
конспект НОД по окружающему миру "Водичка, водичка"
Занятие знакомит детей со свойствами воды: прозрачная, жидкая, без запаха и цвета. Имеет свойство принимать форму сосуда в котором находится. Дети сами экспериментируют с водой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вода. Свойства воды»
Занятие по технологии «Step by Step»Данная технология была разработана в постперестроечный период для стран Восточной Европы для дальнейшей демократизации обучения и использует все лу...