Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ «3 стихии: воздух, вода, земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekol_konsp_2.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ
«3 стихии: воздух, вода. земля»
для детей подготовительной группы
Программа «От рождения до школы»
Цель: создание организационных и содержательных условий для расширения представлений о стихиях (воздух, вода, земля) в процессе экспериментирования
Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о 3х природных стихиях: воздух, вода, земля и их значении в процессе беседы; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, почва при проведении опытов;
Развивающие: развивать слуховое восприятие при прослушивании маленькой сказки; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе проведения опыта «Очистка воды»; закрепить знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного) в процессе подвижной игры «Земля, воздух и вода».
Воспитательные: воспитывать организованность, дисциплинированность при разделении в опыте «Движение воздуха».
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие – формирование элементарных математических представлений (далее ФЭМП)
Задачи ОО в интеграции:
Развитие речи: продолжать работу по активизации словаря детей словами – стихии, вода, воздух, земля, фильтр, воронка
Познавательное развитие (ФЭМП): ориентироваться на ограниченной территории (комната) в процессе подвижной игры
Оборудование: обручи, иллюстрации (воздух, вода, земля)
Демонстрационный материал: 3 стакана (с чистой водой, грязной, 1 пустой), фильтр, воронка
Раздаточный материал: вертушки-оригами
Предварительная работа: изготовление вертушек в технике оригами
Этап и его задачи Организация детей Оборудование | Речь и деятельность воспитателя | Речь и деятельность детей | Планируемый результат |
I. Вводно-организационный Задача: психологический настрой на деятельность, развитие слухового восприятия За столами | Мотивирует детей на занятие. Создает атмосферу заинтересованности. - Ребята, послушайте короткую сказку. «Поспорили как-то между собой птица, рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать…» Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать». А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле» - Где могли встретиться наши животные? И почему? | Приветствуют педагога. Проверяют рабочие места. Слушают воспитателя. - На берегу. Рыбе нужна вода, кроту земля, а птице воздух. | Настраиваются на занятие. Развивается слуховое восприятие. |
II.Мотивационно-побудительный этап предстоящей деятельности. Задача: создание проблемной ситуации. За столами | Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблемной ситуации. - Ребята, а как вы думаете какая стихия важнее: воздух, вода, земля? - Это сложный вопрос, чтобы узнать ответ мы с вами поговорим о воздухе, воде и земле. | Проговаривают проблемную ситуацию. . | Осознают и принимают проблемную ситуацию. |
III.Информационно-аналитический. Задача: решение проблемной ситуации; расширять знания детей о 3х природных стихиях: воздух, вода, земля и их значении; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, почва За столами, на ковре Оборудование: вертушки-оригами; 3 стакана (с чистой водой, грязной, 1 пустой), фильтр, воронка | Организует обсуждение проблемной ситуации. Воздух. - Ребята, что нас всегда окружает? - Для чего он нам нужен? - Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух? - Как туда попадает воздух? - Ребята, а где вам легче дышать в группе или на улице? Почему? - Как вы думаете, а воздух может двигаться? Опыт 1. Движение воздуха Ребята, возьмите в руки вертушки. Теперь все пойдем на ковер. Постройтесь в 3 шеренги. Теперь с вертушками быстро пробежите по ковру по шеренгам. А теперь подуйте на них. - Что происходит? Почему? Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер? - Так важен ли воздух? Почему? Вода. - Теперь давайе мы поговорим о воде. Кому нужа вода? - А для чего вода нужна людям? Как человек использует воду? - Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем? - Правильно, самая чистая кипяченая вода. - У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается? - Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа? Опыт 2. Очистка воды Теперь подойти все ко мне. Мы с вами очистим грязную воду. Фильтрован. бумагу сворачив конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром. - Какой стала вода? - Что мы использовали, чтобы очистить воду? - Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя. - Так важна ли вода? Почему? Земля. Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами. - Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения? - Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы? - Так зачем нам нужна земля? | Обсуждают проблемную ситуацию. Открывают новые знания. - Воздух. - Чтобы дышать. - Шар, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас - Человек накачивает. - На улице, там больше воздуха. Ответы детей. Встают с мест. Проходят на ковер. Строятся. Бегут по ковру. Затем дуют на вертушку. -Вертушки крутятся. Потому что движется воздух. -Ветер – это движущийся воздух Ответы детей Слушают воспитателя. - Животным, растениям… - Мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения - Мы пьем кипяченую воду - в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная) - чистую воду нужно использовать Дети подходят к первому столу. Наблюдают за опытом. Самые послушные и активные могут помочь. Вода стала чистой - Использовали фильтр Ответы детей. Слушают воспитателя. - Земля дает пищу для всех - этот слой земли называется почва - лук, семена цветов Ответы детей. | Учатся решать проблемную ситуацию. Проговорили значение воздуха, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от воздуха. Расширили знания о природной стихии – воздух. Воспитывается организован-ность, дисциплинорован-ность Проговорили значение воды, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от воды. Расширили знания о природной стихии – вода. Развиваются умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе проведения Проговорили значение земли, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от земли, почвы. Расширили знания о природной стихии – земля. |
IV.Практический. Задача: применение новых знаний и умений; закрепить знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного), ориентироваться на ограниченной территории (комната) На ковре Оборудование: обручи, иллюстрации (воздух, вода, земля) | Организует работу для применения новых знаний и умений. Подвижная игра «Земля, вода, воздух». - Ребята. Пойдемте все на коврик. Мы с вами поиграем с мячом. - Наша игра «земля, воздух и вода». На полу лежат три обруча с иллюстрациями. Это 3 зоны: воздух, вода, земля. Я буду ведущим. Когда ведущий называет транспорт или животное, которое ездит/живёт в одной из стихий вы должны подойти к обручу с иллюстрацией этой стихии. Кто ошибется – выбывает. - Самолёт, поезд, птица, теплоход… - Вот и подошла наша игра к концу. | Выполняют задание Слушают воспитателя. Выполняют правила игры, при ошибке выбывают. | Учатся высказывать свои мысли. Закрепили знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного) |
V.Заключительный. Задача: Подведение итогов, оценка результатов деятельности. На ковре | Организует подведение итогов. - Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, что мы сегодня делали? Кто отвечал активнее? Что вам понравилось? - Так какая стихия важнее: воздух, вода или земля? | Самостоятельно анализируют занятие с помощью наводящих вопросов воспитателя - Важны все стихии, благодаря воздуху мы дышим, воду пьем, стираем с ее помощью, по земле мы ходим и на ней выращиваем овощи. | Подвели итоги занятия: о чем говорили, что понравилось. Ответили на проблемный вопрос. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Жалобная книга природы».
Цели: объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Задачи:...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ во второй младшей группе на тему: «Что у нас на обед?"
Цель:формировать обобщающее понятие "посуда"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ в средней группе на тему: «Детский сад наш так хорош-лучше сада не найдешь»
Цель: формировать дружеские взаимоотношения и навыки общения у детей средней группы....
КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Огонь-друг, или огонь-враг?» (для детей старшей группы)
Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.Задачи:Образовательные: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни ч...
Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...
План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)
Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...