Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ «3 стихии: воздух, вода, земля»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Цель: создание организационных и содержательных условий для расширения представлений о стихиях (воздух, вода, земля) в процессе экспериментирования Задачи: Образовательные: расширять знания детей о 3х природных стихиях: воздух, вода, земля и их значении в процессе беседы; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, почва при проведении опытов; Развивающие: развивать слуховое восприятие при прослушивании маленькой сказки; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе проведения опыта «Очистка воды»; закрепить знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного) в процессе подвижной игры «Земля, воздух и вода». Воспитательные: воспитывать организованность, дисциплинированность при разделении в опыте «Движение воздуха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol_konsp_2.docx23.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ

«3 стихии: воздух, вода. земля»

для детей подготовительной группы

Программа «От рождения до школы»

Цель: создание организационных и содержательных условий для расширения представлений о стихиях (воздух, вода, земля) в процессе экспериментирования

Задачи:

Образовательные: расширять знания детей о 3х природных стихиях: воздух, вода, земля и их значении в процессе беседы; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, почва при проведении опытов;

Развивающие: развивать слуховое восприятие при прослушивании маленькой сказки; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе проведения опыта «Очистка воды»; закрепить знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного) в процессе подвижной игры «Земля, воздух и вода».

Воспитательные: воспитывать организованность, дисциплинированность при разделении в опыте «Движение воздуха».

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие – формирование элементарных математических представлений (далее ФЭМП)

Задачи ОО в интеграции:

Развитие речи: продолжать работу по активизации словаря детей словами – стихии, вода, воздух, земля, фильтр, воронка

Познавательное развитие (ФЭМП): ориентироваться на ограниченной территории (комната) в процессе подвижной игры

Оборудование: обручи, иллюстрации (воздух, вода, земля)

Демонстрационный материал: 3 стакана (с чистой водой, грязной, 1 пустой), фильтр, воронка

Раздаточный материал: вертушки-оригами

Предварительная работа: изготовление вертушек в технике оригами


Этап и его задачи

Организация детей

Оборудование

Речь и деятельность воспитателя

Речь и деятельность детей

Планируемый результат

I. Вводно-организационный

Задача: психологический настрой на деятельность, развитие слухового восприятия

За столами

Мотивирует детей на занятие. Создает атмосферу заинтересованности.

- Ребята, послушайте короткую сказку.

«Поспорили как-то между собой птица, рыба и крот - Что важнее: воздух, земля или вода? Птица говорит: «Воздух важнее всего, без воздуха я не могла бы летать…» Рыба спорит: «Нет, вода важнее всего, без воды я не смогла бы плавать». А крот им отвечает: «Земля всего важнее, я живу в земле»

- Где могли встретиться наши животные? И почему?

Приветствуют педагога. Проверяют рабочие места.

Слушают воспитателя.

- На берегу. Рыбе нужна вода, кроту земля, а птице воздух.

Настраиваются на занятие.

Развивается слуховое восприятие.

II.Мотивационно-побудительный этап предстоящей деятельности.

Задача: создание проблемной ситуации.

За столами

Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблемной ситуации.

- Ребята, а как вы думаете какая стихия важнее: воздух, вода, земля?

- Это сложный вопрос, чтобы узнать ответ мы с вами поговорим о воздухе, воде и земле.

Проговаривают проблемную ситуацию.

.

Осознают и принимают проблемную ситуацию.

III.Информационно-аналитический.

Задача: решение проблемной ситуации; расширять знания детей о 3х природных стихиях: воздух, вода, земля и их значении; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, почва

За столами, на ковре

Оборудование: вертушки-оригами; 3 стакана (с чистой водой, грязной, 1 пустой), фильтр, воронка

Организует обсуждение проблемной ситуации.

Воздух.

- Ребята, что нас всегда окружает?

- Для чего он нам нужен?

- Все животные, и даже растения дышат воздухом. Какие вы знаете предметы, внутри которых есть воздух?

- Как туда попадает воздух?

- Ребята, а где вам легче дышать в группе или на улице? Почему?

- Как вы думаете, а воздух может двигаться?

Опыт 1. Движение воздуха

Ребята, возьмите в руки вертушки. Теперь все пойдем на ковер. Постройтесь в 3 шеренги. Теперь с вертушками быстро пробежите по ковру по шеренгам.

А теперь подуйте на них.

- Что происходит? Почему?

Когда мы дуем, мы толкаем воздух, и он движется. Ветер – это движущийся воздух, поток воздуха. – Что такое ветер?

- Так важен ли воздух? Почему?

Вода.

- Теперь давайе мы поговорим о воде. Кому нужа вода?

- А для чего вода нужна людям? Как человек использует воду?

- Верно, без воды не сделаешь очень многих простых дел, воду ничем не заменишь. - Какую воду мы пьем?

- Правильно, самая чистая кипяченая вода.

- У меня два стакана с водой. Сравните воду в стаканах. Чем она отличается?

- Какую воду можно использовать для мытья рук, для стирки белья, для варки супа?

Опыт 2. Очистка воды

Теперь подойти все ко мне. Мы с вами очистим грязную воду.

Фильтрован. бумагу сворачив конусом, вставляем в пустой стакан воронку, бумагу – получается фильтр. Наливаем грязную воду в стакан с фильтром.

- Какой стала вода?

- Что мы использовали, чтобы очистить воду?

- Грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой. Но её можно использовать для мытья рук и посуды, стирки белья, а пить такую воду нельзя.

- Так важна ли вода? Почему?

Земля.

Земля – то, на чем всё держится: дома, растения, человек. Реки с водой тоже текут по земле. Её во все времена люди называли Земля – матушка, матушка – кормилица. - Почему? - Верно. Издавна кормит людей матушка Земля. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь одну картофелину – вытащишь мешок картофеля. Земля у нас под ногами.

- Как называется самый верхний слой земли, в котором растут растения?

- Вспомните, какие растения мы с вами сажаем в почву в конце зимы?

- Так зачем нам нужна земля?

Обсуждают проблемную ситуацию. Открывают новые знания.

- Воздух.

- Чтобы дышать.

- Шар, мяч, воздушный шар, резиновые игрушки, надувной матрас

- Человек накачивает.

- На улице, там больше воздуха.

Ответы детей.

Встают с мест. Проходят на ковер. Строятся. Бегут по ковру. Затем дуют на вертушку.

-Вертушки крутятся. Потому что движется воздух.

-Ветер – это движущийся воздух

Ответы детей

Слушают воспитателя.

- Животным, растениям…

- Мы пьем воду, готовим еду, умываемся водой, стираем бельё, моем игрушки, водой поливаем растения

- Мы пьем кипяченую воду

- в одном стакане вода - чистая, в другом – грязная (мутная)

- чистую воду нужно использовать

Дети подходят к первому столу. Наблюдают за опытом. Самые послушные и активные могут помочь.

Вода стала чистой

- Использовали фильтр

Ответы детей.

Слушают воспитателя.

- Земля дает пищу для всех

- этот слой земли называется почва

- лук, семена цветов

Ответы детей.

Учатся решать проблемную ситуацию.

Проговорили значение воздуха, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от воздуха.

Расширили знания о природной стихии – воздух.

Воспитывается организован-ность, дисциплинорован-ность

Проговорили значение воды, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от воды.

Расширили знания о природной стихии – вода.

Развиваются умения наблюдать, анализировать, сравнивать устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы в процессе проведения

Проговорили значение земли, подошли к пониманию, что жизнь человека зависит и от земли, почвы.

Расширили знания о природной стихии – земля.

IV.Практический.

Задача: применение новых знаний и умений; закрепить знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного), ориентироваться на ограниченной территории (комната)

На ковре

Оборудование: обручи, иллюстрации (воздух, вода, земля)

Организует работу для применения новых знаний и умений.

Подвижная игра «Земля, вода, воздух».

- Ребята. Пойдемте все на коврик. Мы с вами поиграем с мячом.

- Наша игра «земля, воздух и вода». На полу лежат три обруча с иллюстрациями. Это 3 зоны: воздух, вода, земля. Я буду ведущим. Когда ведущий называет транспорт или животное, которое ездит/живёт в одной из стихий вы должны подойти к обручу с иллюстрацией этой стихии. Кто ошибется – выбывает.

- Самолёт, поезд, птица, теплоход…

- Вот и подошла наша игра к концу.

Выполняют задание

Слушают воспитателя.

Выполняют правила игры, при ошибке выбывают.

Учатся высказывать свои мысли.

Закрепили знание животных, живущих в определенной стихии и транспорта (наземного, воздушного, водного)

V.Заключительный.

Задача: Подведение итогов, оценка результатов деятельности.

На ковре

Организует подведение итогов.

- Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, что мы сегодня делали? Кто отвечал активнее? Что вам понравилось?

- Так какая стихия важнее: воздух, вода или земля?

Самостоятельно анализируют занятие с помощью наводящих вопросов воспитателя

- Важны все стихии, благодаря воздуху мы дышим, воду пьем, стираем с ее помощью, по земле мы ходим и на ней выращиваем овощи.

Подвели итоги занятия: о чем говорили, что понравилось. Ответили на проблемный вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ для детей подготовительной к школе группы «Жалобная книга природы».

Цели: объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры. Задачи:...

КОНСПЕКТ непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Огонь-друг, или огонь-враг?» (для детей старшей группы)

Цель: расширение представлений детей и формирование навыков безопасного поведения.Задачи:Образовательные: создать условия для расширения представлений детей об огне, его значимости в жизни ч...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе "Приключения капельки воды. Круговорот воды в природе"

Познакомить детей с круговоротом воды в природе, показать свойства воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности....

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...

План-конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЦКМ на тему: «Узнай все о себе, воздушный шарик» (для детей средней группы)

Цель: Формировать у детей представление о свойствах резины в процессе исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет ...