Конспект занятия "Наблюдения за погодными явлениями на метеоплощадке".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Девяткина Ольга Евгеньевна

 

Конспект занятия

 

 

 

Наблюдение за погодными явлениями на метеоплощадке

с детьми подготовительной группы

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель первой квалификационной категории

     Девяткина Ольга Евгеньевна

ГБОУ  Школа 2083 ДОП «Сказка"

 2020 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение за погодными явлениями на метеоплощадке с детьми старшей группы

Цель: Углубление знаний детей о погодных явлениях и окружающем мире, совершенствование умений пользоваться приборами на метеоплощадке.

Задачи:

  • познакомить детей с вертушкой, ветряным рукавом,
  • закрепить и обобщить знания детей о метеоплощадке, о ее назначении,
  • закреплять знания о тихой и ветреной погоде, силе ветра,
  • учить детей определять направление ветра по окружающим предметам,
  • продолжать учить отмечать погоду в календаре природы,
  • развивать память, воображение, наблюдательность, логическое мышление,
  • расширять кругозор детей,
  • воспитывать в детях экологическую культуру, любовь к родной природе, умение видеть красоту природы.

Оборудование и материалы: метеоплощадка, вертушка, ветряной рукав, календарь погоды, мольберт, воздушный змей.

Предварительная работа: знакомство с метеоплощадкой, беседы о погоде, временах года, о погодных явлениях наблюдения за погодой на метеоплощадке, работа с календарем природы в группе, разучивание стихов о погодных явлениях, погоде, временах года.

Ход наблюдения:

Мотивационно-ориентировочный этап

Дети выходят на улицу и видят воздушный шар с изображением героя мультфильма «Фиксики». Он запутался в ветках деревьев. Воспитатель достает шарик и отвязывает конверт.

- Хотите узнать, что тут написано?

- Тогда слушайте внимательно: (читаю текст письма)

«Здравствуйте, ребята! Вчера мой папа подарил мне воздушного змея на день рождения! Я хотел сразу же бежать на улицу, чтобы его запускать, но папа сказал что, для этого погода должна быть без осадков и ветреной. Я решил попробовать запустить его сегодня, но никак не могу определиться с погодой. Ребята помогите мне, пожалуйста, напишите, подходит ли погода для игры с воздушным змеем или нет. Буду с нетерпением ждать от вас ответа.  Подпись: Дим Димыч».

- Ну что, ребята, поможем нашему герою? (ответ детей)

- А как мы можем помочь Дим Димычу? Где мы можем узнать, какая сегодня погода? (На метеоплощадке)

- Отлично! Дети подходят к метеоплощадке, встают в круг, приветствуя друг друга:

- Давайте порадуемся солнцу и птицам,

А также порадуемся улыбчивым лицам…

И всем, кто живет на этой планете

«Доброе утро» скажем все вместе

«Доброе утро» - маме и папе,

Доброе утро останется с нами.

- Вот мы с вами и на месте. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего нужна метеоплощадка? (для того, чтобы наблюдать за погодой)

- А кто составляет прогноз погоды? Как называют таких людей? (Метеорологами)

Давайте проговорим слово: «Метеоролог».

Результаты Воспитатель: Метеорологи стараются узнать особенности погоды: есть ли ветер, в какую сторону он дует, какова температура, есть ли облачность. И в этом метеорологам помогают специальные приборы. По всей нашей стране работают метеостанции. Метеорологи, используя специальные приборы, наблюдают за погодой, делают определенные расчеты и передают в главный Гидрометеоцентр. Там метеорологи обрабатывают эти данные и делают прогноз погоды, которые мы видим и слышим с экрана телевизора.

наблюдений называют замерами, метеорологи заносят их в дневник. Это дневник наблюдений (показ). Мы с вами тоже ведём такой дневник. Расскажите, какие условные знаки используем для обозначения разных погодных явлений (ответы детей и демонстрация карточек).

Это очень ответственная работа. Прогноз погоды важно знать людям разных профессий: морякам, летчикам, хлеборобам и простым людям…

Чтобы помочь нашему герою, нам предстоит стать метеорологами.

- Вот сейчас проверим, готовы ли вы ими стать? Отгадайте загадки:

Он на лужах, посмотри,

Выдувает пузыри.

Хочет, чтобы я и ты

Не забыли про зонты. (Дождь)

Пушистая вата

Плывет куда-то

Чем вата ниже

Тем дождик ближе. (Облака)

По полю рыщет,

Поет да свищет,

Деревья ломает,

К земле приклоняет. (Ветер)

Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все (Солнце)

- Молодцы, ребята! Все отгадали.

А как можно назвать все эти слова-отгадки? (это - природные явления). А какие природные явления вы еще знаете? ( Ответы детей). Природные явления приносят пользу или вред человеку? Давайте об этом поразмышляем.

      Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Хорошо и плохо».

(Размещаю на полотне пиктограммы «хорошо» и «плохо», поочерёдно выставляю под ними условные обозначения погодных явлений и предлагаю детям рассказать, в каком случае то или иное погодное явление – это хорошо, а какое – плохо).

Дети: Солнце, хорошо, можно играть. Тепло, хорошо, можно ходить в лёгкой одежде. Солнце даёт свет. Благодаря солнцу, растёт всё живое. На солнце можно загорать.

Плохо: на солнце можно обгореть. Если смотреть на яркое солнце, можно испортить зрение. На солнцепёке очень жарко, можно получить солнечный удар. Это плохо.

Облака – это хорошо. Они защищают от слишком яркого солнца, дают тень, облака приносят дождь.

Плохо: облака закрывают солнце и небо становится пасмурным, у людей портиться настроение.

Дождь – хорошо. После дождя растут грибы, распускается зелень. Приятно слушать музыку дождя.

Плохо: дождь – это плохо. После дождя остаются лужи, грязь, бывает холодно. Если попасть под дождь, то можно заболеть.

Воспитатель: Расскажите, какая погода вам больше всего нравится?

Ответы детей.

Дети отвечают.

Воспитатель: видите, ребята, любая погода имеет свои плюсы и минусы. Итак мы выяснили что метеорологи для обозначения погоды пользуются специальными знаками. Они должны понимать что означает каждый знак. Давайте и мы поупражняемся в этом.

Воспитатель: Составьте словосочетания, используя условные обозначения различных явлений погоды.

Выставить на полотне карточки с условными значками.

Дети составляют словосочетания:

погода – солнечная, утро – туманное, вечер – дождливый, небо – облачное, день ветреный и т. д.                          

- Ну вот, вы и готовы стать метеорологами.

- Вспомните, пожалуйста, какая должна быть погода, чтобы запустить воздушного змея?

- Верно, погода должна быть ветреной и без осадков.

- Скажите, а как можно определить пасмурную погоду? (посмотреть на небо, если там тучи и солнца не видно, значит погода пасмурная).

Скажите, а как можно определить ясную погоду? (посмотреть на небо, если там нет туч или облаков, светит солнышко, значит погода ясная)

- Хорошо. Тогда скажите, какая сегодня погода? (ясная, хорошая или облачная, но без осадков) Воспитатель показывает карточку с изображением соответствующего погодного явления.

- Почему вы так решили? (ответы детей)

Ребята, мы с вами говорили о том, как узнать облачно или ясно на улице, а как же узнать ветрено ли на улице? (посмотреть на деревья, если ветки колышутся и дерево гнется, значит, на улице есть ветер. Почувствовать на своем лице дуновение ветра)

- Правильно ребята! А сегодня я хочу научить вас еще одному способу, как можно определить ветреную погоду. Для этого нам понадобятся специальные приборы, которые находятся на метеоплощадке.

- Посмотрите, на устройство, которое называется флюгер. Давайте все вместе скажем это слово и запомним его (дети повторяют за воспитателем)

- Ребята, если лопасти на вертушке крутятся, это значит на улице ветер, и чем сильнее ветер, тем быстрее они вертятся.

- Понаблюдайте за ней и скажите, какой сейчас ветер? (ответы детей)

- Как вы это поняли? (флюгер сильно крутится) Воспитатель показывает карточку с изображением соответствующего погодного явления.

- А еще здесь находится прибор, который называют «ветряной рукав» или «ловушка ветра» (показываю на прибор).

- На что он похож? (ответы детей)

- Как вы думаете, для чего он нужен? (ответы детей)

- Верно, ребята, он тоже указывает, есть ли на улице ветер.

- Наши друзья наверно уже заждались от нас ответа.

- Теперь давайте напишем ответ, но я предлагаю вам написать необычное письмо, а составить его с помощью карточек. Мы с вами обозначим погоду с помощью специальных карточек, как мы это делаем в календаре природы в группе, и отправим такое письмо Дим Димычу.

- Давайте подойдем к столу и выберем карточки, обозначающие соответствующую погоду на сегодня (дети подходят к столу и выбирают из коробки карточки, обозначающие погоду дня, и помещают их в конверт).

Воспитатель просит детей объяснить свой выбор, перед тем как опустить карточку в конверт:

- Что означает эта карточка?

- А эта?

- Подходит погода сегодня для запуска змея? - Наше письмо готово, осталось только его отправить. Давайте отпустим наш шарик с конвертом для Дим Димыча (дети вместе с воспитателем отпускают воздушный шарик).

Рефлексивно-оценочный этап

- Вы сегодня первый раз составили прогноз погоды. Если вам понравилось быть метеорологами, то у меня для вас есть эмблемы (дети подходят к воспитателю и выбирают для себя эмблему и объясняют, почему им понравилось быть метеоролагами).

А еще для вас есть сюрприз. Посмотрите, что это такое? (достаю воздушного змея). Давайте мы продолжим с вами прогулку, и

попробуем запустить воздушного змея в небо.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по экспериментированию во второй младшей группе «Погодные явления»

Занятие с использованием эксперементов для детей разновозрастной группы....

дидактиеские пособия для детей 2-3 лет "Времена года", "Погодные явления"

Данные пособия позволят познакомить детей с сезонными и погодными явлениями в игровой форме....

Проект по окружающему миру на тему " Природные и погодные явления"

Наш проект на тему "Природные и погодные явления" длился 2 месяца. За это время дети полностью усвоили, какие природные и погодные явления бывают, как они проявляются. Дети выразили это в поделках: ап...

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5 «Погодные явления»

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы Занятие 5  «Погодные явления»...

Презентация "Погодные явления"

Цель:-знакомимся с явлениями природы-расширяем кругозор детей,словарный запас...

Конспект открытого занятия «Сезонные и погодные явления осенью»

Дать детям знания о сезонных и погодных явлениях природы. Закрепить знания детей об одном из времени года – осени. Уточнить понятия «Ранняя осень», «Поздняя осень». Актив...

Презентация проекта "Наблюдение за погодными явлениями на метеоплощадке"

Целью проекта является создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде ...