Организованная образовательная ситуация с использованием мультимедиапрезентации для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА: «Россия и её многочисленный народ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Организованная образовательная ситуация с использованием мультимедиапрезентации для детей старшего дошкольного возраста.
ТЕМА: «Россия и её многочисленный народ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_nod.docx | 56.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход деятельности:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
1.Приветствие:
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, легкий ветерок,
Здравствуй, милый мой дружок…
2. Введение в ситуацию:
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране. А кто мне скажет как называется наша страна?
Дети: Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в одну игру, которая называется «Я начну, а вы продолжите»:
Наша страна называется … (Россия).
Наша страна очень … (большая, огромная).
В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).
Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).
Воспитатель: - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.
- Россия - любимая наша страна
Подумаем вместе, какая она.
- Якут, что на Севере Крайнем живет,
Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,
Лохматых оленей гуляют стада
И много повсюду блестящего льда! »
- А мальчик из Сочи задорно хохочет:
«Да что вы, ребята! Какие морозы?
Здесь пальмы растут и душистые розы! »
- И кто из них прав? Правы оба, понятно.
3. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель: Россия огромна, сильна, необъятна!
- Люди каких национальностей живут в нашей стране?
Дети: Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, и др.
Воспитатель: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Традиции ,это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
- Какие русские народные праздники вы знаете?
Дети: Масленица, Рождество, Пасха и др
Воспитатель: А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?
Дети: Посвящён медведю.
- У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Динамическая пауза
Эй! Попрыгали на месте. ( прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)
Эхе - хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге - ге! Нагнулись ниже, (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй, (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко, (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь прыжок. (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
4.Решение проблемной ситуации:
Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».
Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим – степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех одна.
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает какой-либо национальный костюм или предмет одежды? Хотите я познакомлю вас с национальными костюмами разных народов?
Дети6 Да, хотим.
5. Введение способа действий в систему знаний и умений ребёнка
Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов)
(Слайд №1) Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
(Слайд №2) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)
(Слайд №3) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)
- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
(Слайд №4) - Посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
-Что особенного вы видите в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
(Слайд №5) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
Воспитатель: А ещё дети народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
- Какие народные сказки вы знаете?
(Ответы детей.)
- Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.
Рассматривание изделий народных промыслов.
- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.
- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)
- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
- У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)
- Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.
- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.
Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».
Берегите Россию,
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе,
И родное оконце
В позабытом селе!
6. Итог. Рефлексия.
Воспитатель:
- Дети, что мы сегодня узнали ?
- Что для вас было самым интересным?
- Что было для вас трудным?
- Какое у вас сейчас настроение? Почему?
Приложение 5
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития
ребенка ДЕТСКИЙ САД № 5
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Организованная образовательная ситуация с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста.
ТЕМА: «Россия и её многочисленный народ».
Воспитатель: Заседко Е.С
г.Усть-Лабинск, 2015г.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Задачи образовательной деятельности:
Образовательные: Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, искусстве,. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера.
Развивающие: Развивать познавательные процессы внимание, память, мышление, воображение. Обогащать словарный запас детей.
Воспитательные: Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:
- Знакомить с обычаями и традициями народов России и доброжелательное отношение к ним.
- Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.
Материалы и оборудование: Мультимедиапрезентация на тему: «Национальный костюм» иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.
Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...
Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"
Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения с использованием интерактивной доски Тема: «Всем на свете надо знать, как по улице шагать!»
Цель: формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода....
Ранняя профориентация детей. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией архитектора.
Ранняя профориентация детей...
Организованная образовательная деятельность с использованием ЦОР (мультимедиапрезентация) для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА: «Россия и её многочисленный народ».
Организованная образовательная деятельность...
Сценарий образовательной ситуации «Аэропорт" для детей старшего дошкольного возраста.
Образоватеьная игровая ситуация "Аэропорт"...