Организованная образовательная ситуация с использованием мультимедиапрезентации для детей старшего дошкольного возраста. ТЕМА: «Россия и её многочисленный народ».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Заседко Екатерина Сергеевна

Организованная образовательная ситуация с использованием  мультимедиапрезентации  для детей старшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

ТЕМА:  «Россия и её многочисленный народ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_nod.docx56.79 КБ

Предварительный просмотр:

Ход деятельности:

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!  Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

   
1.Приветствие:

                     Здравствуй, солнце золотое,

                      Здравствуй, небо голубое,

                      Здравствуй, легкий ветерок,

                      Здравствуй, милый мой дружок…

2. Введение в ситуацию:

Воспитатель:

- Ребята, мы с вами живем в большой и прекрасной стране. А кто мне скажет как называется наша страна?

Дети: Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в одну игру, которая называется «Я начну, а вы продолжите»:

Наша страна называется … (Россия).

Наша страна очень … (большая, огромная).

В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Воспитатель: - Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

- Россия - любимая наша страна

Подумаем вместе, какая она.

- Якут, что на Севере Крайнем живет,

Нам скажет: «В ней снег очень часто идет,

Лохматых оленей гуляют стада

И много повсюду блестящего льда! »

- А мальчик из Сочи задорно хохочет:

«Да что вы, ребята! Какие морозы?

Здесь пальмы растут и душистые розы! »

- И кто из них прав? Правы оба, понятно.

3. Актуализация имеющихся знаний

Воспитатель: Россия огромна, сильна, необъятна!

 - Люди каких национальностей живут в нашей стране? 

Дети: Русские, чуваши, башкиры, татары, чукчи, и др.

Воспитатель: Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? 

(Ответы детей.)

Воспитатель: Традиции ,это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

- Какие русские народные праздники вы знаете? 

Дети: Масленица, Рождество, Пасха и др

Воспитатель:  А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Якуты в конце весны отмечают праздник кумыса. Кто знает, что такое кумыс? (Напиток, приготовленный из кобыльева молока.) Коряки в конце декабря отмечают праздник возвращения солнца. А у хантов и орочей самый любимый праздник – это медвежий праздник. Как вы думаете, что это за праздник?

Дети: Посвящён медведю.

 - У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Динамическая пауза

Эй! Попрыгали на месте. ( прыжки)

Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)

Эхе - хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)

Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)

Эге - ге! Нагнулись ниже, (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)

Наклонились к полу ближе (дотронуться руками до пола)

Э-э-э! Какой же ты лентяй, (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)

Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)

Повертись на месте ловко, (покружиться)

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)

Завтра будет вновь  прыжок. (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую

руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

4.Решение проблемной ситуации: 

Воспитатель  читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

                    Живут в России разные

                    Народы с давних пор.

                    Одним тайга по нраву,

                    Другим – степной простор.

                    У каждого народа

                     Язык свой и наряд.

                    Один черкеску носит,

                    Другой надел халат.

                    Один – рыбак с рожденья,

                    Другой – оленевод.

                    Один кумыс готовит,

                    Другой готовит мёд.

                    Одним милее осень,

                    Другим милей весна.

                    А Родина Россия

                    У нас у всех одна.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает какой-либо национальный костюм или предмет одежды? Хотите я познакомлю вас с национальными костюмами разных народов?

Дети6 Да, хотим.

 5. Введение способа действий в систему знаний и умений ребёнка

Рассказ воспитателя (сопровождается показом слайдов) 

(Слайд №1)  Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, шапка, штаны у мужчины.)

(Слайд №2) - Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

(Слайд №3) - Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

- Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

(Слайд №4) - Посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.

-Что особенного вы видите в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)

(Слайд №5) - Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

Воспитатель: А ещё дети народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? 

(Ответы детей.)

Воспитатель: Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

- Какие народные сказки вы знаете? 

(Ответы детей.)

 - Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Рассматривание изделий народных промыслов.

- Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

- Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины и ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.

 - У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

 -  Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак.

- Сегодня вы узнали, что в нашей стране – России живут люди разных национальностей. Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. И мы с вами гордимся своей страной и сделаем всё, чтобы сберечь её, чтобы сделать её краше, богаче и сильнее.

Воспитатель читает стихотворение Гусева «Берегите Россию».

                    Берегите Россию,

                    Нет России другой.

                    Берегите её тишину и покой,

                    Это небо и солнце,

                    Этот хлеб на столе,

                    И родное оконце

                    В позабытом селе!

6. Итог. Рефлексия.

Воспитатель:

-  Дети, что мы сегодня узнали ?

-  Что для вас было самым интересным?

-  Что было для вас трудным?

-  Какое у вас сейчас настроение? Почему?

Приложение 5

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития

ребенка  ДЕТСКИЙ САД  № 5

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН

Организованная образовательная ситуация с использованием  ЦОР (мультимедиапрезентация)  для детей старшего дошкольного возраста.

ТЕМА:  «Россия и её многочисленный народ».

 

Воспитатель: Заседко Е.С

г.Усть-Лабинск, 2015г.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.

Цель: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Задачи образовательной  деятельности:

Образовательные:  Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, искусстве,. Активизировать самостоятельные суждения, реагировать на высказывание партнера.

Развивающие: Развивать познавательные процессы   внимание, память, мышление, воображение. Обогащать словарный запас детей.

Воспитательные: Продолжать знакомить детей с этикой межнационального общения:

  • Знакомить с обычаями и традициями народов России и доброжелательное отношение к ним.
  • Воспитывать любовь к своей Родине и желание больше узнать о ней.

Материалы и оборудование: Мультимедиапрезентация на тему: «Национальный костюм» иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.

Предварительная работа: чтение сказок народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.Тема: Россия- дружная, многонациональная семья.

Расширять представления детей о людях разных национальностей : русские, ханты, башкиры. Актуализировать имеющие знания детей: о языке, о национальном костюме, о жилище, искусстве, о национальной кухне...

Конспект организованной образовательной деятельности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»

Конспект организованной образовательной деятельности содержит ряд игр, направленых на закрепление знаний об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста....

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: "СКАЗКА - ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОРОЖНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СКАЗКИ "ТЕРЕМОК"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по обучению Правилам дорожного движения с использованием электронных образовательных ресурсов....