Круглый стол «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра.»
методическая разработка
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «социализация».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_mo.docx | 22.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглый стол «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра.»
Участники: воспитатели средних групп, члены МО.
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «социализация»».
Задачи:
- повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по реализации образовательной области «социализация» через игровую деятельность дошкольников.
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста;
- определить позитивные стороны деятельности по организации игровой деятельности дошкольников, проблемы и перспективы.
1. Организационный момент.
-Добрый день, уважаемые коллеги! Прежде чем мы начнем, прошу ответить вас на вопрос: «Что является средством развития личности детей дошкольного возраста, средством их общения? Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения? Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим. Совершенно верно – это ИГРА.
-В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении. Сегодня наш с вами разговор будет о том, как организовать игровую деятельность ребенка среднего возраста. Кажется, очень просто: дал ребенку игрушку, и он может сам организовать игру. Большинство родителей вообще считают, что чем больше у ребенка игрушек, тем лучше. Но вы, наверняка, замечали, что это не всегда так. Сегодня мы постараемся разобраться, что значит игра в жизни детей, как научить детей самостоятельно играть и как правильно организовать совместную игру. Ведь это является важным условием при переходе ребенка в школу и общении его со сверстниками, это признак правильного развития ребенка.
-Значение игры, ее всестороннее влияние на развитие личности ребенка трудно переоценить. Игра – это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Основным видом игровой деятельности дошкольников являются сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении. Сюжетнo-рoлевые игры являются oснoвным видом деятельности дошкольника. Они позволяют ребенку в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекающие его ролевые действия, функции, включаться в разнообразные события. Сюжетнo-рoлевые игра – это изначальное, сознательное взаимодействие маленького человека с миром, при котором ребёнок исполняет главенствующую роль субъекта творца, это способ его самореализации и самовыражения. В ней ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там, где ему хочется быть, он - участник интересных и привлекательных событий. Через сюжетнo-рoлевую игру ребёнок овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней ребёнок получает навыки коллективного мышления. Сюжетнo-рoлевая игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, спoсoб переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, т. к. здесь ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Сюжетнo-рoлевые игры могут стать той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.
-Предлагаю всем вместе освежить свои знания и решить кроссворд «Сюжетнo-рoлевая игра».
Пo горизонтали:
3. Как называются игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии. (Образные.)
4. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре. (Сюжет.)
9. Детская игра, в которой дети копируют те или иные явления, творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях. (Сюжетнo-рoлевая.)
10. Веселый, шуточный, игровой спoсoб выбора ведущего, средство самостоятельной организации детей в игре. (Зачин.)
12. Явление жизни, которое отображается в игре. (Тема.)
Пo вертикали:
1. Чувство, формирующееся в процессе общения детей в играх, труде, бытовой жизни. (Коллективизм.)
2. Регуляция поведения и взаимоотношений участников игры. (Правила.)
5. Ведущий вид детской деятельности в дошкольном возрасте. (Игра.)
7. Структурная особенность, которую выполняет ребёнок. (Роль.)
8. Проявление выдумки, воображения для выполнения замысла и роли, основанное на подражании. (Творчество.)
11. Один из принципов организации сюжетнo-рoлевoй игры. (Наглядность.)
-Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры для всестороннего воспитания и развития ребёнка – дошкольника. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как:
- инициативность;
- самостоятельность;
- способность выбирать себе род занятий;
- выбирать участников совместной деятельности;
- Подбирать соответствующие атрибуты и т.д.
-Немаловажную роль в поддержании игровой деятельности, внесения в нее творчества, создания интереса к игре, несомненно, принадлежит педагогу. Только опытный педагог, знающий и учитывающий, индивидуальные и возрастные особенности детей дошкольного возраста, умеющий создавать игровые объединения не по своему усмотрению, а исходя из интересов детей, способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом, в ходе которой, дети увлекаются в сплоченные группы и могут реализовать себя, с желанием участвуют в игровых действиях. Таким образом, успешность сюжетно-ролевой игры, несомненно, зависит от организационной деятельности педагога. Во-первых, педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета, создания предметно- игровой среды происходит с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольника. Атрибутами для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. Правильная организация предметно игровой среды предполагает и выполнения воспитателем программной задачи развития детского творчества в игровой деятельности. Во-вторых, сюжетно – ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. Умение педагога наблюдать педагога за детьми даёт ему материал для раздумий, умения понимать их игровые замыслы и переживания, исходя из этого, планировать игровую деятельность с дошкольниками. И наконец, в-третьих организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы обучения детей игровым действиям, а в старшем дошкольном возрасте игровой цепочкой, согласно выбранной роли или игровому сюжету. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог разнообразит её новыми персонажами или игровыми действиями. Опытный педагог нередко сам встаёт на позицию ребёнка и участвует в игровой деятельности на равных с участниками игры. Это сближает педагога с детьми, и позволят ему реализовать поставленные задачи. Таким образом, успешное осуществления игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом. В ходе, которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
-Итак, каковы же основные методы педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой?
- метод диалога;
- метод полилога;
- создание проблемных ситуаций;
- прямые и косвенные воздействия на игру и играющих и пр.
-Кроме этих методов, педагоги в своей практике используют технологические карты сюжетно-ролевой игры. С этим приемом мы с вами и познакомимся. Что такое технологическая карта?
(Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.)
-В толковом словаре дается такое определение.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель, педагог помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений. Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят. Очень часто в вопросах организации нам – взрослым помогают сами дети, с помощью воспитанников нами была составлена технологическая карта, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
-А вам я предлагаю понять какие правила игры на ней изображены. Соотнесите картинку с действием. На каждый стол раздаются схемы, предлагается расположить их последовательно и назвать. Для удобства использования на практике детьми и педагогом мы предлагаем такое оформление технологической карты. Посмотрите, здесь присутствуют все основные шаги («Позови друзей», «Распредели роли», «Выбери необходимые предметы», «Прибери игрушки»), кроме одного – это шаг номер 4 «Поиграйте». Для каждого игрового сюжета и для каждой возрастной группы содержание этого этапа будет разное
2. Практическая часть
Задание 1. Давайте составим технологическую карту игры «Космическое путешествие». разработаем схемы игровых действий космического путешествия, характерных для детей средней группы (возраст 4-5 лет). Вот ваши ситуации.
1. Строительство ракеты.
2. Семья провожает космонавтов.
3.Связь космонавтов с землёй.
4. Возвращение космонавта домой.
-У вас есть описание игровых ситуаций, ваша задача изобразить их графически и дополнить ими существующие пробелы в технологической карте. Все необходимое у вас на столах. На работу вам дается 5 минут. Приступайте к работе. По окончании работы представляете полученный результат.
-А теперь поиграем. Вернемся к нашей схеме. Шаг 1-ый – приглашаем друзей. Выходите. Шаг 2-ой – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой космической коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете.
Атрибуты для ролей: Космонавт – шлем, пилотка;
Мама – сумочка;
Папа – кепка;
Медик – повязка,
Инопланетянин – волосы,
Руководитель полета – наушники,
Тренер – гантели,
Журналист – фотоаппарат.
-Шаг 3-ий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.
Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.
-4-ым шагом, согласно нашей технологической карты является непосредственно игра. Давайте начнем игру. Выбирайте себе место для каждой локации и приступаем. Небольшое проигрывание. Все остальные наблюдают за ходом игры.
-Переходим к 5-ому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места. Как вы считаете – такая технологическая карта поможет педагогу организовать сюжетно-ролевую игру с детьми?
(Ответы участников)
-Вы согласны, что использование технологической карты способствует развитию самостоятельности?
Рефлексия: Мастер-класс подошел к завершению. Ответитьте на вопросы: «Насколько мастер-класс был полезен? Что вы для себя открыли?» и прочее.
Использованная литература:
М.Д.Маханева. Театрализованные занятия в детском саду. Пособие для работников ДУ-М.:ТЦСфера, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста (сюжетно-ролевые игры)
Рекомендации и методические приемы при организации сюжетно-ролевых игр в младшей группе детского сада....
Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста
В данной работе представлены отчет для педагогического совета на тему: "Использование игровых технологий для развития изобразительной деятельности детей среднего дошкольного возраста"...
Конспект проведения игровой деятельность детей среднего дошкольного возраста.
Конспект проведения игровой деятельность детей среднего дошкольного возраста....
Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
В поиске новых форм организации образовательной деятельности находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в нашем случае стала тематическая папка или &laq...
Проект программы организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. Сюжетно – ролевая игра «Пикник на природе»
Дети вместе с родителями любят проводить время на природе, поэтому проигрывая знакомые ситуации, они расширяют и закрепляют представления о правилах поведения на природе и учатся соблюдать их.Иг...
Развитие игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста через театрализованную игру (срок реализации 2 года).
Моя методическая разработка по театрализованной деятельности, которую я реализую в старшей и подготовительной группе...
Развитие познавательной деятельности детей среднего дошкольного возраста средствами игрового компьютерного моделирования.
В статье дается описание инновационной технологии компьютерного 3 D моделирования в программе LigroGame, её актуальность, педагогическая ценность, содержание и формы детской деятельности....