Конспект НОД по развитию экологических представлений «Путешествие в зимний лес»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Интегрированное занятие по развитию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по программе "Развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ekologiya_zanyatie.docx | 577.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по экологии
с элементами геокешинга
«Путешествие в зимний лес»
В средней группе по программе «Развитие»
Цель: - Обобщение знаний детей о зиме, зимних явлениях природы.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять представления о зимних явлениях природы с использованием условных заместителей.
Развивающие:
- развивать у детей умение взаимодействовать со сверстниками, умение договариваться, слаженно работать в коллективе.
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению творческих познавательных задач посредством игры геокешинга;
- развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций
- закрепить основные правила поведения в лесу;
- развивать диалогическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе.
Предварительная работа:
- Наблюдение в природе.
- Беседа о временах года.
- Дидактическая игра; «Узнай по описанию», «Когда это бывает?, «Времена года».
- Просмотр презентаций: «Признаки зимы», «Зимующие птицы».
- Работа с календарем природы с использованием карточек-заместителей «Признаки зимы».
- Чтение стихотворений, рассказов о природе, рассматривание иллюстраций, картин времен года.
Материал и оборудование: мольберт, картина «Путаница», круговая диаграмма времен года, карточки – заместители (модели признаков времен года), презентация «Зимний лес» (музыкальное сопровождение Вивальди «Зима»), карта, сугроб, елки, корзинка, кормушка, тарелочки с горохом, конверт с письмом, снежный комочек.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно эстетическое развитие, социально-коммуникативное.
Ход занятия
- Ритуал приветствия «Здравствуй!»
Педагог: -Ребята, сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся, как мы это умеем.
(Дети стоят в кругу, выполняют движения в соответствии с текстом):
-Здравствуй, солнце золотое! (руки над головой, скрестили)
-Здравствуй, небо голубое! (руки над головой, разводят в стороны)
-Здравствуй, маленький дубок! (кисти рук поднесены к подбородку, разведены в стороны)
-Здравствуй, вольный ветерок! (руки разведены в стороны, машем кистями рук)
-Здравствуй утро, здравствуй, день! (руки поочередно разводим в стороны)
-Нам здороваться не лень! (повороты головы вправо, влево).
2. Основная часть.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу с вами поиграть в одну интересную игру…
Ворона: Беда, Беда! В лесу беда!
Педагог: Ворона, успокойся, поздоровайся с детьми и спокойно расскажи, что же произошло в лесу.
Ворона: Здравствуйте, ребята. Злой колдун заколдовал наш лес и теперь все лесные жители: звери, птицы, деревья забыли какое сейчас время года. Все перепуталось! Все вокруг перепуталось! Беда! Беда! Я еле спаслась. Вот что я нашла по дороге (показывает круг-диаграмму времен года). Колдун сказал, что круг это волшебный. Но что он обозначает и что с ним делать я не знаю.
Педагог: Ребята, скажите, что это за волшебный круг? (высказывания детей: Круг «Времена года»).
-Давайте скажем вороне, какое время года обозначает каждый цвет на этом круге(я показываю, а дети отвечают)
-А какое сейчас время года? (Зима).
Педагог: Интересно, ребята, а почему лесные жители забыли, что сейчас зима? И при чем здесь этот круг? Как вы думаете? (рассуждения детей)
Ворона:- может письмо вам поможет. Я его тоже нашла в лесу. А я полетела дальше, НАДО ВСЕМ РАССКАЗАТЬ!
Педагог читает письмо.
Оно от лесных жителей.
Помогите, просим вас, ребята! Помогите!
Заколдовал наш лес колдун злобный.
Мы забыли, какое сейчас время года.
И в лесу непонятно, какая погода.
Нет ни круга волшебного, ни карточек времени года.
Поможет вам карта колдуна . Там отмечены места, где он спрятал карточки.
Педагог:
-Ребята, О чем просят нас лесные жители?(наводящие вопросы: -Ребята, скажите, про какие карточки говорится в письме, как вы думаете? И для чего нам этот волшебный круг (показываю)? (ответы детей))
Педагог: Как же нам помочь жителям леса? Что нужно сделать?
(найти карточки)
Педагог: -Я предлагаю вам отправится в лес. Что нам поможет, найти карточки зимних примет? (карта)
-Давайте ее рассмотрим, садитесь на ковер. Как вы думаете, что обозначают стрелочки на карте? Скажите, откуда начинается наш маршрут?(дети рассуждают).
-Ребята, в письме написано, что впереди нас ждет несколько остановок, на которых нам нужно будет выполнить задания, за это Колдун нам отдаст конверт с карточками. Мы прикрепим карточки на волшебный круг и все звери вспомнят, что сейчас зима. Запомните! Пока мы не выполним задания, конверт брать нельзя. Иначе Колдун тоже заколдует нас.
-Дорога предстоит нам нелегкая. В лесу очень опасно, поэтому давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
-Молодцы, а теперь в путь. Давайте возьмем карту. Откуда нам начать наш маршрут?
(дети рассматривают карту, на ней условные обозначения и стрелка-направление маршрута).
1 Остановка «Игра»
-Ребята, эта остановка называется «Игра». Что мы будем здесь делать, как вы думаете?
Игра называется «Так бывает или нет». Правила игры такие:
-Я называю, что бывает зимой! Если вы согласны - отвечаете «да», если этого зимой не бывает отвечаете нет!
-В снежки с друзьями играем? (ДА)
- А может грибы собираем? (НЕТ)
-На санках с гор катаемся? (ДА)
-А в речке мы купаемся? (НЕТ)
-Лыжи будем доставать? (ДА)
-А кораблики пускать? (НЕТ)
-Шубы одеваем? (ДА)
-Или загораем?(НЕТ)
-Медведь малину собирает? (НЕТ)
-Он в берлоге засыпает? (ДА)
-Красавицу – елку наряжаем? (ДА)
-И спелую клубнику собираем? (НЕТ)
Зима- отличная пора? (ДА)
Отвечайте громко «Да»!
-Мы выполнили, что просил Колдун? Давайте поищем карточки (они под елкой).
-Что обозначают эти карточки?(снег и метель).
-Что нам с ними делать? (ответы детей)
-Давайте повесим этот круг на елку, чтобы все лесные жители увидели и вспомнили, что зимой бывает снег и метель.
2 Остановка «Путаница» (ориентир сугроб)
остановка (берем карту и находим следующую остановку)
-Эта остановка называется «Путаница».
Интересно, почему. Давайте посмотрим тихонечко, что там под сугробом.
-Что это ребята? (Картина, на которой перепутаны времена года).
-Как вы думаете, что здесь надо сделать?
- Что на этой картине не так? Что перепутал художник? (рассуждения детей)
- Ребята. Художник перепутал времена года. Времена года не могут быть все вместе, они приходят друг за другом.
- Ребята, а как мы можем исправить ошибки художника? уберем лишнее. (дети выходят к мольберту по очереди и убирают лишнюю картинку).
Игра «Убери лишнее»
-Мы справились с заданием, значит нам можно взять карточки. Что они обозначают? (день короче ночи, лед).
Дети крепят карточки по очереди, педагог следит так, чтобы все дети поучаствовали в этом
.-Прежде, чем идти дальше, давайте немного разомнемся, а то вы наверно замерзли. Возьмитесь за руки, согрейте друг друга ладошками и встаньте в круг. Повторяем за мной:
Физкульминутка «Мы пойдем направо, мы пойдем налево»
Встаньте круг. Возьмитесь за руки, повторяйте за мной.
Мы пойдем сначала вправо (дети двигаются по кругу)
-Раз-два-три (три хлопка)
-А потом пойдем налево –( идут налево)
-Раз- два-три –(три хлопка)
-А потом мы повернемся (поворачиваются вокруг себя)
-Раз-два-три(три хлопка).
-И друг другу улыбнемся (улыбаются).
-Раз-два-три(три хлопка).
Педагог: Дальше нам идти пора, посмотрим карту, детвора! Скажите, ребята, куда мы отправимся дальше?
(Дети рассматривают карту и находят следующий объект –белка)
Остановка «Загадки» (ориентир белка, в руках у нее конверт)
-Педагог: Эта остановка называется «Загадки». Ребята, как вы думаете, что здесь нужно сделать? (отгадать загадки)
Презентация (слайд -загадки о том, как звери подготовились к зиме)
Педагог: Мы отгадали загадки и колдун разрешает нам взять конверт. Ребята, что означают эти карточки? («животные впадают в спячку», зимой деревья стоят голые ) крепим их на круг).
Педагог: Снова карта должна подсказать - куда нам дальше путь держать (ориентир «Кормушка»)
Остановка «Птицы»
(кормушка-в кормушке лежат пазлы
«Зимующие птицы и конверт с карточками под кормушкой)
-Ребята, что же здесь нужно сделать? Как вы думаете? (собрать пазлы) коллективная работа))
-Давайте соберем и посмотрим, что у нас получится.
-Скажите, что у вас получилось? (птицы)
- Назовите этих птиц. Какие это птицы? (зимующие)
-А почему их называют зимующими? Чем мы можем помочь зимующим птицам?
-Ой, смотрите, что здесь на тарелочках? Это горох
Давайте покормим птичек. Берем из тарелочки по одной горошине и кладем в кормушку, поочередно меняем пальцы. Я говорю слово, на каждое слово мы кладем по горошине.
Пальчиковая игра «Чудные птицы»
Дети на каждое слово перекладывают горошины по одной в кормушку.
Снегирь, и сорока, и клест, и синицы –
Зимуют у нас эти чудные птицы.
И чтоб они жили по-прежнему с нами, мы будем кормить их, конечно же, сами.
-Ну вот, какие же вы молодцы. Накормили птиц и выполнили последнее задание Колдуна.
-Теперь можно взять конверт. Что обозначают эти карточки?
(«Птицы, слетающие к человеческому жилью», «сугробы»)
3. Рефлексия:
Педагог: Ребята, посмотрите карту, куда нам дальше идти? (это была последняя остановка)
-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу. Давайте подойдем к нашему волшебному кругу.
-Скажите, ребята, чем важным мы с вами сегодня занимались? (ответы детей: искали карточки зимних примет, выполняли задания, помогли жителям леса вспомнить, какое сейчас время года).
-Ребята, кто считает, что этих карточек достаточно для жителей леса, чтобы они вспомнили, что сейчас зима – сделайте вот так (большой палец к верху), а кто считает, что этих карточек не достаточно - сделайте вот так (руки на пояс).
Педагог сообщает тем детям, кто поставил руки на пояс, что по возвращении в детский сад мы подумаем, как можно еще лесным жителям объяснить, что наступила зима.
-Ребята, что мы будем делать с эти волшебным кругом? (рассуждения детей- оставить в лесу…)
Влетает ворона. УРРРААА! УРРРА! Наконец то все в лесу вспомнили, что наступила зима! Спасибо вам, ребята.
Педагог: Ребята, а давайте отдадим круг вороне. Пусть она полетает над лесом с этим кругом и всем покажет, что наступила зима.
Ворона-Спасибо! Спасибо! Я его обязательно покажу всем!
Педагог: А сейчас пора возвращаться домой.
- Садитесь в волшебные сани – они домчат нас обратно домой. А по пути мы посмотрим, что происходит в лесу. (открываю шторки на интерактивной доске).
-Эй вы, сани удалые!
Волшебные да снеговые!
Провезите нас через лес
Отвезите в садик – дворец.
(дети садятся в «сани» - мини диванчик).
Презентация «Зимний лес под музыку Вивальди «Зима» (ремикс)(шторки открываются на интерактивной доске).
(музыка останавливается, шторки закрываются)
-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу (закрываю шторки)
-Ребята, лесные жители благодарят нас за помощь и дарят « зимние» раскраски Вы можете взять карандаши и разукрасить их.
Круг – модель «Времена года». | Отправляемся в путь! Наша карта нам поможет. |
Собираем пазлы | Нашли еще одну подсказку |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Путешествие по зимнему лесу" (старшая группа)
- Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах;- расширять представления о лесе и его обитателях;- продолжать знакомить с характерными особенностя...
Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы " Мишка в гостях"
Конспект по развитию экологических представлений у детей младшей группы" Мишка в гостях"Программное содержание. Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отно...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию экологических представлений в подготовительной группе «Путешествие в лес».
Занятие способствует накоплению и обогащению представлений детей старшего дошкольного возраста о лесе и его обитателях....
Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18
Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей....
Образовательная ситуация по развитию экологических представлений "Путешествие по Африке" в подготовительной к школе группе
Конспект ОС...
Конспект по развитию речи "Увлекательное путешествие в зимнее царство"
Программное содержание:развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детейспособствовать осознанному желанию детей следовать правилам речевого этикета в процессе общенияобогаща...
Конспект занятия «Развитие экологических представлений» в старшей группе. Пчелы – друзья человека».
Данный материал содержит конспект занятия «Развитие экологических представлений» для старшей группы "Пчелы - друзья человека", а также сопроводительную презентацию для занят...