Конспект НОД по формированию экологических представлений «Путешествие в зимний лес» в старшей группе 2017-18
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les_starshaya_gruppa.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе

«Путешествие в зимний лес»

Цели:

  • Закреплять знания о сезонных изменениях в жизни лесных обитателей;
  • Закреплять правила поведения в лесу, на природе;
  • Развивать интерес к миру природы;
  • Расширять знания о внешних признаках, повадках, зимнем образе жизни лесных обитателей;
  • Обогащать словарный запас, развивать связную речь детей; учить сравнивать, анализировать, создавать простейшие причинно-следственные связи.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение художественных произведений о природе, русских народных и авторских сказок о животных, отгадывание загадок; рисование лесных животных; беседы о правилах поведения в лесу; экскурсии в парк с родителями золотой осенью, поздней осенью, в начале зимы; беседы о сезонных изменениях в парке.

Оборудование: крупный конструктор, елочки, «заснеженные» деревья; запись музыки В. Шаинского «Голубой вагон», П.И. Чайковского «Зимнее утро», музыкальные отрывки для появления лесных животных и птиц, музыка для физкультминутки «Птичка польку танцевала»; костюмы или шапочки зверей и птиц (заяц, лиса, волк, зимующие птицы) ; нарисованные следы лисы, зайца, волка, птиц; берлога с игрушечным медведем; кормушка, зерно; снежинки.

Занятие проводится в музыкальном зале. Дети сидят перед воспитателем на стульчиках полукругом.

Воспитатель. Дети, отгадайте загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

(Зимой.)

Какое сейчас время года?

Дети. Зима.

Воспитатель. Назовите мне, пожалуйста, приметы зимы.

Дети. Зимой идет снег, вьюга, холодный ветер, мороз, звери меняют цвета шубок, утепляют свои шубки, кто-то из зверей засыпает.

Воспитатель. Как люди готовятся к зиме? Какую одежду носят зимой?

Дети называют.

Давайте мы с вами оденемся потеплее и отправимся в путешествие в зимний лес.

Дети имитируют, что надевают штаны, валенки, куртки, шапки.

А на чем же можно доехать до леса?

Дети. На автобусе, машине, электричке.

Воспитатель. Верно, дети, мы с вами поедем лес на электричке, а что нам для этого нужно?

Дети. Построить поезд и выбрать машиниста.

Дети строят вагоны электрички из крупного конструктора или из стульчиков, считалкой выбирают машиниста.

Воспитатель. Ну, вот теперь мы можем отправляться в путь.

Дети едут под музыку В. Шаинского «Голубой вагон».

Вот мы и приехали с вами в лес.

Звучит пьеса П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Дети, посмотрите, какая кругом красота: деревья стоят в снежном убранстве, кустарники, как волшебные гномы, принакрылись снежными шапками, а какая в лесу тишина…

Воспитатель. Дети, как надо вести себя в лесу?

Дети. Нельзя рубить деревья, нельзя ломать ветки деревьев; нельзя шуметь: можно напугать диких животных, птиц и других жителей леса; нельзя разводить костер в лесу, потому что может случиться пожар, и на месте пепелища еще пять лет не будет расти трава.

Дети перечисляют, а воспитатель показывает карточки, на которых нарисованы правила поведения в лесу.

Воспитатель. Дети, давайте мы тихонько прогуляемся по нашему лесу.

Дети и воспитатель гуляют по залу и подходят к тому месту, где лежит ткань с нарисованными на ней следами.

Воспитатель. Дети, чей это след?

Дети. Это следы лисы.

Появляется ребенок в костюме лисы и рассказывает о ее повадках.

Лиса - хищница, очень хитрая, у нее пушистая рыжая шерстка и длинный пушистый хвост. Им лиса заметает свои следы на снегу. Залезает лиса в любую нору в лесу и там живет. Зимой она слышу писк мышей под снегом, поэтому  разрывает снег и ловит их.

Воспитатель. А как лиса ходит?

Звучит музыка, дети показывают, как крадучись лисы ходят по лесу.

Давайте построим цепочку семейства лисы: пап – лис, мама - лиса, детеныш – лисенок, а много – лисята .

В каких русских народных сказках мы встречаемся с лисой?

Дети. «Лисичка – сестричка и серый волк», «Заюшкина избушка», «Лиса и журавль», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса».

Воспитатель. Молодцы! Пойдемте дальше. Дети, а чьи это следы?

Дети. Птичек.

Воспитатель. Как называются птицы, которых можно встретить зимой?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети перечисляют.

Воспитатель. Что для птиц зимой страшнее: холод или голод?

Дети. Голод для птиц зимой страшнее, потому что им нечего есть, и мы должны их подкармливать.

Ребенок 1

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Ребенок 2

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Ребенок 3

Сколько гибнет их  - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Ребенок 4

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Ребенок 5

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

А. Яшин

Воспитатель. Дети, я знала, куда мы сегодня отправимся, поэтому взяла с собой кормушку, мы сейчас повесим ее на деревце и устроим для лесных птичек зимнюю столовую.

Чем же можем подкормить птичек зимой?

Дети. Семечками, зернышками.

Воспитатель. Давайте положим в кормушку немного зернышек, отойдем подальше и посмотрим, что же будет?

Под музыку в зал залетают дети в костюмах зимующих птичек, подлетают к кормушке и делают вид, что клюют зернышки.

Воспитатель. Дети, давайте мы с вами тоже немного потанцуем и погреемся, а то в лесу зимой очень холодно.

Физкультминутка под музыку «Птичка польку танцевала».

Воспитатель. Дети, отгадайте, о ком эта загадка?

Живу в лесу и на лугу,

Я порчу в огороде грядки

И удираю без оглядки.

Косоглазый, маленький

Зимой в белой шубке, в валенках.

(Заяц.)

Давайте найдем заячьи следы.

Дети находят.

Выбегает ребенок в костюме зайца и рассказывает все, что помнит о его повадках.

Заяц прыгает, у него длинные уши, он меняет цвет шубки. Летом он серый, а зимой – белый. Это для того, чтобы быть незаметнее для хищников. Зайцы питаются корой деревьев и кустарников. Зайчонок рождается меньше ладошки, но уже через три дня он ловко прыгает и бегает.

Воспитатель. Давайте составим цепочку заячьей семьи: папа - заяц, мама – зайчиха, детеныш – зайчонок, а много – зайчата .

Звучит музыка, дети показывают, как ловко прыгают зайцы в лесу.

Воспитатель. А это чей след? Может быть, вам отгадать поможет моя загадка?

На собаку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овечку готов напасть.

(Волк.)

Появляется ребенок в костюме волка и рассказывает о повадках этого зверя.

Волк к зиме не меняет цвет шубки, просто она становится теплее и толще. Зимой по лесу бродит голодный и злой волк. Охотится волк за мелкими животными: зайцами, белками, мышами.

Воспитатель. Давайте составим цепочку волчьей семьи: папа – волк, мама – волчица, детеныш – волчонок, а много – волчата .

Звучит музыка, дети изображают, как волк рыщет зимой по лесу.

Дети, а в каких сказках мы встречаемся с волком?

Дети. «Лисичка-сестричка и серый волк», «Красная Шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят».

Воспитатель. Волки одинаковые во всех сказках?

Дети. Нет. Волки в сказках разные: и злые,  и хитрые,  и наивные.

Воспитатель. А эта загадка о ком?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

(Медведь.)

Можно ли медведя встретить зимой?

Дети. Нет. Медведь зимой спит в своей берлоге.

Воспитатель. Смотрите, дети, кажется, здесь берлога медведя.

Дети с воспитателем тихонько подходят к месту, где под «снегом» спит игрушечный медведь.

А кто может рассказать о повадках медведя?

Дети. Медведь – крупный лесной зверь. К зиме он утепляет свою шкуру и запасает много жира. Он всю зиму спит, ничего не ест и не пьет. Если нечаянно потревожить медведя во время зимней спячки, он будет бродить по лесу очень злой. Такого медведя называют шатун. Летом медведь питается корешками, ягодами, очень любит речную рыбу.

Воспитатель. Теперь составим цепочку медвежьей семьи: папа – медведь, мама – медведица, детеныш – медвежонок, а много – медвежата .

В каких сказках мы встречаем медведя, и какой он чаще всего?

Дети. «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Дремучий медведь». Медведь в сказках наивный, доверчивый, иногда даже трусливый.

Воспитатель. Молодцы! Дети, пока мы с вами гуляли по лесу, мы не заметили, как пошел снег.

Звучит тихая музыка, дети тихонько кружатся, танцуют как снежинки.

Давайте мы поиграем со снежинками.

Игра со снежинкой.

Воспитатель дает каждому ребенку в руки снежинку и говорит, например, «заяц». Ребенок должен взять снежинку и коротко сказать о характерных особенностях зайца и т.д.

Воспитатель. Вот и подходит к концу наше путешествие по зимнему лесу.  Давайте помашем руками лесным жителям, тихонько сядем в электричку и поедем домой.

Дети «едут» под музыку В. Шаинского «Голубой вагон».

Мы приехали в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? В следующий раз мы поедем в лес весной и посмотрим, что же там изменилось.

Литература

Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Царство лекарственных растений" (ОО "Познание")

Данное занятие расширяет знания детей о лекарственных растениях: ромашка, подорожник, крапива, бессмертник, одуванчик. Закрепляются умения отгадывать загадки о растениях, а также практические навыки р...

Конспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе на тему: "Черенкование растений" (ОО "Познание")

Вначале занятия идет беседа о комнатных растениях, как за ними ухаживать, из чего можно вырастить растение. Затем воспитатель показывает и рассказывает каким образом правильно посадить черенок. Затем ...

Конспект НОД по формированию этических представлений «Путешествие по сказке Золушка» в подготовительной группе

 Этикет – слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относится правила учтивости и вежливости, принятые в обществе....

Конспект НОД по формированию экологических представлений в старшей группе

Экологический поход с детьми старшей группы, включающий в себя разные виды деятельности детей....

Конспект НОД по развитию экологических представлений «Путешествие в зимний лес»

Интегрированное занятие  по развитию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста по программе "Развитие"....