Конспект занятия на тему: "Памятные места г. Усть-Лабинска."
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тема: Памятные места родного города Усть-Лабинска.

Цель:продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города: рассказать о защитниках Отечества, познакомить с памятниками тем, кто отстоял Усть-Лабинск;

воспитывать патриотические чувства, любовь Родине.

Оборудование: фотографии, иллюстрации памятников: «Войнам, сражавшимся в годы войны», «Александру Суворову», «Крепости», «Муси Пинкензону», «Ветеранам боевых действий, воевавшим в Афганистане и Чеченской Республике», «Заступникам города»; фотографии прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек участвовавших в боевых действиях, фотография Муси Пинкензона; плакат с изображением русской березы, плакат «Родина - Мать зовёт»;магнитофон с записью: «Песня о Бухенвальде»: «Люди мира на минуту встаньте.», «Священная война», «Интернационал», канат, ИКТ-технологии.

Ход занятия: (Звучит музыка «Песня о Бухенвальде»: «Люди мира на минуту встаньте.») «Сегодня в четыре часа утра без объявления войны германские войска напали на нашу Родину», - такое объявление люди услышали 22 июня 1941 года. Была остановлена мирная жизнь народа.

Началась Великая Отечественная война. Война разрушила судьбы миллионов людей, она разрушила и наш родной город.

Дыхание войны ощутил каждый человек: протяжный вой сирен, залпы зениток, разрывы бомб. Будто на город надвинулась черная туча. Но люди не испугались, поднялись и пошли навстречу темным силам. Жертвуя жизнью, они становились защитниками Отечества.

Отступая из города, фашисты взорвали все крупные здания, дома, заводы, фабрики, больницы, школы, детские сады и т. д.

Давным-давно дымы не застят Небес, и светел нив разлив,

Где земляки стояли насмерть,

Собой Отчизну заслонив.

На рубеже, омытом кровью,

Мы в память тех, кто шел в бои,

С благоговеньем и любовью Склоняем головы свои. (Дети склоняют головы.)

- Ребята, кого можно назвать защитниками Отечества? (ответы детей)

Да, тех, кто защищал свою Родину от врагов.

Народ помнит о тех, кто погиб, защищая свой город, свою страну.

Как он о них помнит? (Слагает песни, стихи, возводит памятники, хранит материалы о защитниках Отечества в музеях.)

Воспитатель предлагает фотографии. - Вам знаком этот памятник?

(слайд 2)

Да, это памятник войнам, сражавшимся в годы войны. Он находится в центре города. 9 мая, в День Победы, мы ходим к этому памятнику и возлагаем цветы к его подножью.

Почти 30 лет назад был открыт этот памятник советским войнам. На высоком постаменте установлены две выполненных из бетона фигуры советских солдат с поднятыми в правых руках автоматами.

Ветер развевает плащ-палатки за солдатскими спинами. Справа и слева от постамента - гранитная стена как символ несокрушимости советских воинов. Вечная им память! Вечная им слава! У подножия памятника горит Вечный огонь.

(слайд 3)

Это солдаты прикрывающие своей грудью родную землю, не пускающие врага на свою территорию.На постаменте надпись: «Они сражались за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

Мемориальный комплекс сделан из гранита. На гранитных плитах увековечены фамилии и имена погибших солдат, которые пали смертью храбрых сражаясь с врагом, не допуская врага продвинуться ни на шаг дальше.

Перед памятником «Вечный огонь», который горит день и ночь. Он говорит о том, что в наших сердцах мы будем вечно помнить о тех кто защищал нашу Родину от врага. Что никто и ничто не будет забыто, пока живы мы.

Раны, нанесенные войной, затянулись, но болеть не перестали. В каждой семье города помнят о тех, кто уже никогда не переступит порог родного дома.

Сегодня в Усть-Лабинске проживают 178 ветеранов Великой Отечественной войны.

(слайд 4)

Жители и юное поколение свято чтят их заслуги. На территории мемориального комплекса установлен памятник ветеранам боевых действий, воевавшим в Афганистане и Чеченской Республике.

(слайд 5)

Тимуровские и волонтерские отряды, воспитанники военно-патриотических клубов «Смена» и «Поиск» ухаживают за обелисками и братскими могилами, являются достойными последователями и хранителями патриотических традиций отцов и дедов.

(слайд 6)

Вокруг памятника посажено много белых берёз и это не даром ведь в суровые годы Великой Отечественной войны русская береза согревала душу нашим воинам, радовала своей красотой и напоминала о родном доме, так как нет в России места, где бы не росла березка.

(слайд 7)

Воспитатель читает стихотворение.

Для меня береза - часть России,

Есть она, и будет, и была.

Вот березку росы оросили,

И стоит она белым-бела.

Сколько раз осколки били в каску,

Но живым я вышел из огня:

Верил я не в присказку, не в сказку,

А в березку, ждущую меня.

Ты, березка, искренне поведай

Эту быль подснежникам весны,

Как ждала меня, ждала меня с победой

Сорок с лишним месяцев с войны! .

Снова у родного перекрестка

Я стою, взволнованный с утра,

- Вот она, заветная березка.

Светлый образ света и добра!

Кто сильнее из ребят?

Ну, беремся за канат,

Тот, кто перетянет, самым сильным станет.

Физкультминутка: проводится конкурс «Перетяни канат»

У нас на устьлабинской земле воссоздается первоначальный облик крепости, возведенной по приказу Александра Суворова в конце XVIII столетия.

(слайд 8)

Крепость имела стратегическое значение до1860 года. В 1914 году в ней находился артиллерийский полк, который сдерживал натиск врага, не давал продвинуться в глубь нашей родины. (слайд 9)

Именем Александра Суворова названа улица нашего города.

(слайд 10)

На территории крепости ещё три памятника: памятник артиллеристам, памятник жителям ставшим на защиту своего города, а после расстреляны фашистами возле глубокого рва. Фашисты при быстром отступлении не жалели ни детей, ни женщин, ни стариков. Они хотели, как можно больше уничтожить солдат и жителей нашей тогда ещё станицы, так как на пятки им наступали наши войска. Немцы вывезли с нашей станицы все ценное, разрушили здания, сжигали дома, угоняли скот и людей, а то что они не смогли забрать уничтожали и сжигали, они хотели уничтожить нашу станицу, сравнять её с землёй, но наши войска этот план не дали осуществить, так как стесняли врага с территории. Фашистам пришлось быстро отступать, но в придверии своего отступления им всё же удалось расстрелять пленных и жителей.

(слайд 11)

- Ребята, посмотрите на этот памятник. Кто-нибудь из вас его видел? (ответы детей)

Это третий памятник на территории крепости на могиле пионера-героя Муси Пинкензона. Во время Великой Отечественной войны в 1942 при расстреле евреев фашистами этот мальчик на скрипке стал играть «Интернационал». Родился Муся Пинкензон 5 декабря в еврейской семье. Сын врача. С детства учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала о нём как о скрипаче-вундеркинде. В 1941 году отец получил направление в военный госпиталь в Усть-Лабинскую. Летом 1942 года станицу Усть-Лабинскую заняли немецкие войска, притом настолько стремительно, что госпиталь не успели эвакуировать. Вскоре семью Пинкензонов арестовали как евреев. В числе других приговоренных к смерти, их вывели на берег Кубани, куда согнали жителей со всей станицы. Солдаты расставляли приговорённых к расстрелу вдоль железной ограды перед глубоким рвом. Перед расстрелом Муся заиграл на скрипке «И С детства учился играть на скрипке, и когда ему было пять лет, местная газета уже писала о нём как о скрипаче-вундеркинде. В 1941 году / Владимир Пинкензон/получил направление в военный госпиталь в Усть-Лабинскую. Летом 1942года станицу Усть-Лабинскую заняли немецкие войска, притом настолько стремительно, что госпиталь не успели эвакуировать. Вскоре семью Пинкензонов арестовали как евреев. В числе других приговоренных к смерти, их вывели на берег Кубани, куда согнали жителей со всей станицы. Солдаты расставляли приговорённых к расстрелу вдоль железной ограды перед глубоким рвом. Перед расстрелом Муся заиграл на скрипке «Интернационал» и тотчас был убит. Памятник юному пионеру окружён берёзами я предлагаю вам послушать ещё одно стихотворение нашей жительницы Клавдии Ильиничны Батищевой.

(слайд 12)

БЕРЕЗЫ

Осенние дни налету

Сорвали с берез красоту.

Тоскуют они в полусне

О счастье былом,

О весне.

Но помнят родные березы

Военные страшные грезы:

Как горстка отважных бойцов

Держала здесь

Натиск врагов.

Березки, объятые боем,

Победы желали героям

Шурша опаленной листвой

Солдат заслоняли собой.

Давно отгремела война.

Здесь снова царит тишина

И свято березы хранят

Покой над могилой солдат.

После Великой Отечественной. войны подвиг Муси Пинкензона стал широко известен сначала через статьи в центральной печати и радиопередачи. А потом эта информация была подхвачена не только во многих уголках СССР, но и в Европе и Америке. На месте расстрела скрипача был установлен многометровый обелиск, в конце 1970-х заменён на бетонный памятник.

Имя Муси Пинкензона носит наша школа № 1, которая расположена сразу за городским парком в школе действует экспозиция об отважном бельчанине. Писатель Саул Наумович Ицкович (1934—1988) написал о нём книгу «Расстрелянная скрипка». Был создан большой анимационный фильм на документальной сюжетной основе. По мотивам подвигав СССР был поставлен мультфильм «Скрипка пионера» 8 мин.

(слайд 13)

- Устьлабинцы помнят тех, кто погиб. Они приносят к памятникам цветы. Они исполнили свой долг солдатский, Плечом к плечу стояли под огнем, Теперь они лежат в могилах братских Плечом к плечу в бессмертии своем.

- Помнит Усть-Лабинск своих мужественных защитников. А памятники напоминают все новым и новым поколениям устьлабинцев: «Вечная слава богатырям земли устьлабинской!»

(слайд 14,15)

Смерть ради жизни Люди! Покуда сердца Стучатся, - помните!

Какою ценой завоевано счастье, Пожалуйста, помните!

(слайд 16)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatnye_mesta_g.ust-labinska.pptx2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: воспитатель МБДОУ № 3 Литвиненко Е.В. Памятные места г. Усть-Лабинска.

Слайд 2

Мемориальный комплекс «Защитникам Родины»

Слайд 3

Вечный огонь « Вечная им память! Вечная им слава! »

Слайд 4

Ветераны Великой Отечественной войны

Слайд 5

Памятник ветеранам боевых действий, воевавшим в Афганистане и Чеченской Республике

Слайд 6

воспитанники военно-патриотических клубов «Смена» и «Поиск»

Слайд 7

Русская береза согревала душу нашим воинам

Слайд 8

Первоначальный облик крепости

Слайд 9

Памятник А.В. Суворову на площади перед зданием администрации

Слайд 10

Никто не забыт, ничто не забыто! памятник артиллеристам ПАМЯТНИК ЖИТИЛЯМ СТАВШИМ НА ЗАЩИТУ СВОЕГО ГОРОДА

Слайд 11

Памятник пионеру-герою Муси Пинкензону .

Слайд 12

Но помнят родные березы Военные страшные грезы Березки, объятые боем Победы желали героям

Слайд 13

Жители г. Усть-лабинска помнят тех, кто погиб. Они приносят к памятникам цветы.

Слайд 14

«Вечная слава богатырям земли Усть-лабинской !»

Слайд 16

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы Зайцевой Надежды Викторовны Конспект организованной образовательной деятельности(занятия) по ознакомлению с окружающим и воспитанию нравственно-патриотических чувств с использованием мультимедиа презентации. «Мой город Усть-Лабинск

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ центр развития ребенка- ДЕТСКИЙ САД  № 5МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ  РАЙОН Конспект организ...

Конспект занятия "Путешествие по родным местам".

Воспитывать у детей патриотические чувства,  любовь к стране,  родному городу; формировать интерес к познанию родного края....

Конспект занятия «Покажем петрушке, где место у каждой игрушки»-игровая ситуация.

Конспект занятия во второй группе  раннего возраста по самообслуживанию....

Конспект занятия «Путешествие по памятным местам Тюмени»

Интегрированное занятие по патриотическому воспитанию....

Конспект занятия "каждой вещи- свое место"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста "каждой вещи - свое место"...

Конспект занятия «Каждой вещи – своѐ место»

Конспект занятия «Каждой вещи – своѐ место»...

Конспект занятия "Каждой вещи - свое место"

Приучать детей к соблюдению порядка в игровой комнате, спальне, раздевалке. Учить убирать свои вещи на место....