Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Конспект занятия с детьми старшей группы
«Муравьи – санитары леса»
с использованием современных образовательных технологий
(игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_muravi_-_sanitary_lesa.docx | 23.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместной деятельности по развитию речи с детьми старшей группы с использованием современных образовательных технологий
(игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных)
«Муравьи – санитары леса».
Автор-составитель:
Самыко Ирина Александровна
воспитатель
Санкт-Петербург
2018
Цель: закрепление знаний детей о муравьях: месте их обитания, методах добычи пищи, иерархии муравьёв в муравейнике, строении тела.
Задачи:
- продолжать закреплять умения лепить фигуры круглой и овальной формы, соблюдая пропорции;
- учить сглаживать детали при соединении между собой, развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук;
- формировать понятия о бережном отношении к природе и насекомым
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Оборудование и материалы: листок с запиской,
Методы:
- Наглядные: демонстрация презентации
- Словесные: рассказ педагога
Форма организации: фронтальная
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, смотрите какой необычный листок я нашла на окне. Он не простой, здесь что-то написано (читает)
Загадка.
Стоит под елкой городок.
К нему сто тропок, сто дорог.
По тем дорожкам взад-вперед
Народец крохотный снует.
(муравейник и муравьи)
Воспитатель: - Вы уже догадались о каком народе идет речь?
Дети: - Да, муравьи.
Воспитатель: - Верно!
Воспитатель: - Как выглядит муравей, вы помните? (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята, ученые считают, что и 100 миллионов лет назад муравьи выглядели так же как сейчас. Давайте вместе рассмотрим строение муравья.
Воспитатель, обращаясь к ребенку: Опиши, как выглядит муравей
Ребенок: У него голова, на голове имеются глаза, но зрение плохое, также есть на голове усы:
Воспитатель: правильно, шевеля усиками, муравей обнюхивает и ощупывает встреченные им предметы. По запаху муравьи узнают «своих» и «чужих», а также находят дорогу к своему муравейнику. (Усы – это орган обоняния, осязания и вкуса) У муравьев нет ушей, подобных человеческим, грудь расположена позади головы (в груди находятся сердце и пищевод), тонкая талия соединяет грудь с брюшком. У некоторых муравьев на конце брюшка имеется ядовитое жало. Также у муравья сильные челюсть и три пары ног.
Физминутка: «Муравей».
Воспитатель: - Они ему помогают трудиться, вот и я вам предлагаю немного потрудиться:
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад – вперёд
И совсем не устаёт.
Воспитатель: (Переход в другую зону, где представлена презентация с изображением муравейника)
- Ребята, а вы знаете как устроен муравейник? Хотите узнать?
Муравьи – великолепные строители! Когда идешь по лесу, то там, то здесь видишь высокие пригорки муравейников. Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускает свежий воздух в глубь муравейника. Слайд 1.
- А как вы считаете, крепок ли такой дом?
- Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с небольшими кусочками земли, делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз.
- Как вы думаете, почему в одном направлении?
(Ответы детей)
Воспитатель: - Чтобы во время дождя вода стекала вниз и в муравейнике будет сухо.
Воспитатель: - Из чего муравейник строят муравьи? (Из хвойных иголок, кусочков коры, веточек, травинок)
Воспитатель: - Как вы думаете, какой высоты бывают муравейники?
(ответы детей) Более метра. Слайд 2.
- А вы знаете, что муравьи живут большой дружной семьей, где у каждого есть свои обязанности. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила порезвиться и полетать. Но, потом, став почтенной матерью большого семейства муравьиха отгрызла себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. Заботу о подрастающем поколении берут на себя муравьи – няньки – они кормят личинок, ухаживают за куколками – переносят их прячут вглубь муравейника, помогают новорожденным выбираться из оболочки кокона. Слайд 3.
Муравьи смело защищают свой муравейник от непрошенных гостей: сверчков, кузнечиков, больших жуков. Порой муравьи ссорятся со своими соседями-муравьями из-за участков, на которых они охотятся, и тогда начинаются настоящие «муравьиные войны». Муравьи - победители уносят из других муравейников всю добычу и даже забирают яйца. Когда из них появятся маленькие муравьишки, они станут у победителей рабочими.
Слайд 4.
Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы?
Воспитатель: А какие домашние животные у вас живут?
Примерные ответы детей.
Воспитатель: если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.
Это крошечное насекомое, которое вырабатывает молочко. Они «доят» их, нежно поглаживая усиками, и получают вкусную жидкость. Слайд 5.
Весной муравьи не прочь выпить целебный березовый или клиновый сок.
Муравьи - хищники, они истребляют множество насекомых.
Обычно еду для всех членов семьи приносят муравьи-фуражиры. А фуражом, то есть едой становятся семена трав, грибы, зерна, насекомые, жучки, бабочки, гусеницы.
Совершенно по-другому поступают муравьи с тем, кто не может трудиться: стал старым или, например, повредил лапку, его кормят до тех пор, пока он не выздороветь и сможет сам приносить еду другим. Слайд 6.
Воспитатель: - Какие враги есть у муравьев? (ответы детей)
В лесу у муравьев много врагов. Ими лакомиться медведь. Он запускает в муравейник свой длинный язык и ждет, когда муравьи облепят его, а потом проглатывает их всех разом. Муравьями питаются птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а так же барсуки и лисы. Гнезда ражих лесных муравьев используют как места ночевок кабаны. Слайд 7.
Некоторые птицы прилетают лечиться к муравейнику для того, чтобы очиститься от многочисленных паразитов, смазывая перья муравьиной кислотой.
Воспитатель: - Как вы считаете, почему муравьев называют санитарами леса? (ответы детей)
Они поедают мелких гусениц, уничтожающие растения; больные гнилью и плесенью растения, которые заражают лес.
Поздней осенью жизнь муравейника замирает. Его обитатели забираются в глубокие подземные камеры и, сбившись в большой ком, засыпают.
Слайд 8.
Весной, когда растает снег и землю прогреет солнце, муравейник снова оживет.
Игра: «Муравейник»
Воспитатель: - А хотите поиграть в одну интересную игру, которая называется «Муравейник»?
Дети делятся на две группы: муравьев и муравейник. Муравейник: дети образуют круг, взявшись за руки. Дети-муравьи заходят в круг, по сигналу «Утро!» дети-муравейник поднимают руки вверх, а дети-муравьи выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «Вечер!» дети-муравейник начинают медленно опускать руки, а дети-муравьи спешат попасть в круг до сигнала «Ночь!», когда дети-муравейник закроют круг.
Воспитатель: Вам понравилась игра? Мы сегодня много интересного узнали о муравьях, а сейчас давайте слепим этого маленького силача.
Дети садятся за столы, где все приготовлено к лепке.
Этапы лепки муравья.
- Выбор цвета пластилина.
– Какой цвет будем использовать в работе?
- Определяем форму туловища и составные части
- С какой части начнем лепить?
(Из коричневого пластилина изготавливаем большой шар и придаем ему яйцевидную форму. Это голова.)
- Далее дети продолжают лепку самостоятельно. (Из пластилина коричневого цвета изготавливаем шары среднего и большого размера. Шар большего размера будет каплевидной формы – это детали туловища муравья)
- Соединяем детали туловища муравья между собой, прилепляя голову к туловищу.
- Из пластилина коричневого цвета лепим жгут, немного сгибаем его и прикрепляем к верхней части головы – это будут усы.
- Из того же пластилина изготовляем 6 длинных жгутов. Получились лапки.
- Прикрепляем лапы с двух сторон к туловищу муравья.
- Из пластилина белого цвета лепим 2 маленьких шара – это будут глаза, потом из пластилина черного цвета делаем маленькие шарики – это буду зрачки.
В конце занятия дети сажают своих муравьев на полянку, где позже совместно построят муравейник.
Анализ работ:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какие красивые муравьи у вас получились! Давайте внимательно рассмотрим. Как вы считаете, понравится нашим муравьям жить просто на столе?
Предположительные ответы детей: Нет, им нужен дом-муравейник.
Воспитатель: - Правильно, мы позже построим им муравейник.
Рефлексия:
- Ребята, о каком насекомом мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? В чем польза муравьев? С кем вы можете поделиться новой, интересной информацией о муравьях?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.
Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»
Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР "Как звери медвежонка спать укладывали"
Беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинк...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»
Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"
Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".
Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Путешествие в страну игр"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга...