Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР "Как звери медвежонка спать укладывали"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинки», «Силуэты», «Пересечённые контуры», «Зашумлённые предметы», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zveri_medvezhonka_spat_ukladyvali.docx | 37.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 60 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
совместной деятельности с детьми старшей группы с ТНР
«Как звери медвежонка спать укладывали».
Подготовил воспитатель:
Лапенкова А.Л.
Высшая кв.кат.
Санкт-Петербург
2019
Цель: формирование представлений о диких животных.
Интеграция образовательных областей.
Задачи:
Обучающие:
- расширять знания о способах подготовки диких животных к зиме;
- совершенствовать умение выделять и называть отличительные особенности во внешнем виде животных;
- закреплять умение детей употреблять простые предлоги, существительные в родительном падеже множественного числа;
- сформировать у детей потребность правильно употреблять в собственной речи притяжательные прилагательные;
- совершенствовать умение соотносить цифры на карточке с числом объектов;
- создавать условия для получения детьми знаний о способах приспособления животных к окружающей среде через экспериментальную деятельность.
Развивающие:
- продолжать развивать слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление, память;
- совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками;
- совершенствовать координацию речи с движением, мелкую моторику, тактильную чувствительность пальцев рук;
- продолжать развивать связную речь с опорой на схему;
- продолжать развивать творческие способности.
Воспитательные:
- продолжать формировать интерес к живой природе;
- продолжать воспитывать способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о животных;
- продолжать совершенствовать навыки работы в коллективе и в парах.
Предварительная работа:
беседа о диких животных, чтение стихов, отгадывание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, рисование и лепка животных, составление разрезных картинок, дидактические игры «Парные картинки», «Силуэты», «Пересечённые контуры», «Зашумлённые предметы», «Четвёртый лишний», «Что изменилось?».
Демонстрационный материал:
книга «Про животных», конверт, картинки с животными, карточки с цифрами (1, 2, 4), игра «Чей хвост?», картинки с видами пищи и жилищ, опорная схема для рассказывания.
Методические приёмы:
образец рассказа, опорная схема для рассказывания, прослушивание аудиозаписи, игра с мячом, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра с массажными мячиками, показ презентации, эксперимент, аппликация.
Словарная работа:
волчий, заячий, лисий, медвежий, кабаний, беличий, линька, дупло, нора, берлога, куст, орехи, кора, ветки, грибы, ягоды, мёд, рыба, шубка серая, белая, рыжая.
Оборудование:
контейнер с фигурками зверей и фасолью, разрезные картинки, полка с детскими книгами, экран, ноутбук, доска-фланелеграф, столы и стулья для детей, мягкие модули, мяч, полено, вата, массажные мячики, клей- карандаш, салфетки, скатерть, аудиозапись, пианино, шапки-маски зверей.
Ход занятия | |
Воспитатель | Ребята, проходите, пожалуйста, присядьте на подушки вокруг контейнера. Ой, а что же в нём? Сейчас посмотрим. Достаёт из контейнера с фасолью фигурку животного. Это барсук. Это дикое животное. У него белая мордочка с двумя чёрными полосками. |
Дети | Все дети отыскивают животных в контейнере и рассказывают о них. Это лось. Это дикое животное. У него большие широкие рога, длинные ноги с копытами. |
Воспитатель | Почему их называют дикими? |
Дети | Живут в лесу, сами находят пищу. |
Сюрпризный момент | Неожиданно для детей включается аудио письмо от медведицы. Дорогие ребята! Я - медведица. Мой медвежонок никак не хочет засыпать на зиму,убегает из берлоги гулять, а ведь морозной зимой невозможно медведю прокормиться, если он не заснёт. Прошу, помогите! Расскажите ему, как медведи и другие звери готовятся к зиме. Надеюсь на Вашу помощь и жду от вас письма с ответом. |
Воспитатель | Поможем медвежонку? Где мы можем узнать о том, как лесные звери готовятся к зиме? |
Дети | Посмотреть фильм, прочитать в книге. |
Воспитатель | Как мы можем понять, о чём книга, если не умеем читать? |
Дети | Посмотреть картинки. |
Воспитатель | А где мы найдём книгу у нас? |
Дети | В нашей библиотеке. |
Воспитатель | Как много книг, но совсем не могу найти про животных. Дети с воспитателем подходят к полке с книжками. О, нашла одну. Сейчас посмотрим картинки и всё узнаем (берёт книгу из библиотеки, показывает детям, открывает 1-ую страницу с разрезными картинками). Ой, картинка-то из отдельных частей. Что вы видите? |
Дети | Голову, хвост, лапы. |
Воспитатель | Да, книга то непростая, с загадками. Хотите узнать о каких животных книга? |
Дети | да. |
Воспитатель | Когда соберёте разрезные картинки – узнаете. Разделитесь на пары, как вы желаете. Я раздам по две разрезные картинки на пару. Дети складывают разрезные картинки в парах на ковре. Что же у вас получилось? О каких животных эта книга? |
Дети | У нас лиса и волк (ёж, заяц, медведь, белка), это дикие животные. |
Воспитатель | Посмотрите, что вы видите на карточках? Воспитатель показывает карточки с цифрами от 1 до 5. |
Дети | Это цифры. |
Воспитатель | Посмотрите внимательно на своего животного и скажите, каких частей тела у него по две (по четыре, по одной). Дети вытаскивают перевёрнутую карточку с цифрой и отвечают. |
Дети | У волка один хвост (у лисы четыре лапы, у ежа одна голова, у медведя два глаза, у зайца два уха). |
Воспитатель | Вы были очень внимательны. А давайте поиграем в мяч. Игра с мячом «Один – много». К зиме готовится не один волк, а много… |
Дети | Волков. |
Воспитатель | Не один заяц, а много… |
Дети | Зайцев (ежей, медведей, белок, лис). |
Воспитатель | Отлично справились! Посмотрим следующую страницу. Показ 2-ой страницы с разными видами жилищ. Что же мы узнаем по этой картинке? |
Дети | Где живут животные. |
Воспитатель | Чтобы узнать, кто где живёт, необходимо разгадать следующую загадку. Дети подходят к фланелеграфу. Посмотрите на доску. Она показывает, что лиса живёт на дереве? Это правильно, как вы думаете? |
Дети | Нет. |
Воспитатель | Я поняла! Это картинка – путаница. Скорее исправим её. Полина, проложи дорогу к жилищу лисы и назови её жилище. Дети исправляют путаницу и называют жилища зверей. |
Дети | Лиса живёт в норе (волк живёт в логове, ёж живёт в норе под пнём, заяц живёт под кустом, белка живёт в дупле, медведь живёт в берлоге). |
Воспитатель | Все звери вернулись домой? |
Дети | Да. |
Воспитатель | Ребята, посмотрите, пока мы искали дома этим животным, другие потеряли свои хвосты. Дети подходят к доскес другой стороны. Загрустили звери. Что делать будем? |
Дети | Найдём хвосты. |
Воспитатель | Подберём каждому зверю свой хвост. Игра «Чей хвост?» Ваня, это чей хвост? Воспитатель показывает хвост лисы. |
Дети | Лисий. |
Воспитатель | Возьми его, помоги лисе. Саша, это чей хвост? |
Дети | Волчий. |
Воспитатель | Возьми хвост, прикрепи правильно. Каждый ребёнок выполняет задание. Давайте ещё раз повторим все дружно. Это чейхвост? Дети хором проговаривают названия. Вы всем зверям помогли? |
Дети | Да, всем. |
Воспитатель | Умнички! Не оставили зверей в беде. А, помните, мы с вами учили разминку про диких животных? Вставайте свободно, разомнёмся. Дети выполняют разминку. Раз – присядка, два – прыжок А теперь вернёмся к нашей книге. Вы молодцы, разгадали сложную страницу о том, кто, где живёт. Что же вы запомнили о медведе, где он живёт? |
Дети | Медведь живёт в берлоге. |
Воспитатель | Значит надо передать медвежонку, что ему необходима берлога. А как же её найти? Из чего она сделана? Что вы знаете об этом? |
Дети | Медведь её устраивает сам. |
Воспитатель | Когда закружится в лесу листопад, медведь подыскивает место для берлоги. Он устраивает берлогу под корнями вывернутой ветром старой сосны. Что он стелет в берлогу, чтобы было мягче и теплее? |
Дети | Листья, мох. |
Воспитатель | Верно, он устилает её опавшими листьями, сухим мхом, мягкой хвоей, корой ёлочек. Когда медведь ложится в берлогу? |
Дети | Осенью, когда появится первый снег. |
Воспитатель | Правильно. Осенью, когда появится иней на ветках деревьев, промёрзнет земля, полетят снежинки, медведь укладывается в свою мягкую постель. Давайте вспомним, как называется осень, когда листья все опали, когда морозно становится? |
Дети | Поздняя осень. |
Воспитатель | Как долго мишке спать? |
Дети | Всю зиму. |
Воспитатель | Медведю предстоит проспать всю зиму. А чтобы не просыпаться от голода медведь должен сытно поесть и накопить подкожный жир, который будет его согревать зимой. Поэтому к осени медведь усиленно ищет корм и ест, ест, ест, чтобы накопить жирку на долгую зиму. Вот и следующая страничка-загадка .Что нам предстоит узнать? Показ следующей страницы с разными видами пищи. |
Дети | Что едят звери. |
Воспитатель | Давайте посмотрим на доску. Звери расположены наверху. Они ждут, когда вы их покормите. Внизу на доске расположены разные виды пищи. Игра «Кто что ест?». Дети подбирают картинки с пищей для каждого животного и рассказывают. Вика, накорми белку и расскажи, чем она питается. |
Дети | Белка питается орехами, шишками, грибами (ёж питается червяками, змеями, лягушками; медведь – мёдом, ягодами, рыбой; заяц – корой деревьев, травой, ветками кустов; волк – зайцами, оленями, кабанами, лосями; лиса – мышами, зайцами, утками). |
Воспитатель | Дети, а как же ёж и медведь будет питаться зимой? |
Дети | Ёж и медведь зимой спят. |
Воспитатель | А где белка найдёт зимой грибы? |
Дети | Она осенью заготавливает грибы, сушит, а зимой ест. Ещё заготавливает орешки, жёлуди. |
Воспитатель | А заяц найдёт травку зимой? |
Дети | Нет. |
Воспитатель | Вот и последняя страничка. О чём она расскажет? Что изображено? |
Воспитатель | Берлога, грибы, ветки… |
Воспитатель | Как вы думаете, что обозначают эти картинки? Берлога – это что? |
Дети | Дом медведя. |
Воспитатель | Орехи, грибы, кора – что это? |
Дети | Это пища зверей. |
Воспитатель | Осенью, как мы уже знаем, многие животные готовятся к морозной зиме. Одни собирают в свои кладовые орехи, жёлуди, сушёные грибы, чтобы не голодать, а другие утепляют норы, строят берлоги, чтобы тепло было спать. Кто впадает в спячку? |
Дети | Медведь и ёж. |
Воспитатель | Ребята, смотрите, что у меня есть? Что это? На кого они похожи? |
Дети | На ёжиков. |
Воспитатель | Игра с массажным мячиком «Колючий ёжик» Катится колючий ёжик, Нет ни головы, ни ножек. По ладошке бежит И пыхтит, пыхтит, пыхтит. Мне по пальчикам бежит Уходи, колючий ёж, В тёмный лес, где ты живёшь. Вернёмся к нашей книге. Почему изображена рыжая белочка и серая, серый зайчик и белый? |
Дети | Звери меняют летнюю шубку на зимнюю. |
Воспитатель | А вы хотите увидеть, кто и как меняет шубку? Тогда приглашаю посмотреть на экран. Дети садятся к экрану для просмотра презентации. Посмотрите, как меняет белка шубку? |
Дети | Белка меняет рыжую шубку на серую. |
Воспитатель | Как меняет заяц шубку? |
Дети | Заяц меняет серую шубку на белую. |
Воспитатель | Для чего звери меняют цвет шубки? |
Дети | Белого зайца на снегу не видно, серую белку на голых ветках деревьев не видно… |
Воспитатель | Новые шубки помогут зверям стать незаметными, спрятаться от врагов, будут пушистее и теплее, чем старые шубки. У волка и лисы тоже меняется шубка. Старая шерсть вылезает постепенно, а вместо неё вырастает новая более густая и тёплая. Зачем? |
Дети | Чтобы не мёрзнуть на снегу. |
Воспитатель | А вы хотите узнать, как старая шубка слезает у зверей? |
Дети | Да. |
Воспитатель | Дети садятся за стол, на котором приготовлена кора дерева и вата. Проводится опыт.Скажите, пожалуйста, на что похожа шерсть зверей?Какая она? |
Дети | На мех… Она мягкая, пушистая. |
Воспитатель | На вату похожа шерсть? Возьмите её в руки. |
Дети | Да. |
Воспитатель | Потрогайте кору руками. Какая она? |
Дети | Шершавая. |
Воспитатель | Проведите по ней ватой. Что происходит? |
Дети | Она цепляется. |
Воспитатель | Да, вы правы. Вата цепляется за кору, как шерсть зверей. Оказывается, звери прыгают, бегают вокруг стволов, старая шерсть цепляется за кору и вылезает, на этом месте вырастает новая шерсть более густая, более тёплая. Вы запомнили, как называется процесс смены летней шерсти на зимнюю? Повторите это слово. |
Дети | Линька. |
Воспитатель | Вы не забыли, что вам надо написать ответ медвежонку? Каждый из вас оформит ответ об одном диком животном, которое на вашей карточке. Посмотрите на схему. Кого мы видим в центре? |
Дети | Волка. |
Воспитатель | У каждого будет своё животное. Что вы видите в углах схемы? |
Дети | Дом, круг, кровать, корзину. |
Воспитатель | Воспитатель объясняет обозначения схемы. Прежде, чем начать клеить проведём с вами разминку для пальчиков: Ёж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдёшь в лесу. Дети оформляют карточки с помощью клея-карандаша. Карточки готовы. А теперь расскажите о своём животном. Дети рассказывают по своим карточкам. |
Дети | Белка живёт в дупле. Белка меняет рыжую шубку на серую. На зиму делает запасы еды. Зимой не спит. |
Воспитатель | Молодцы, ребята. Все справились. Медвежонок посмотрит на карточку и поймёт, где живёт этот зверь, чем питается, как готовится к зиме. Как вы думаете, медвежонок не будет убегать из берлоги, захочет заснуть? |
Дети | Да. |
Воспитатель | Соберём ваши карточки в конверт с адресом. А Ольгу Николаевну попросим отнести конверт на почту. Дети передают конверт Ольге Николаевне. Почтальон доставит наш ответ в лес медведице. Скажите, пожалуйста, а как вас мама спать укладывает? |
Дети | Читает сказку, поёт колыбельную. |
Воспитатель | Вы помните сказку, как звери медвежонка спать укладывали? Как она называется? |
Дети | «Верное средство». |
Воспитатель | Как они это делали? |
Дети | Пели колыбельную. |
Воспитатель | Хотите поиграть в лесных зверей и для медвежонка спеть колыбельную? |
Дети | Да. |
Воспитатель | Тогда отправимся в лес. Для этого наденем маски. Дети надевают маски-шапочки зверей. Игра «Кто как передвигается?» Дети называют и имитируют движения. |
Дети | Медведь вперевалку, заяц и белка прыгают, лиса крадётся, волк рыщет. |
Воспитатель | Вот мы и пришли. Дети укачивают игрушку-медвежонка исполняя колыбельную «Спи, моя радость» под музыкальное сопровождение. Как вы красиво пели! Очень нежно. Вам самим понравилось? |
Дети | Да. |
Воспитатель | Звучит аудио ответ медведицы. Ребята, мы сегодня очень многое успели сделать. Зачем мы выполнили столько заданий? |
Дети | Чтобы помочь медвежонку уснуть. |
Воспитатель | Что позволило нам помочь медведице и её медвежонку? |
Дети | Знания о том, как зимуют дикие животные. |
Воспитатель | Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Чем вам больше всего понравилось заниматься сегодня? Что бы вы хотели в следующий раз узнать нового о диких животных? А, знаете, что мне понравилось? Мне понравилось, что вы добрые и отзывчивые дети, не отказали в помощи медвежонку. Значит вы не оставите никого в беде. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Собственная методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Пространственное моделирование в образовательной области “Безопасности”". Макет микрорайона.
Я хочу остановиться на последнем пункте программы “Безопасность поведения” и предложить свой вариант совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разделу “Ребёнок и улица”, позвол...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы музыкально-ритмических движений:«Колобок - румяный бок»
Развивать творческие способности к образному перевоплощению, находя соответствующие жесты. Учить детей разыгрывать сказочный сюжет с участием 1-4 разнохарактерных персонажей. Выразительно передавать и...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»
Конспект занятия с детьми старшей группы «Муравьи – санитары леса»с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационны...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Зимовье зверей и птиц"
В методической разработке рассматриваются вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания игровых образовательных ситуаций на песочном столе....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»
Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста " На планете Маленького принца"
Сохранение и укрепление здоровья ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий....
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшего возраста "Игра в шашки. Горизонталь, вертикаль, игра в Щелчки".
Упражнения на листе бумагиИгра «Щечки»В начале игры на шахматной доске шашки противоположных цветов (по 2 штука) расставляются в два горизонтальных ряда друг напротив друга, после чего игр...