Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Воздух и его свойства»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 общеразвивающего вида
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием игровых технологий
Тема: «Воздух и его свойства»
Автор-составитель:
Самыко Ирина Александровна
воспитатель
Санкт-Петербург
2019
Цель:
Побуждать детей исследовать окружающий мир, применяя различные средства и инструменты
Задачи:
- Создать предпосылки к формированию учебной деятельности;
- Закреплять умение получать информацию о новом объекте в процессе его исследования.
- Развивать умение читать (и понимать) алгоритмы для проведения опыта.
- Формировать умение устанавливать причинно - следственные связи о свойствах веществ и материалов;
- Воспитывать интерес и желание работать в коллективе, помогая друг другу.
Основная образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Материалы и оборудование:
Коробка с предметами (пакеты, апельсиновые корки, чеснок, трубочки), картинки с изображениями предметов живой и неживой природы, сюрприз (воздушные шарики). Алгоритмы проведения опытов, стаканы, вода, бумага, таз с водой пустая бутылка.
Методы:
• Наглядные: демонстрация презентации
• Словесные: рассказ педагога
Форма организации: фронтальная и подгрупповая
Виды детской деятельности: двигательная, игровая, коммуникативная, продуктивная
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться не лень:
«Здравствуйте! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
Присаживайтесь.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, что такое природа?
Примерные ответы детей: Природа — это все, что нас окружает: поля, леса, реки, животные, насекомые и растения.
Воспитатель: Молодцы! Скажите, а что не относится к природе.
Примерные ответы детей: Предположительно дети ответят, что к природе не относится то, что создал человек - дома, машины, мебель, одежда, посуда…
Воспитатель: Правильно! Молодцы! Ребята, какой бывает природа?
Примерные ответы детей: Природа бывает красивой, живой и неживой.
Воспитатель: Верно. Давайте с Вами поиграем в игру «Живое - неживое». Посмотрите, у меня есть картинки, но у меня есть сомнения, какие картинки относятся к живой природе, а какие нет. Помогите мне определить и объясните ваш выбор.
( Дети выбирают картинки, объясняя свой выбор)
Воспитатель: Молодцы! Вы все верно сделали и даже объяснили мне ваш выбор!
Воспитатель: Ребята, скажите, без чего не может прожить все живое на нашей планете?
(Дети могут ответить, что человек не сможет прожить без еды, а растения без воды. Тогда стоит уточнить, что без еды и воды можно прожить определенное время, а без чего даже минуту сложно?)
Примерные ответы детей: Люди, животные и растения не смогут прожить без воздуха.
Воспитатель: Правильно. Ребята, что такое воздух?
Примерные ответы детей: Воздух-это то, чем мы дышим.
Воспитатель: Ребята, как мы с вами можем доказать, что воздух есть, хотя мы его не видим?
Примерные ответы детей: Мы можем провести опыт в лаборатории, где узнаем о свойствах предметов и веществ.
Воспитатель: Хорошо, давайте пройдем в нашу мини лабораторию. (Замечаем контейнер)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что это?
Примерные ответы детей: Контейнер или волшебный ящик.
Воспитатель: Как вы думаете, что может быть в нем?
Примерные ответы детей: Стаканчики, трубочки или какие-то предметы для опытов.
Воспитатель: (Рассматриваем содержимое коробки: листы бумаги, пакеты, апельсин, чеснок, трубочки, пустые пластиковые бутылочки)
Ребята, посмотрите, здесь есть записка. (Читаю)
- Здравствуйте, ребята! Пишет Вам профессор Всезнамус. Я узнал, что сегодня вы отправитесь в свою лабораторию, поэтому приготовил предметы – помощники, которые помогут во время опытов. Я уверен, что с их помощью вы узнаете много нового и интересного! Желаю удачи!
Воспитатель: Ну, что ребята, хотите узнать что- то новое?
Примерные ответы детей: Да.
Воспитатель: Итак, ребята, прежде чем мы начнем заниматься, давайте вспомним ВАЖНЫЕ правила ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ опыта.
Примерные ответы детей: Нужно внимательно слушать взрослого, не толкаться, быть аккуратным, не пробовать вещества на вкус и соблюдать безопасность.
Воспитатель: Совершенно верно! Пройдите на свои рабочие места. Сегодня мы поговорим о воздухе, который нас окружает. Скажите, Вы видите воздух вокруг нас?
Примерные ответы детей: Нет, не видим.
Воспитатель: Верно, что можно сказать о цвете воздуха? Можем мы его видеть?
Примерные ответы детей: Воздух бесцветный и он невидимый.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем доказать, что воздух существует и мы просто его не видим. Давайте проведем первый опыт. Нам понадобится первый предмет – помощник (раздаю листы, на мольберте вывешивается алгоритм проведения опыта)
Опыт 1:
Посмотрите на алгоритм выполнения опыта, кто может объяснить ход опыта?
Ребенок: Возьмите лист бумаги и помашите им перед собой.
Воспитатель: Что Вы чувствуете, когда машите листом?
Примерные ответы детей: Похоже на то, как дует ветерок.
Воспитатель: Ребята, что это за ветерок? Что перемещается со взмахом листа по вашему мнению?
Примерные ответы детей: Это воздух движется.
Воспитатель: Верно. Качая лист, мы двигаем воздух. Какой мы можем сделать вывод?
Примерные ответы детей: Ветер - это движение воздуха.
Воспитатель: Ребята, как еще можно узнать, что воздух есть? Ведь у него нет цвета и мы его не видим?
Дети: Предлагают варианты ответов.
Воспитатель: Давайте мы это проверим. А поможет нам второй предмет-помощник из коробки Всезнамуса - это пакет.
Воспитатель: Кто знает, зачем нам пакет? (Предположительные ответы детей)
Опыт 2:
Воспитатель: Предлагаю в помощь алгоритм опыта, кто сможет его провести?
Ребенок: Сначала нужно взять пакет, захватить им воздух и завязать, чтобы он не вышел.
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Что внутри пакета?
Примерные ответы детей: Внутри пакета воздух.
Воспитатель: Какой можем сделать вывод? Где находится воздух?
Дети: Воздух находится вокруг нас во всей группе.
Воспитатель: Верно, воздух повсюду.
Воспитатель: Ребята, как вы считаете, у воздуха есть запах? (Ответы детей)
Воспитатель: Как можно это проверить?
Примерные ответы детей: Понюхать воздух.
Воспитатель: Хорошо, давайте попробуем, вдохните глубоко и скажите, что почувствовали.
Примерные ответы детей: Ничего, ничем не пахнет. (Дети могут предложить и вариант, что пахнет духами или завтраком)
Воспитатель: Чтобы понять пахнет воздух или нет проведем третий опыт, и поможет нам следующий предмет из лаборатории Всезнамуса. (Достаем апельсин и раздает на тарелочки апельсиновые корки)
Опыт 3:
Воспитатель: Рассмотрите алгоритм выполнения опыта, кто желает его провести? ( Выходит ребенок и показывает детям алгоритм действий, разминают руками корки апельсина и нюхают)
Воспитатель: Чем сейчас пахнет в группе?
Примерные ответы детей: Пахнет апельсином.
Воспитатель: Как Вы думаете, это пахнет воздух или апельсиновая корка передает такой аромат?
Примерные ответы детей: Это апельсиновая корка пахнет и передает нам аромат.
Воспитатель: Как же мы почувствовали, что помогло распространить запах апельсина по группе?
Примерные ответы детей: Запах передался по воздуху.
Воспитатель: Верно! Вытирайте руки.
(Воспитатель незаметно берет дольку чеснока и отходит в сторону, мнет чеснок)
Воспитатель: Ребята, сделайте глубокий вдох, что Вы сейчас чувствуете?
Примерные ответы детей: (Дети принюхиваются) Пахнет чесноком.
Воспитатель: Верно, я помяла в руках чеснок. А как запах дошел до Вас? Я стою далеко.
Примерные ответы детей: Запах переместился по воздуху.
Воспитатель: Так воздух имеет запах? ( Нет) А как же мы чувствуем запахи? Что сейчас помогло запаху переместиться по группе?
Примерные ответы детей: Запах перенес воздух.
Воспитатель: Совершенно верно! Какой мы можем сделать с Вами вывод из этих опытов? Какими свойствами обладает воздух?
Примерные ответы детей: Воздух невидимый, бесцветный. Воздух не имеет запаха, движение воздуха – это ветер.
Воспитатель: Молодцы ребята, пришло время отдохнуть. (Предлагается ребенку провести физкультминутку, которую дети уже знают)
Физкультминутка «Воздух-невидимка»
( авт. Ирина Юрьевна Лебедева)
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Выходи гулять! «зовут»
Воздух-невидимка, руки вверху вправо-влево
Как тебя поймать? хлопки руками в разных местах
Если быстро-быстро в поле убегу, бегут на месте
Чистый-пречистый воздух найду! потирают руки
Если вместе с дедушкой по лесу пойду, шаги на месте
Самый полезный воздух найду! руки крест - накрест к плечам
Если вместе с папой в горы я пойду, тянутся вверх на носочках
Самый кристальный воздух найду! «фонарики»
Воспитатель: Молодцы ребята, отдохнули, теперь возвращайтесь на свои места. Следующие предметы помощники профессора: стакан с водой и трубочка. Для чего они могут нам пригодиться? (Предполагаемые ответы детей)
- Давайте проверим ваши предположения, проведем еще один опыт, а поможет нам новый алгоритм.
Опыт 4:
Воспитатель: Кто желает рассказать, как выполнить следующий опыт?
Ребенок: Нужно взять стакан с водой, затем погрузить трубочку в воду и подуть. (Дети проводят опыт)
Воспитатель: Вы подули в трубочку, что произошло?
Примерные ответы детей: Появились пузырьки.
Воспитатель: Что это за пузырьки? Откуда они взялись?
Примерные ответы детей: Это воздух, которым мы дышим.
Воспитатель: Правильно, мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Примерные ответы детей: Мы дышим воздухом, он внутри нас.
Воспитатель: Правильно! Итак, ребята, давайте подведем итог, что мы узнали о воздухе? Какой он? А поможет нам снова алгоритм Всезнамуса.
(вывешивается мнемотаблица «Свойства воздуха»)
Воспитатель: Скажите, какие свойства воздуха вы узнали сегодня в ходе экспериментов?
Примерные ответы детей: Сегодня на занятии мы узнали, что воздух невидимый, бесцветный, не имеет запаха, а только переносит чужие запахи, ветер – это движение воздуха, воздух есть внутри людей, мы им дышим. Воздух нужен растениям, людям и животным.
Воспитатель: Ребята, скажите, каким воздухом нужно дышать, чтобы быть здоровым.
Примерные ответы детей: Нужно дышать чистым воздухом. Гулять в парках, проветривать помещения.
Рефлексия:
Воспитатель: Молодцы, ребята! (Необходимо выделить всех детей и активных и тех, кто сомневался в ответах) Вы молодцы, потому что смогли дружно провести опыты и найти ответы на все вопросы!
Что вам понравилось в занятии?
Что нового вы узнали в ходе экспериментальной деятельности?
Где нам могут пригодиться полученные знания?
С кем вы можете ими поделиться? (Примерные ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме: "Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах".
Методическая разработка совместной деятельности с детьми в ввиде презентации....
Методическая разработка. Совместная деятельность с детьми. Вечер досуга " День матери " в подготовительной группе
Методическая разработка. Совместная деятельность с детьми. Вечер досуга «День матери» в подготовительной группеЦели и задачи:формирование навыков восприятия произведений различных видов ис...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Путешествие в страну Говорунов"
Методическая разработка совместной деятельности с детьми по развитию речи в подготовительной группе детского сада...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми «Удивительный космос» для подготовительной группы.
Данная методическая разработка позволит интересно и в игровой форме:закрепить представления детей о космосе, о нашей планете, как части Солнечной системы и целой Вселенной;показать детям уникальность ...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»
Актуальность:Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движени...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовителбной группы по теме экспериментирование «Свойства воды»
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы детского сада по теме экспериментирование.Задачи:1. Уточнить представление детей о свойствах воды: вода не имеет цвета, запаха, вкуса, ...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы " Первые шаги в стране МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"
Ребята подготовительной группы полгода осваивали азы мультипликации. В течение первого полугодия происходило оборудование собственного простейшего мультстанка из старого стула, состоялось знакомство и...