Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Воздух. Что это такое?»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Актуальность:
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде.
Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу.
В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Задача взрослых помочь детям сформировать у ребенка активное желание экспериментировать; создавать оптимальные условия для развития творческой, самостоятельной и совместной активности воспитанников через разнообразную экспериментальную, художественную деятельность.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Цель:
формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 154.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 92 комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательному развитию
на тему:
«Воздух. Что это такое?»
Разработала: воспитатель Загородняя М.Н.
Санкт-Петербург
2023
«Воздух. Что это такое?»
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать и закрепить представления детей о свойствах воздуха;
- Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- Формировать навык работы в коллективе и индивидуально во время опытов, соблюдая правила безопасности;
- Учить детей находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром;
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха;
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
- Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Оборудование:
- ноутбук, колонки, проектор;
- шкатулка;
- ширма;
- духовые музыкальные инструменты, 2 свистка;
- самодельные весы, 2 надутых воздушных шара;
На каждого ребёнка:
- одноразовый фартук;
- целлофановый пакет, зубочистка, одноразовый стакан с кипяченой водой, коктейльная трубочка, коробочки от киндер-сюрпризов с кусочками лимона, чеснока, лука, кофе;
- жидкая гуашь разных цветов, кисточка, лист бумаги А4.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте со всеми поздороваемся.
(дети стоят в кругу)
(Игра на общение)
Станем рядышком, друг с другом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО! (Дети садятся полукругом на стульчики)
В: Ребята, посмотрите, что у меня в руках? (шкатулка) Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети: Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
В: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
В: Правильно, это воздух!
(Из-за двери раздаётся голос)
СЛАЙД №
Воздушный человечек: Ой, ой, ой, помогите, спасите, лечу!
В: Кто это там кричит?
(Слад 1: залетает Воздушный человечек - сделан из шариков)
В: Здравствуй, Воздушный человечек! Как ты к нам попал?
Воздушный человечек: Здравствуйте ребята! Я гулял, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад. Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?
В: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.
Воздушный человечек: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?
В: Погоди, Воздушный человечек, я знаю, что воздух вокруг нас.
Воздушный человечек: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?
В: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем Воздушному человечку что воздух действительно есть. Оставайся с нами, Воздушный человечек, и ты сам всё поймёшь!
Воздушный человечек: Хорошо, ребята! Я останусь!
В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория).
В: в лаборатории надо соблюдать определенные правила: (СЛАЙД №) соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня мы для вас организовали небольшую лабораторию в группе.
(«Лаборатория» представляет собой ширму, за которой стоят столы по количеству экспериментов)
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты.
(Дети вместе с воспитателем идут за ширму, надевают фартуки и встают вокруг стола №1)
(Стол №1)
В: Ребята, вы знаете, где находится воздух? (повсюду; вокруг нас). Как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух?»
В: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите зубочистку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Какой вывод мы с вами можем сделать?
Вывод: воздух можно почувствовать.
Эксперимент № 2 «Слышим воздух»
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
В: Сейчас мы это проверим. Предлагаю двоим желающим из вас сыграть на духовых инструментах, а двоим подуть в свисток (дети играют, дуют).
В: Что мы слышим? (Ответы детей-звуки)
В: Дети дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получается звук, звуки распространяются по воздуху. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой). Например, на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно, бесполезно разговаривать – звуки не передаются.
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
(Стол №2)
Эксперимент № 3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (воздух, находящийся вокруг нас, вдыхаем, а выдыхаем в трубочку)
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
Вывод: воздух можно увидеть.
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: Продолжаем экспериментирование. А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
В: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Ответы детей-нет)
В: Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (в коробочку от киндер-сюрприза положить по кусочку лимона, лук, чеснока, кофе и дать детям понюхать).
Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: чистый воздух собственного запаха воздух не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Вы замечательно справились. Молодцы.
(Стол №3)
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
В: Для следующего опыта возьмем два воздушных шарика и самодельные весы.
На середине палки длиной 60 сантиметров укрепим веревочку, а к обоим ее концам привяжем два одинаковых/разных воздушных шарика. Подвесим палку за веревочку и увидим, что она висит горизонтально. Если теперь проткнуть иголкой один из надутых шариков, из него выйдет воздух, и тот конец палки, к которому он был привязан, поднимется вверх. Если проколоть и второй шарик, то палка снова займет горизонтальное положение.
Это происходит потому что воздух в надутом шарике плотнее, а значит, и тяжелее, чем тот, что находится вокруг него. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Вывод: воздух имеет вес.
(дети уходят из лаборатории и возвращаются на стулья, которые стоят полукругом, садятся.)
Рефлексия:
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Скажите вам понравилось? (ответы детей)
В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?
Какой был самый трудный?
Воздушный человечек, понравилась тебе наша лаборатория?
СЛАЙД №
Воздушный человечек: Ребята мне очень понравилась работа в вашей лаборатории, теперь я точно знаю, что воздух есть, он имеет вес, его можно увидеть и услышать, а чистый воздух не имеет запаха. Спасибо Вам, ребята. На память я дарю вам воздушные шары, они будут ждать вас в раздевалке. До свидания. (конец презентации)
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно ещё и рисовать? (ответы детей)
Эксперимент № 6 «Кляксография»
В: Эта техника называется кляксография. Сейчас я вас с ней познакомлю.
В: Хотите попробовать?
В: Итак, при помощи воздуха, красок и трубочки будем пробовать рисовать волосы мультяшным героям. (показываю технику кляксографии: капнуть каплю краски на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)).
Анализ работ:
В: Ребята, кто запомнил, как называется техника рисования воздухом?
Молодцы!!!
Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Спасибо вам!
(Детям вручаются в подарок воздушные шарики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме: "Овощи.Труд взрослых на полях и в огородах".
Методическая разработка совместной деятельности с детьми в ввиде презентации....
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос»
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Космос» приоритетная ОО «Речевое развитие» ...
Методическая разработка образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Цветы для мамы»
Приоритетная область Художественно - эстетическое развитие...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Воздух и его свойства»
НОД "Воздух и его свойства"...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Путешествие в страну «Здоровья»
Закрепить знания о здоровом образе жизни. Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища&r...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовителбной группы по теме экспериментирование «Свойства воды»
Методическая разработка занятия с детьми подготовительной группы детского сада по теме экспериментирование.Задачи:1. Уточнить представление детей о свойствах воды: вода не имеет цвета, запаха, вкуса, ...
Методическая разработка совместной деятельности с детьми подготовительной группы " Первые шаги в стране МУЛЬТИ-ПУЛЬТИ"
Ребята подготовительной группы полгода осваивали азы мультипликации. В течение первого полугодия происходило оборудование собственного простейшего мультстанка из старого стула, состоялось знакомство и...