Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудесница Вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Елена Анатольевна Осипова конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Чудесница Вода" МБДОУ детский сад " 17, Московская область, д. Путилково.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 17
143441, Россия, Московская область, г.о. Красногорск, деревня Путилково
Телефон: 8 (495) 669-42-51, 8 (499) 505-59-65 E-mail: mdou17z@yandex.ru
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Чудесница Вода»
дата: 17.02.2018 |
подготовил: воспитатель МБДОУ д/с № 17 Осипова Елена Анатольевна |
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды.
- Уточнить представление о значении воды в природе.
- Систематизировать знания об агрегатных состояниях воды.
- Расширять словарь глаголов, существительных и прилагательных.
- Упражнять детей в умении составлять предложения по картинке и обобщение опыта.
- Совершенствовать умение отгадывать загадки.
- Совершенствовать умение проводить опыт.
- Развивать общую моторику.
- Способствовать развитию логического мышления.
- Развивать память и внимание.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Воспитывать интерес к экспериментальной работе и узнаванию нового.
Приоритетная образовательная область:
• познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• художественно – эстетическое развитие;
• физическое развитие.
• речевое развитие
Оснащение:
Ноутбук, презентация о воде, капелька, кувшин с водой, прозрачные емкости разной формы (стаканчик, колба, пробирка), две емкости одна с грязной водой, другая пустая, кусочки марли, ватные диски, вата, салфетки, вода, подносы по количеству детей, чайные ложки, стаканчики по количеству детей, фартуки с эмблемами, карточки символы, мольберт, молоко, сахарный песок, соль.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы;
- Наблюдения в природе, в быту;
- Проведение различных опытов;
- Игры с водой;
ХОД НОД
Организационный момент
Дети заходят в зал.
Дети: Здравствуйте!
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро» солнцу и птицам,
«Доброе утро» улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Пусть «Доброе утро» длится до вечера.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся
с ними. Здравствуйте!
- Дети послушайте стихотворение:
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею я вам доложить,
Без нее нам не прожить!
- О чем говорится в стихотворении?
Ответы детей. (1 слайд)
Сегодня мы с вами поговорим о воде.
А сейчас ребята, я предлагаю отгадать загадки, если вы правильно отгадаете, на экране появится картинка- отгадка. Слушайте внимательно!
Презентация, в которой раскрываются различные состояния воды.
1.Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...(Дождь) 2 слайд
2.Каплями в траве сверкает,
Травку утром украшает.
С переливами краса...
Как зовут её? ... (Роса)3 слайд
3.Белые овечки
Не сидят на печке
А плывут издалека
Кучевые…(Облака)4 слайд
4.Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)5 слайд
5.С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это…(Град)6 слайд
6.Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься! (Лед)7 слайд
Ребята, а как мы можем назвать дождь, росу, снег, облака, град, лед одним словом?
Ответы детей.
Правильно, ребята, это вода.
Отгадав загадки мы с вами пришли к выводу, что вода может быть в трех состояниях:
(8 слайд)
1 Жидком-
2 Парообразном
3 И твердом
Практическая часть (опытно-экспериментальная).
К нам в гости пришла Капелька и приглашает нас в путешествие. Хотите ребята, отправится в путешествие вместе с капелькой?
Ответы детей.
Путешествие у нас сегодня не обычное.
Прежде чем отправится в путешествие, капелька приготовила вам сюрприз – предлагает превратиться сейчас в Ученых, чтобы поработать в научной лаборатории, где будем проводить опыты по исследованию воды и ее свойств. А все результаты наших исследований мы подарим капельке.
Капелька дарит нам вот такие специальные фартуки и эмблемы (надевают фартуки.)
- Готовы к исследованию? Тогда мы отправляемся в лабораторию.
Ребята, хочу вас предупредить о том, что в лаборатории нельзя шуметь, трогать предметы и внимательно слушать поручения.
1 задание
Вот мы с вами в лаборатории.
Проведение опытов у столов.
Ребята подойдите, пожалуйста, ко мне и встаньте вокруг моего стола, чтобы вам было видно, внимательно смотрим и слушаем.
- Итак, мои ученые, вот мы с вами и оказались в научной лаборатории. Сейчас мы приступим к нашей работе.
Давайте узнаем, какими же свойствами обладает вода?
(Я, переливаю воду с одной ёмкости в другую). Ребята, посмотрите пожалуйста,
что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем? Что она делает?
Ответы детей: вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
- Значит она какая по состоянию? (жидкая).
Молодцы. ( Карточка №1- символ )
2- Следующий вопрос: имеет ли вода форму?
Опыт 1. Какой формы вода?
Имеет ли вода форму? Ответы детей.
-Сейчас мы это проверим.
-Наливаю воду из кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, пробирка, колба)
-Что стало с водой в сосудах. В стаканчике она приобрела форму стакана, в пробирке форму пробирки, в колбе форму колбы. Вода приняла форму каждой из них.
- То есть, что можем сказать о форме воды? От чего зависит форма воды?
Вывод: вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в котором находится.
Молодцы.
(карточка №2 символ формы воды)
Теперь подойдите пожалуйста ко мне.
Ребята, а какие вы знаете водоемы? (река, озеро, пруд, море). (9слайд).
-А в нашем посёлке какой есть водоем? (озеро) (10слайд)
- Давайте немножко отдохнем и сходим к озеру.
Давайте сделаем в нашей лаборатории перерыв. Капелька хочет поиграть с вами.
Физкультминутка.
К озеру быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это — брасс.
Одной, другой — это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Здорово нам было тут,
Но вернемся в лабораторию!
Много знаний и открытий,
В лаборатории нас всех ждут! (11слайд)
- Ой, а что же это случилось с нашим озером?
- Посмотрите, какое у нас озеро?
Ответы детей: грязное.
- Что же нам делать?
Ответы детей.
Как нужно заботиться об озере, чтобы оно всегда оставалось чистым?
-Ребята, скажите пожалуйста, можно ли бросать в воду мусор, отходы?
- Что случится с водой в озере, если бросать мусор?
Ответы детей: оно станет грязным и не пригодным для употребления в пищу людям и животным, погибнут растения и все живое в воде. А воду в озере можно пить ребята?
Ответы детей.
- Ребята, давайте с вами подумаем, можно ли очистить воду?
Для того, чтобы понять, давайте пройдём в лабораторию.
Опыты в лаборатории. (опыт№1)
- А сейчас ребята, садитесь пожалуйста за столы(проговорить чтобы дети без разрешения ничего не трогали)
- Посмотрите, ребята, у меня на столе емкость с водой.
- Как вы думаете, вода в ней чистая?
Ответы детей: она грязная.
- Грязная вода, образец, набранный в грязном озере.
- А как вы думаете, можно ли очистить грязную воду?
Давайте проверим.
- Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в нее, сложенную в несколько раз марлю и начну пропускать грязную воду через эту воронку.
- Что у нас получается?
Ответы детей: вода становится чистой.
- А что стало с нашим фильтром- марлей?
Ответы детей: она стала грязной.
- Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Ответы детей.
А как же ребята очистить озеро?
- С помощью чего? Как вы думаете.
Ответы детей: фильтров, марли, ваты, салфетки- в домашних условиях, очистных сооружений- на предприятиях. (12 слайд)
- Молодцы, ребята! (13слайд) (карточка№3 символ очистительных сооружений)
А сейчас мы будем с вами проводить исследования.
Опыт №2 «У воды нет вкуса»
Дети садятся за столы и выполняют задание.
- Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука?
- Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта.
- Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде.
Вывод: вода не имеет вкуса. (карточка №4 символ воды со вкусом)
Опыт №3 « Вода - растворитель»
Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса.
А вещества можно растворить в воде? Ответы детей.
Сейчас посмотрим.
Предлагаю вам насыпать 1 чайную ложку порошка, который находится у вас на столе в формочках, в стаканчик с водой и размешать.
- Что произошло с водой? Ответы детей: он растворился.
После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус.
- Что изменилось?
Ответы детей: у воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая. ( карточка №5 Символ воды с веществом)
Опыт №4 «Какого цвета вода»
-Какого цвета вода? Какого цвета вода?
- Ребята, теперь я предлагаю определить цвет воды. Как вы думаете, какого цвета вода?(…)
- Давайте убедимся. Возьмем 2 стакана- 1 – с водой; 2 – с молоком. Если я опущу ложку в воду, будет она видна? (…)
- А если в молоко опущу? (…)
- Проверим.
- Что можно сказать о цвете воды? (…) ( карточка №6 символ цвета воды).
Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная.
Вывод: Ну что ж ребята на этом наше исследование подошло к концу. Как мы с вами выяснили: вода - одно из самых удивительных веществ на планете.
- Давайте вспомним какими свойствами обладает вода?
- Есть ли у воды цвет, запах, вкус?
- Какие 3 состояния воды вы запомнили?
- Может ли вода растворять вещества?
- Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Ответы детей.
- Молодцы ученые. Мы закончили научную работу. Спасибо, тебе, Капелька за помощь. Но нам пора возвращаться в группу.
Капелька: Спасибо, вам дети, я с вами не прощаюсь и обязательно приду к вам зимой в виде снега и льда.
(14слайд).
А ещё капелька, ребята вам оставила сюрприз. Раздача угощений. А мы с вами отправляемся в детский сад, чтобы рассказать всем об удивительной «волшебнице - воде».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром. "Перелетные птицы"
дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц, уточнить название птиц, их особенности, закрепить представления о пользе птиц....
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: « Новогодний праздник»
Представлен материал для формирования у детей представления о праздновании Нового года на Руси,традициях...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Какой адрес у грибов?»
Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания....
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему: «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА»
Тема недели: Дружба народов. Права детей. «ЗНАКОМСТВО С ПРАВАМИ РЕБЁНКА» Программное содержание: Познакомить детей с правами ребёнка. Уточнить знания детей об именах и отчествах своих родителе...
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с календарем»....
Открытое занятие в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь», с применением технологии исследовательской деятельности.
Открытое занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Где вода — там жизнь»,...
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Удивительный мир насекомых»
Цель: уточнить знания о характерных особенностях насекомых, об условиях жизни, о пользе и вреде насекомых. ...