Методическая разработка Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе: «Сравнение свойства и качество металла и дерева»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_experimentirovaniyu_v_starshey_gruppe_-_kopiya.docx | 23.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по экспериментированию в старшей группе:
«Сравнение свойства и качество металла и дерева»
Цели и задачи:
- Познакомить со свойствами и качествами дерева и железа;
- Уточнить и конкретизировать представления детей, что есть вещи, сделанные из металла, а есть – из дерева; используя прием сравнения, познакомить с качествами этих материалов (металл тверже, звонче дерева, он тонет в воде, не горит, магнитится, холоднее на ощупь, покрывается ржавчиной; дерево мягче, глуше, не тонет в воде, горит, не магнитится, теплее, гниет).
- Познакомить детей с магнитом и его свойством: притягивать металлические предметы; находить вещи, сделанные из дерева и металла в ближнем окружении.
- Объяснить, как человек использует свойства железа и дерева для своей пользы;
- Развивать наблюдательность, мышление детей (умение производить операции анализа, синтеза и сравнения);
- Формировать умение классифицировать и группировать, сопоставлять факты и делать выводы, строить высказывания;
- Активизировать словарный запас: солонка, сахарница, винтик, гайка, шероховатый, хрупкое, плавится, прочный, теплопроводность.
- Развивать конструктивное мышление, воображение, представление об устойчивости строительных деталей
- Воспитывать навык коллективной работы;
- Воспитывать умение культурно выражать своё мнение;
- Воспитывать привычку выполнять работу аккуратно
Демонстрационный материал: персонажи « Буратино», « Фиксик – Ноли», металлические пластины, деревянные бруски, гвозди, спички, металлофон, колокольчик, рубель, тон – блок, трещенка, ложки, треугольник, бубен, 2 таза с водой, рыбки, удочки, чугунок, термос, 2 ложки деревянная, металлическая, волшебная рукавичка и предметы на подносе металлические, ящик деревянный, поднос металлический и предметы сделанные из металла и дерева, экран, ноутбук, перезентация « Как горят дрова», « Плавка металла», видео физминутка « Помогатор», схема путешествия, пиктограммы со свойствами металла и дерева.
Раздаточный материал: металлическая пластина, деревянный брусок, спичка, емкость с водой.
Ход НОД:
Воспитатель читает загадку:
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
Воспитатель задает вопросы:
Из чего сделал Папа Карло Буратино? (ответы детей: из полена)
А этот герой вам знаком? (это Нолик из мультфильма Фиксики)
Вспомните, а из чего сделан Нолик?
Знакомьтесь это Буратино, а это Нолик. ( На фланелеграф прикрепляются картинки с изображением Буратино и Нолика)
Они очень любят спорить, что важнее дерево или металл. Буратино доказывает, что дерево из него делают много предметов.
Воспитатель задает вопросы:
Какие вы знаете предметы сделанные из дерева? (дети перечисляют предметы)
Нолик не соглашается и утверждает, что важнее металл. Из металла делают больше вещей. Какие вы знаете предметы сделанные из металла? (дети перечисляют предметы)
Воспитатель: « Наводим порядок». На столе лежат предметы из дерева и металла в вперемешку. Ваша задача разложить на металлический поднос – предметы из металла, а в деревянный ящик – предметы из дерева.
Вывод: Из дерева и металла делают много важных предметов. Одни и те же предметы делают из металла и дерева (ложки). Хотите узнать, чем металлические предметы отличаются от деревянных? После каждого опыта будем выкладывать на фланелеграф пиктограммы – символы со свойствами предметов.
Опыт 1: - Вы хотите узнать, чем предметы из дерева отличаются от предметов, сделанных из металла? У вас на столах лежат металлические пластины и деревянные бруски.
Как вы думаете что теплее деревянный брусок или металлическая пластина? Давайте проверим приложите к щечкам брусок и пластину. Правильно металлическая пластина холоднее, а брусок теплее. ( на фланелеграф выкладываем пиктограммы – символы: солнышко и снежинку). Погладьте рукой поверхность бруска и пластины. Отличаются ли они? Чем? Давайте проверим! Какая поверхность у деревянного бруска? (шероховатая) А какая у металлической пластины? (гладкая) Правильно. (на фланелеграф выкладываются символы гладкая и шероховатая).
Дети, как вы думаете, что твёрже - дерево или металл? (Рассуждения детей)
А давайте проверим. Попробуем поцарапать металлическую пластину кусочком дерева. Остались царапины? (Ответы детей – нет). А наоборот? Поцарапаем деревянную пластину металлом. Что мы видим? (Ответы детей - остались царапины). Почему так получилось? (ответы детей)
Вместе с воспитателем дети делают вывод: металл твёрже дерева, дерево мягче металла.
Его (дерево) можно строгать ножом – показывает воспитатель
- А теперь попытаемся вбить гвоздь в деревянную и металлическую пластину. Что произойдет? Почему? (дерево мягкое, а металл твердый)
- Как вы думаете, что поплывет, а что потонет? Почему?
- Возьмите в руки гвоздь и попробуйте сломать его. Значит он какой? (прочный) Попробуйте сломать спичку. Что можно сказать? (спичка хрупкая) (на фланелеграф выкладываем символы: мягкий и твердый)
Затем опытным путём (в руках и на весах) дети проверяют, что тяжелее – дерево или металл (взять шарики или пластины одинакового размера)
Делается вывод: металл тяжелее, дерево легче.
(на фланелеграф выкладываем пиктограммы – символы: тяжелый, легкий)
Воспитатель: Забыли мы о наших героях, а они перестали спорить и вышли к реке (схема путешествия на фланелеграфе). Буратино: Сейчас переплывём, заодно и освежимся. А Нолик приуныл и отказался. Почему?
Опыт 2: «Тонет - не тонет»
А теперь в емкость в водой опустите деревянный брусок и металлическую пластину.
Что произошло? Почему? (Металл тяжелый - тонет, дерево легкое - не тонет). (на фланелеграф выкладываются пиктограммы – символы: легкий, тяжелый). Показываю ржавый гвоздь. Что с ним случилось? (ржавчина) (Металл ржавеет, а дерево может сгнить от постоянного нахождения в воде).
Увидели мост переплавились, устали, проголодались. Нолик, а ты костер разжигай, а я рыбу пойду ловить? Почему Буратино испугался и отказался разжечь костер?
Опыт 3: Видеоролик:
« Горят дрова», « Плавка металла».
Делается вывод: дерево горит, а металл не горит – он плавится. (на фланелеграфе выкладываются пиктограммы – символы: горит – не горит).
Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, Нолик приглашает вас на музыкальную физминутку « Помогатор».
Опыт 4: Ребята, я предлагаю вам сходить на рыбалку, а с чем ходят на рыбалку? (с удочками). Рассмотрим наши удочки. А удочки у нас не простые, вместо крючков магниты. А вот и наш водоём, но что мы там видим? (рыбки, гвозди, гайки). Предложить детям выловить не рыб, а мусор. По очереди дети очищают водоём от мусора. Вот так с помощью магнита можно сделать доброе дело.
Делается вывод: магнит притягивает металл (на фланелеграф выкладываются пиктограммы – символы: магнитится – не магнитится).
Опыт 5: Сварили ухи, сели есть, Нолик достал металлическую ложку, а Буратино – деревянную. Буратино очень быстро справился с ухой, а Нолик ел и обжигался и никак не мог съесть ее. Как вы думаете почему? А теперь давайте проверим? Ребята, сейчас я расскажу еще об одном свойстве. Подходите к столу, но очень осторожно Я сейчас налью из термоса горячей воды в чугунок и опущу туда деревянную и металлическую ложку. . Как вы думаете, что произойдет? Это свойство называется тепло проводимость, то есть проводит тепло. У нас в группе тепло а на улице холодно, ? Почему?
Делается вывод: металл быстро проводит тепло – тепло проводимость.( на фланелеграфе выкладываются пиктограммы схемы: тепло проводимость)
Опыт 6: А сейчас, для того, чтобы узнать ещё одно качество металла и дерева, я предлагаю вам игру « Оркестр». Дети делятся на две команды одна берет деревянные музыкальные инструменты, а другая металлические и по команде играют сначала одни, потом другие. Какие музыкальные инструменты звучат з звонче? (металлические ложки) Какой звук у металлических инструментов?- звонкий. Какой звук у деревянных инструментов? – глухой (на фланелеграфе выкладывай пиктограммы – символы: звонкий – глухой).
Делается вывод: металлические инструменты звучат звонче, а деревянные глуше.
Опыт 7: « Волшебная рукавица»
Я в магазине купила волшебную рукавицу. Почему предметы прилипают к рукавице? А почему не все предметы прилипли? Я пользуюсь магнитом. Предметы магнитятся. Все ли предметы магнитятся? (Нет, только металлические, а деревянные не имеют этого свойства)
Воспитатель подводит итог занятия, отмечает активность детей.
Интересуется у детей, довольны ли они путешествием с Буратино и Ноликом.
А вы как думаете, кто важнее всех и почему? (размышления детей)
Скажите, можно ли обойтись без этих материалов? Почему нельзя?
Воспитатель подводит детей к мысли о том, что все материалы: дерево и металл - важны и нужны человеку. Предметы, изготовленные из дерева, металла и пластмассы помогают человеку в повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «История возникновения Москвы»
Конспект комплексного занятия об истории возникновении Москвы в старшей группе детского сада....
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»
Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...
Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшей группы «Рождение Невы»
Конспект комплексного занятия об истории появления реки Невы, как места основания города Санкт-Петербург...
Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья.
Методическая разработка. Конспект занятия по ИЗО в старшей группе. Осенние деревья....
Методическая разработка Логико-математические игры-экспериментирования для старшего дошкольного возраста
Начиная со старшего возраста, развитие логического мышления выделено в самостоятельную задачу. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже представление об окружающем мире, у них уже начинают складыв...
Методическая разработка "Конспект НОД игра-экспериментирование для детей средней группы «Фея мыльных пузырей» "
Данная методическая разработка способствует развитию познавытельного интереса детей и удовлетворению их интереса к опытно-экспериментальной деятельности....
Методическая разработка Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация) для детей подготовительной группы «Кудрявые деревья»
Творческое развитие детей дошкольного возраста посредством аппликации дает возможность получить эстетическое мировосприятие, воспитание художественного вкуса, художественно-графических уме...