НОД «Увлекательное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Жукова Надежда Алексеевна

нод интегратиного характера

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1sever.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 Центр развития ребёнка «Детский сад №125»

НОД интегративного характера

(в рамках Недели открытых дверей для родителей).

Тема «Увлекательное путешествие»

Образовательная область «Познавательное развитие».

Интеграция с другими образовательными областями:

 «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное»

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель старшей группы «Дружба»

МБДОУ – ЦРР «Детский сад №125»

 Жукова Н.А.

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.

Программные задачи: 

Образовательные: углублять представления детей о диких животных холодных стран; систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.

Развивающие: развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику; развивать связную речь и умение правильно строить предложение; развивать общение  и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру;  инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.

Материалы и оборудование:

1.     Глобус.

2.     Иллюстрации с изображением животных  Крайнего Севера.

3.     Пластилин, стеки, крышки от пробок.

4.     Таз с водой, детский крем, бумажные  и влажные салфетки.

5.     Иллюстрации с изображением природы разных климатических зон.

6.     Мультимедийная установка.

Литературный ряд: загадки о животных Севера.

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.

Ход НОД

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Собрало друзей всех в круг

Я твой друг и ты мой друг.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

Путешествовать пойдём.

         Вос-ль: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели березовый лес, на другом - джунгли, на третьем - пустыню, но художники забыли разместить животных, я предлагаю  расселить животных по месту их обитания. 

Проводиться игра «Кто, где живет». На столах перед детьми лежат картинки с животными Севера и Жарких стран, дети кладут картинку с животным к одной из сюжетных картин, т. есть к месту его обитания.
         Воспитатель: Ребята, на одной картинке животных нет. Как вы думаете, а здесь что изображено?

Где на земле лежат вечные снега? слайд №1

Воспитатель: Северный полюс – центр северного ледовитого океана, который покрыт толстым слоем льда Прилегающие к нему земли называют Арктикой. Здесь круглый год холодно, морозно. Есть ещё одна удивительная особенность этого края – здесь день не чередуется день  с ночью, как это происходит в том месте, где мы живём. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.

 Воспитатель: кто покажет на глобусе,  где находится Северный полюс?

(работа с глобусом)

Ребята, север – это не только северный полюс, к северу относится и тундра, слайд № 2,  которая находится южнее северного полюса. В тундре очень холодный климат во все времена года, но  здесь бывает лето. Оно очень короткое и прохладное, только местами тает снег.

Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же – для кого-то - это родной и любимый дом.

Воспитатель:  Я предлагаю вам  отправимся в путешествие и узнать,  кто же живет на Севере.  

Игра «Бывает - ли это на Севере?». Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает «да» или «нет», бросает назад воспитателю. Вопросы: - На Севере шумят леса? (Нет). - На Севере лежат снега? (Да). - Ночь бывает полгода? (Да). - День бывает полгода? (Да). - Белки живут на Севере? (Нет). - На Севере летом тает снег? (Нет). - На Севере живут пингвины? (Нет). - Летом на Севере много птиц? (Да). - Летом люди купаются в океане? (Нет). - Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да). - Белые киты живут в берлоге? (Нет).

Но чтобы перейти к знакомству животными, нам необходимо отгадать все загадки и выполнить предложенные задания.  

  1. Они на холоде лежат,

Но от стужи не дрожат.

Пусть ветер и вода свежи,        

Но на пляж идут…..     (моржи). Слайд № 3

Воспитатель: Морж – это  большое животное. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира, который  лучше, чем теплая шуба. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. На верхней губе у моржа находятся длинные  толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь,  но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Моржи питаются рыбками, рачками).

Ещё у моржей есть белые клыки, при помощи которых они взбираются на скалы, втыкают клыки и поднимаются. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.

Игра «Подскажи словечко» подобрать подходящие по смыслу прилагательные.

пасть моржа — моржовая пасть

голова моржа — ...

нос моржа — ...

клыки моржа — ...

ласты моржа — ...

тело моржа — .

  1. У ленивого растяпы
    Превратились в ласты лапы.
    Спит на льдине целый день
    Толстый маленький ............(тюлень) Слайд №4

Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?

Дети: Ласты.

Воспитатель: верно ласты. Передние ласты вместо вёсел, а задние, как руль. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Если тюлень водное животное, то, как вы думаете, чем он питается?  (Рыбой питается)

Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы. Как называют детеныша тюленя? Слайд №5 Как вы думаете,  почему детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас? (Для того что бы быть незаметным для хищников).

Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей?

Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.

 Игра «Назови со словом много».

Один морж, а много…

Один медведь, а много…

Один олень, а много…

Один тюлень, а много…

Одна сова, а много…

Один кит, а много…

Как  называют самую большую разновидность тюленей? Слайд №6  

  1. Морские слоны — это разновидность тюленей. Они самые крупные из всех видов тюленей, даже моржей, они имеют утолщенный мясистый вырост на носу, похожий на короткий хобот. Используют для устрашения и усиления грозного рыка (рычания). Слонихи хобота не имеют. Шкура морских слонов толстая и грубая как у моржа, но покрыта коротким густым мехом как у настоящих тюленей.

Следующее задание от слона.

Задание: «Закончи предложение».

Чьи рога показались над холмом? (Оленьи). - Это идет большой …. (Олень). За ним идет мама…(олениха) с маленьким …(олененком). - В море плывет ….(морж) с мамой…(моржихой) и маленьким... (моржонком). - На нас смотрит огромный…(тюлень). Рядом с ним - мама…(тюлениха) с маленьким…(тюлененком).                                                                                                                                                                                          

Физкультминутка

Здесь всюду холод, лед и тень,                             дети обнимают себя за плечи

Полгода — ночь,                                                   закрывают глаза ладонями

Полгода — день.                                            Выпрямляются, поднимают руки  вверх                                                                                                      Из льда здесь люди строят дом,                 Соединяют руки над головой    «крыша»    

И океан покрыт весь льдом.                               Разводят руки в стороны

Зверей ты здесь почти не встретишь.           Ставят ладонь козырьком над глазами

И птиц ты в небе не заметишь.                         Делают махи руками

Лишь   мишка,   белый,   словно иней,                 Подражают походке медведя

Хозяин ледяной пустыни.                                     Руки на поясе, стоят смирно

  1. Этот житель круглый год
    Лишь на Севере живет.
    Он с ветвистыми рогами
    И со стройными ногами.
    А на ножках тех копыта,
    Зверь хороший, не сердитый.
    Мох жует он целый день.
    Это северный … (олень). Слайд № 7

Воспитатель: Правильно -  Северный олень. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта оленя особенные.  Слайд №8

Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Но края копыт ещё и крепкие, острые.  Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога.

Опытная деятельность «Для чего оленю широкие копыта?»
Из пластилина, приготовлены заранее лепёшки, толщиной 1-1, 5 см.
Для опыта, заранее изготавливают предметы с острыми и широкими концами. (Тыкают разными предметами в лепёшки из пластилина.)
Что вы заметили? (Различные предметы по разному проваливаются в пластилин.)
Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?

         5.  Вос-ль: Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?

Правильно, это белый медведь слайд № 9

Вос-ль:  Мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – белая, а вот кожа у него – черная. Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает.  Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают  медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, представьте, он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?

Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Как вы думаете,  белый медведь впадает в спячку?

Предполагаемые ответы детей.

Вос-ль: Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке. Слайд №10. Как называют детеныша белого медведя?

Медведь приготовил вам несколько вопросов о себе.

- Зачем белый медведь закрывает лапой нос? (Когда охотится, чтобы не было его заметно).

- Почему не холодно белому медведю? (Толстый подкожный слой жира).

- Где мы можем встретить белого медведя. ( В зоопарке)

 

Исследовательский эксперимент.

Вос-ль: Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?

 Предполагаемые ответы детей.

Опыт: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее

внимательно. Что вы видите?

Дети: Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.

Вос-ль.: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?

Дети: эта вода превратиться  в корочку льда.

Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?

Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.

Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?

Дети: Капли  воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.

Вос-ль: Вот и белый медведь не покрываются льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром).  У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.

В конце нашего путешествия предлагаю игру.

игра «Скажи какой».

Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.

Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.

Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.

Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.

Наше путешествие подошло к концу. С какими животными мы сегодня встретились?

Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают, что  помогает животным выжить в этих суровых условиях?

-Толстый слой жира, густа шерсть,

-Широкие лапы, окраска меха 

А это вам ребята подарки от Умки.

Игра «Собери животное»

Цель: Закрепление знаний, о животных севера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познаем Мир_«Увлекательное Путешествие».

Цель: развивать у детей творческую деятельность, познавательные интерес, интеллектуальные способности детей на основе игровой мотивации. Задачи:- упражнять детей в правильном использовании ...

Занятие по коррекционной ритмопластике "Увлекательное путешествие"

Занятие предназначено для старших дошкольников с нарушением зрения, содержит  в себе здоровьесберегающие технологии, будет интересным и для воспитателей....

«Увлекательное путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена»

Продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсена. Повторить знакомые сказки (сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Соловей».Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение...

Увлекательное путешествие на вертолете ДПС

Правила дорожного движения....

"Увлекательное путешествие". Конспект открытого комплексного мероприятия по ПДД в младшей группе

"Увлекательное путешествие". Конспект открытого комплексного мероприятия по ПДД в младшей группе.Автор-разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солныш...

Проект "Увлекательное путешествие по участку"

Инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно - образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности. Проект по благоустройству участка "Увлекательное пу...

«Увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы«Увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина»с использованием ЭОР...