НОД «Увлекательное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка «Детский сад №125»
НОД интегративного характера
(в рамках Недели открытых дверей для родителей).
Тема «Увлекательное путешествие»
Образовательная область «Познавательное развитие».
Интеграция с другими образовательными областями:
«Речевое развитие», «Социально – коммуникативное»
(старший дошкольный возраст)
Воспитатель старшей группы «Дружба»
МБДОУ – ЦРР «Детский сад №125»
Жукова Н.А.
Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.
Программные задачи:
Образовательные: углублять представления детей о диких животных холодных стран; систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Развивающие: развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику; развивать связную речь и умение правильно строить предложение; развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками. Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитательные: воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Материалы и оборудование:
1. Глобус.
2. Иллюстрации с изображением животных Крайнего Севера.
3. Пластилин, стеки, крышки от пробок.
4. Таз с водой, детский крем, бумажные и влажные салфетки.
5. Иллюстрации с изображением природы разных климатических зон.
6. Мультимедийная установка.
Литературный ряд: загадки о животных Севера.
Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с картинками животных севера, чтение художественной литературы и стихов, разгадывание загадок.
Ход НОД
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Вос-ль: Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели березовый лес, на другом - джунгли, на третьем - пустыню, но художники забыли разместить животных, я предлагаю расселить животных по месту их обитания.
Проводиться игра «Кто, где живет». На столах перед детьми лежат картинки с животными Севера и Жарких стран, дети кладут картинку с животным к одной из сюжетных картин, т. есть к месту его обитания.
Воспитатель: Ребята, на одной картинке животных нет. Как вы думаете, а здесь что изображено?
Где на земле лежат вечные снега? слайд №1
Воспитатель: Северный полюс – центр северного ледовитого океана, который покрыт толстым слоем льда Прилегающие к нему земли называют Арктикой. Здесь круглый год холодно, морозно. Есть ещё одна удивительная особенность этого края – здесь день не чередуется день с ночью, как это происходит в том месте, где мы живём. Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.
Воспитатель: кто покажет на глобусе, где находится Северный полюс?
(работа с глобусом)
Ребята, север – это не только северный полюс, к северу относится и тундра, слайд № 2, которая находится южнее северного полюса. В тундре очень холодный климат во все времена года, но здесь бывает лето. Оно очень короткое и прохладное, только местами тает снег.
Казалось бы, кто станет жить в таких условиях?! Так нет же – для кого-то - это родной и любимый дом.
Воспитатель: Я предлагаю вам отправимся в путешествие и узнать, кто же живет на Севере.
Игра «Бывает - ли это на Севере?». Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и отвечает «да» или «нет», бросает назад воспитателю. Вопросы: - На Севере шумят леса? (Нет). - На Севере лежат снега? (Да). - Ночь бывает полгода? (Да). - День бывает полгода? (Да). - Белки живут на Севере? (Нет). - На Севере летом тает снег? (Нет). - На Севере живут пингвины? (Нет). - Летом на Севере много птиц? (Да). - Летом люди купаются в океане? (Нет). - Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да). - Белые киты живут в берлоге? (Нет).
Но чтобы перейти к знакомству животными, нам необходимо отгадать все загадки и выполнить предложенные задания.
- Они на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут….. (моржи). Слайд № 3
Воспитатель: Морж – это большое животное. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира, который лучше, чем теплая шуба. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются? (Моржи питаются рыбками, рачками).
Ещё у моржей есть белые клыки, при помощи которых они взбираются на скалы, втыкают клыки и поднимаются. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки.
Игра «Подскажи словечко» подобрать подходящие по смыслу прилагательные.
пасть моржа — моржовая пасть
голова моржа — ...
нос моржа — ...
клыки моржа — ...
ласты моржа — ...
тело моржа — .
- У ленивого растяпы
Превратились в ласты лапы.
Спит на льдине целый день
Толстый маленький ............(тюлень) Слайд №4
Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на тюленя. Что у него вместо ног?
Дети: Ласты.
Воспитатель: верно ласты. Передние ласты вместо вёсел, а задние, как руль. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Если тюлень водное животное, то, как вы думаете, чем он питается? (Рыбой питается)
Во время ныряния ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются, чтобы вода не попала внутрь. У них тоже есть усы. Как называют детеныша тюленя? Слайд №5 Как вы думаете, почему детеныши тюленя белого цвета, для чего им нужен белый окрас? (Для того что бы быть незаметным для хищников).
Правильно, ведь мать приплывает к детёнышу один раз в день, чтобы покормить его молоком. Как вы думаете, что спасает от холода тюленей?
Дети: От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира.
Игра «Назови со словом много».
Один морж, а много…
Один медведь, а много…
Один олень, а много…
Один тюлень, а много…
Одна сова, а много…
Один кит, а много…
Как называют самую большую разновидность тюленей? Слайд №6
- Морские слоны — это разновидность тюленей. Они самые крупные из всех видов тюленей, даже моржей, они имеют утолщенный мясистый вырост на носу, похожий на короткий хобот. Используют для устрашения и усиления грозного рыка (рычания). Слонихи хобота не имеют. Шкура морских слонов толстая и грубая как у моржа, но покрыта коротким густым мехом как у настоящих тюленей.
Следующее задание от слона.
Задание: «Закончи предложение».
Чьи рога показались над холмом? (Оленьи). - Это идет большой …. (Олень). За ним идет мама…(олениха) с маленьким …(олененком). - В море плывет ….(морж) с мамой…(моржихой) и маленьким... (моржонком). - На нас смотрит огромный…(тюлень). Рядом с ним - мама…(тюлениха) с маленьким…(тюлененком).
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лед и тень, дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода — день. Выпрямляются, поднимают руки вверх Из льда здесь люди строят дом, Соединяют руки над головой «крыша»
И океан покрыт весь льдом. Разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. Ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. Делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, Подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. Руки на поясе, стоят смирно
- Этот житель круглый год
Лишь на Севере живет.
Он с ветвистыми рогами
И со стройными ногами.
А на ножках тех копыта,
Зверь хороший, не сердитый.
Мох жует он целый день.
Это северный … (олень). Слайд № 7
Воспитатель: Правильно - Северный олень. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта оленя особенные. Слайд №8
Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Но края копыт ещё и крепкие, острые. Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога.
Опытная деятельность «Для чего оленю широкие копыта?»
Из пластилина, приготовлены заранее лепёшки, толщиной 1-1, 5 см.
Для опыта, заранее изготавливают предметы с острыми и широкими концами. (Тыкают разными предметами в лепёшки из пластилина.)
Что вы заметили? (Различные предметы по разному проваливаются в пластилин.)
Теперь попробуйте объяснить, почему же у северного оленя широкие копыта?
5. Вос-ль: Кто, по вашему мнению, является главным жителем северных просторов?
Правильно, это белый медведь слайд № 9
Вос-ль: Мех белого медведя и вовсе не белый, каждый волосок – прозрачный. Он отражает солнечный свет, и создается впечатление, что шерстка – белая, а вот кожа у него – черная. Белый медведь носит ещё одно название – медведь морской. Его встречали плывущим в открытом море за сотню километров от ближайшей суши или льдин. Когда медведь ныряет, он держит глаза открытыми, а ноздри и ушные раковины сжимает. Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, представьте, он может обнаружить пищу под толстым слоем снега. Как вы думаете, ребята, чем питается медведь?
Дети: Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.
Как вы думаете, белый медведь впадает в спячку?
Предполагаемые ответы детей.
Вос-ль: Зимой у белых медведей появляется потомство. Представляете, у этого огромного животного детеныши рождаются крохотными, новорожденный медвежонок может поместиться у нас на ладошке. Слайд №10. Как называют детеныша белого медведя?
Медведь приготовил вам несколько вопросов о себе.
- Зачем белый медведь закрывает лапой нос? (Когда охотится, чтобы не было его заметно).
- Почему не холодно белому медведю? (Толстый подкожный слой жира).
- Где мы можем встретить белого медведя. ( В зоопарке)
Исследовательский эксперимент.
Вос-ль: Интересно, а почему медведь не покрывается льдом, когда он вылезает из воды на такой сильный мороз?
Предполагаемые ответы детей.
Опыт: В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее
внимательно. Что вы видите?
Дети: Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды.
Вос-ль.: Что произойдет, если сейчас ударит мороз?
Дети: эта вода превратиться в корочку льда.
Вос-ль: Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили?
Дети: Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками.
Вос-ль: Давайте попробуем встряхнуть руку. Что случилось с капельками воды?
Дети: Капли воды с руки слетели. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Вос-ль: Вот и белый медведь не покрываются льдом. Он вылезает из воды и что делает? (встряхивается). Вода с него слетает, почему? (его мех покрыт жиром). У белого медведя и лапы приспособлены для жизни во льдах океана. Чтобы легче было держаться на льду, подошвы его лап покрыты длинным водонепроницаемым мехом.
В конце нашего путешествия предлагаю игру.
игра «Скажи какой».
Морж (какой?)- большой, неповоротливый, толстый, неуклюжий.
Северный олень (какой?) - красивый, быстрый, грациозный.
Тюлень (какой?) - черный, блестящий, большой, мокрый.
Белый медведь (какой?) – огромный, сильный, толстолапый.
Наше путешествие подошло к концу. С какими животными мы сегодня встретились?
Как приспособились животные Севера к большим холодам? Почему они не замерзают, что помогает животным выжить в этих суровых условиях?
-Толстый слой жира, густа шерсть,
-Широкие лапы, окраска меха
А это вам ребята подарки от Умки.
Игра «Собери животное»
Цель: Закрепление знаний, о животных севера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познаем Мир_«Увлекательное Путешествие».
Цель: развивать у детей творческую деятельность, познавательные интерес, интеллектуальные способности детей на основе игровой мотивации. Задачи:- упражнять детей в правильном использовании ...
Занятие по коррекционной ритмопластике "Увлекательное путешествие"
Занятие предназначено для старших дошкольников с нарушением зрения, содержит в себе здоровьесберегающие технологии, будет интересным и для воспитателей....
«Увлекательное путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена»
Продолжать знакомство детей с творчеством Г.Х.Андерсена. Повторить знакомые сказки (сюжет, главные герои) и познакомить со сказкой «Соловей».Учить детей понимать мораль сказки, выражать свое отношение...
Увлекательное путешествие на вертолете ДПС
Правила дорожного движения....
"Увлекательное путешествие". Конспект открытого комплексного мероприятия по ПДД в младшей группе
"Увлекательное путешествие". Конспект открытого комплексного мероприятия по ПДД в младшей группе.Автор-разработчик: Т.П. Масленцева, воспитатель первой младшей группы МБДОУ ЦРР Детский сад №36 «Солныш...
Проект "Увлекательное путешествие по участку"
Инновационная педагогическая деятельность по обновлению воспитательно - образовательного процесса с учётом разнообразной детской деятельности. Проект по благоустройству участка "Увлекательное пу...
«Увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина»
Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы«Увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина»с использованием ЭОР...