Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ" (опытно-исследовательская деятельность).
проект по окружающему миру (старшая группа)
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Важно, чтобы в ДОУ одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры детей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование, так как это позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это в свою очередь влияет на их самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_leto.docx | 661.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №78
города Калининграда
Летний проект
«НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ»
опытно-
исследовательская
деятельность
в старшей группе
«Акварелька»
Составители: Войтова И.М.
Завадская Т.В
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Важно, чтобы в ДОУ одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры детей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование, так как это позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это в свою очередь влияет на их самооценку.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать условия для объединения детей и родителей с целью привлечения к совместной познавательной деятельности с использованием опытов и экспериментов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
4. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
5. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
6. Мотивировать родителей и детей на совместную экспериментальную деятельность.
7. Научить детей составлять алгоритмы исследований для дальнейшей самостоятельной работы совместно с родителями.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
1.Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
2.Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
3.Установить план исследования.
4.Уточнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
5.Распределить детей на подгруппы.
6.Провести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план. Фотофиксация этапов работы.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы. Провести анализ полученных результатов. Презентация проекта.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
МАДОУ д/с 78, группа «Акварельки»
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:
Июнь – август.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для педагогов - положительная динамика развития у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Для детей - удовлетворение при получении результатов опытов, рост самооценки.
Для семей воспитанников - возможность заняться увлекательной деятельностью в домашнем кругу, условия для эмоционального внутрисемейного досуга.
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
1. Любите ли вы и ваш ребёнок эксперименты?
2. Какой бы опыт выбрал Ваш ребёнок? (отметить галочкой)
- с воздушным шариком
- с водой
- с бумагой
- с огнём
- с магнитом
3. Ваш ребёнок в опытах и экспериментах: (отметить галочкой)
- исследователь
- слушатель
- учитель
- созерцатель
4. Какова ваша роль в опытах и экспериментах дома: (отметить галочкой)
- помощник
- созерцатель
– учитель
5. Продолжает ли ребёнок экспериментирование, начатое в детском доме- интернате, дома? Если да, то, как часто?
6. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями?
7. Ответить на этот вопрос нужно да или нет.
Мамы, папы приходите
В клуб наш поскорей вступите
Это всё – эксперименты
Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим мы знать!
Всё нужное зарисовать!
Как наш опыт получился?
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
Постарайтесь дать ответ: С нами Вы или нет?
Июнь (1 - 3 неделя)
Опыты с водой.
« Что такое вода?»- бесцветная, прозрачная, без вкуса, имеет 3 состояния (газообразное - пар, жидкое, твердое- лед)
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода может изменить свой вкус»
Задача: выявить свойства воды: может приобретать вкус.
Растворить в воде соль, сахар, лимон.
Вывод: вода может изменять свой вкус в зависимости от вещества которое добавили.
«Вода принимает форму сосуда».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Животворное свойство воды».
Задача: знать кому и зачем нужна вода (растениям, животным, птицам, человеку – всему живому). Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Поставить цветы в сосуд с водой, и цветок – без воды. В растениях есть вода, вода испаряется - растение гибнет.
Вывод: цветок без воды завял. Все живое гибнет без воды.
«Капнем капельку в муку»
Задача: познакомить детей с методом образования облаков на примере с мукой.
Насыпать на поднос муку и брызнуть на нее из пульверизатора – образуются шарики, покрытые мукой.
Вывод: пылинки вокруг себя собирают мелкие капли воды, образуя одну большую каплю. Таким же образом происходит образование облаков. Вода склеивает муку – принцип замешивания теста.
«Тонет – не тонет».
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать - предмет тонет.
«Фонтанчики»
Задача: объяснить принцип работы фонтана. Проделать в пустой бутылке дырочки гвоздиками со шляпками и оставить в бутылке. Налить воду в эту бутылку, вытащить гвоздики – вода вытекает с напором из дырочек, получается фонтан. Вывод: вода находит дырочку и вытекает из нее, а через заткнутые дырочки она не течет.
«Вода может склеивать».
Задача: познакомить детей со склеивающими свойствами воды.
Берем два листочка бумаги, соединяем их и двигаем в разных направлениях (свободно двигается). Опустить в воду листы бумаги, соединяем, пробуем сдвинуть листы – не двигаются.
Вывод: вода обладает склеивающим действием.
«Набираем воду в спринцовку»
Задача: объяснить принцип набирания воды в резиновую спринцовку.
Сначала необходимо выпустить воздух из спринцовки. Для этого нужно сильно нажать на нее, опустить узкий кончик в воду и расслабить нажим. Чтобы проверить набралась ли вода, опять нажимаем на спринцовку, выпускаем воду.
Вывод: воду можно набирать методом всасывания.
«Распылитель воды»
Задача: объяснить детям, что вода может идти струей из трубы, а может и разбрызгиваться из мелких дырочек под сильным давлением.
Самостоятельное исследование: попробовать пользоваться распылителем. Как мелкая пыль вода садится на листья, затем собирается в капли и стекает вниз.
Вывод: мелкие капельки могут объединяться в большую каплю. От тяжести она сползает вниз, образуя лужицу. Распылитель используют при поливе овощных культур на больших площадях.
«Вода впитывается в предметы различной структуры и плотности». Возьмите белый шнурок, кусочек бумажной салфетки, два стакана с водой, горлышко пластиковой бутылки, маркеры. Раскрасьте один край салфетки в цвета радуги, шнурок - в те же цвета по длине шнурка через промежутки. Опустить раскрашенный край салфетки в воду, а шнурок закрепить в горлышке бутылки, другой конец опустить в стакан с водой.
https://youtu.be/tJsBMN66zmk «Что такое вода»
https://youtu.be/DIekBn99cV4 «Секреты воды»
https://youtu.be/wlCpiBvA_ww «Круговорот воды в природе»
https://youtu.be/bhPrv_LJNuY «Круговорот воды в природе»
https://youtu.be/InX_57Ova6A «Откуда берется дождь»
https://youtu.be/yHKw-G6ew80 «Сказка о молекуле воды»
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Берегите воду Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Июнь – 4 неделя
Опыты с воздухом «Таинственный невидимка»
«Воздух повсюду». Наблюдение на метеостанции д/с.
Задача: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость.
Материал и оборудование: воздушные шары, таз с водой, стакан, веера.
«Почувствуй воздух» - дети машут веером возле своего лица. Что чувствуем? Воздух мы не видим, но он везде окружает нас.
Пустой стакан опускают в таз с водой так, чтобы он начал заполняться. Что происходит? Почему из стакана выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из стакана. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
Вывод: назовите предметы которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем воздушные шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым
Дети выдвигают гипотезы:
Воздух есть везде, потому, что мы…
«Почему летит ракета?»
Задача: познакомить детей с принципом полета ракеты.
Надуть воздушные шарики и отпустить их.
Вывод: когда мы отпускаем надутый шарик, воздух стремится выйти наружу. Действие воздушной струи вызвало реакцию противодействия, и шарик полетел в противоположном направлении от выходящей струи воздуха. По такому же принципу летит и ракета, только баки ракеты заполняют горючим. Горючее вспыхивает по команде «Зажигание» и превращается в раскаленный газ. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие в днище ракеты. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков – в другую. С помощью руля управляют струей вылетающих газов, и ракета летит в нужном направлении. Так работает реактивный двигатель ракеты.
«Где ты, таинственный невидимка?»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
Вывод: если сильно дуть на полоски бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Вертушка»
Задача: Научить детей определять направление ветра. Ветер дует на лопасти вертушки под углом, и она крутится.
«Плавающий апельсин».
Задача: Доказать, что в кожуре апельсина есть воздух.
Материалы: 2 апельсина, большая миска с водой.
Методические приемы: Один апельсин положим в миску с водой. Он будет плавать. И даже, если очень постараться, утопить его не удастся. Очистим второй апельсин и положим его в воду. Апельсин утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.
Вывод: Апельсин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.
Андреева-Доглядная Марина
Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
***
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
***
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
***
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
***
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Сказка о добром Воздухе»
Жил-был на свете воздух. Любил он дружить с моей мамой, папой, бабушкой, дедушкой и моей маленькой сестрёнкой Ксюшей. С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу в милицию и помогал ловить преступников. С маленькой Ксюшей воздух спал на балконе, и ей так легко было дышать. Воздух приходил постоянно в наш садик Он играл с нами в различные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные. Помогал он в работе и нашей Светлане Валерьевне. Особенно хорошо было ей с воздухом тогда, когда мыла веранду на площадке. Воздух старался быть с ней всегда. Воспитательницы наши тоже не ругались с воздухом.
Они проводили с ним различные опыты, мы помогали им. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами, транспортом.
Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл серый дым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо. Пожарники увидели дым и быстро приехали тушить. Они поругали дядя Васю и потушили костёр. Воздух обрадовался и вернулся обратно в город. Люди узнали, что вернулся к ним воздух, и настроение сразу стало хорошее. Вот и сказке конец, а кто дружит с воздухом, молодец.
https://youtu.be/PacNM8Ojj7Y «Что такое воздух»
https://youtu.be/M8U88HblIq8 «Из чего состоит воздух»
Июль
«Солнечные фокусы»
Опыты с солнечными лучами
«Что такое солнце»
Задача: Закрепить представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.
«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Солнечные зайчики»
Задача: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом и блестящими предметами).
Поймать луч света и направить его в нужном направлении, прятать их, прикрыв ладошкой.
Вывод: зеркало отражает луч света и само становится источником света. От небольшого движения зеркала солнечный зайчик перемещается на большое расстояние. Ровная блестящая поверхность тоже может отражать солнечные лучи (диск, фольга, стекло на телефоне, на часах и т. д.)
Предложите детям подумать и высказать свои предположения: почему мы говорим "зайчик"? Наверное, потому, что солнечный лучик, отраженный от зеркала или стекла, очень непоседлив, постоянно прыгает и убегает от нас, прячется и может вообще исчезнуть, спрятаться. Он все время куда-то спешит, как настоящий зайчик.
Предложите детям подумать, на что похож солнечный зайчик. Затем попросите их объяснить, что такое солнечный зайчик. Почему обычный зайчик никогда не сможет догнать солнечного? Почему солнечный зайчик дрожит? А что такое - солнечный луч? Откуда он к нам приходит? Солнечный лучик очень хитрый, у него есть свои секреты, которые он скрывает от нас.
«Солнечная лаборатория»
Задачи: Показать, предметы, какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце?
Разложить на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросить детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, а какой - самым холодным? Можно набрать в два стакана воды, один смешать с черной краской. Через два часа измерить температуру воды водным градусником. Сделать выводы.
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его.
«Откуда радуга берётся?»
Задачи: Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Поставить миску с водой на самое солнечное место. Опустить небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Повернуть зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найти положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
«Солнечные часы»
Задача: познакомить детей с конструкцией солнечных часов, расширять кругозор, вводя новые понятия.
«Выгорание цвета на солнце»
https://youtu.be/FBEY8x4glIQ- облака и солнце.
https://youtu.be/hCHwcnYVGhg - видеоролик о солнце.
Июль – 2 половина
Опыты с песком
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Чьи следы?»
Задача: закрепить представления детей о свойствах песка, развивать наблюдательность.
Дети берут игрушки и подбирают отпечатанные следы на мокром песке для своей игрушки.
Вывод: отпечаток получается на мокром песке. Сделать песок влажным, оставить отпечаток своей ладошки. Из мокрого песка можно строить (сделать постройку).
«Свойства сухого песка»
Задача: познакомить детей со свойствами сухого песка.
1.Взять песок в ладошки и высыпать тонкой струйкой на поднос.
2.Рассмотреть песчинки через лупу или увеличительное стекло.
3.Подуть через трубочку на сухой песок в подносе.
4.Насыпать песок на горку – песок скатывается вниз.
Вывод: песок состоит из отдельных песчинок, а между ними находится воздух, поэтому песок может сыпаться тонкой струйкой вниз и каждая песчинка самостоятельно может катиться по наклонной горке.
«Свойства мокрого песка»
Задача: знать, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет, из мокрого песка можно лепить.
Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок не потеряет свою форму и станет твердым, как камень. Вот так песок используют при строительстве домов.
Вывод: мокрый песок нельзя пересыпать, зато из него можно лепить. Он принимает любую форму. Когда песок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга.
«На каком песке легче рисовать?»
Задача: выявить, что на ровной поверхности мокрого песка легче рисовать палочкой. Это происходит потому, что в мокром песке песчинки склеивает между собой вода, а в сухом песке между песчинками находится воздух и он рассыпается.
Попробовать рисовать на сухом, а затем на мокром песке палочками.
Вывод: на мокром песке рисунок получается ярче, четче, виднее.
«Песчаный конус»
Задача: показать, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга.
Берем горсти сухого песка и медленно высыпаем их струйкой так, чтобы песок падал в одно и то же место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте будут возникать «сплывы» - движение песка, похожее на течение. Это происходит потому что песок состоит из отдельных маленьких песчинок. Они не скреплены друг с другом, поэтому они могут передвигаться относительно друг друга.
Вывод: слои песка и отдельные песчинки могут передвигаться относительно друг друга.
«Волшебный рисунок»
Задача: дать детям представление о том, что песком можно рисовать.
На листе бумаги делаем рисунок клеем-карандашом, затем сверху посыпаем сухим песком, стряхиваем лишний песок, появляется рисунок, нарисованный песком.
Вывод: песчинки прилипают к клею – песок можно приклеивать.
«Почва»
Почему землю называют «живой»? Кто живёт в почве?
- Опыт с почвой. Опускаем в банку с водой почву и наблюдаем, появятся ли в воде пузырьки воздуха.
Вывод: в почве есть воздух.
- Что произойдёт с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду где им захочется?
Вывод: чем больше мест в лесу, парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется, а на некоторых участках могут исчезнуть совсем.
«Камни»
Задачи - развивать любознательность, внимание;
- поддерживать интерес к познанию окружающей действительности с помощью постановки проблемных вопросов;
- развивать связную речь;
Материал: лупы
Ход эксперимента
Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, узоры, кристаллики.)
Август.
Опыты, организованные дома с родителями. Демонстрация опытов самостоятельно. Подведение итогов. Презентация проекта.
Исходя из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста, можно выделить следующие показатели овладения детьми экспериментальной деятельностью.
Мониториг
Отношение к экспериментальной деятельности
Высокий
Познавательное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.
Самостоятельно видит проблему. Активно высказывает предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами.
Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге с взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.
Формулирует в речи достигнутый или недостигнутый результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Способен устанавливать разнообразие, временные, последовательные, причинные связи. Делает вывод.
Средний
В большинстве случаев ребенок проявляет активный познавательный интерес.
Видит проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предположения, выстраивает гипотезу самостоятельно или с небольшой помощью других (сверстников или взрослого).
Принимает активное участие при планировании деятельности совместно с взрослым.
Самостоятельно готовит материал для экспериментирования, исходя из качеств и свойств. Проявляет настойчивость в достижении результатов, помня о цели работы.
Может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослого.
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решать без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации педагог должен убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открывать ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
НУЖНО:
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с различными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникнет необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, назначение воспитания и обучения программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников являются разрешение проблемных ситуаций, проведение элементарных опытов, экспериментирование, изготовление моделей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот то, что получается в результате опыта, можно объяснить и понять.
Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоположные тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник. 1997 №1 стр. 6.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М: Сфера, 2004.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н.Прохоровой – М: АРКТИ, 2004.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. – Обруч, 1997 - №2.
Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной.- Обруч, 1998 - №2.
Рыжова Н.А. Воздух – невидимка – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж, 2009.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми
всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось еще и еще раз
возвратиться к тому, что он узнал».
В.А. Сухомлинский
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
Всё воспитание и обучение детей строится в личностно-ориентированной модели. Главное - это необходимость развития каждого ребёнка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка. На современном этапе необходимо поднять уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Углубленная работа по организации познавательно-исследовательской деятельности детей даёт определённые положительные результаты. Осознавая важность выбранной темы, в группе создаются все условия для познавательной активности детей.
Главными задачами во взаимодействии с родителями является:
- во-первых, установление партнёрских отношения с семьёй каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей;
- во-вторых, создание атмосферы общности интересов;
- в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.
Детские годы самые важные и как они пройдут, зависит от родителей и от нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
Немаловажное значение в работе с семьёй имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребёнка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.
Показателями успешности развития творческих способностей детей являются выставки детского творчества, конкурсы, выступление детей в ДОУ (на родительских собраниях, в дни открытых дверей, на методических объединениях детских садов района и т.д.), посещение кружков художественно-творческого и музыкально эстетического развития при поступлении в школу.
На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях, призываем родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии. Родителям позволяется присутствовать на занятиях, привлекаются к участию в совместных досуговых мероприятиях. Это способствует совершенствованию воспитания ребёнка в семье, его нравственно-эстетического развития.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации, мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Доказываем, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком, как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
В нашей группе проводилось анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей («Анкета для родителей» в приложении): что показало: 62% родителей ответили, что экспериментирование детей проявляется в игровой деятельности: рисование (смешивание красок), конструирование, в играх с песком, водой, воздухом; 38 % родителей сказали, что дети делятся открытиями с ними.
Из этого следует, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Неизвестная старина"
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»Срок реализации: 2013-2016годЦелевая группа: дети 6-7 лет...
Проект "Неизвестная старина"
Проект Воспитание духовности посредством приобщения детей к русской народной культуре «Неизвестная старина»Срок реализации: 2013-2016годЦелевая группа: дети 6-7 лет...
Летний проект по опытно – экспериментальной деятельности «Чудеса, опыты, эксперименты» в средней группе
Актуальность Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопр...
Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
laquo;Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. ЭмерсонАКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, с...
Летний экологический проект «Насекомые вокруг нас»Летний проект "
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок проекта: летний период.Участники проекта: воспитатели, воспитанники группы «Звездочки мечтатели», их родители.Цель проекта: Создать услови...
Летний проект по познавательно-иследовательской деятельности "Мы почемучки и следопыты"
Тема проекта: "Лаборатория неживой природы"Тип проекта: информационнно-исследовательскийДлительность проекта: 3 месяца...
Проект «Неизвестное рядом»
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности дете...