Проект «Неизвестное рядом»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Важно, чтобы в ДОУ одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры детей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование, так как это позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это в свою очередь влияет на их самооценку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eksperementy_leto.docx | 137.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад"Родничок" городского округа Рефтинский
Летний проект
«НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ»
опытно-
исследовательская
деятельность
в старшей группе
«Радуга»
Составители: Фомина М.В.
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Важно, чтобы в ДОУ одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры детей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование, так как это позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это в свою очередь влияет на их самооценку.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создать условия для объединения детей и родителей с целью привлечения к совместной познавательной деятельности с использованием опытов и экспериментов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, то есть способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
2. Развивать наблюдательность, мышление, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обогащать словарный запас детей, развивать речь.
3. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
4. Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
5. Воспитывать такие качества как желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
6. Мотивировать родителей и детей на совместную экспериментальную деятельность.
7. Научить детей составлять алгоритмы исследований для дальнейшей самостоятельной работы совместно с родителями.
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ – ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ:
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ:
#1059;становить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
#1055;одобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
#1059;становить план исследования.
#1059;точнить правила безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментов.
#1056;аспределить детей на подгруппы.
#1055;ровести анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Проведение экспериментов с дошкольниками должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление познания мира, умение изобретать, работать в коллективе, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, позволяют создавать творческую личность.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный.
Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
Составление планирования опытно- экспериментальной деятельности
Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно- экспериментальной деятельности. Перспективный план. Фотофиксация этапов работы.
3 этап – заключительный.
Определить эффективность проведенной работы. Провести анализ полученных результатов. Презентация проекта.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:
С 13 по 16 июня 2023г
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Для педагогов - положительная динамика развития у детей познавательной активности, творческого воображения, коммуникативных навыков.
Для детей - удовлетворение при получении результатов опытов, рост самооценки.
Для семей воспитанников - возможность заняться увлекательной деятельностью в домашнем кругу, условия для эмоционального внутрисемейного досуга.
Вторник (13 июня)
Опыты с водой.
« Что такое вода?»- бесцветная, прозрачная, без вкуса, имеет 3 состояния (газообразное - пар, жидкое, твердое- лед)
«Вода может изменить свой цвет»
Задача: выявить свойства воды: может окрашиваться в разные цвета.
Опустить в воду кристаллики марганцовки и капнуть зеленку.
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.
«Вода может изменить свой вкус»
Задача: выявить свойства воды: может приобретать вкус.
Растворить в воде соль, сахар, лимон.
Вывод: вода может изменять свой вкус в зависимости от вещества которое добавили.
«Вода принимает форму сосуда».
Задача: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита.
Заполнить сосуды водой.
Вывод: вода принимает форму сосуда.
«Тонет – не тонет».
Задача: дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
В тазик с водой опускаем различные по весу предметы.
Вывод: если предмет легкий, вода держит его на поверхности. Если предмет тяжелый, он давит на воду. Она не может его удержать - предмет тонет.
Кто знает, откуда берется вода?
Кто знает, откуда берется вода?
Быть может, из снега? Быть может, из льда?
А может, с подземных ключей она бьет
И всем она жизнь и цветенье дает. Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
Немало учебников нужно читать.
А так же различных журналов и книг,
Чтоб все ее тайны открылись нам в миг.
Что такое вода?
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом она. Даже в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Берегите воду Вода - это то, что всем жизнь нам дает.
Что силы и бодрости нам придает.
Кристально чиста или очень грязна.
В любом состоянье полезна она.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Для них лишь в болоте покой и уют.
Для нас же вода должна чистою быть,
Что б мы не боялись и мыться, и пить.
Не менее, впрочем, полезна вода
Которая в виде замерзшего льда.
Она охлаждает, морозит, бодрит.
И в зной нам прохладу и радость дарит.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Среда (14 июня)
Опыты с воздухом.
«Где ты, таинственный невидимка?»
Задача: дать детям представление о том, что воздух можно увидеть.
Выдохнуть воздух через коктейльную трубочку в емкость с водой.
Повесим посреди комнаты (например, на люстре) полоски бумаги или ленточки. От сквозняка они начнут шевелиться. Вот мы и увидели тебя, невидимка!
Вывод: если выдохнуть воздух в воду, то он скапливается в виде воздушных шариков и поднимается вверх. Воздух легче воды. Вода выталкивает воздушные шарики, которые стремятся вверх.
Вывод: если сильно дуть на полоски бумаги, то движения воздуха будет очень быстрым, получится « ветрище», а если дуть легко - движение воздуха будет слабым, получится «ветерок». Ветер - это движение воздуха.
«Ловим воздух»
Задача: дать детям представление о том, что воздух везде вокруг нас.
Открыть прозрачный целофановый пакет, как бы «зачерпнуть» в него воздух, закрутить края. Пакет надулся и стал плотным, потому что в нем воздух. Вывод: воздух прозрачный, невидимый, легкий.
«Почему летает воздушный змей?»
Воздушный змей – это конструкция, которая парит в воздухе и которая намного его тяжелее. Главная причина удержания змея над землёй – это движение потока воздуха по отношению к нему.
Андреева-Доглядная Марина
Воздух — это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.
Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.
Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.
Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?
***
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
***
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня.
***
Окружает нас всегда,
Мы им дышим без труда.
Он без запаха, без цвета.
Угадайте, что же это?
***
Для дыхания он нужен,
С ветром, вьюгой очень дружен.
Окружает нас с тобой,
Не поймать его рукой!
Сказка «О добром Воздухе»
Жил-был на свете воздух. Любил он дружить с моей мамой, папой, бабушкой, дедушкой и моей маленькой сестрёнкой Ксюшей. С мамой работал он на огороде, с папой ходил на работу в милицию и помогал ловить преступников. С маленькой Ксюшей воздух спал на балконе, и ей так легко было дышать. Воздух приходил постоянно в наш садик Он играл с нами в различные игры: подвижные, строительные, сюжетно-ролевые, театрализованные. Помогал он в работе и нашей Светлане Валерьевне. Особенно хорошо было ей с воздухом тогда, когда мыла веранду на площадке. Воздух старался быть с ней всегда. Воспитательницы наши тоже не ругались с воздухом.
Они проводили с ним различные опыты, мы помогали им. На площадке нам тоже было весело с воздухом. Мы с ним наблюдали за цветами, деревьями, лужами, транспортом.
Но он злился, когда из выхлопной трубы шёл ядовитый газ и убегал. Воздух очень хорошо дружил с деревьями, кустарниками, цветами, травой. Однажды дядя Вася у нас во дворе зажёг сухие листья и пошёл серый дым. Воздух испугался и спрятался в лесу. Деревья помогали воздуху, глотали дым своими зелёными листочками. Дети и взрослые закрывали рты и уходили домой, потому что без воздуха было очень плохо. Пожарники увидели дым и быстро приехали тушить. Они поругали дядя Васю и потушили костёр. Воздух обрадовался и вернулся обратно в город. Люди узнали, что вернулся к ним воздух, и настроение сразу стало хорошее. Вот и сказке конец, а кто дружит с воздухом, молодец.
Четверг (15 июня)
«Солнечные фокусы»
Опыты с солнечными лучами
«Что такое солнце?»
Задача: Закрепить представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.
«Свет и тень»
Задача: познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта.
Показать тень от солнца на земле с помощью теневого театра.
Вывод: при помощи естественного освещения – солнца мы можем создать тень.
«Солнечные часы»
Задача: познакомить детей с конструкцией солнечных часов, расширять кругозор, вводя новые понятия.
Пятница (16 июня)
Опыты с песком
«Волшебное сито»
Задача: познакомить детей со способом отделения камешков от песка.
Просеять песок через сито и посмотреть, что остается на сите.
Вывод: крупные предметы остаются на сите, а мелкие проходят сквозь дырочки.
«Волшебный рисунок»
Задача: дать детям представление о том, что песком и природным материалом можно создать картину.
Вырезаем рамку из картона, затем обклеиваем с одной стороны скотчем(делая таким образом липкую подложку). При помощи песка и собранного природного материала, создаем картину по собственному замыслу.
Вывод: песчинки песка и различный природный материал прилипает к скотчу.
Мастер класс с участием детей и родителей
«Волшебные картины из цветного песка»
Как известно все дети, да и взрослые тоже, любят играть с песком. Но песочные постройки не долговечны, песок высох и замок рассыпался, а так хочется что бы твоё произведение искусства оставалось с тобой, как можно дольше, что бы можно было его показать своим друзьям. И вот тут то нам в помощь пригодится цветной песок из которого получаются очень красочные и объёмные картины. Для первой своей подделки можно использовать обычный просеянный песок, а потренировавшись можно купить в магазине цветной песок. Такие цветные аппликации послужат оригинальным украшением вашего интерьера или замечательным подарком.
Что же нам понадобиться:
- цветной песок (разных оттенков);
- клей ПВА;
- кисточка для нанесения клея;
- картон с нанесённым на нём рисунком или любую картинку, которая вам понравиться из раскрасок.
И так приступим к изготовлению аппликации из цветного песка.
На контур нашего рисунка кисточкой (желательно тоненькой) наносим клей ПВА. Затем берём щепотку песка нужного для вас цвета и посыпаем тот участок картинки который промазали клеем. Подождите минутку, после чего необходимо стряхнуть лишний песок и ещё немножечко подождать пока работа подсохнет. Так постепенно шаг за шагом мы продолжаем заполнять нашу картину разными цветами песка. После того как клей окончательно высохнет, его следует сбрызнуть лаком для волос, чтобы окончательно закрепить песок. Наша аппликация из песка будет готова остаётся только вставить её в рамочку. И подарок готов!
РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЕНКА
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решать без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.
В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации педагог должен убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открывать ребенком в окружающем мире что – то одно, но открыть так, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследует цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.
НУЖНО:
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность ребенку действовать с различными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникнет необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, назначение воспитания и обучения программам нового поколения состоит в систематизации, углублении, обобщении личного опыта ребенка: в освоении новых, сложных способов познавательной деятельности, в осознании связей и зависимостей, которые скрыты от детей и требуют для освоения специальных условий и управления со стороны педагога. Обязательным элементом образа жизни дошкольников являются разрешение проблемных ситуаций, проведение элементарных опытов, экспериментирование, изготовление моделей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот то, что получается в результате опыта, можно объяснить и понять.
Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две противоположные тенденции: преобразования раскрывают перед ребенком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Наличие этих двух тенденций делает простейший эксперимент ведущим методом деятельного познания ребенком явлений живой и неживой природы. В игровой форме дошкольник делает первые шаги по освоению экспериментального метода естественных наук, а главное, в нем развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
Поддъяков Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности. – Педагогический вестник. 1997 №1 стр. 6.
Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М: Сфера, 2004.
Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Л.Н.Прохоровой – М: АРКТИ, 2004.
Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
Рыжова Н.А. Игры с водой и песком. – Обруч, 1997 - №2.
Рыжова Н.А. Опыты с песком и глиной.- Обруч, 1998 - №2.
Рыжова Н.А. Воздух – невидимка – М: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет. – Воронеж, 2012.
Интернет ресурсы: «Что такое вода»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка по опытно-экспериментальной деятельности «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Цель: развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой.Задачи первого года обучения (5-6 лет):Развивать предста...
Рабочая учебная программа кружка «Неизвестное рядом» (подготовительная группа)
Ведущая идея кружка заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников...
Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе.
laquo;Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам». Ральф У. ЭмерсонАКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, с...
Летний проект «НЕИЗВЕСТНОЕ РЯДОМ" (опытно-исследовательская деятельность).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетво...
"Неизвестное рядом"
Дополнительная программа естественнонаучной направленности "Неизвестное рядом"...
Рабочая программа по дополнительному образованию: опытно-экспериментальной деятельности. «Неизвестное рядом» (старший дошкольный возраст)
Представленный вашему вниманию материал построен в логике естественного развития ребёнка, становлении его мировоззрения, результатом которого является целостная картина окружающего мира. Конкрет...
Неизвестное рядом
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников...