Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию "Лесные и садовые ягоды" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цели: закрепить, расширить и обобщить знания детей о лесных и садовых ягодах нашего края.
Задачи:
· Рассказать детям о ягодах, их разновидности и внешнем виде.
· Уточнить и закрепить представление об их произрастании.
· Научить детей различать садовые и лесные ягоды.
· Развивать мелкую моторику рук.
· Учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.
Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
В данном занятии прослеживается интеграция образовательных областей: ведущая – «Познавательное развитие», а также «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
В ходе занятия воспитателем использовались эффективные методы и приёмы для решения цели и задач занятия:
- Сравнительный анализ, сопоставление, поиск.
- Проблемные вопросы, использование заданий типа «объясни», «как ты узнал?» и др.
- Разнообразные дидактические игры для формирования познавательного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lesnye_i_sadovye_yagody.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Лесные и садовые ягоды» в старшей группе.
Цели: закрепить, расширить и обобщить знания детей о лесных и садовых ягодах нашего края.
Задачи:
- Рассказать детям о ягодах, их разновидности и внешнем виде.
- Уточнить и закрепить представление об их произрастании.
- Научить детей различать садовые и лесные ягоды.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Учить рассуждать, высказываться, делать выводы, слушать ответы сверстников.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Оборудование: карточки с изображениями различных ягод; звуки природы для фона, плакат с фоном леса и плакат с фоном сада, две корзинки, ягоды пластмассовые ( картинки с изображением ягод) для игры «Опиши ягоду», шаблоны ягод для рисования, гуашь, кисточки для рисования, стаканчик -непроливайка, влажные салфетки, разрезные карточки с ягодами для игры «Собери ягоду»
Предварительная работа:
- Наблюдение за садовыми ягодами во время прогулок.
- Рассматривание альбома «Лесные ягоды»
- Знакомство с «Красной книгой» Тамбовской области
- Чтение книги «Памятники природы Тамбовской области»
- Чтение художественной литературы с рассматриванием иллюстраций.
- Лепка на тему (Ягоды)
- Аппликация (Корзинка с ягодами)
- Рисование ( Ягоды на тарелочке)
- Разгадывание загадок.
- Стихи о ягодах
Материал к занятию.
- Наглядный материал плакат (лес).
- Диск со звуками леса.
- Две корзинки
- Муляжи ягод или пластмассовые ягоды
- Гуашь, кисточки для рисования, влажные салфетки, баночки непроливайка
Ход занятия:
Вступительная часть
Минутка эмоционального настроя:
Хорошо, что солнце светит! (руки вверх)- Хорошо
Хорошо, что дует ветер! (машем на себя)-Хорошо
Хорошо в краю родном! (разводим руками)- Хорошо
Хорошо там, где наш дом! (показываем на себя)-Хорошо
Воспитатель: Ребята, скажите , а где мы с вами живем, как зовется наш край?
Правильно. Тамбовский край
А какое сейчас время года? (Лето)
Лето- пора сбора и получение пользы от природных даров, обладающих целебной силой, содержащих кладезь витаминов, полезных веществ для жизнедеятельности человека. Богато наше лето на урожай ягод.
Основная часть
Воспитатель: Назовите ягоды, которые вы знаете? А какие вы знаете ягоды садовые? Ответ детей.
Показ на экране садовых ягод
( Садовые ягоды - те, которые созревают на кустарниках и кустиках в саду. Например, клубника, крыжовник, малина, смородина.)
А как вы думаете, почему называют ягоды лесными? Ответы детей.
В зависимости от места произрастания их называют лесными или садовыми. К лесным ягодам относятся те, которые растут в лесах, на лесных опушках и болотных кочках. К ним относятся брусника, голубика, калина, клюква, черника.
Самой первой наливается соком, становится душистой и сладкой «царица ягод» земляника.
Показ на экране лесных ягод (ежевика, земляника, черника, клюква, брусника)
Как вы думаете, ребята, какие ягоды полезней? (и те и другие ягоды полезные, в них много витаминов) А вы знаете ребята, что лесные ягоды бывают съедобными и ядовитыми?
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать об этом, нам нужно попасть в лес.
Как вы думаете, на чем можно добраться в лес?
Ответы детей (на машине, велосипеде, пешком и т.д.)
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в лес с помощью шапки-невидимки . Ее нам прислала фея леса. Сейчас мы ее наденем, прочтем волшебные слова:
«Раз, два, три- повернись!
И в лесу очутись!»
На экране – лес
Воспитатель: Вот мы оказались с вами в лесу.
Воспитатель:
Для того чтобы узнать какие ягоды растут в лесу, давайте отгадаем загадки:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Показ на экране- малины
На полянке у дорожки
Красные горошки,
Кто мимо ни пройдёт —
В рот себе кладёт. (Земляника)
На экране-земляника
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая. (клюковка)
Показ на экране- клюквы
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —. (черника)
На экране -черника
Ягоды бешеные
На кусту развешанные,
Зовут к себе, краснеют,
Да взять никто не смеет. (Волчья ягода)
На экране- Волчья ягода
Правильно. Это ягода ядовитая.
Гимнастика для глаз
Справа зреет земляника,
Слева- сладкая черника,
Справа – красная брусника, Движения глазами вправо-влево
Слева спеет ежевика
Ягоды все соберем, Сомкнуть веки обоих глаз
Отдохнем и потом домой пойдем На 3- 5 секунд (6-8 раз
Воспитатель: Ребята, можно собирать ядовитые ягоды? Дети строят свои предположения.
Ядовитыми ягодами питаются и лечатся лесные звери. А людям есть такие ягоды нельзя, опасно, можно отравиться.
Ребята, в нашем краю есть и очень редкие ягоды, требующие индивидуальной охраны и включены в « Красную книгу»: голубика, клюква болотная, клюква мелкоплодная.
Показ на экране голубики и клюквы
Когда в садах и лесах созревают ягоды, у ягодников много забот! «В ягодный год — дел невпроворот!» — говорится в народе.
Ягоды нужно собрать, перебрать, промыть и тут же сварить …..
Как вы думаете, как используют ягоды в пищу? Дети высказывают свои предположения.
Что, ребята варят из ягод? (варенье, джем или компот, приготовить мусс, желе или сок. )
Игра «Ягодное варенье»
Воспитатель показывает на экране картинку ягоды, предлагая детям по очереди называть какое варенье.
Показ на экране варенья из земляники, ежевики, крыжовника и т.д
Например: Варенье из земляники – земляничное варенье.
Варенье из ежевики- ежевичное варенье.
Физминутка:
Я по лесу пойду. Шаги на месте
В лесу ягоды найду. Наклоны вперед
Если нет лукошка, Пожать плечами.
Соберу в ладошку. Загибать пальцы
Прыгну через лужицу… Прыжки на месте
Голова не кружится? Покачать головой.
Воспитатель: Хорошо, а теперь рассмотрим картинки и опишем ягоды.
Игра «Сложи картинку»
Детям необходимо сложить разрезную картинку и назвать получившуюся ягоду.
Пальчиковая гимнастика.
1, 2, 3, 4, 5 пошли детки погулять Пальчики «здороваются» начиная с
За малиной, за калиной, больших
За брусникой, за черникой, Обе руки «идут» указательными и средними
Землянику мы найдем пальцами по столу
И в корзиночку кладем. ! Загибают по-очереди пальчики начиная с мизинца
Рисование отпечатками листьев земляники
Воспитатель: А сейчас мы с вами нарисуем ягоду, которая зовется «царицей» всех ягод- землянику.
Дети рисуют отпечатками листьев землянику.
Заключительная часть
Воспитатель спрашивает детей, что они делали на занятии:
- повторили лесные и садовые ягоды, которые растут у нас в Тамбовской области;
- узнали, как можно использовать ягоды;
- узнали, что есть редкие ягоды, которые занесены в «Красную книгу»
- запомнили, что есть ядовитые ягоды нельзя, опасно для здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Почтовые вагоны» в старшей группе
Образовательная деятельность направленна на формирование у детей представленний о работе сотрудников почты. В данном занятие используются здоровьесберегающие технологии, различные методы и формы работ...
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию педагога и детей старшей группы. «Как звери к зиме готовятся»
Цель: Закрепить знания детей о жизни лесных животных в осенний период.Задачи:Образовательная:Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знани...
План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному и физическому развитию в старшей группе на тему: «Со здоровьем дружит спорт»
План-конспектинтегрированной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному и физическому развитиюв старшей группе на тему:«Со здоровьем дружит спорт»...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Необычный мяч» в старшей группе
Формирование у дошкольников установки на здоровый образ жизни, обобщение и актуализация понятия мяч....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Память поколений» в старшей группе.
Воспитатель: Каждый год в начале мая, наша страна празднует великий праздник - День Победы. Заветной мечтой каждого из нас, любого ребёнка является мир на земле.Послушайте стихотворение Н. Иванов...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Прогулка по лесу» старшая группа.
Что такое лес ?Сосны до небес,...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» (старшая группа)
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Правила дорожного движения» (старшая группа). продолжать знакомить с понятиями «улица», «доро...