Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кузина Галина Валиевна

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе  Тема: «Вулканы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vulkany.doc41 КБ
PDF icon vulkany.pdf972.36 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Вулканы»

                        Исполнитель: Кузина Г.В.

Цель: Познакомить детей с природными явлениями – вулканами, их строением, причиной извержения.

 Задачи:

  • Формировать представления детей о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе, сформировать знания о районах распространения вулканов в России и в мире. Познакомить детей с такой профессией — вулканолог, значением его труда. Обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать активность, инициативность и самостоятельность в познавательной деятельности.
  •  Расширять словарный запас на основе формирующихся у детей богатых представлений о мире, активизировать их в самостоятельных высказываниях; активизировать словарный запас в речевой практике: лава, вулкан, пепел, спящий вулкан, действующий вулкан и т.д.
  •  Воспитывать интерес и стремление к созидательному познанию окружающего мира, создать условия в рамках занятия для самостоятельной познавательной активности детей. Поддерживать стремление ребёнка активно вступать во взаимодействия со сверстниками и взрослыми; формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками.

Материалы и оборудование:

Проектор, ноутбук, пластиковые стаканчики (на каждого ребенка), глубокие пластиковые тарелки (на каждого ребенка), конусу из картона (на каждого ребенка), сода, моющая жидкость (любая), красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка).

Предварительная работа: просмотр видеофильма «Вулканы»

Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся (дети проходят мимо гостей и поглаживают своей ладошкой ладошку взрослого).

-Проходите, присаживайтесь на свои коврики.

-Ребята, я вам приготовила загадку, попробуйте ее отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…   ( вулкан).

-Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан. Егор, Саша и Таня приготовили нам легенду, послушаем ее.(слайд 1)

Рассказ легенды детьми (домашняя заготовка)

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять  у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посередине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами.

- В некоторых местах на Земле есть необычные горы. Они называются вулканами. Слово «вулкан» означает «бог огня».(слайд 2)

- А почему его так называют, вы ответите сами в конце нашего занятия.

-Когда вулканы «спят»(слайд 3), то мало отличаются от других гор. Но иногда  они «просыпаются»(слайд 4), и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни, вулканические бомбы. Они окутываются дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают получаются новые камни.

-Ребята, вспомните пожалуйста, какие выбросы бывают из вулкана? (ответы детей: пепел, лава, бомбы, камни).(слайд 5,6)

-Сейчас мы заглянем внутрь вулкана(слайд 7). Пояснения по слайду: лава из под земли поднимается по жерлу вулкана и выброс происходит из кратера вулкана, вулкан имеет форму конуса.

- Хотя извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 8), но они жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того, чтобы узнать когда вулканы могут проснуться, предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов постоянно следят ученые – вулканологи (слайд 9). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда «проснется».

- Извержение вулканов угрожает жизни людей (слайд 10,11), лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров.

- Ребята, закройте глаза, представьте, что мы живем у подножия вулкана в уютном доме, у нас есть собачка и маленький котенок, красивый автомобиль. Ученые – вулканологи предупредили о возможном извержении через неделю. Что же мы должны сделать,  как поступить? (ответы детей: покинуть опасную территорию, закрыть все двери и окна, поставить автомобили в гараж, животных поместить в закрытые помещения, запастись продуктами питания и водой, найти возвышенное место)

- И вот наш вулкан начал извергаться, что мы делаем теперь? (ответы детей: защитить голову от камней и пепла, избегать возможности находиться рядом с вулканом, укрыться на возвышенном месте).

- Извержение закончилось, вокруг пепел, какие наши действия (ответы детей: защитить рот и нос марлевыми повязками, избегать езды на автомобиле, очистить от пепла круши домов, чтобы они не обрушились).

- Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассуждали.

- Посмотрите на карту мира (слайд 12), красными треугольниками показаны крупные вулканы, очень много их на Земле.

- Вулканы – несмотря на их грозность очень красивые горы(слайд 13). В нашей стране на Дальнем Востоке, Камчатке, тоже есть вулканы. Туристы приезжают туда полюбоваться красотой и удивительным миром вулканов.(слайд 14)

- А сейчас мы с вами превратимся в маленьких ученых-вулканологов и сами попробуем сделать вулкан и посмотреть на его извержение. Но прежде немного отдохнем.

Физминутка.

После физминутки дети проходят к столам и проводится опыт по изготовлению вулкана. Пластиковая тарелка выполняет роль Земли, пластиковый стаканчик – жерло, форма вулкана – конус выполнена из картона. На жерло одеваем конус, кладем чайную ложку соды, моющего средства, добавляем красную краску. После чего готовые вулканы ставятся на середины столов и воспитатель сам добавляет лимонную кислоту (сок лимона).

Наблюдаем извержение вулкана.

Дети приглашаются в центр группы, где стоит маленький столик накрытый красивой салфеткой (под салфеткой макет вулкана, внутри сладкий сюрприз).

- Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает камни, лаву, бомбы, а извергает сладкие подарки. (Из кратера макета достаются конфеты).

-Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего занятия?

- а давайте ответим на самый главный вопрос: почему же все-таки вулкан называют «богом огня»?

- Теперь возьмите смайлики по вашему настроению (детям предлагаются веселый и грустный смайлик) и прикрепите их магнитами к доске. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.

Кузина Галина Валиевна  воспитатель высшей квалификационной категории МДОБУ №6 «Малыш» г. Соль-Илецка


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Невидимка воздух»

«Невидимка воздух».Цели и задачи: v закрепить знания о воздухе и о его свойстве воздух как среда  обитания живых существ;v дать знания о таком природном явлении как ветер, о его особенностях...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»

Конспект открытого занятияпо ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в город бытовой техники»

Обобщать знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.Формировать представление воспитанни...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группе «Путешествие в мир живой природы»...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе коррекционной направленности «Приключения Карандаша Карандашовича и друзей»

Образовательная область: познавательное развитиеНаправление развития: опытно-экспериментальная деятельность  Программное содержание:уточнить и обобщить представления детей о свойст...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вулканы»

Даем детям представление о таком явлении природы как вулканы, знакомим с профессией ученого – вулканолог....