Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Марьюшки».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) "В гостях у Марьюшки".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
u_maryushki.docx | 31.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект игры-занятия в подготовительной группе «В гостях у Марьюшки».
Образовательная область: «Познание».
Конспект содержит русские народные игры, загадки, художественное слово. Конспект построен с учетом традиций русского народа.
Образовательная область «Познание»:
Программные задачи:
- расширение знаний о культуре и быте русского народа;
- закрепление знаний о русских народных играх, пословицах;
- знакомство с лекарственными растениями, с изготовлением саше;
- развитие логического мышления.
Образовательная область «Физическая культура»:
Программные задачи:
- развитие физических качеств, обогащение двигательного опыта;
- умение участвовать в русских народных подвижных играх;
Образовательная область «Здоровье»:
Программные задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечение двигательной активности в ходе проведения народных игр;
Образовательная область «Социализация»:
Программные задачи:
- развитие игровой деятельности;
- воспитание уважения к русским народным обычаям, играм и традициям;
- воспитание бережного отношения и любви к природе.
Образовательная область «Коммуникация»:
Программные задачи:
- развитие устной речи.
Способы организации: сидя на стульях (беседа), стоя в кругу (игра), стоя у стола (изготовление саше).
Оборудование: музыкальный центр, аудиозапись: с русскими народными мелодиями, с пением птиц; 2 стола, 2 скатерти, 4 подставки, ложки, баночки с травами, картинки с русскими народными играми, забавами; лекарственными растениями; шапочка козы, корона, атласная лента для игры; мешочки для саше.
Словарная работа: околица, травники, саше.
Предварительная работа:
- Беседа о культуре и быте русского народа;
- Знакомство с русскими народными играми, пословицами о здоровье;
- Беседа о лекарственных растениях;
Ход игры-занятия.
Мотивационно - организационный этап
Дети собираются в гости. Детей встречает Марьюшка. Она предлагает им окунуться в атмосферу далекой старины, вспомнить быт наших предков, как они жили, чем лечились, в какие русские народные игры играли. Желание принять участие определяет цель предстоящей работы.
Поисковый этап
Чтобы больше узнать о культуре и быте русского народа, о русских народных играх, пословицах, традициях Забава приглашает к себе в гости.
Практический этап
Загадывание загадок.
Забава загадывает загадки о русских народных играх:
1. Я не вижу ничего,
Даже носа своего.
На моём лице повязка,
Есть такая вот игра,
Называется она… (Жмурки).
2. Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота…. (Ручеек).
3. Я давно в траве сижу,
Ни за что не выхожу.
Пусть поищут, раз не лень,
Хоть минуту, хоть весь день…(Прятки).
4. Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите,
Черный, белый не берите,
Да и нет - не говорите! (Фанты).
5. Под вражеским обстрелом
Стоят солдаты смело.
А если их собьют.
Они опять встают. (Городки).
6. Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Стой подоле,
Гляди на поле
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят… (Горелки)
Русская народная игра «Заря - заряница»
Марьюшка приглашает детей за околицу поиграть.
Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами ведущий осторожно кладет ленту на плечо одному из вас.
Тот быстро берет ленту, поворачивается спиной к ведущему:
И на слова:
Раз – два – не воронь,
Беги как огонь!
Оба разбегаются в разные стороны по кругу, кто быстрей возвратиться на место. Кто не успел, тот становится водящим - зарей.
Бегущие не должны пересекать круг, играющие в кругу не оборачиваются.
Беседа «О природе»
Марьюшка рассказывает детям о том, что в старые времена русский народ с любовью и трепетом относился к окружающей природе и оберегал ее. Люди ласково называли реченьку быстрой, солнышко красным, травушку шелковой. Лес в жизни русского народа всегда играл огромную роль. С давних времен русские люди использовали лес для различных нужд. В лесу люди находили полезные травы, которыми лечились. Играет в игру «Зеленая аптека». Загадывает загадки про лекарственные растения:
- Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?-
Ароматная... (Душица).
- Он на розу так похож, разве что не так хорош,
Но зато его плоды всем пригодны для еды? (Шиповник).
- Семена, как коготки,
Жёлто-красные цветки.
От горла помогают,
Кто же их не знает? (Календула). - Выпускает он листы
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь –
На себе их все найдешь. (Лопух).
- Растение видное, а имя обидное. (Лопух).
- На откосе, на лугу, босиком на снегу,
Первые цветочки – желтые глазочки? (Мать-и-мачеха).
- Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках –
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел).
- Травка очень душистая,
Ароматные листья.
Поскорей собирай
И заваривай чай! (Мята).
- Трава, которую и слепой узнает? (Крапива).
- Я на луг с утра пошел
Травку нужную нашел:
Мелкий, желтенький цветок
Он не ярок, не высок,
Вылечит недуг любой.
Что же это? – (Зверобой).
Русский народ лечился травами, и сложил немало пословиц и поговорок о здоровье. Марьюшка играет в игру «Доскажи словечко»:
В здоровом теле … здоровый дух.
Где здоровье, там и … красота.
Ешь чеснок и лук – не возьмет недуг.
Если хочешь быть здоров … закаляйся.
Болен – лечись, а здоров … берегись.
Чистота - залог … здоровья.
Береги платье снову - а здоровье … смолоду.
В путь дорогу собирайся за - здоровьем ... отправляйся.
Хороводная игра «Шла коза по лесу»
Марьюшка приглашает детей поиграть в хороводную игру «Шла коза по лесу».
Начинаем игру, ходим по кругу, взявшись за руки и выполняем движения, согласно тексту.
Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу – идут по кругу, взявшись за руки;
Искать себе принцессу, принцессу, принцессу- идут по кругу, взявшись за руки;
Прошла коза по лесу, по лесу, по лесу – останавливаются лицом в круг;
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу – коза выбирает себе принцессу,
одевает ей на голову
корону и выводит в середину
круга;
Давай коза попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем – все участники игры прыгают;
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем – все выполняют движение,
согласно тексту;
Давай коза покружимся, покружимся, покружимся – все кружатся;
И мы с тобой подружимся, подружимся, подружимся – поворачиваются к друг
другу лицом и обнимаются.
Игра повторяется 2-3 раза.
Разгадывание кроссворда.
Марьюшка рассказывает детям, что много лет назад в России появились первые аптеки, где продавали лекарственные травы. А в далекие времена лечебные травы собирали специальные люди ...
А как их называли, они узнают, разгадав кроссворд.
1. Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок.
(Дерево чем-то похожее на елку. У нее мягкие длинные колючки).
(Лиственница).
2. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички и, как солнышко, глазок. (Ромашка).
3. Как зовут меня – скажи, часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок, синеглазый… (Василек).
4. Золотой и молодой за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.… (Одуванчик).
5.У дороги вырос лекарь, вдоль тропинки луговой.
Он для нас с тобой аптекарь. Догадайся, кто такой? (Подорожник).
6. Красная ягода всех привлекает,
Вкусом и пользой своей покоряет,
Летом в саду собирает Алина,
Нежное лакомство, чудо - … (Малину).
7. Спроси теленка и барашка: вкусней цветка на свете нет,
Ведь не случайно красной кашкой его зовут за вкус и цвет. (Клевер).
Решив кроссворд, мы с вами узнали ключевое слово – травник.
«Травниками» - называли людей, которые собирали лекарственные растения.
Травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. Затем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочку или полотняный мешочек. В наше время это называется саше.
Познавательный рассказ «Что такое саше»
«Саше» имеет французские корни. В этой стране несколько веков назад так обозначали подушечки, обрызганные духами, или же мешочки с зашитыми в них травами. Такие мешочки украшали гостиные и спальни самых богатых домов. Впрочем, каждая уважающая себя девушка стремилась завести в своей комнате саше, ведь эта занятная вещица не только радует своим видом, но и распространяет приятный аромат. Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде. Саше, разумеется, были не только во Франции. Секрет саше был известен и нашим прапрабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали, овеянные луговыми или лесными ароматами. Саше можно наполнять не только травами, но и лепестками цветов, специями и цитрусовыми.
Рефлексивно-оценочный этап
Марьюшка спрашивает детей, понравилось ли им слушать, отгадывать загадки, играть в игры. Марьюшка предлагает поделиться впечатлениями, приглашает за стол, где дети делают себе сувенир на память (саше), руководствуясь своим вкусом и фантазией, и продолжают обмен впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гости к бабушке Арине"
Программное содержаниеУчить: внимательно, слушать речь воспитателя; рассматривать игрушку вязаные вещи, клубочки ниток; отвечать на вопросы по содержанию потешки, договаривать текст, запом...
Конспект игры-занятия в 1 младшей группе "В гостях у бабушки Арины"
Программное содержание:Учить детей слушать потешку, подговаривать слова; отвечать на вопросы; упражнять в подборе существительных к глаголу...
Конспект игры-занятия в первой младшей группе детского сада : "У бабушки в гостях"
методическая разработка...
Конспект игры-занятия с детьми подготовительной группы с использованием педагогической песочницы "Путешествие в Африку"
Автором разработан план-конспект игры-занятия "Путешествие в Африку"с использованием педагогической песочницы в помощь педагогам....
Конспект игры – занятия во второй младшей группе «В гости Хрюшу позовём»
Это игра - занятие для младших дошкольников....
Конспект игры-занятия для детей подготовительной группы «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Конспект игры-занятия для детей подготовительной группы«Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Цель: обогащение игровых сюжетов детей, за счет накопления знаний по теме и...
Конспект игры занятия для детей подготовительной группы "Школа юных космонавтов"
Познавательное занятие в игровой форме....