КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «Откуда взялся дождик»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Вешта Наталья Витальевна

Предлагаю занятие с использованием экспериментально-опытнической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_vzyalsya_dozhdik_pozn.docx48.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности по познавательному развитию

в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности

Тема:  «Откуда взялся дождик»

2019 год

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Познавательное развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская, игровая,  двигательная, изобразительная.

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

«Откуда взялся дождик»

2.

Методы и приемы реализации содержания занятия

Словесные: беседа, рассказ с опорой на презентацию «Весна»

Наглядные:  игрушка Снеговик, показ эксперимента «Дождик»,  прослушивание звуков дождя, записи А. Вивальди "Времена года", "Весна"

Практический: экспериментально-опытническая деятельность

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие

4.

Возрастная группа

Разновозрастная группа от 3 до 5 лет

5.

Цель

2 младшая группа: Формирование интереса детей к экспериментальной деятельности.

Средняя группа: Систематизация знаний детей о весне, о видах дождя.

6.

Задачи

Обучающие:

 2 младшая группа: 

- формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями;

- продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы.

Средняя группа:  

- формировать умение выделять признаки весны;

- познакомить с моделью формирования дождя.

Развивающие: 

2 младшая группа: развивать познавательную и речевую активность детей в процессе несложного  экспериментирования;

Средняя группа: способствовать расширению знаний о видах дождя.

Воспитательные:

2 младшая и средняя группа: 

- воспитывать аккуратность в обращении с водой;  

- продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу;

- воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности.

7.

Планируемые результаты

Ребёнок:

2 младшая группа:    

- знает и правильно называет время года - весну;

- проявляет активность в процессе экспериментирования;

-  имеет  понятие количественных отношений "много", "мало".

Средняя группа:  

- имеет представления о видах дождя (грибной, проливной);

- проявляет заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности;

- умеет выдвигать элементарные гипотезы.

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Для воспитателя:  Снеговик – игрушка,  аудиозапись "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года", "Весна",  проектор, ноутбук, портативная аудио система, слайды презентации «Весна».

Для детей: материалы для экспериментальной деятельности по количеству детей на каждого ребёнка: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для вытирания рук;  для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, влажные салфетки.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Дидактические игры «Малыши и краски», «Времена года». Игры и упражнения с водой. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

1.Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

(Дети играют в игровом центре совместно с воспитателем в напольную мозаику, в это время за окном младший воспитатель держит игрушку Снеговика и тяжело вздыхает: «Ох - ох - ох!»).  

Воспитатель: Ребята, кто так тяжело вздыхает? Ваня, это ты? Нет? А кто? (Дети обращают внимание на Снеговика). Посмотрите, Снеговичок хочет зайти к нам в гости. Что мы должны сделать, прежде чем пригласить гостя?

Дети: Убрать игрушки.

 (Младший воспитатель передаёт Снеговика в группу)

1 мин

1.2

Мотивация деятельности детей.

Снеговичок: Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправляться на север, где всегда стоят морозы и лежит снег. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы, ребята, знаете?

Дети: Да, весна.

Снеговичок: Я зимой видел только снег, а весной тоже идёт снег?

Дети: Нет, весной идёт и снег, и дождь.

Снеговичок: А что такое дождь?

Дети: Дождь – это вода, которая капает с неба, из тучи.

Снеговичок: Я никогда не видел ни дождь, ни весну, а мне очень хотелось бы.

1 мин

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Воспитатель: Не грусти, Снеговичок. Ребята, а вы хотите вместе со Снеговичком послушать приближение весны? Предлагаю нам всем сесть на ковёр, закрыть глаза и представить весну, разговаривать нельзя, иначе мы её не услышим.

Слушание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года", "Весна".

Воспитатель: Радостно становится от приближения весны?

Дети: Да, становится радостно. 

Снеговичок: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна?

Дети: Весной становится теплее, тает снег, бегут ручьи…

2

мин

2.Основная часть

2.1

Актуализация ранее приобретенных знаний.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали Снеговичку. (Презентация) 

Слайд 1. 

Воспитатель: Как весной светит солнце?

Дети: Солнце светит ярко.

Воспитатель: Правильно, солнце начинает светить ярче и пригревать.    

Слайд 2.  Слайд 3.

Воспитатель: Что происходит со снегом?

Дети:  Снег тает.

Воспитатель: Да, тает снег, становится грязным и серым.  

Слайд 4. 

Воспитатель: А куда же бежит талая вода?

Дети: Талая вода собирается в ручейки.

Воспитатель: Правильно, текут первые весенние ручьи.  

Слайд 5.

Воспитатель: Что происходит с почками на растениях?

Дети: Почки набухают, появляются листья.

Воспитатель: Молодцы, распускаются первые листочки на деревьях. 

Слайд 6.  

Воспитатель: Что появляется из-под снега?

Дети: Появляется травка и первые цветы.

Воспитатель: Да,  появляются проталинки, на которых растут  травка и первые цветы.

Слайд 7.

Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают из тёплых краёв?

Дети: Прилетают перелётные птицы: ласточки, грачи, скворцы…  

Слайд 8.

Воспитатель: Ребята, что же появилось на весеннем небе?

Дети: Появляются тучи.

Воспитатель: Что же прольётся из такой тёмной тучи?

Слайд 9.

Дети: Дождь.

Воспитатель: Да, это первый весенний дождь.

Снеговик: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его!

Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя. Закрываем глаза и слушаем очень внимательно.

Слушают аудиозапись. "Шум дождя".

Воспитатель: Маша, что ты услышала?

Маша: Я услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это сильный дождь.

Воспитатель: Диана, что ты услышала?

Диана: Я тоже услышала дождь.

Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь?

Маша: Это дождь с грозой.

Воспитатель: Снеговичок,  дождь бывает разным,  наши ребята знают названия разных дождей. Вот послушай.

Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей".

Сколько знаем мы дождей

Сосчитаем поскорей:

Дождик с солнцем,

Дождь грибной,

Дождик с радугой - дугой,

Дождик  с   ветром,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

Снеговик: Молодцы, ребята, я и не знал, что бывает столько разных дождей!

Воспитатель: Слайд 10. Посмотрите, дождь прошёл, а капельки остались и приглашают нас поиграть.  Проводится подвижная игра "Тучка и капельки".  Слайд 11.

4 мин

2.2

Добывание (сообщение и принятие) нового знания

Воспитатель: Ребята, а откуда берётся дождь?

Дети: Дождь идёт из тучи.

Воспитатель: А как он появляется в туче?

Дети: Не знаем.

Воспитатель: А хотели бы вы узнать, как появляется дождь?

Дети: Да.

Воспитатель: Снеговичок, а тебе интересно, откуда берётся дождик?  Я вам сейчас помогу это узнать. Для этого нужно пройти к столу, посмотрим, что же нам приготовила весна.

Опытно - экспериментальная деятельность.

Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и миски.

Воспитатель: Что лежит на подносе?

Дети: Губка, стаканы с водой, миска.

Воспитатель:  Как вы думаете, на что похожа губка?

Дети: Губка похожа на тучу.

Воспитатель: А почему вы думаете, что она похожа на тучу? Мы знаем, что туча состоит из капелек. Давайте сожмём губку и посмотрим, будет течь из губки-тучи вода или нет?

Дети берут губку - тучку и сжимают в руке.

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не идёт вода?

Воспитатель: Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождь не идёт. Положите свои тучки в миску. Перед вами стоят стаканчики, сколько их?

Дети: Два.

Воспитатель:  Какого они цвета?

Дети: Белый и красный.

Воспитатель: Сколько воды в белом стаканчике?

Дети: Мало.

Воспитатель:  Сколько воды в красном стаканчике?

Дети: Много.

Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Для того, чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку?

Дети: Получится дождик.

Дети проверяют свои предположения опытным путём.

Воспитатель: Получается дождик. Вика, у тебя получился дождик?

Вика: Да.

Дети: Арина,  какой  у тебя получился дождик - сильный или слабый?

Арина: У меня получился слабый дождик.

Воспитатель: Как можно назвать такой дождик?

Дети: Грибной, с радугой - дугой, с солнцем.

Воспитатель: Дети, а какой дождик называют грибным?

Дети: Грибной дождик тёплый, после него растут грибы.

Воспитатель: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать?

Дети: Получится сильный дождь.

Дети проверяют свои предположения.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился?

Дети: Получился сильный дождь.

Воспитатель: С каким дождём его можно сравнить? Вспомните, какие дождики вы называли в игре "Сколько знаем мы дождей".

Дети: Такой дождь можно сравнить с дождём с ветром, с градом.

Воспитатель: Как такой дождик называют?

Дети: Такой дождь называют проливной.

Воспитатель: Повторим все вместе «проливной».

Воспитатель: Никита, как такой дождь называют?

Никита: Проливной дождь.

Воспитатель: Полина, как такой дождь называют?

Полина: Такой дождь называют проливным.

Воспитатель: Вытрите руки салфетками. (Воспитатель выводит детей на ковёр)

Воспитатель:  (обращается к детям 2 мл.гр.) Малыши, расскажите, как у вас сегодня получился дождь?

Дети: Мы налили воду на губку, отжали её, и получился дождь. 

Воспитатель: (обращается к детям ср.гр.) Ребята, одинаковые ли у вас сегодня получались дождики,  почему?

Дети: Сначала мы взяли мало воды, и дождик получился слабый, затем взяли много воды, и дождик получился сильный.

Воспитатель: Ваня, какой дождь у тебя получился сначала?

Ваня: Сначала дождь получился слабый.

Воспитатель: Почему дождь получился слабый?

Ваня: Дождь получился слабый, потому что мы добавили мало воды.

Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить наш дождик?  

Ваня: Такой дождь в природе называется грибным, дождик с солнцем.

Воспитатель: Диана, какой ещё дождь у тебя получился?

Диана: У меня получился сильный дождь.

Воспитатель: Как у тебя получился сильный дождь?

Диана: Дождь получился сильный, потому что я добавила много воды.

Воспитатель:  С каким дождём в природе можно сравнить такой дождь?  

Диана: Такой дождик в природе называют проливным.

Воспитатель:    Слайд 12. Вот так, Снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём.

Снеговичок: Вот это да! Это для меня настоящее открытие!  Слайд 13.Смотрите, ребята, какая  чудесная капелька к нам  в гости пришла!

Видео «Капелька чудесная».

Снеговичок: (обращается к детям 2 мл.гр.) Малыши, посмотрите на свои ладошки, не сидит ли там капелька? Полина, покажи свои ладошки. А у Никиты посмотрю ладошки. (Снеговичок смотрит на ладошки детей).  А куда она делась?

Дети: Капелька лужицею стала.

Снеговичок: А где мы с вами можем встретить лужи?

Дети: Лужи можно встретить на улице.

Воспитатель: Я предлагаю малышам скорее собраться на прогулку и посмотреть, есть ли на улице лужи, и не там ли наша знакомая капелька, а потом они к нам придут и расскажут (дети 2 мл. гр. уходят).   

5 мин

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: Ребята, Снеговичок, а мы с вами поищем следы Капельки в группе. Посмотрите, дождик прошёл и оставил  на полу капельки. Пройдём по следам дождя. (Дети проходят к мольберту, на котором расположена фотокопия).  Весна нам оставила лужи,  да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Хотите убедиться, что они волшебные? Я возьму кисточку, обмакну её в волшебную лужицу и аккуратно закрашу лист слева направо. Посмотрите, что у меня проявилось?

Дети: На бумаге появилось солнце.

Снеговичок: Как здорово! Ребята, смотрите, а на столе тоже появились волшебные лужи, теперь мы знаем, для чего они нам нужны.

Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага.

Воспитатель: Выберите любую краску - лужицу, обмакните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо.

Дети выполняют задание под спокойную музыку.  

3

мин

3. Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Рефлексия.

Снеговичок: Посмотрите, ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т.д.). Снеговик любуется работами, хвалит детей.  

Снеговичок: Ребята, пока ваши работы подсохнут,  давайте пройдём  по капелькам ещё разок - мне так понравилось  по ним шагать. (Дети со Снеговичком возвращаются на ковёр).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы объяснить Снеговичку, что такое дождь, и какой бывает дождь весной? Давайте ещё раз расскажем, чтобы он не забыл, а ты, Снеговичок, слушай внимательно. (ответы детей)   

Снеговик: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое дождь, вы мне рассказали о  приметах весны, я познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко, и я могу растаять. Пора мне всё-таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу.  До свидания, ребята, увидимся следующей зимой! (Снеговичка уносит мл. воспитатель).

Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши работы уже подсохли, и мы их можем вывесить на выставку в приёмной, где покажем подарки весны малышам, а они нам расскажут, есть ли на улице лужи.

1

мин

Воспитатель - Вешта Наталья Витальевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Осень"

Предлагаю занятие по познавательному развитию детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: «КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С НАМИ».

Предлагаю конспект ОДДоминирующая образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «ПОСАДКА ЛУКА».

Тема: «ПОСАДКА ЛУКА».Цель: формирование основ исследовательской деятельности у младших дошкольников.Задачи.Образовательные: Расширять представления детей о репчатом луке как овоще, из кото...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «Приключения Колобка»

Предлагаю конспект интегрированного занятия: познавательное развитие + художественно-эстетическое развитие (лепка)...