КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «Откуда взялся дождик»
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)
Предлагаю занятие с использованием экспериментально-опытнической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_vzyalsya_dozhdik_pozn.docx | 48.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Боровичок» п. Колтубановский
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности по познавательному развитию
в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности
Тема: «Откуда взялся дождик»
2019 год
Организационная информация | ||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие |
2. | Виды деятельности детей | Коммуникативная, познавательная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, изобразительная. |
Методическая информация | ||
1. | Тема образовательной деятельности | «Откуда взялся дождик» |
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия | Словесные: беседа, рассказ с опорой на презентацию «Весна» Наглядные: игрушка Снеговик, показ эксперимента «Дождик», прослушивание звуков дождя, записи А. Вивальди "Времена года", "Весна" Практический: экспериментально-опытническая деятельность |
3. | Интеграция образовательных областей | Речевое, физическое, познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие |
4. | Возрастная группа | Разновозрастная группа от 3 до 5 лет |
5. | Цель | 2 младшая группа: Формирование интереса детей к экспериментальной деятельности. Средняя группа: Систематизация знаний детей о весне, о видах дождя. |
6. | Задачи | Обучающие: 2 младшая группа: - формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями; - продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы. Средняя группа: - формировать умение выделять признаки весны; - познакомить с моделью формирования дождя. Развивающие: 2 младшая группа: развивать познавательную и речевую активность детей в процессе несложного экспериментирования; Средняя группа: способствовать расширению знаний о видах дождя. Воспитательные: 2 младшая и средняя группа: - воспитывать аккуратность в обращении с водой; - продолжать накапливать опыт доброжелательного отношения друг к другу; - воспитывать умение аккуратно выполнять работу в практической деятельности. |
7. | Планируемые результаты | Ребёнок: 2 младшая группа: - знает и правильно называет время года - весну; - проявляет активность в процессе экспериментирования; - имеет понятие количественных отношений "много", "мало". Средняя группа: - имеет представления о видах дождя (грибной, проливной); - проявляет заинтересованность, любознательность, самостоятельность, интерес к совместной деятельности; - умеет выдвигать элементарные гипотезы. |
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | Для воспитателя: Снеговик – игрушка, аудиозапись "Шум дождя", А. Вивальди. "Времена года", "Весна", проектор, ноутбук, портативная аудио система, слайды презентации «Весна». Для детей: материалы для экспериментальной деятельности по количеству детей на каждого ребёнка: поднос, губка, два цветных стакана с разным количеством воды, салфетки для вытирания рук; для рисования: кисточка, тарелочка с краской, заготовка для "фотокопии", подставка для кисточки, влажные салфетки. |
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | Дидактические игры «Малыши и краски», «Времена года». Игры и упражнения с водой. Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в природе. Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей". |
1.Вводная часть | ||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | (Дети играют в игровом центре совместно с воспитателем в напольную мозаику, в это время за окном младший воспитатель держит игрушку Снеговика и тяжело вздыхает: «Ох - ох - ох!»). Воспитатель: Ребята, кто так тяжело вздыхает? Ваня, это ты? Нет? А кто? (Дети обращают внимание на Снеговика). Посмотрите, Снеговичок хочет зайти к нам в гости. Что мы должны сделать, прежде чем пригласить гостя? Дети: Убрать игрушки. (Младший воспитатель передаёт Снеговика в группу) | 1 мин | |
1.2 | Мотивация деятельности детей. | Снеговичок: Ох - ох - ох! Как мне грустно. Солнышко греет всё сильнее и сильнее, скоро я совсем растаю. Пора собирать вещи и отправляться на север, где всегда стоят морозы и лежит снег. А мне так не хочется. Я ведь даже не знаю, какое время года после зимы приходит. А вы, ребята, знаете? Дети: Да, весна. Снеговичок: Я зимой видел только снег, а весной тоже идёт снег? Дети: Нет, весной идёт и снег, и дождь. Снеговичок: А что такое дождь? Дети: Дождь – это вода, которая капает с неба, из тучи. Снеговичок: Я никогда не видел ни дождь, ни весну, а мне очень хотелось бы. | 1 мин | |
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | Воспитатель: Не грусти, Снеговичок. Ребята, а вы хотите вместе со Снеговичком послушать приближение весны? Предлагаю нам всем сесть на ковёр, закрыть глаза и представить весну, разговаривать нельзя, иначе мы её не услышим. Слушание аудиозаписи А. Вивальди "Времена года", "Весна". Воспитатель: Радостно становится от приближения весны? Дети: Да, становится радостно. Снеговичок: И мне веселее стало, даже настроение чуть - чуть улучшилось. А как же изменяется природа, когда наступает весна? Дети: Весной становится теплее, тает снег, бегут ручьи… | 2 мин | |
2.Основная часть | ||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний. | Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё правильно рассказали Снеговичку. (Презентация) Слайд 1. Воспитатель: Как весной светит солнце? Дети: Солнце светит ярко. Воспитатель: Правильно, солнце начинает светить ярче и пригревать. Слайд 2. Слайд 3. Воспитатель: Что происходит со снегом? Дети: Снег тает. Воспитатель: Да, тает снег, становится грязным и серым. Слайд 4. Воспитатель: А куда же бежит талая вода? Дети: Талая вода собирается в ручейки. Воспитатель: Правильно, текут первые весенние ручьи. Слайд 5. Воспитатель: Что происходит с почками на растениях? Дети: Почки набухают, появляются листья. Воспитатель: Молодцы, распускаются первые листочки на деревьях. Слайд 6. Воспитатель: Что появляется из-под снега? Дети: Появляется травка и первые цветы. Воспитатель: Да, появляются проталинки, на которых растут травка и первые цветы. Слайд 7. Воспитатель: А какие птицы к нам прилетают из тёплых краёв? Дети: Прилетают перелётные птицы: ласточки, грачи, скворцы… Слайд 8. Воспитатель: Ребята, что же появилось на весеннем небе? Дети: Появляются тучи. Воспитатель: Что же прольётся из такой тёмной тучи? Слайд 9. Дети: Дождь. Воспитатель: Да, это первый весенний дождь. Снеговик: Ух-ты, первый весенний дождик! Жалко, что я никогда не видел дождик и не слышал его! Воспитатель: Не расстраивайся, Снеговичок. Давай вместе с ребятами послушаем шум дождя. Закрываем глаза и слушаем очень внимательно. Слушают аудиозапись. "Шум дождя". Воспитатель: Маша, что ты услышала? Маша: Я услышала дождь. Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь? Маша: Это сильный дождь. Воспитатель: Диана, что ты услышала? Диана: Я тоже услышала дождь. Воспитатель: Как ты думаешь, какой это дождь? Маша: Это дождь с грозой. Воспитатель: Снеговичок, дождь бывает разным, наши ребята знают названия разных дождей. Вот послушай. Пальчиковая игра "Сколько знаем мы дождей". Сколько знаем мы дождей Сосчитаем поскорей: Дождик с солнцем, Дождь грибной, Дождик с радугой - дугой, Дождик с ветром, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. Снеговик: Молодцы, ребята, я и не знал, что бывает столько разных дождей! Воспитатель: Слайд 10. Посмотрите, дождь прошёл, а капельки остались и приглашают нас поиграть. Проводится подвижная игра "Тучка и капельки". Слайд 11. | 4 мин | |
2.2 | Добывание (сообщение и принятие) нового знания | Воспитатель: Ребята, а откуда берётся дождь? Дети: Дождь идёт из тучи. Воспитатель: А как он появляется в туче? Дети: Не знаем. Воспитатель: А хотели бы вы узнать, как появляется дождь? Дети: Да. Воспитатель: Снеговичок, а тебе интересно, откуда берётся дождик? Я вам сейчас помогу это узнать. Для этого нужно пройти к столу, посмотрим, что же нам приготовила весна. Опытно - экспериментальная деятельность. Дети подходят к столам, на которых стоят подносы с губками, стаканы с водой и миски. Воспитатель: Что лежит на подносе? Дети: Губка, стаканы с водой, миска. Воспитатель: Как вы думаете, на что похожа губка? Дети: Губка похожа на тучу. Воспитатель: А почему вы думаете, что она похожа на тучу? Мы знаем, что туча состоит из капелек. Давайте сожмём губку и посмотрим, будет течь из губки-тучи вода или нет? Дети берут губку - тучку и сжимают в руке. Дети: Нет. Воспитатель: Почему не идёт вода? Воспитатель: Правильно, губка - тучка сухая. В тучке очень - очень мало капелек собралось и поэтому дождь не идёт. Положите свои тучки в миску. Перед вами стоят стаканчики, сколько их? Дети: Два. Воспитатель: Какого они цвета? Дети: Белый и красный. Воспитатель: Сколько воды в белом стаканчике? Дети: Мало. Воспитатель: Сколько воды в красном стаканчике? Дети: Много. Воспитатель: Возьмите белый стаканчик и вылейте воду на вашу губку - тучку. Для того, чтобы помочь воде пропитать тучку, нажмите на неё пальчиками. Что произойдёт, если мы поднимем и отожмём тучку? Дети: Получится дождик. Дети проверяют свои предположения опытным путём. Воспитатель: Получается дождик. Вика, у тебя получился дождик? Вика: Да. Дети: Арина, какой у тебя получился дождик - сильный или слабый? Арина: У меня получился слабый дождик. Воспитатель: Как можно назвать такой дождик? Дети: Грибной, с радугой - дугой, с солнцем. Воспитатель: Дети, а какой дождик называют грибным? Дети: Грибной дождик тёплый, после него растут грибы. Воспитатель: Положите губки - тучки опять на поднос. Возьмите красный стаканчик и вылейте из него воду на тучку. Нажмите на неё пальчиками, пропитайте водой. Что теперь произойдёт, если тучку отжать? Дети: Получится сильный дождь. Дети проверяют свои предположения. Воспитатель: Посмотрите, ребята, как много капелек воды собралось в губке. Капельки становятся слишком тяжёлыми для тучки и выпадают дождём. Какой дождь получился? Дети: Получился сильный дождь. Воспитатель: С каким дождём его можно сравнить? Вспомните, какие дождики вы называли в игре "Сколько знаем мы дождей". Дети: Такой дождь можно сравнить с дождём с ветром, с градом. Воспитатель: Как такой дождик называют? Дети: Такой дождь называют проливной. Воспитатель: Повторим все вместе «проливной». Воспитатель: Никита, как такой дождь называют? Никита: Проливной дождь. Воспитатель: Полина, как такой дождь называют? Полина: Такой дождь называют проливным. Воспитатель: Вытрите руки салфетками. (Воспитатель выводит детей на ковёр) Воспитатель: (обращается к детям 2 мл.гр.) Малыши, расскажите, как у вас сегодня получился дождь? Дети: Мы налили воду на губку, отжали её, и получился дождь. Воспитатель: (обращается к детям ср.гр.) Ребята, одинаковые ли у вас сегодня получались дождики, почему? Дети: Сначала мы взяли мало воды, и дождик получился слабый, затем взяли много воды, и дождик получился сильный. Воспитатель: Ваня, какой дождь у тебя получился сначала? Ваня: Сначала дождь получился слабый. Воспитатель: Почему дождь получился слабый? Ваня: Дождь получился слабый, потому что мы добавили мало воды. Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить наш дождик? Ваня: Такой дождь в природе называется грибным, дождик с солнцем. Воспитатель: Диана, какой ещё дождь у тебя получился? Диана: У меня получился сильный дождь. Воспитатель: Как у тебя получился сильный дождь? Диана: Дождь получился сильный, потому что я добавила много воды. Воспитатель: С каким дождём в природе можно сравнить такой дождь? Диана: Такой дождик в природе называют проливным. Воспитатель: Слайд 12. Вот так, Снеговичок, всё происходит и в природе: соберутся капельки вместе в тучке, а когда им становится тесно, убегают из тучки на землю, падают дождём. Снеговичок: Вот это да! Это для меня настоящее открытие! Слайд 13.Смотрите, ребята, какая чудесная капелька к нам в гости пришла! Видео «Капелька чудесная». Снеговичок: (обращается к детям 2 мл.гр.) Малыши, посмотрите на свои ладошки, не сидит ли там капелька? Полина, покажи свои ладошки. А у Никиты посмотрю ладошки. (Снеговичок смотрит на ладошки детей). А куда она делась? Дети: Капелька лужицею стала. Снеговичок: А где мы с вами можем встретить лужи? Дети: Лужи можно встретить на улице. Воспитатель: Я предлагаю малышам скорее собраться на прогулку и посмотреть, есть ли на улице лужи, и не там ли наша знакомая капелька, а потом они к нам придут и расскажут (дети 2 мл. гр. уходят). | 5 мин | |
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Воспитатель: Ребята, Снеговичок, а мы с вами поищем следы Капельки в группе. Посмотрите, дождик прошёл и оставил на полу капельки. Пройдём по следам дождя. (Дети проходят к мольберту, на котором расположена фотокопия). Весна нам оставила лужи, да не простые, а цветные! А ещё они волшебные! Хотите убедиться, что они волшебные? Я возьму кисточку, обмакну её в волшебную лужицу и аккуратно закрашу лист слева направо. Посмотрите, что у меня проявилось? Дети: На бумаге появилось солнце. Снеговичок: Как здорово! Ребята, смотрите, а на столе тоже появились волшебные лужи, теперь мы знаем, для чего они нам нужны. Дети садятся за столы, на которых приготовлены кисточки, краска в тарелочках, альбомная бумага. Воспитатель: Выберите любую краску - лужицу, обмакните в неё кисточку и оживите белые картинки, которые лежат перед вами. Закрасьте всю поверхность листа слева направо. Дети выполняют задание под спокойную музыку. | 3 мин | |
3. Заключительная часть | ||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Рефлексия. Снеговичок: Посмотрите, ребята, у вас на листах появляется картинка! Это весна проснулась! Расскажите, у кого какие картинки появились? (цветок, кораблик, солнышко, сосулька, листик, облако и т.д.). Снеговик любуется работами, хвалит детей. Снеговичок: Ребята, пока ваши работы подсохнут, давайте пройдём по капелькам ещё разок - мне так понравилось по ним шагать. (Дети со Снеговичком возвращаются на ковёр). Воспитатель: Ребята, как вы думаете, смогли мы объяснить Снеговичку, что такое дождь, и какой бывает дождь весной? Давайте ещё раз расскажем, чтобы он не забыл, а ты, Снеговичок, слушай внимательно. (ответы детей) Снеговик: Мне с вами так интересно было. Я узнал, что такое дождь, вы мне рассказали о приметах весны, я познакомился с новыми играми. Так не хочется уходить, но у вас жарко, и я могу растаять. Пора мне всё-таки собирать вещи и отправляться в путь - дорогу. До свидания, ребята, увидимся следующей зимой! (Снеговичка уносит мл. воспитатель). Воспитатель: Ребята, я думаю, что наши работы уже подсохли, и мы их можем вывесить на выставку в приёмной, где покажем подарки весны малышам, а они нам расскажут, есть ли на улице лужи. | 1 мин |
Воспитатель - Вешта Наталья Витальевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Идём по следам диких животных"
Предлагаю свою разработку занятия с использованием кейс-технологии "Идём по следам диких животных"...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Маленькие фокусники"
Предлагаю конспект ОД по экспериментированию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: "Осень"
Предлагаю занятие по познавательному развитию детей разновозрастной группы от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности Тема: «КТО ЖИВЁТ РЯДОМ С НАМИ».
Предлагаю конспект ОДДоминирующая образовательная область: Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Социально-коммуникативное...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по физическому развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «Наши любимые погремушки»
Предлагаю занятие по физкультуре в разновозрастной группе от 3 до 5 лет «Наши любимые погремушки»...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «ПОСАДКА ЛУКА».
Тема: «ПОСАДКА ЛУКА».Цель: формирование основ исследовательской деятельности у младших дошкольников.Задачи.Образовательные: Расширять представления детей о репчатом луке как овоще, из кото...
КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в разновозрастной группе от 3 до 5 лет общеразвивающей направленности «Приключения Колобка»
Предлагаю конспект интегрированного занятия: познавательное развитие + художественно-эстетическое развитие (лепка)...