КОНСПЕКТ НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Первобытные люди» с использованием ИКТ-технологий
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.
Задачи:
1.Образовательные
Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека. Расширять представления о достижениях первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка, земледелие. Расширить словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.
2.Развивающие
Способствовать развитию познавательного интереса. Расширять словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Способствовать развитию мелкой моторики. Познакомит с наскальной живописью.
3.Воспитательные
Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervobytye_lyudi.docx | 30.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ
КРАСНОГВАРДЕЙСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста
«Первобытные люди»
с использованием ИКТ-технологий
воспитатель: Королева Т.Е.
Санкт – Петербург
2020
Цель: Формировать у старших дошкольников представлений о возникновении и истории экономики в цивилизации человечества.
Задачи:
1.Образовательные
Познакомить детей с внешним обликом и бытом первобытного человека. Расширять представления о достижениях первобытного человека: добывание огня, изготовление орудий труда и охоты, наскальная живопись; бытом первобытного человека: охота рыбалка, земледелие. Расширить словарный запас новыми словами: мамонт, древко, шкура, вождь, племя.
2.Развивающие
Способствовать развитию познавательного интереса. Расширять словарный запас введением новых слов: вождь, племя, шкура, мамонт и др. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление. Способствовать развитию мелкой моторики. Познакомит с наскальной живописью.
3.Воспитательные
Воспитывать умение работать в подгруппах, распределять роли, договариваться. Воспитывать интерес к истории, уважение к предкам.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Посещение экспозиции музея «Наши предки» Беседы: «Кто такой первобытный человек», «Жизнь первобытного человека». Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «От костра до котла», Р. Подольный «Как человек огонь приручил», Николас Харрис «Первобытные люди » Рассматривание иллюстраций. Изготовление орудий труда первобытных людей.
МАТЕРИАЛ:
Раздаточный:
Картон, нитки, шпатели, восковые мелки, ленты моталки на конце с рыбками, листы тонированной бумаги
Демонстрационный:
Импровизированный кинозал: проектор, экран, видеофильм «Жизнь первобытных людей»; презентация «Древние люди», разрезные картинки наскальных рисунков, арка, камешки разной величины и формы, модули разной формы и размера, восковые мелки, тонированная бумага, картинки орудий труда, бассейн, музыка природы.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
Включить аудиозапись со звуками природы.
ПРИМЕРНЫЙ ХОД НОД
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Ребята, куда мы с вами попали? Ребята, сегодня нас с вами ждут удивительные приключения, и я поведаю вам интересную историю. Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошел ли он от обезьяны, прилетел ли из космоса, мы не знаем. Но он все-таки появился. Вот какой он был. Слайд№1 Изображение первобытного человека Скажите, во что он был одет? Да, в те времена не было одежды, так как не было фабрик и заводов. Человеку приходилось все делать своими руками. Ребята, посмотрите, перед нами появилась арка. Это – арка времени, пройдя через нее, мы сможем попасть в эпоху первобытных людей. А вы хотите осуществить такое путешествие? Давайте пройдем в нее. Как вы думаете, что это? Для чего первобытные люди носили шкуры? А вам для чего одежда? Хотите примерить одежду пещерного человека? (Дети одевают шкуры-одежды). Вот мы и превратились в пещерных людей. Древние люди, в те давние времена, жили человеческими стаями. И в каждой стае был вождь, старейшина. Пока взрослые члены стаи занимались охотой, дети учились у самых мудрых и опытных наставников. Сегодня я буду вашим вождем. Как вы думаете, где жили древние люди? Вот и наша с вами пещера. Дети видят кусочки наскальных рисунков. Что это ребята? А как вы думаете, что мы можем с ними сделать? Молодцы! Ребята, как вы помните, в первобытном строе люди жили племенами. Вот и я вам предлагаю с помощью этих рисунков-пазлов разделиться на два племени. Дети, что изображено на ваших рисунках? СЛАЙД №2 Здесь темно и холодно, бр-р-р. Я стала замерзать. Что бы такое придумать, что бы стало теплее и светлее. Да, хорошо было бы развести костер, вот и дрова приготовлены. Да вот беда, как же добыть огонь? Я вам открою один секрет. Первобытные люди ждали, когда в лесу от молнии загорится дерево, и этот огонь они берегли в своей пещере. Но есть еще один способ добычи огня. Нужно взять немного лесного мха, поставить на него палочку и быстро вращать ее ладонями. Делать это нужно, пока не появится огонь. Давайте попробуем. Да, процесс этот трудный и долгий. Чтобы ускорить его, я предлагаю подуть на костер. Ну, вот сразу стало светло и тепло. Подвижная Игра «Пламя огня» Огонь только родился, он еще слабый и неуверенный. А теперь огонь набирает силу, растет. Языки пламени колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец. Языки огня то поднимаются выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле. Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь. А еще способ находили два камня, которые называются кремень. Чтобы добыть огонь, нужно было набрать сухой травы или мха, сильно стукнуть кремень о кремень - выскочит огненная искра. Она подожжет мох. Только стучать нужно было осторожно, чтобы не пораниться (не стукнуть по пальцам.) СЛАЙД №3 Давайте поможем первобытным людям. Воспитатель предлагает подобрать из предложенных камней, одинаковые по размеру, фактуре и форме. (Звучат голоса леса). Вы слышите, кто-то большой и злой ходит возле нашей пещеры. Это, наверное, хищники! Страшно! Что же делать? Нам надо вооружиться. Древние люди изготавливали оружие из разных материалов: из камня – ножи и дротики, наконечники копий; из дерева – копья и ручки топора. Каменное острие они привязывали к дереву с помощью гибких растений – лиан. Давайте-ка и мы попробуем сделать копье первобытного человека. Правда, каменные наконечники мы заменим картонными, а лианы веревками. Но для защиты нашей пещеры это сгодится. Согласны? У нас настоящее оружие, и теперь нам не страшны ни какие хищники, ни саблезубые тигры, ни даже мамонты. Слайд4и 5 Мамонты и саблезубые тигры На какого зверя похож мамонт? Чем он отличается от слона? А еще тогда водились саблезубые тигры, с большими и острыми, как сабли клыками, огромные пещерные медведи. Что- то хочется есть. А вы проголодались? Пойдемте ловить рыбу. Игра «Кто быстрее поймает рыбку»). СЛАЙД №6 Какой большой улов! Как же нам ее приготовить? Я знаю, что древние люди очень любили вяленую рыбу, так как это был самый простой способ ее приготовления, ведь у людей не было посуды. Давайте разложим ее на солнышке. После еды, пещерные люди любили полакомиться вкусненьким. Но, ни конфет, ни печенья в те времена не было. Зато в лесах было видимо-невидимо вкусных и сладких ягод. Давайте отправимся в лес за ягодами. (Игра «Собери ягоды»). Ну вот, возле пещеры горит огонь, вялится рыба на солнышке, оружие охраняет нас от непрошеных гостей. Звучит тихая музыка. Вот и заканчивается наше первобытное приключение. Скажите, что вам больше всего понравилось в жизни первобытных людей? А давайте ребята, все ваши впечатления о нашем путешествии вы изобразите на наскальных рисунках. Из костра достаньте угли (восковые мелки). Возьмите куски скалы (тонированная бумага). Рисовать можно на любых поверхностях. Наше время истекло. Сейчас мы вернемся в группу, снимем свои "шкуры" и вновь превратимся в мальчиков и девочек. Возвращение в наши дни начинается! Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу, снимают костюмы. | Дети рассуждают Дети отвечают Дети рассуждают Дети надевают шкуры Ответы детей. Ответы детей Сложить целые картинки. Дети, имеющие части от одной и той же картинки объединяются в одно племя, подавая свой отличительный знак, придуманный ими самими (например: поднять руку, крикнуть слово) Дети выполняют задание, каждое племя рассматривает свой рисунок. Охота, рыбалка, добывание огня и т. д. Ответы детей Находят дрова Ответы детей Дети «добывают» огонь. Дети дуют на костер, появляется «огонек». Дети садятся на корточки, опускают голову на колени, руки опущены вдоль туловища Дети медленно поднимаются, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой. С поднятыми над головой руками, дети наклоняют корпус вправо-влево, затем кружатся. Сопровождая движения тела движениями рук, дети то нагибаются, то вытягиваются вверх, приподнимаясь на носочки, то садятся на корточки, вытягивая руки вперед, изображая стелющийся огонь. Дети выполняют задания Ответы детей Дети делают копья Дети отвечают Дети наматывают ленту на конце, которой рыбка на палочку. Дети предполагают По командам. ( чернику, малину, клюкву)
Ответы детей Дети рисуют |
Литература:
Е.Пермяк "От костра до котла"
Р.Подольный "Как человек огонь приручил"
Сухов В.В. и др. "По следам прошлого: книга для чтения по истории в начальной школе".
Браниган Кейт "Первобытные люди"
Сильвия Дерэм "Первобытный человек"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план -конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Мой маленький друг-паучок"
Данный конспект позволит развивать познавательную активность и способствовать расширению знаний детей о насекомых , о внешнем виде паука, о повадках, дать понятие о том , что в природе нет вредн...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: "Зимушка - зима" с использованием ИКТ
Конспект предназачен для детей старшего возраста. Разработан в игровой форме с применением интерактивной доски....
НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста " Поможем Федоре" с использованием элементов ТРИЗ технологий
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД № 23 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДАС ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия, познавательного развития, для детей старшего возраста с игровыми технологиями на тему: «Играем с Машей и Медведем».
Конспект занятия "Играем с Машей и Медведем"....
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Дети Севера - наши друзья!»
Материал предназначен для воспитателей детских садов. В ходе занятия у детей сформируются представления о своей Родине - России, ребята познакомятся с многонациональной культурой народов Севера России...
Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста «Блокада Ленинграда» с использованием ИКТ технологий
КонспектНОД по познавательному развитию для детей среднего возраста«Блокада Ленинграда»с использованием ИКТ технологий...
Конспект ООД (ОО «Познавательное развитие») для детей старшего возраста группы кратковременного пребывания «Особый ребенок» для детей с ТМНР. Тема: «Кошка»
Представлен конспект НОД для детей с ТМНР....