Конспект ООД "В мире стекла"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект по по ознакомлению дошкольников средней группы с предметным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД "В мире стекла" | 35.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3» города Бийска
Конспект
организованной образовательной деятельности
по ознакомлению с предметным и социальным окружением
«В мире стекла»
Образовательная область «Познавательное развитие»
(Средняя группа)
Лазаренко И. Ю., воспитатель
г. Бийск, 2020
Цель: выявить свойства стекла.
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей со свойствами стекла: твёрдое, хрупкое, гладкое, скользкое, тяжёлое, прозрачное, холодное, водонепроницаемое, издаёт мелодичный звук, если по нему постучать, цветное; формировать знания детей о том, что все эти свойства учитываются при изготовлении различных предметов из этого материала.
- Развивающие: развивать внимание, любознательность, умение обследовать предметы, восприятие, память, связную речь, наблюдательность, мышление.
- Воспитательные: воспитывать бережное обращение с предметами, изготовленными из стекла.
воспитывать умение выслушивать товарища.
- Речевое развитие: активизировать употребление в речи названий предметов, материалов, из которых они изготовлены: предметы, сделанные из стекла — стеклянные (банка, ваза, стакан, пузырек, бутылка и др.); свойства стекла: прозрачное, непрозрачное, цветное, холодное, гладкое, хрупкое, тяжелое, а дерево — легкое.
- Безопасность: формировать знания детей о технике безопасности: со стеклянными предметами надо обращаться осторожно, они очень хрупкие, осколками стекла можно пораниться, нельзя брать в рот.
Предварительная работа:
Рассматривание предметов, сделанных из разных материалов, составление рассказов о предмете, отгадывание загадок, дидактические игры «Что из чего сделано», «Да- нет», «Хорошо- плохо», «Чудесный мешочек», «Найди названый предмет», отгадывание загадок.
Оборудование:
- предметы из стекла: вазочки, баночки, салатницы, стаканы, бутылочки, флакончики, термометры, лампочки, баночки и другие стеклянные изделия;
- таз с водой;
- стеклянный предмет на каждого ребенка;
- карточки для дидактической игры на каждого ребёнка;
- палочки для извлечения звуков на каждого ребёнка;
- карточки- схемы свойств стекла;
- ваза из цветного стекла;
- стеклянные пластины на каждого ребёнка;
- деревянные игрушки.
Ход организованной образовательной деятельности
Организационный момент | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети собираются на ковре, встают в круг. Дети берутся за руки, смотрят друг на друга с улыбкой. Дети задают вопросы воспитателю о загадочном предмете, получая только два ответа да, нет. -Этот предмет можно есть? Этот предмет можно носить? Этим предметом можно играть? Этим предметом можно рисовать? Этим предметом можно есть? Дети угадывают предмет – стакан. Дети называют материал: стекло. Дети подходят к столу, на котором выставлены предметы из стекла. Дети образуют полукруг около предметов из стекла на безопасном расстоянии. Дети называют предметы. Предметы разные по цвету, по форме, по величине, по назначению. Все предметы сделаны из стекла Стеклянные. | Дети, подойдите ко мне, встаньте в круг. Собрались все дети в круг, Я – твой друг и ты – мой друг. Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся! Ребята, у меня есть волшебная коробка. Посмотрите, какая красивая! А в ней что-то спрятано. Как вы думаете, что там может быть? Отгадать секрет нам поможет игра «Да - нет» Воспитатель достает предмет и показывает детям. Это стакан.
Как вы думаете, из какого материала он сделан? Верно. Этот предмет сделан из стекла. И я приглашаю всех пройти на выставку предметов из стекла. Постарайтесь всё увидеть, узнать, чтоб другим, про выставку рассказать. Дети, посмотрите внимательно, как много здесь красивых предметов. Назовите их. На нашей выставке много разных предметов. Чем они отличаются друг от друга? -Дети, а чем эти предметы похожи, какой у них общий признак? Из какого материала они сделаны? -Правильно, все предметы сделаны из стекла. А если они сделаны из стекла, как можно сказать, какие предметы? -Хотите узнать про стекло больше интересного? Тогда проходите, садитесь за столы. | Если дети не могут догадаться, загадать загадку: Я стакан прозрачный, Я стакан граненый. Держите крепче меня руки, Говорят, что я очень хрупкий. | |
2. Основная часть занятия. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети берут стеклянный предмет, пробуют посмотреть через него. Потому что стекло прозрачное. свойство прозрачность. В изготовлении предметов: окно, очки, банка, бутылка, эл лампа, градусник, экран сотового телефона, вазочки, посуда. Люди не видели бы сквозь очки, не смотрели бы телевизор, не было бы видно через экран телефона, стекло бы не пропускало свет, лампочка не пропускала бы свет и было бы темно. Цветное стекло непрозрачное. Стекло холодное, гладкое. Нет, стекло не гнется. Стекло твёрдое, не гнётся. Дети встают прямо. Дети шагают на месте. Дети потягиваются на носочках. Дети кладут руки за голову, прогибаются назад. Дети присаживаются. Дети выпрямляются, садятся. Нет, вода из стакана не вытекает. Дети повторяют это слово хором и индивидуально. В изготовлении посуды, бутылочек для лекарства, банках для засолки. Предположения детей(утонет, будет плавать). Дети опускают пластинки. Стекло утонуло. Стекло тяжёлое. Сравнить с другими предметами из другого материала. Дерево плавает. Дерево лёгкое. Если бы стакан упал, он бы разбился. Стекло хрупкое. Дети высказывают предположения: не может петь. Дети слышат звук. Разные звуки издают стеклянные предметы Дети слушают мелодию Дети встают на ноги. Дети выполняют движения. Дети выполняют задание, выставляют на доску предметы, изготовленные из стекла. Дети высказывают свои предположения. | Дети, сегодня вы будете исследователями, будете определять свойства стекла. 1.У каждого из вас лежит предмет из стекла. Возьмите стекло в руки, посмотрите через него. Вы видите через стекло? Поместим игрушку в стеклянную банку. Нам с вами видна игрушка? А почему мы ее видим, как вы думаете? Значит, каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него игрушку? Стекло, какое? (Прозрачное.) В изготовлении, каких предметов используют такое свойство стекла, как прозрачность?
Что было бы, если бы стекло перестало быть прозрачным? (очки, окно, экран телефона) -Возьмем вот эту синюю вазу и спрячем в нее игрушку. Мы с вами видим игрушку? Почему мы ее не видим? Значит, каким еще свойством обладает стекло, что через него не видно игрушку? Стекло, какое? (Непрозрачное.) А еще, какое оно? (Цветное.) Значит, цветное стекло бывает непрозрачным. 2. Возьмите в руки стеклянный предмет. Что вы чувствуете? Какое стекло? Проведите по нему пальчиком, какое оно? 3. Попытайтесь согнуть предмет. Получилось? Нет, не получилось. Что можно сказать о стекле? Какое оно? Не гнётся, стекло твёрдое. - Молодцы, а теперь отдохнём. Физкультминутка. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись, А теперь назад прогнулись. Как пружинки мы присели И тихонько разом сели. 4. Дети, а сейчас я налью в стакан воды. Вытекает вода из стакана? Вода из стакана не вытекает. Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое. В каких предметах используется это свойство стекла? 5. Как вы думаете, что произойдет со стеклянной пластиной, если её опустить в воду? Давайте проверим? Подходите к этому столу, и проведем этот опыт, опускайте свои стеклянные пластинки в таз с водой. Что произошло? - Значит, каким еще свойством обладает стекло, если оно утонуло? Какое оно? А вы уверены, что оно тяжелое, может быть оно легкое? Надо как-то это проверить. Как? Давайте сравним пластину стеклянную и деревянную. Ваши стеклянные пластины утонули, а я опускаю в таз с водой деревянную пластину. Что произошло? Значит дерево, какое? Дерево — легкое, а стекло — тяжелое. 6. Воспитатель берет в руки стакан (банку, вазу), и чуть было не роняет. Ой, а что бы произошло, если бы стакан упал? Значит, каким еще свойством обладает стекло, что при ударе оно разбивается на куски? Какое стекло? 7.Дети, как вы думаете, стекло умеет петь? Давайте проверим. Возьмите палочку и постучите по стеклянному предмету. Что вы слышите? Одинаковые ли звуки издают эти предметы? Почему? Правильно, стеклянные предметы издают разные по высоте звуки. Стеклянные предметы могут исполнять мелодию, послушайте. Сейчас мы поиграем со звуками стекла. Я буду ударять палочкой по стеклянному предмету, а вы выполнять движения. Встали на ноги. Выполнять движения столько раз, сколько раз я ударю палочкой по стеклянным предметам. Хлопните в ладоши столько раз, сколько я постучу палочкой. Присядьте столько раз, сколько я постучу палочкой Подпрыгните столько раз, сколько я постучу палочкой Молодцы. Дидактическая игра. «Найди предмет правильно» Ребята, перед вами карточки с изображением различных предметов, они сделаны из разных материалов. Вам надо выбрать такую карточку, на которой изображен предмет, который сделан из стекла, стеклянный предмет и прикрепить его на доску. Молодцы. | Дидактическая игра «Найди предмет правильно» Воспитатель проверяет с детьми правильность выполнения задания. | |
3. Заключительная часть занятия: | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети с помощью картинок- знаков рассказывают о свойствах стекла. Дети называют свойства стекла:
Стекло может «петь», разноцветное и прозрачное, гладкое и холодное. | Дети, сегодня мы на занятии познакомились со свойствами стекла. Давайте ещё раз назовём эти свойства. А поможет нам их назвать картинки со знаками. Какое свойство стекла обозначает эта картинка, как вы думаете? Воспитатель предлагает картинки с изображением свойств стекла. Дети, что интересного вы узнали о стекле? Вам понравилось сегодня заниматься? Какой опыт вам больше понравился?
-Мы ещё много интересного узнаем о стекле в следующий раз. | Воспитатель предлагает картинки с изображением свойств стекла |
Список использованной литературы.
1.Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Средняя группа(4-5 лет)[Текст] /О.В.Дыбина. –М.: Мозаика – Синтез, 2014. -84 с.
2. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.4-е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. -335с.
Приложение.
Загадки.
1) Заболели ушки,
Прохудился носик.
Заболели глазки
Капаем из нее лекарство без опаски.
(Пипетка)
2) Вот стеклянный карандаш-
Он в беде помощник наш.
Определит без докторов,
Кто заболел, а кто здоров. (Градусник)
3) Бабушка Варвара
Всюду их искала
Не залезла чуть в трубу,
А они нашлись на лбу. (Очки)
4) Вот стеклянный пузырек,
А живет в нем – огонек
Днем он спит, а вечером проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)
5) Стеклянный домик на окне,
С прозрачною водой.
С песком и камешком на дне
И с рыбкой золотой. (Аквариум)
6.Гляди в меня
Хоть целый день,
Коль на себя
Смотреть не лень. (Зеркало)
Дидактические игры.
Хорошо-плохо.
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о материалах (стекло, дерево). Совершенствовать умение определять полезные, отрицательные свойства материалов.
Игровое действие. Определение, называние.
Игровое правило. Определение полезных, вредных свойств материалов.
Материал. предметы из бумаги, дерева, ткани.
Ход игры.
Кому даю мяч в руки, тот будет называть хорошие или отрицательные (плохие) качества стекла.
Положительные: стеклянные предметы: красивые, прозрачные, блестящие, удобные в применении.
Отрицательные: стеклянные предметы хрупкие – если уронишь, они могутразбиться, когда будешь убирать осколки - можно пораниться
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о материалах (дерево, бумага, ткань). Совершенствовать умение определять вещи из этих материалов на ощупь.
Игровое действие. Определение, называние.
Игровое правило. Определять материал только на ощупь.
Материал. Кукла Буратино, мешочек, предметы из бумаги, дерева, ткани.
Ход игры.
Буратино приходит к детям. Предлагает ребятам определить, из какого материала его сделал Папа Карло. Дети отгадывают (из дерева). Буратино просит ребят достать из мешочка только те предметы, которые сделаны из дерева. Дети определяют на ощупь деревянные предметы, достают их, называют одно из свойств и качеств дерева.
Усложнение: дети достают из мешочка предметы, сделанные из других материалов, и объясняют их свойства.
«Найди названый предмет»
Дидактическая задача. Побуждать детей к нахождению предмета по описанию. Закрепить умение называть предметы обобщенным словом.
Игровое действие. Отгадывание.
Материал. Предметные картинки с изображением одежды, посуды, мебели, игрушек, орудий труда.
Ход игры.
Воспитатель просит детей внимательно рассмотреть предметы, назвать материал и объяснить, для чего нужны человеку изображенные предметы. Затем воспитатель предлагает детям отгадать предмет по описанию его признаков. Например, этот предмет сделан из металла и пластмассы, небольшого размера, серого цвета, создан человеком, нужен для того, чтобы резать картон и бумагу (ножницы)
Игровое задание считается выполненным, если отгаданы все предметы.
«Угадай, что из чего сделано»
Дидактическая задача. Упражнять детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны.
Игровое действие. Группирование.
Материал. Предметные картинки, кусочки разных видов материала, обручи.
Ход игры.
Игроки делятся на группы. Число групп зависит от количества представленных кусочков разных видов материала (символ материала расположен в обруче). Каждая группа выбирает себе один вид материала. Затем ведущий предлагает детям рассмотреть изображенные на картинках предметы, выяснить, из какого материала они сделаны. По сигналу ведущего игроки каждой группы выбирают предметные картинки и разносят их по своим местам. Побеждает та группа детей, которая быстрее всех выполнит задание ведущего.
«Можно ли сделать?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о видах материалов, их свойствах и качествах.
Игровое действие. Объяснения.
Игровое правило. Отвечать быстро, но аргументировано.
Ход игры.
Взрослый задает проблемные вопросы. Дети дают ответы и аргументируют их.
Можно ли сделать из бумаги мебель?
Можно ли сделать из стекла сапоги?
Можно ли сделать из дерева очки?
Можно ли сделать из стекла игрушки?
Можно ли сделать из дерева градусник?
Можно ли сделать из пластмассы окно?
Можно ли сделать из металла экран для сотового телефона?
Можно ли сделать из дерева витрину в магазине?
Можно ли сделать из стекла кровать?
Можно ли сделать из бумаги зонт?
Можно ли сделать из стекла вилку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "В мире стекла"
Развитие у дошкольников познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство со стеклом....
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В мире стекла»
познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодное, звучащее); развивать любознательность, наблюдательность, внимательность; воспитывать бережно...
Конспект НОД "В мире стекла"
quot;В мире стекал" - знакомимся с детьми со стеклом, его свойствами и назначением (где и как его можно применять)....
Конспект ООД"В мире стекла"
Экспериментальная деятельность в ДОУ....
Конспект НОД "В мире стекла" для детей второй младшей группы
Конспект НОД "В мире стекла" вторая младшая группа...
Конспект ОД "В мире стекла"
Цель: уточнить и расширить представления детей о стекле и его свойствах.Задачи.Образовательная: познакомить детей со свойствами стекла (прозрачное, цветное, хрупкое, гладкое, водонепроницаемое, холодн...
Конспект занятия "В мире стекла и металла"
Данное занятие познакомит дошкольников со свойствами металла и стекла при проведении опытов с предметами из этих веществ....