Программа экологического воспитания «Мы постигаем тайны природы»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Программа экологического воспитания «Мы постигаем тайны природы» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
cherdantseva_n.s._rabochaya_programma_po_ekologii.doc | 749.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МАДОУ ЦРР детский сад № 1 «Лёвушка»
Киселевского городского округа
Программа
экологического воспитания
«Мы постигаем тайны природы»
для детей старшего дошкольного возраста
Подготовила:
Рипанова Наталья Сергеевна,
воспитатель
высшая квалификационная категория
Киселевск, 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии обретения экологической культуры, экологического мышления, экологического сознания, экологически оправданных отношений с природой у всех людей.
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведения в природе.
Благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Под экологическим образованием мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих ответственное (осознанно-правильное) отношение к состоянию окружающей среды.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка включает:
- Формирование системы элементарных научных экологических знаний особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
- Развитие познавательного интереса к миру природы.
- Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
- Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- -активным участием родителей в воспитательном процессе и др.
Регламентированные занятия не являются основной формой экологического образования. Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности. Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование
В программе представлено 5 разделов:
- «Живая природа»,
- «Неживая природа»,
- «Человек»,
- «Физические явления»,
- «Природа и человек».
Каждый из разделов делится на блоки, которые конкретизируют его содержание.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Характеристика возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 год жизни)
В старшем дошкольном возрасте ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия.
К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных предметов в школе.
Содержание образования
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры
Растительный и животный мир. Многообразие. Взаимодействие растений и животных. Домашние животные. Окультуренная природа, декоративные растения. Экосистемы. Дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения). Связь живых и неживых объектов природы. Различия живого и неживого.
Времена года. Ритмичность, цикличность времен года, частей суток, дней недели, месяцев года.
Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта.
Правила безопасной организации познавательной деятельности.
Основные правила самоорганизации познавательной активности.
Физические свойства окружающего мира: различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); основные виды и характеристики движения: скорость, направление.
Основные физические явления: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.
Географические представления. Земной шар, атмосфера. Глобус. Карта мира. Страны и населяющие их народности разных рас и национальностей. Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря, реки, озера. Карта Свердловской области, карта города (села). Уральские горы. География места проживания. Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд.
Природно-климатические зоны. Природные явления: снег, дождь, иней, роса, гроза, радуга, молния.
Природные богатства недр Уральской земли: уголь, нефть, руды, минералы и пр. (с учетом местных условий).
Биологические представления. Развитие жизни на Земле. Условия жизни на Земле: происхождение и многообразие форм жизни, микроорганизмы, животные, растения, их особенности, среда обитания.
Земля - наш общий дом, человек – часть природы. Заповедник. Загрязнение окружающей среды. Влияние экологических условий на жизнь человека и живой природы. Деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.
Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение.
Солнечная система и основные космические явления. Звездное небо. Луна. Кометы, метеориты.
Образовательные задачи
В сфере естественнонаучных представлений и экологической культуры
- Воспитывать у ребенка охранительно-бережное и действенное отношение к природному миру ближайшего окружения как среды жизни ребенка.
- Формировать у ребенка:
- представления о взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей;
- элементарные представления о Свердловской области, Земном шаре, атмосфере, как целостном географическом пространстве.
- Развивать у ребенка:
- стремление к познанию природы через творческо-экспериментальную деятельность;
- обобщенные представления о цикличности изменений в природе (весной, летом, осенью, зимой) по существенным признакам;
- способность чувствовать и осознавать себя частью природы, выражать свою собственную субкультуру в ней и определять гуманно-гармоничную позицию в природной среде.
Решение образовательных задач предусматривает:
- приобщение детей к нравственным и эстетическим ценностям природы через знаково-символическую систему культуры;
-организацию творческо-экспериментальной деятельности для самостоятельного получения необходимой информации о явлениях и объектах (живой и неживой) природы;
- знакомство детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их потребностью в пище, свете, тепле, воде.
- совместное со взрослыми выращивание растений, осуществление необходимого ухода;
- организацию наблюдений за ростом и развитием растений и животных;
- организацию наблюдений за поведением животных, самостоятельное выделение ребенком характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления;
- соучастие в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению качества окружающей среды, забота о ближайшем природном окружении.
Ценностно-целевые ориентиры и принципы организации образовательного процесса
Ценностно-целевые ориентиры:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения и насилия;
- открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
- индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности.
Принципы организации образовательного процесса
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его несостоятельности;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Предполагаемый результат образования воспитанников
6 -7 -го года жизни
Результат образования представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.
Коммуникативная способность ребенка:
- различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению;
- понимать состояния и поступки других людей;
- выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах;
- проявлять инициативу в установлении контактов;
- высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.
Регуляторная способность ребенка:
- соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;
- контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
- устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально-нравственных норм и правил;
- определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности;
- бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению;
- оказывать действенную помощь близким;
- планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;
- действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной);
- оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности: само - и взаимоконтроль.
Познавательная способность ребенка:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.);
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая -известная, понятная - непонятная, интересная - неинтересная);
- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других;
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений);
- к поиску и передаче информации посредством знаков и символов изображения, движения, мимики и пантомимики;
- организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.);
- комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения;
- расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно;
Творческая способность ребенка:
- формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт;
- пользоваться знаками и символами, средствами при создании выразительного образа;
- оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами;
- выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения;
- воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы;
- реализовывать в различных видах деятельности.
Содержание образования
Содержание образования выстроено с учетом одной сферы развития ребенка.
Сфера | Раздел программы |
Естественнонаучных представлений и экологической культуры ребенка | Ребенок открывает мир природы |
В связи с выявленными рассогласованиями с государственными требованиями необходимо обеспечить развитие содержания образования за счет включения тем:
Сфера | Тема: |
Естественнонаучных представлений и экологической культуры ребенка |
|
Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные; театрализованные и режиссерские игры);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно-творческой деятельности детей (изобразительной, музыкально-исполнительской, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские и сельские объекты;
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
№ п/п | Виды деятельности | Дни недели | |||||
понедельник | вторник | среда | четверг | пятница | |||
I. Совместная деятельность со сверстниками, взрослыми, самостоятельная деятельность детей | |||||||
1 | Познавательная деятельность | ||||||
1.1 | Наблюдение | ||||||
1.1.1 | - в природе | + | + | + | + | + | |
1.1.2 | - в уголке природы | + | + | + | + | + | |
1.2. | Экскурсия в природу | + | |||||
1.3 | Целевая прогулка | ||||||
1.4. | Природоохранная деятельность | + * | |||||
1.5. | Решение проблемных задач, беседы с детьми познавательного характера. | + | |||||
1.6. | Проведение опытов и экспериментов в лаборатории “Ручеек”. | + | + | + | + | + | |
1.7. | Чтение художественной и познавательной литературы экологической тематики | + | |||||
1.8. | Работа с технологическими картами, календарем, дневником наблюдений | + | + | + | + | + | |
1.9. | Коллекционирование, составление гербариев | + | |||||
1.10 | Экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия | + | |||||
1.11 | Эколого-познавательные праздники и развлечения. | +* | |||||
1.12 | Создание ситуаций проектирования | +** | |||||
II. Совместная деятельность со взрослыми в организованных формах образования | |||||||
1 | Раздел общеобразовательной программы (занятия) | ||||||
Ребенок открывает мир природы | +*** | ||||||
* - один раз в месяц
**- один раз в месяц (октябрь, декабрь, февраль)
*** - раз в две недели
Модель организации образовательной деятельности:
- определяет последовательность, продолжительность деятельности детей, сбалансированность ее видов, исходя из условий ДОУ и содержания рабочей программы;
- обеспечивает целостность развития ребенка, преемственность задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и развития на каждой возрастной ступени дошкольного периода детства;
- обеспечивает интегрированность содержания образования в формировании коммуникативных, творческих, ценностно-ориентационных, познавательных и других компетенций воспитанников;
- определяет структуру образовательного процесса (соотношение инвариантной и вариативной части) обеспечивающего реализацию целей и задач рабочей программы;
- определяет объем образовательной нагрузки на ребенка с учетом требований органов здравоохранения (ст. 51 Закона РФ «Об образовании»);
- предусматривает увеличение времени индивидуального общения педагога и ребенка в диалоговых формах взаимодействия;
- не предусматривает жесткие требования к регламентации продвижения детей в образовательном и временном пространстве.
Программно-методический комплекс образовательного процесса
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: | |
Образовательная программа (комплексная, парциальная), технология | 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Гурович Л.М.: изд. 3-е, переработанное. – СПБ., Детство – Пресс., 2007 г. 2. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». – СПб., 1996 г. 3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию 4. Белавина М. Планета – наш дом. – М., 1995 г. 5.Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред.О.В.Дыбиной – М.,2005 |
Методическое пособие, методический комплекс | 1. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СРб 1996 г. 2. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1995 г. Зайцев Г.К., Колбанов В.В., колесников М.К. Педагогика здоровья. – СПб., 1994 г. 3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г. 4. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. – М., 1998 г. 5. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981 г. 6. Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М., 1982 г. 7. Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г. 8. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978 г. 9. Рыжова Н.Н. Волшебница вода. – М., 1987 г. 10. Кокорева И.Н., Бондаренко Л.К. Любить труд на земле. – М., 1987 г. 11. Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г. 12. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003 г. 13. Дошкольники на прогулке/ под ред. А.С.Галанова. – Москва, 2005 14. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М., 2001 15. Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2002 |
Универсальное пособие | Д.Нейер. «Интересное рядом» серия книг. Всем обо всем. Познавательная энциклопедия для детей./ Сост.Г. Шалаева, Л. Кашинская. – М., 1994. Бабин В.Мега-энциклопедия для малышей от3до 6, от 6до 9.- М.:«Издательство «Махаон»,1998. Подводный мир/ Сост. Вершинина Т.А., Воронина Т.В. – М.: «Росмэн», 2004. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО «Изд-во «Росмэн-пресс»,2001. Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.: «Росмэн»,2003. Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн»,1999. Мир вокруг нас/ пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд. АСТ», 2001. Хочу все знать. Планета Земля. Динозавры. – М.: «Росмэн»,2000. Порцевский К.А. моя первая книга о космосе: науч. поп. изд. для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2003. Артемова О.В. «00 интересных фактов: науч. поп. изд. для детей. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. Жизнь океана/ пер. с англ. У.В.Сапциной. – М.: ООО «Издательство «Росмэн», 1999. Человек пришел на Урал. – Екатеринбург, 1997. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002. Сахарнов С. «Как открывали землю». – М.: «Малыш», 1984. Столяр А.А. «Давайте поиграем». – М.,1991. Хочу все знать: альманах. – М.: Детская литература, 1969. Латынова Н., Синицына Е. Сказки Земли. Сказочная географическая Азбука. Серия «Через игру - к совершенству» - М.: «Лист».1999. Майорова. Игры и рассказы о космосе. Серия: «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», 1999. От осени до лета (детям о природе и временах года в стихах, загадках, пословицах, рассказах о православных праздниках, народных обычаях и поверьях): Для воспитателей детских садов и музыкальных руководителей / Сост. Л.А. Владимирская. – Волгоград: Учитель, 2004. |
Учебно-наглядные материалы | Рабочая тетрадь «Добро пожаловать в экологию!» сост. Воронкевич О.А. |
Организация предметно-пространственной среды развития ребенка
Развивающая предметная среда – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка.
Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования маленького ребенка.
Развивающая среда создает благоприятные условия для воспитания и обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, иными словами, среда развития ребенка, обеспечивающая разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования ребенка.
При организации развивающей среды в данном подходе обеспечено единство социальных и природных средств разнообразной деятельности ребенка. Для этого определены основные элементы предметной среды: архитектурно - ландшафтные и природно-экологические объекты; площадки и их оборудование; крупногабаритные, тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения.
Развивающая среда обеспечивает атмосферу психологической защищенности, эмоционального комфорта; способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, свободу выбора деятельности; стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества создание.
Организованная развивающая среда предполагает возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта; в которой ребенок чувствовал эмоциональный комфорт от осознания собственной ценности через доброжелательное принятие другими (и в первую очередь педагогом) его индивидуальности, подлинное уважение к его интересам и потребностям.
Предметно-пространственная среда создана с целью решения задач:
1. Обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей.
2. Поддержание познавательной активности, обеспечение ее дальнейшего роста.
3. Создание условий для реализации усвоенных на занятиях способов деятельности, приобретенных знаний.
4. Создание условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
Сфера | Принципы, параметры организации среды |
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: Формирование интеллектуальной компетентности, основ экологической и информационной культуры | Принцип информированности, обогащенности и наукоемкости. На разных этапах развития личности ребенка этот принцип обеспечивается разнообразной тематикой, обогащением функциональных свойств элементов среды, природными и социокультурными средствами, объектами и средствами многоплановой деятельности детей, предоставлением возможностей получать информацию, необходимую для постановки и решения задач. Развивающая предметная среда должна быть неисчерпаема, удовлетворять потребности ребенка в новизне. Но она моделирует функциональное развитие деятельности ребенка и тем, что в ней заложена информация, которая сразу себя не обнаруживает, а побуждает к поиску. - проблемная насыщенность, возможность поиска и открытия; - четкая оформленность в среде предметных источников развития, многофункциональность; - приспособленность к нуждам совместной деятельности детей и взрослых, возможность использовать накопленный опыт; - функциональность моделирования содержания детской деятельности; - «свобода выбора» альтернативных средств (предметов, материалов и т.п.); - «ненасыщаемость» - нескованность, тенденция к постоянному выходу за рамки ситуативности («надситуативность»). |
На основе вышеуказанных принципов развития работа будет осуществляться через следующие компоненты развивающей среды.
Технические средства обучения | Наглядно-дидактические пособия | Пространственная среда | Ландшафтное окружение |
- Телевизор -Видеомагнитофон - DVD Музыкальный центр, магнитофоны | 1. Картины из серии: Домашние животные Дикие животные Птицы Овощи и фрукты Природные зоны 2. Плакаты: Живое - неживое Во саду ли, в огороде (овощи, фрукты, ягоды, орехи, бахчевые культуры) Растения (деревья, травы, кустарники) 3. Энциклопедии: Мой первый атлас, Моя первая книга о человеке, География в картинках, 4. Наглядно-дидактические картинки: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, ягоды, 5. Дидактические и настольно-печатные игры: «Земля и ее жители», «Вопросы и ответы», «Домашние животные». «Кто, где живет», «Что из чего», «Из чего сделаны предметы», «Зоологическое лото», «Зеленый друг» и др. 6. Календари природы 7. Макеты природных зон 8. Коллекции: - «Камни Урала»; - Морские раковины; - Запахи; 9. Фотоальбомы:
10. Фонотека: голоса птиц, животных, звуки природы, звуки окружающего мира. 11. Наглядные модели познавательной деятельности: алгоритмы (программы) деятельности. 12. Протоколы опытов. 13. Алгоритмы познавательной деятельности: опытов и экспериментов. 14. Глобус 15. Таблицы: Тела природы Жизнь древних славян Чудеса света Население Земли Явления природы Погода Формы поверхности суши Изменения форм поверхности суши Горные породы Времена года Пустыня Лес Водоем Культурные растения Растения – живой организм Животное – живой организм (№1,№2) Домашние животные и их дикие предки Размножение, рост и развитие животных 16. Географические карты: России, Мира, Свердловской области. Урала. 17. Наглядно-дидактические игровые панно: «Река времени», «Солнечная система». 18. Игровые панно из серии «Волшебный маркер»: «Наше тело», «Деревья», «Растения», «Предметы в доме», «Домашние животные», «Животные», «Погода», «Погода на сегодня», «Круглый год». | Центр природы:
Участок:
| Березовая роща, парк |
Методы, приемы воспитания, обучения и развития детей
Использование педагогом разнообразных организационных форм предполагает реализацию методов, максимально активизирующих мышление, воображение, поисковую и продуктивную деятельность детей; создание условий для реализации универсальных возможностей детей в овладении креативным потенциалом, на культивировании в ребенке субъекта учения; на конструировании диалогово-дискуссионной формы организации совместной деятельности взрослых и детей.
Решение задач повышения эмоциональной активности детей предусматривает:
• использование игровых мотиваций;
• использование сюрпризных моментов;
• включение игровых и сказочных персонажей;
• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию;
• использование дизайн - проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание изучаемого явления;
• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);
• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;
• «минутки общения»;
• групповые дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп;
• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров и т.д.);
• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;
• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.
Решение задач повышения познавательной активности детей предусматривает:
• развивающие игры;
• игры-инсценировки, игры-сотрудничества;
• динамические игры познавательного содержания;
• игры-экспериментирования с разнообразными материалами;
• классификация и обобщение игрового материала, предметов, картинок по разным основаниям;
• создание проблемных ситуаций;
• использование художественного слова, музыкального сопровождения;
• познавательные беседы;
• вопросы воспитателя (наводящие, уточняющие, обобщающие и др.), направленные на активизацию и обобщение познавательных представлений детей, на формирование умения самостоятельно рассуждать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и закономерности, делать выводы;
• сравнительный анализ различных предметов, объектов окружающего (природного, социального) мира со зрительной опорой на наглядность и без опоры на наглядность;
• обследование различных предметов;
• наблюдения за изучаемыми объектами и явлениями окружающего мира (природного, социального), трудом взрослых и т.д.;
• опытное экспериментирование с объектами неживой природы, физическими явлениями;
• введение знаково-символических обозначений ориентиров;
• демонстрация наглядного материала, наглядных образцов;
• совместное обсуждение информации, коллективное формулирование выводов, подведение итогов;
• изучение правил взаимодействия в групповой деятельности;
• планирование, распределение ролей, осуществление игровых действий;
• создание ситуаций проектирования (метод проектов);
• само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).
Подходы к оценке результата образования
Диагностический инструментарий по сферам развития и по разделам программы «Детство»
Сфера развития | Показатели | Диагностические методики | Методы оценки | Сроки |
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: | 1. Представления - существенные признаки живого и целостность как важнейшее условие жизни организма; - свойства целостного живого организма: его потребности в условиях среды, состоянии. - приспособление живых существ к различным средам обитания с целью удовлетворения потребностей. - понимание ценности природных объектов. - представления о нормах отношения к живому. 2. Практическая деятельность в природе - умение осуществлять уход за растениями 3. Отношение к природе - характер отношения к животным, растениям и сверстникам в естественных условиях - отношение к животным и растениям в специально созданных условиях - отношения ребенка к живым объектам в ситуации выбора | Диагностическая методика программы экологического образования детей «Мы»/ Н.Н.Кондратьева и др. | Степень ответов на вопросы, характер отношения детей к природным объектам, в том числе и умение осуществлять уход за растениями (метод наблюдения) оценивалась по 3 баллам: 3 – осуществляет уход за растениями самостоятельно, ответы на вопросы четкие, полные, выраженная положительная направленность к природным объектам; 2 – задает 2-3 вопроса во время ухода за растениями, при ответе на поставленные вопросы нуждается в наводящих вопросах, отношение к природе положительное избирательной направленности; 1 – постоянно задает вопросы при уходе за растениями, затрудняется ответить на поставленные вопросы, отношение к животным и растениям неустойчиво без выраженной положительной направленности. | Сен-тябрь, май |
Мониторинг результатов образования детей дошкольного возраста
Сфера | Деятельностно - коммуникативная составляющая образованности | Предметно-информационная составляющая образованности | Ценностно-ориентационная составляющая образованности |
Сфера естественнонаучных представлений, экологической культуры: | - умение наблюдать за отдельными природными явлениями и объектами родного края, сравнивать, делать умозаключения;
- умение соблюдать правила безопасного поведения в процессе познавательной деятельности; - навыки элементарного экспериментирования с объектами и явлениями природы Урала; - умение использовать в экспериментальной деятельности измерительные приборы, созданные человеком; - умение собирать коллекции из уральского природного материала (исключение составляют живые объекты), классифицировать и обобщать их по разным признакам; - умение выражать эмоциональное отношение к природе (объектам и явлениям) средствами художественной выразительности; - навыки экологически грамотного поведения в природных, социальных условиях, рационального природопользования (экономия воды, света); - умение описывать знакомые географические объекты и явления, называть и показывать их на географической карте Свердловской области, ближайшей местности; - умение вычленять простейшие закономерности между отдельными компонентами и целостными природными, хозяйственными и социальными системами родного края; - умение различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных жизненных ситуациях. | - представления о предметах живой и неживой природы экосистем Урала; - представления о самоценности и необходимости бережного отношения к природному окружению; - представление о тесной связи объектов живой и неживой природы (на примере экосистем родного края), о взаимосвязи между способами питания, местами обитания и внешними условиями, о некоторых отрицательных последствиях нарушения таких связей; - представления о природе как взаимосвязанной, упорядоченной и чувствительной к вмешательству человека целостности; - представления о взаимосвязи, взаимодействии и взаимовлиянии человека и окружающей среды; - элементарные представления о природе, населении и хозяйстве родного края, Свердловской области; - представления об экологически целесообразном (не разрушающем целостность природы и качества окружающей среды) поведении в быту, на отдыхе, при изучении природных объектов и явлений, о необходимости экономного, бережного отношения к природе; - представления о природно-климатических зонах, условиях жизни на Урале, о богатствах недр Земли, Урала; - пространственное представление наиболее важных географических объектов в ближайшем окружении, в масштабах своего дома, детского сада, микрорайона и Свердловской области; - представления об основных источниках получения географической информации. | - осознание ценностного отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к себе и своему здоровью; - возникновение стремления бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать богатство родной природы; - осознание разнообразных ценностей природы и ее незаменимости в жизни человека; - проявление эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования с различными природными материалами; - понимание географической карты как формы отражения знаний о родном крае; - понимание влияния обычаев, обрядов, норм поведения на результат приспособления человека к окружающей географической среде. - стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; - любознательность к сложным и разнообразным объектам и явлениям природы; |
Список литературы
1.О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург. Детство –Пресс 2010 год.
2. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Составитель Логинова В.И. Санкт-Петербург. Детство –Пресс 1996 год.
3. Н. Кондратьева. Программа экологического образования детей. «Мы», Азбука экологии. Санкт-Петербург. Детство –Пресс 1996 год.
4. М. Лучич «Детям о природе» Москва, 1989г.
5. М Морковская «Уголок природы в детском саду» Москва, 1989г.
6. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» Москва. 2002г.
7. О. Дыбина «Неизвестное рядом», Москва. 2001г.
8. А.Каменева «Мир природы и ребенок» Санкт-Петербург. Детство –Пресс 2000 год
9. Т.Хабарова «Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности дошкольников». Санкт-Петербург. Детство–Пресс. 2010 год
Тематическое планирование
Тематический блок | Тема | Вид деятельности | Кол-во | Сроки |
Живая природа | Развитие жизни на Земле. | Просмотр видеофильма | 2 | Сентябрь |
Условия жизни на Земле: происхождение и многообразие форм жизни, микроорганизмы, животные, растения, их особенности, среда обитания. | Просмотр видеофильма | 4 | Ноябрь | |
Окультуренная природа. | Беседа с рассматриванием картин | 1 | Октябрь | |
Декоративные и дикорастущие растения; | Составление гербариев | 2 | Август, сентябрь | |
Путешествие колоска | Занятие | 1 | Сентябрь | |
Как растения готовятся к зиме | Экскурсия в парк | 1 | Октябрь | |
Растения нашего края | Просмотр слайд - фильма «Флора Урала» | 1 | Январь | |
Путешествие в осенний лес | Экскурсия | 1 | Ноябрь | |
Для чего растению нужны семена | Беседа | 1 | Декабрь | |
Клуб знатоков леса | Занятие | 1 | Декабрь | |
Что будет, если из леса исчезнут птицы? | Беседа | 1 | Май | |
Как живут наши пернатые друзья зимой? | Занятие | 1 | Январь | |
Покормите птиц зимой | Природоохранная акция | 3 | Декабрь, январь, февраль | |
Путешествие мамонтенка | Занятие | 1 | Декабрь | |
Лес – это живой организм. Этажи леса | Занятие | 1 | Февраль | |
Пищевые цепочки в лесу. | Занятие | 1 | Февраль | |
Как животные приспособились к зиме | Беседа | 1 | Февраль | |
Животные нашего края | Экскурсия в музей природы | 1 | Май | |
Комнатные растения – спутники нашей жизни. | Беседа | 1 | Апрель | |
Весенние заботы птиц | Беседа с наблюдением за птицами | 1 | Май | |
Зеленая аптека | Проект | 1 | Апрель | |
Что мы сажаем, сажая леса? | Беседа | 1 | Ноябрь | |
Тропинками родного края | Игра-путешествие | 1 | Ноябрь | |
Кто как видит? | Досуг | 1 | Октябрь | |
Праздник цветов | Развлечение | 1 | Сентябрь | |
Поле чудес «Знатоки природы» | Развлечение | 1 | Февраль | |
Неживая природа | Земной шар, глобус. | Беседа с рассматриванием глобуса и фотографий с изображением Земли из космоса | 1 | Сентябрь |
Смена дня и ночи | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Сентябрь | |
Смена времен года | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Сентябрь | |
Карта мира. Северный и Южный полюсы, материки. | Рассматривание карты мира | 1 | Сентябрь | |
Атмосфера | Занятие | 1 | Октябрь | |
Воздух и егосвойства | Опытно-экспериментальная деятельность | 4 | Октябрь | |
Почему дует ветер? | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Октябрь | |
Гидросфера: океаны, моря, реки, озера. | Занятие | 1 | Октябрь | |
Царица – водица | Занятие | 1 | Сентябрь | |
Вода и ее свойства | Опытно-экспериментальная деятельность | 3 | Ноябрь | |
Путешествие капельки | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Ноябрь | |
Уральские горы. | Занятие | 1 | Ноябрь | |
Как появляются горы? | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Декабрь | |
Как происходит извержение вулкана? | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Декабрь | |
Карта Кемеровской области, карта города (села). | Беседа с рассматриванием карты области. | 1 | Октябрь | |
Вода и ее свойства | Детско-родительский проект | 1 | Февраль | |
Строение растений | Детско-родительский проект | 1 | Декабрь | |
Виды ландшафта: лес, луг, водоем, овраг, пруд. | Беседы с созданием макета | 2 | Декабрь, январь | |
Природные богатства недр земли Кузнецкой: уголь, нефть, руды, минералы и пр. (с учетом местных условий). | Беседа с рассматриванием уральских самоцветов и минералов | 1 | Октябрь | |
Солнечная система и основные космические явления. | Экскурсия в планетарий | 1 | Январь | |
Звездное небо. | Самостоятельные наблюдения с родителями. | Февраль | ||
Звезды светят постоянно | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Январь | |
Луна. | Наблюдение в течение месяца за формой луны и зарисовки в альбоме | Февраль | ||
Кометы, метеориты. | Рассматривание фотографий, энциклопедий | 1 | Январь | |
Почему земля кормит? | Занятие | 1 | Апрель | |
Солнце – источник тепла и света | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Январь | |
Полет на луну | Игра-путешествие | 1 | Декабрь | |
Космос. Вселенная. Звезды. | Беседа с рассматриванием фотографий, сделанных в космосе | 1 | Апрель | |
Солнечное царство, космическое государство, или космическая экспедиция | Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Январь | |
Экологическая тревога «Дымоловка» | Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Ноябрь | |
День Земли | Развлечение | 1 | Апрель | |
Человек | Кто такой человек? | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Март |
Как растет человек? | Занятие | 1 | Март | |
Как и для чего человек дышит? | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Апрель | |
Зачем человеку желудок? | Занятие | 1 | Март | |
Для чего человек ест? | Беседа | 1 | Март | |
Если хочешь быть здоров | Спортивный досуг с участием детей школы-интерната | 1 | Март | |
Физические явления | Магнитное и земное притяжение | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Февраль |
Электричество | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Февраль | |
Отражение и преломление света | Опытно-экспериментальная деятельность | 1 | Март | |
Природа и человек | Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта | Занятие | 1 | Май |
Воздух вокруг нас | Детско-родительский проект | 1 | Октябрь | |
Викторина | 1 | Май | ||
Человек – часть природы. | Занятие | 1 | Май | |
Заповедник. Красная книга. | Беседа с рассматриванием фотографий животных, внесенных в Красную книгу. | 1 | Февраль | |
Загрязнение окружающей среды. | Просмотр слайдов | 1 | Май | |
Влияние экологических условий на жизнь человека и живой природы. | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Апрель | |
Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение. | Просмотр видеофильма | 2 | Март | |
Правила безопасной организации познавательной деятельности. | Беседа с составлением вместе с детьми правил безопасной познавательной деятельности в природе, в группе, дома | 1 | Январь | |
Основные правила самоорганизации познавательной активности. | Беседа с составлением вместе с детьми правил самоорганизации познавательной активности в природе, в группе, дома | 1 | Январь | |
Строим экологический город | Эколого-познавательное развлечение | 1 | Май | |
Будь природе другом | Занятие с элементами опытно-экспериментальной деятельности | 1 | Апрель | |
Гуманное отношение к природе | Беседа | 1 | Октябрь | |
Сбережем удивительный мир растений и животных | Беседа | 1 | Декабрь | |
Мы - друзья природы | КВН | 1 | Январь | |
Посади дерево | Природоохранная акция | 1 | Сентябрь | |
Берегиня | Природоохранная акция | 1 | Октябрь | |
Береги природу | Природоохранная акция | 1 | Март | |
Чистый детский сад | Природоохранная акция | 1 | Май |
Календарный план работы с детьми /планирование на сентябрь/
ДАТА: с 03 по 28 сентября
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Путешест-вие колоска | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и «К названному дереву беги» | ||||||
Трудовая | Сбор растений для гербария | |||||||
Продуктивная | Декоративные и дикорастущие растения. Составление гербария | |||||||
Исследовательская | Рассматривание коры дерева через лупу | Наблюде-ние за началом листопада на участке детского сада | Тени деревьев в разные част суток | в/ф «Развитие жизни на Земле» | Этажи дерева | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Узнай дерево по плодам и веткам | ||||||
Трудовая | Сбор семян цветов | |||||||
Продуктивная | Коллаж Осенний ковер | |||||||
Исследовательская | Корень – устойчивость дерева | Корень имеет тонкие волоски, по каждому впитывается вода в основной корень | Беседа «Земной шар, глобус» | Дыхание листа | Опыт. Смена дня и ночи | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Скребицкий Г. Четыре художника | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | Посади дерево | |||||||
III неделя | Занятия | Царица - водица | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и «К названномудереву беги» | ||||||
Трудовая | Сбор природного материала | |||||||
Продуктивная | Декоративные и дикорастущие растения. Составление гербария | |||||||
Исследовательская | Распознание кустарников и деревьев по характерным признакам | Наблюдение за осенними явлениями природы (туман, заморозки) | Рассматривание жилкования листьев с зарисовкой (через лупу) | в/ф «Развитие жизни на Земле» | Определение толщины, высоты деревьев | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Плавильщиков Н. Времена года | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Детки на ветке | ||||||
Трудовая | Уборка участка от листьев | |||||||
Продуктивная | ||||||||
Исследовательская | Летающие семена | Желуди – семена дуба | Беседа «Карта мира. Северный и южный полюсы, материки» | Ветер расселяет деревья по новым местам | Опыт. Смена времен года | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Мир вокруг нас. Георгафический атлас. | |||||||
Досуги, развлечения | Праздник цветов | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на октябрь/
ДАТА: с 01 по31 октября
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Атмосфера | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Следопыты | ||||||
Трудовая | Посадка луковичных цветов | |||||||
Продуктивная | Лепка «Чудо-дерево» | |||||||
Исследовательская | Обнаружение воздуха | Как растения готовятся к зиме. Экскурсия | Ветер – это движение воздуха | Ветер | Волны | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | А.Орлов Ветер -пастушок | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и где спрятано рестение? | ||||||
Трудовая | Посадка чеснока | |||||||
Продуктивная | Природный материал. «Кактус» | |||||||
Исследовательская | Песок путешествует по пустыне | буря | Беседа «Окультуренная природа» | Пламя загрязняет воздух | Опыт. Воздух и его свойства | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | А.Фет Печальная береза | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Проектная деятельность | Воздух вокруг нас | |||||||
III неделя | Занятия | Гидросфера: океаны, моря, реки, озера | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Следопыты | ||||||
Трудовая | Укрытие теплолюбивых растений на клумбах | |||||||
Продуктивная | Оригами. Елочка | |||||||
Исследовательская | Вода прозрачная | Наблюдение за почками деревьев и кустарников после опадания листьев (назначение, приспособление к зиме) | Беседа с рассматриванием карты Свердловской области | У воды нет вкуса и запаха | Лед и пар – это тоже вода | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | В. Жаров Ель. Осина | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Ботаническое лото | ||||||
Трудовая | Уборка участка от листьев | |||||||
Продуктивная | Лепка Цветок (декоративная пластина) | |||||||
Исследовательская | В воде одни вещества растворяются, другие - нет | Вода теплая, холодная, горячая | Беседа «Природные богатства недр Уральской земли» | Вода нужна всем | Опыт. Почему дует ветер? | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | ||||||||
Досуги, развлечения | Кто как видит? | |||||||
Природоохранная акция | Берегиня | |||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на ноябрь/
ДАТА: с 01 по30 ноября
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Уральские горы | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Мы идем по зоопарку | ||||||
Трудовая | Сбор ягод рябины, семян липы, березы для подкормки птиц | |||||||
Продуктивная | Лепка. Кто живет в осеннем лесу | |||||||
Исследовательская | Как кошка языком себе чистит шерстку | Путешествие в осенний лес. Экскурсия | Определение любимого корма животных | в/ф Условия жизни на Земле. | Повадки животных уголка природы | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | А.Трофимов Осенний ковер | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Кто где живет? | ||||||
Трудовая | Помощь в уборке участка детям младшей группы | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Ветка с осенними листьями | |||||||
Исследовательская | Как маскируются животные | Определяем возраст рыбы | Беседа «что мы сажаем, сажая леса?» | в/ф Условия жизни на Земле. | Опыт. Вода и ее свойства | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Шаховский Осень в лесу | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
III неделя | Занятия | Дымоловка | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и»Следо-пыты | ||||||
Трудовая | Изготовление и выставка кормушек для птиц с использованием бросового материала : упаковок, пластиковых бутылок и т.д. | |||||||
Продуктивная | Рисование. Пасмурный осенний день | |||||||
Исследовательская | Причины выхода червей на поверхность земли после дождя | Почему верблюды могут долго обходиться без воды | в/ф Условия жизни на Земле. | Жизненный цикл мушек | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Большая энциклопедия животных | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и чудесный мешочек | ||||||
Трудовая | Установка кормушек для подкормки птиц | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Осенний ковер | |||||||
Исследовательская | Друзья - враги | Беседа. Гуманное отношение к природе | в/ф Условия жизни на Земле. | Опыт. Путешествие капельки | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Б.Бояринов Почему у дуба облетели листья | |||||||
Досуги, развлечения | Тропинками родного края | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на декабрь/
ДАТА: 03 по 28 декабря
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Клуб знатоков леса | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Ни сорока, ни ворона | ||||||
Трудовая | Подкормка птиц | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Нарядный петух | |||||||
Исследовательская | Какого цвета снег? | Защитные свойства снега | Снег и лед | От чего зависит скорость таяния снега | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Большая детская энциклопедия А.Ким | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Каждую птицу на свое место | ||||||
Трудовая | Утепление деревьев и кустарников снегом | |||||||
Продуктивная | Лепка. Сказочная птица | |||||||
Исследовательская | Зависимость состояния снега от температуры | Беседа. Для чего растению нужны семена? | Как появляются горы | Опыт. Как разрушаются горы? | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | Покормите птиц зимой | |||||||
III неделя | Занятия | Путешествие мамонтенка | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и следопыты | ||||||
Трудовая | Сбор снега для зимних построек | |||||||
Продуктивная | Оригами. Голубь | |||||||
Исследовательская | Как передвигается вода в почве | Влияние состава почвы на рост растений | Беседа. Сбережем удивительный мир растений и животных | в/ф | Свойства снега | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и найди и покорми зимующую птицу | ||||||
Трудовая | Помощь малышам в уборке снега | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Подготовка птиц к зиме (силуэтное вырезывание0 | |||||||
Исследовательская | Загрязнение воды | Влияние состава почвы на рост растений | Беседа. Виды ландшафта (созданием макета) | Очищение воды | Опыт. Как происходит извержение вулкана? | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия | |||||||
Досуги, развлечения | Полет на Луну | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на январь/
ДАТА: 08 по 31 января (запланированные виды деятельности на 1 неделю переносятся на 2, 3, 4, кроме занятия)
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Как живут наши пернатые друзья зимой? | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Лесная карусель | ||||||
Трудовая | Уборка снега на участке | |||||||
Продуктивная | Оригами. Звезда | |||||||
Исследовательская | Исследование различного оперения с помощью лупы | Солнечная система и основные космические явления. Экскурсия | Беседа. Виды ландшафта (созданием макета) | слайды «Флора Урала» | Поведение птиц во время кормления | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Левитан . малышам о звездах и планетах | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и узнай планету | ||||||
Трудовая | Изготовление построек | |||||||
Продуктивная | Рисование. Ночное небо | |||||||
Исследовательская | Повадки птиц | Влияние состава почвы на рост растений | Беседа Солнце – источник тепла и света. | Питание птиц зимой | Опыт. Звезды светят постоянно | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Детская астрономия | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
III неделя | Занятия | Солнечное царство, космическое государство, или космическая экспедиция | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Солнечная система | ||||||
Трудовая | Выращивание зеленого корма для животных в центре природы | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Космическое путешествие | |||||||
Исследовательская | Смачивание пера | Лед легче воды | Беседа. Правила безопасной организации познавательной деятельности. | Двухцветный цветок | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Солнечная система. Изд.росмен | |||||||
Досуги, развлечения | КВН «Мы - друзья природы» | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Составь правильно | ||||||
Трудовая | Проращивание семян для посадки | |||||||
Продуктивная | Ручной труд. Дома для гостей с другой планеты | |||||||
Исследовательская | Почему солнце можно видеть до того, как оно появится над горизонтом | Влияние состава почвы на рост растений | Беседа. Основные правила самоорганизации познавательной активности | Солнце на экране | Опыт. Солнце -источник света и тепла | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Я.Понорошко Космос | |||||||
Досуги, развлечения | КВН | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на февраль/
ДАТА: с 01 по 28 февраля
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Лес-это живой организм. Этажи леса | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Да -нет | ||||||
Трудовая | Уборка снега на участке | |||||||
Продуктивная | Рисование. Зимний лес | |||||||
Исследовательская | Почему в космос летают на ракете | Наблюде-ние с родителями. Звездное небо. | Как образуются метеоритные кратеры | Почему кажется, что звезды движутся по кругу | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе | |||||||
Досуги, развлечения | Поле чудес. «Знатоки природы» | |||||||
Проектная | Мой город, в котором я живу | |||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Что произойдет, если… | ||||||
Трудовая | Уборка сломанных веток | |||||||
Продуктивная | Рисование. Животные в зимнем лесу. | |||||||
Исследовательская | магнит и его свойства | Магнитные свойства Земли. Компас | Беседа. Как животные приспособились к зиме? | Испытание магнита | Опыт. Магнитное притяжение | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Порцевский К.А. Моя первая книга о космосе | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
III неделя | Занятия | Пищевые цепочки в лесу | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и хорошо - плохо | ||||||
Трудовая | Посадка семян для подкормки животных | |||||||
Продуктивная | Лепка. Зимние игры | |||||||
Исследовательская | Живая змея | Капризы пламени | В воде есть воздух | Воздух имеет вес | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Порцевский К.А. Моя первая книга о космос | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Что опасно для природы | ||||||
Трудовая | Посадка семян на рассаду цветов | |||||||
Продуктивная | Композиция. Зима | |||||||
Исследовательская | Электрический театр | Молния | Беседа. Заповедник. Красная книга | Гром и молния | Опыт. электричество | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | А.Барто Когда ударил гром | |||||||
Досуги, развлечения | Поле чудес | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на март/
ДАТА: с 1 по 31 марта
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Как растет человек? | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и носики - курносики | ||||||
Трудовая | Пересадка комнатных растений | |||||||
Продуктивная | Рисование. Монотипия. Близнецы | |||||||
Исследовательская | Познакомимся с кожей | Скелет человека | Как работает дыхательная система | в/ф Стихийные бедствия: засуха, наводнение | Органы чувств | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Э.Мошковская Мой замечательный нос | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и Малыши-крепыши - 1 | ||||||
Трудовая | Разбрасывание снега | |||||||
Продуктивная | Лепка. Дети весело танцуют | |||||||
Исследовательская | Загрязнение воздуха | Роль растений в очищении воздуха | Беседа. Кто такой человек? | Опыт. Отражение и преломление света | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Энциклопедия. Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | Береги природу | |||||||
III неделя | Занятия | Зачем человеку желудок? | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Дай кролику морковку | ||||||
Трудовая | Изготовление скворечников (совместно с родителями) | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Мальчик – с -пальчик | |||||||
Исследовательская | Для чего нужен язык | Познакомимся с зубами | в/ф Стихийные бедствия: землетрясение | |||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Энциклопедия. Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и малыши – крепыши - 2 | ||||||
Трудовая | Установка скворечников | |||||||
Продуктивная | Коллаж. Мы гуляем на участке | |||||||
Исследовательская | Как растения дышат? | Растение теряет влагу через испарение | Беседа. Для чего человек ест? | Опыт. | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Энциклопедия. Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | Если хочешь быть здоров! | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на апрель /
ДАТА: с 01 по 30 апреля
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Почему земля кормит? | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и природа нас кормит и поит | ||||||
Трудовая | Очистка участка от веток, остатков листьев | |||||||
Продуктивная | ||||||||
Исследовательская | Посев семечка | Сыпучий песок | Песок может двигаться | Свойства просеянного песка | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Детская энциклопедия. Планета Земля | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Проектная деятельность | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и выбери правило | ||||||
Трудовая | Сбор обрезанных веток плодовых деревьев | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Веселый хоровод | |||||||
Исследовательская | Значение влаги для роста растений | Растение теряет влагу через испарение | Беседа. Комнатные растения – спутники нашей жизни | Поверхностное натяжение воды | Опыт. Влияние экологических условий на жизнь человека и живой природы | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
III неделя | Занятия | Будь природе другом | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и экологическая пирамида | ||||||
Трудовая | Помощь в уборке участка малышам | |||||||
Продуктивная | Лепка. Цветущая весна | |||||||
Исследовательская | Значение влаги для роста растений | Растение теряет влагу через испарение | Беседа. Как и для чего человек дышит? | Вода защищает растения от низких температур | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и назови планету | ||||||
Трудовая | Подкормка комнатных растений | |||||||
Продуктивная | Композиция. весна | |||||||
Исследовательская | Значение света для роста растений | Радуга | Беседа. Космос. Вселенная. звезды | Из каких цветов состоит солнечный луч | Опыт. У растения внутри есть вода | |||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Хочу все знать | |||||||
Досуги, развлечения | День Земли | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
Календарный план работы с детьми /планирование на май/
ДАТА: с со 2 по 31 мая
Неделя / Дни недели | Организационные формы взаимодействия | Виды деятельности | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Индивидуальная работа с детьми |
I неделя | Занятия | Нарушение связей в природе – причина экологических проблем, гибели природного явления, объекта. | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Лесная эстафета | ||||||
Трудовая | Посадка семян овощей и декоративных растений | |||||||
Продуктивная | Рисование. Экологическая тревога | |||||||
Исследовательская | Значение света для роста растений | Животные нашего края. экскурсия | в/ф. загрязнение окружающей среды | У растения внутри есть вода | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Барков А.С. Зоология в картинках | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | ||||||||
II неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и экологическая пирамида | ||||||
Трудовая | Высадка рассады на огороде и на клумбах | |||||||
Продуктивная | Аппликация. Земля – наш дом | |||||||
Исследовательская | Рост мать-и-мачехи на разных полянах (зависимость от солнца) | Беседа. Что будет, если из леса исчезнут птицы? | Опыт. Влияние света на жизнь на Земле | |||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Барков А.С. Зоология в картинках | |||||||
Досуги, развлечения | ||||||||
Природоохранная акция | Чистый детский сад | |||||||
III неделя | Занятия | Человек – часть природы | ||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | п/и Лесное троеборье | ||||||
Трудовая | Посадка семян лекарственных растений | |||||||
Продуктивная | Рисование. Наш город | |||||||
Исследовательская | Свойства воды | Свойства воздуха | ||||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Барков А.С. Зоология в картинках | |||||||
Досуги, развлечения | Викторина «Земля – наш дом» | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
IV неделя | Занятия | |||||||
Совместная и самостоя-тельная деятельность | Игровая | д/и пирамида здоровья | ||||||
Трудовая | Выполнение разнообразных видов ухода за растениями (полив, прополка, рыхление, прореживание) | |||||||
Продуктивная | Рисование. Наш район | |||||||
Исследовательская | Свойства песка | Беседа. Весенние заботы птиц | Свойства глины | Опыт. Растения «Пьют» воду | ||||
Чтение познавательной и энциклопедической литературы | Барков А.С. Зоология в картинках | |||||||
Досуги, развлечения | Строим экологический город | |||||||
Природоохранная акция | ||||||||
Индивидуальная работа с детьми | Задачи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого о...
Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить гл...
Презентация учебной программы экологического воспитания по дополнительному образованию "Мы и природа"
Зеленные леса и луга, яркие цветы, бабочки, пауки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает внимание детей, радует их, дает...
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы».
Презентация Отчет по программе дополнительного образования Экологического воспитания.«В гостях у природы»....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ЛЮБИМ ПРИРОДУ!»
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Прог...
Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"
Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...
Рабочая программа кружка по экологическому воспитанию "В гостях у природы"
Программа даст возможность знакомить дете с окружающим миром в современных условиях....