АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ «УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ»
методическая разработка по окружающему миру на тему
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вы-растает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на при-роду, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
Цель программы: Главной целью данной экологической программы является формирование экологической культуры, под которой понимается совокупность эколо-гического сознания, экологических чувств и экологической деятельности, определение уровня экологического воспитания дошкольников, развитие у детей правильных экологических оценок через ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости, сострадания, а так же зачатки экологического идеала с помощью загадок о животных, где добро побеждает зло.
Задачи программы:
- воспитание гармонично развитой личности через экологическое развитие воспитанников;
- повышение интеллектуального уровня дошкольников через познавательную активность, самостоятельную мыслительную деятельность;
- развитие творческих способностей личности, формирование образного мышления, фантазии у воспитанников;
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- обучение основам актерского мастерства;
- поощрять фантазию, творчество, индивидуальность в передаче образов мимикой, жестами, телодвижением;
- закреплять представление детей о закономерной последовательности, сезонных изменениях в природе через устное народное творчество;
- воспитывать дружбу, товарищество, умение действовать согласованно, чувство прекрасного, сострадание к природе, желание беречь ее и сохранять.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ГОД ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ.
Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани Солдатова И.Н. 2015 год |
Перспективное планирование занятий
по экологическому воспитанию на год
во 2 младшей группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: Наблюдение за золотой рыбкой. Устройство аквариума.
Задачи: Формировать и расширять представления о внешнем виде золотой рыбки (большая, золотая, у рыбки есть глаза, рот, плавники), о некоторых повадках (живет в воде, плавает, хватает корм ртом; рыбка живая – сама ест).
Обогащать словарь за счет слов, обозначающих названия рыбок, признаки внешнего вида и действия.
Воспитывать бережное отношение к обитателям аквариума.
ОКТЯБРЬ
Занятие №1.
Тема: 1.Рассматривание овощей.
2. Дид.игры «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
Задачи: Формировать умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи (с учетом местных условий). Учить называть овощи и различать их по цвету (морковь оранжевая, помидор красный, огурец зеленый и т.д.) по величине (большой, маленький), по характеру поверхности (гладкий, с бугорками) по вкусу (сладкий, горький, кислый). Развивать речь, воображение.
Воспитывать интерес к занятию, к знанию овощей.
НОЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Комплексное занятие «Курочка-пеструшечка».
2. Дид.игра «Кто как кричит?»
Задачи: Продолжать знакомить с домашней птицей (курицей), особенностями ее передвижения и питания, с ее детенышами (цыплятами). Формировать представления о некоторых повадках (бегают, взмахивают крылышками, клюют зерно, рубленое яйцо, пьют воду). Расширять и активизировать словарь детей: цыпленок, курица, золотое, скорлупа, пушистый. Воспитывать наблюдательность, любознательность, стимулирование эмоционального отклика детей.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Знакомство с комнатными растениями (бальзамин, фикус).
2. Дид.игра «Какого растения не стало?».
Задачи: Познакомить детей с названиями комнатных растений, имеющих ярко выраженные характерные признаки (форма листьев, окраска цветов). Учить различать и называть стебель, листья, цветок. Показать, что для роста растения нужны земля, вода и воздух. Упражнять детей в умении описывать растения и сравнивать их между собой.
Развивать речь, мышление, память.
Воспитывать любовь ко всему живому, умение любоваться растениями, когда они цветут, а за окном морозы.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Наблюдение за птичкой (щеглом) в клетке.
2. Чтение стихотворения В.Жуковского «Птичка» (первые 8 строк).
3. Прослушивание голоса птиц в грамзаписи.
Задачи: Уточнить и закрепить представление о птичке (небольшая, красивая, веселая; звонко поет, прыгает; на теле перышки; есть крылья и ноги; щегол летает, машет крыльями, ловко прыгает по жердочке; глазами смотрит, где корм; клювом клюет зерна, травку, пьет воду; щегол живой – о нем надо заботиться: кормить, давать воду.
Обогащать и активизировать словарь детей, развивать речь. Воспитывать бережное отношение к птице и интерес к наблюдению.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1.
Тема: Посадка лука (в ящики).
Задачи: Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, желтая, есть верхушка и корешки, луковица будет расти). Формировать навыки посадки (поместить в землю – в лунку, крепко нажать, присыпать землей, полить). Привлечь детей к трудовым действиям.
Активизировать в речи слова: лук, земля, сажать, поливать и т.д. Развивать речь, воображение.
Воспитывать интерес и желание выращивать растения.
МАРТ
Занятие № 1.
Тема: 1. Наблюдение за котенком.
2. Чтение стихотворения Е.Благининой «Котенок».
Задачи: Отметить характерные особенности животного (имеет лапы, хвост, уши, когти), его повадки (лакает молоко, ходит тихо, выгибает спину). Учить выражать свои впечатления предложениями из 3-5 и более слов.
Развивать речь, воображение, мышление. Вызывать желание погладить животное, покормить, проявить заботу о нем.
Воспитывать бережное отношение к домашним животным.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Рассматривание первых весенних цветов.
2. Танец с цветами.
Задачи: Познакомить детей с весенними цветами – тюльпаном и нарциссом (цветы большие, красные, желтые и др.), цветок на длинной ножке, не пахнет. Лист у тюльпана длинный, широкий, а у нарцисса длинный, узкий.
Учить детей описывать растения, закреплять их названия. Вызывать радость от красоты растения.
Воспитывать бережное отношение к ним и эстетические чувства.
МАЙ
Занятие № 1.
Тема: 1. Кто помог определить запах?
2. Дид.игра «Определи запах?».
3. Игра «Найди такой же запах», «Мамина сумка», «Корзина с овощами».
Задачи: Дать детям представление о значении органа обоняния – носа; упражнять в различении запахов (приятные, неприятные, любимые, ароматные).
Активизировать в речи детей словарь: запах, приятный, неприятный и т.п.
Развивать речь, воображение, мышление.
Воспитывать интерес к занятию.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Методика ознакомления детей с природой в д/с под ред. П.Г. Саморуковой.
2. Программа воспитания и обучения детей в д/с под ред. М.А. Васильевой.
3. Знакомим малыша с окружающим миром под ред. Л.Н.Павловой.
4. Экологическое воспитание дошкольников - практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой.
5. Уголок природы в д/с под ред. М.М. Марковской.
6.Занятия по экологическому воспитанию дошкольников под ред. Л.Г. Горькова.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ГОД В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани Солдатова И.Н. 2015 год
|
Перспективное планирование занятий
по экологическому воспитанию на год
в средней группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.В гостях у Сентябринки.
2. Игры «Угадай-ка», «Узнай на вкус».
Задачи: Уточнить представления о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания. Формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу. Продолжать учить различать и называть овощи и фрукты. Вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку.
Развивать сенсорные чувства, речь, внимание.
Воспитывать любознательность, интерес к овощам и фруктам.
Занятие № 2.
Тема: 1.Путешествие в осень.
2. Игра «Да или нет», «Цветик-семицветик», «Волшебные краски».
3. Танец с цветами.
Задачи: Расширять представление детей о многообразии природных явлений. Помочь установить простейшие связи между ними (похолодало, исчезли бабочки…). Закреплять представление о сезонных изменениях в природе. Помочь детям увидеть многоцветие осени. Учить проявлять свой эмоциональный всплеск в практическом применении через рисунок и выражение в музыке.
Развивать чувство и понимание красоты окружающего мира, поэзии, живописи, музыки.
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.Кто живет в лесу?
2.Игры «Что было бы, если бы из леса исчезли…», «Противоположность».
Задачи: Дать первоначальное представление об обитателях леса. Учить различать животных по внешним признакам.
Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса.
Воспитывать интерес к жизни животных, чуткое отношение к ним.
Занятие № 2.
Тема: 1.Путешествие в царство комнатных растений.
2. Игра «Какого растения не стало?»
Задачи: Закреплять знания названий комнатных растений. Продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различие и сходство между ними, характерные признаки.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.
НОЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.Водное царство живого уголка.
2. Игра «Хорошо-плохо».
Задачи: Уточнить знания условий, необходимых для нормального самочувствия рыбок. Учить узнавать и называть вуалехвоста, отличать от золотой рыбки. Учить выделять общие для рыб признаки.
Развивать умение видеть характерные признаки и проводить по ним сравнение.
Воспитывать желание ухаживать за рыбками.
Занятие № 2.
Тема: 1.На бабушкином дворе.
2. Игры «Кто, чем питается?», «Кто в хозяйстве живет, что хозяину дает?».
Задачи: Расширять представление о домашних животных, конкретизировать представление об их образе жизни и приносимой пользе. Объяснить детям, что с животными нельзя обращаться, как с людьми (кормить сладостями, укрывать одеялом и т.д.).
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.Кошка и собака – наши милые друзья.
2. Игра «Хорошо-плохо».
Задачи: Уточнить и расширить представление о кошке и собаке, как домашних животных и друзьях человека, об их детенышах (особенности поведения, передвижения, что едят, какую пользу приносят людям).
Развивать речь, мышление.
Воспитывать интерес к животным, понимание необходимости оказывать помощь.
Занятие № 2.
Тема: 1.На птичьем дворе.
2. Игры «Кто чей детеныш?», «Кто как говорит?».
Задачи: Уточнить представление о домашних птицах: курице, утке, гусе (как они выглядят, как «разговаривают», чем питаются, какую пользу приносят, чем отличаются птицы от своих детенышей-птенцов).
Развивать речь, мышление.
Воспитывать заботливое отношение к домашним птицам.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.Снеговичок. Беседа о снеге.
2. Игры «Со снегом», «Собери фигурки».
Задачи: Выявить и расширить представления детей о свойствах снега. Продолжать рассказывать детям об объектах неживой природы.
Развивать речь, мышление, воображение.
Воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Занятие № 2.
Тема: 1. Колобок удивляется.
2. Игра-имитация «Звериная зарядка», «Запрограммированная ошибка».
Задачи: Уточнить знания детей о лесе и его обитателях. Расширять представления о жизни диких животных в природных условиях: как они передвигаются и спасаются от врагов, чем питаются, как приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
Развивать умение поддерживать игровую ситуацию, речь, воображение.
Воспитывать эстетический вкус, любовь к природе и бережное отношение к ней.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Посадка лука.
2. Игра «Сложи картинку».
Задачи: Учить детей ставить перед собой цель; подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.
Развивать речь детей, активизировать словарь: корень, луковица, посадить, углубить, условия, стрелка.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле.
Занятие № 2.
Тема: 1. Знакомство с кроликом.
2. Пальчиковая игра «Кролик».
3. Рисование кролика или изготовление поделки.
Задачи: Уточнить представление детей о кролике. Учить устанавливать связи между характером движения животного и строением его конечностей. Активизировать речь. Развивать мышление.
Воспитывать желание заботиться о животных.
МАРТ
Занятие № 1.
Тема: 1. Красная Шапочка рассказывает о птицах.
2. Игры «Птички-невелички», «Третий лишний».
Задачи: Показать взаимосвязь животных со средой обитания. Учить распознавать птиц: воробья, ворону, синицу, снегиря. Расширять знания детей о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.
Воспитывать сочувствие, сопереживание детей по отношению к «братьям нашим меньшим», любовь к природе.
Занятие № 2.
Тема: 1.Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями.
2. Игры «Цветы», «Живые картинки».
3. Пальчиковая игра «Посадим цветы».
Задачи: Познакомить с новыми растениями (геранью душистой и геранью обыкновенной). Учить сравнивать листья растений по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности, количеству. Упражнять в исследовательской деятельности. Продолжать учить последовательному и полному рассказу об объекте.
Развивать речь, мышление.
Воспитывать чувства, эмоциональную отзывчивость.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Весенние секреты. Путешествие в весенний лес.
2. Игры «Назови детеныша», «Отгадай».
Задачи: Продолжать расширять представления о жизни диких животных весной. Учить узнавать и называть дикое животное и его детеныша, используя метод символической аналогии.
Развивать связную монологическую речь, умение составлять небольшие рассказы вместе с воспитателем. Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Занятие № 2.
Тема: 1. Что растет в лесу?
2. Игра «Нравится - не нравится».
Задачи: Дат детям первоначальное представление о лесе. Познакомить с произведениями искусства на тему осеннего леса. Совершенствовать речь, развивать мышление, эстетический вкус.
Воспитывать бережное отношение к растениям. Любовь к природе, гуманное отношение к ней.
МАЙ
Занятие № 1.
Тема: 1. Мишутка знакомит с растениями-медоносами и медом.
2. Игра «Пчелки».
3. Пальчиковая игра.
4. Рисование.
Задачи: Уточнить представление о меде, его полезных свойствах. Познакомить детей с некоторыми медоносными растениями.
Развивать речь детей, обогащать их словарь.
Воспитывать интерес к цветущим растениям, насекомым, бережное отношение к ним.
Занятие № 2.
Тема: 1.Экскурсия к цветущим плодовым деревьям.
2. Игры «Когда это бывает?», «Где, что зреет?», «Угадай, что в руке?»
Задачи: Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Продолжать формировать у детей умение взаимодействовать с окружающим миром.
Развивать связную речь детей, работать над дыханием, интонационной выразительностью.
Воспитывать радостное, бережное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Методика ознакомления детей с природой в д/с под ред. П.Г. Саморуковой.
2. Программа воспитания и обучения детей в д/с под ред. М.А. Васильевой.
3. Знакомим малыша с окружающим миром под ред. Л.Н. Павловой.
4. Экологическое воспитание дошкольников - практическое пособие под ред. Л.Н. Прохоровой.
5. Уголок природы в д/с под ред. М.М. Марковской.
6. Занятия по экологическому воспитанию дошкольников под ред. Л.Г. Горькова.
7. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников под ред. Л.Г. Горьковой, А.В. Кочергиной, Л.А. Обуховой.-Москва «ВАКО» 2007г.
8. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад»
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ГОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани Солдатова И.Н. 2015 год |
Перспективное планирование занятий
по экологическому воспитанию на год в
старшей группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о лете.
2. Дидактическая игра «Не ошибись!»
3. Опыт «Вода нужна всем».
Задачи: Обобщить и систематизировать представления о лете по основным признакам: продолжительность дня и ночи, температурные условия, явления погоды (гроза, радуга, молния, солнцепек), состояние растений (рост и цветение, созревание ягод и плодов), особенности жизнедеятельности животных в лесу. Уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Учить устанавливать связь между комплексом условий (тепло, свет, влага) и состоянием растений и животных. Упражнять детей в различении предметов по материалу, из которого они сделаны. Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Развивать связную речь, умение говорить ясно, понятно для окружающих.
Воспитывать желание делится своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа о лете.
2. Опыт «Здравствуй ветер!»
Задачи: Дать детям понятие о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу. Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.
Воспитывать бережное отношение, действенную любовь к природе.
Занятие № 3.
Тема: 1. Экскурсия в осенний парк.
2. Дидактические игры «Найди, что опишу», «Загадай, мы отгадаем».
Задачи: Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и животных осенью (похолодание, отмирание наземных частей растений, уменьшение светового дня, холодные затяжные осадки). Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и отпадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Учить различать деревья и кусты по окраске листьев. Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдательными предметами. Учить детей находить растения по описанию. Учить детей описывать предметы и находить по описанию.
Воспитывать любовь к природе, умение любоваться ее красотой.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа о волшебнице – воде.
2.Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Задачи: Рассказать о значении воды в жизни, показать, где в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды. Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
Развивать и воспитывать интерес детей к опытам и наблюдениям.
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Путешествие в «Грибное царство».
Задачи: Познакомить детей с грибами (как выглядят, где растут, каковы их свойства, чем отличаются ядовитые от съедобных). Уточнить условия, необходимые для роста и развития грибов.
Обогатить словарный запас детей (подосиновик, грибница, вешенка).
Развивать интерес и любовь к растительному миру.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа об овощах.
2.Дидактическая игра «Вершки и корешки».
3.Опыт «Ходят капельки по кругу».
Задачи: Формировать обобщенные представления об овощах (овощи – это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу). Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существительным признакам, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении. Учить детей составлять целое из частей. Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Занятие № 3.
Тема: 1. Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень».
2. Дидактическая игра «Магазин», « Овощи-фрукты».
Задачи: Формировать представления детей о пейзажной живописи. Учить детей называть признаки предмета, находить его по этим признакам; группировать овощи и фрукты по способам непослушания.
Воспитывать любовь к осенним явлениям природы.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа «Дом под крышей голубой».
Задачи: Дать детям понять, что природа – это наш общий дом. Учить детей различать природу и не природу, называть объекты живой и не живой природы.
Составлять небольшие рассказы на тему: «Я путешествую на облаке».
Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.
НОЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа «Любите землю – матушку».
2. Опыт «Пар – тоже вода».
Задачи: Объяснить детям, что только любовь к земле и труд, дают возможность людям выращивать в достатке продукты питания. Рассказать детям о наиболее простых приемах земледелия. Познакомить детей с добрым отношением к земле, научить их, что нужно делать, чтобы поддерживать ее плодородие, чтобы урожай был качественным.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Воспитывать любовь к земле – матушке.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа о труде людей осенью.
2. Дидактическая игра «Овощехранилище».
Задачи: Систематизировать знания детей о труде людей осенью; уборка урожая, заготовка продуктов на зиму; утепление жилищ домашних животных. Учить устанавливать причины смены труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда.
Обобщать и обогащать словарь путем выделения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка. Учить детей отбирать и группировать овощи и фрукты для хранения (некоторые заготавливаются свежими, другие солят).
Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
Занятие № 3.
Тема: 1. Рассматривание картины «Пестрый дятел».
2. Дидактическая игра «Летает, не летает».
3. Опыт «Какой бывает вода?».
Задачи: Расширить и уточнить круг конкретных представлений о дятле у детей и подвести их к обобщению полученных представлений, к раскрытию связей между вниманием видом птицы (окраска, строение конечностей, клюва) и ее питанием, движением и образом жизни.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода не имеет вкуса, запаха).
Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа об осени (обобщающая).
2. Дидактические игры «Детки на ветке», «Кто, где зимует».
3. Опыт «Вода жидкая, может течь, вода не имеет формы».
Задачи: Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о труде людей осенью. Упражнять в восстановлении связей между знакомыми факторами. Учить детей подбирать предметы по принадлежности к одному растению. Уточнить знания детей о том, кто, где зимует. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Развивать навыки учебной деятельности; умение логично отвечать на поставленный вопрос, доказывать свою мысль.
Воспитывать любовь к природе, к поэзии.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о том, кто как зимует.
2. Дидактическая игра «Зоологическое домино».
3. Опыт «Лед – твердая вода».
Задачи: Расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых: медведь и еж зимой спят, у зайца и белки изменяется окраска, и густота шерсти, зимующие птицы приближаются к жилью человека, синицы питаются личинками насекомых, семенами кустов, деревьев, снегири – ягодами рябины, воробьи и голуби ищут крошки и остатки пищи на земле; насекомые спрятались под кору деревьев, рыбы опустились на дно рек, озер. Учить отыскивать причины в изменении условий их обитания, устанавливать причинно- следственные связи.
Закреплять знания детей о диких и домашних животных. Продолжать знакомство со свойствами воды.
Развивать доказательную речь.
Воспитывать любовь к животным, стремление помочь в трудных условиях.
Занятие № 2.
Тема: 1. Обучение новым способам ухода за комнатными растениями.
2. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?».
3. Опыт «Радуга в комнате».
Задачи: Учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивая из пульвизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь между особенностями листьев и способами ухода за ними. Учить описывать растение и узнавать его по описанию. Познакомить детей с природным явлением – радугой.
Обогащать словарь путем введения слов: опрыскивать, пульвизатор.
Воспитывать умение работать тщательно, ответственно относиться к оказанию помощи живому существу.
Занятие № 3.
Тема: 1. Беседа о зимующих и перелетных птицах.
2. Дидактическая игра «Что за птица?».
3. Опыт «Вода бывает теплой, холодной, горячей».
Задачи: Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновения основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений), классификация птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица) и перелетных (ласточка, грач, утка, стриж, скворец) на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Учить детей описывать птиц, по характерным признакам и по описанию узнавать их. Знакомить со свойствами воды.
Обогащать словарь путем введения слов: корм, перелетные, зимующие.
Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.
Занятие № 4.
Тема: 1. Рассматривание картины К. Юона «Русская зима».
2. Дидактическая игра «Ночное путешествие в канун нового года».
3. Опыт «Лед легче воды».
Задачи: Сформировать представление детей о пейзажной живописи, любовь к зимним явлениям природы. Сообщить детям, что отсчет каждого нового года начинается с 1 января. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Воспитывать любовь к природе, к ее красоте.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Экскурсия в зимний парк.
2. Дидактические игры «К названному дереву беги», «Найди дерево по семенам».
Задачи: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы (холодно, мороз, солнце не греет, везде лежит снег, он серебрится на свету, ветер холодной, деревья, кусты и трава под снегом живые, но не растут, спят. Закреплять умения находить и узнавать зимующих птиц: воробья, сороку, ворону, синицу, снегиря. Учить видеть особенности их поведения зимой. Упражнять в умении различать деревья по расположению ветвей и оставшимся семенам. Дать знания о помощи людей растениям и птицам в зимних условиях. Учить детей быстро находить целое по части.
Воспитывать эстетическое видение природы, стремление беречь ее.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа о домашних животных.
2. Дидактическая игра «Птиц, звери, рыбы».
3. Опыт «Вода нужна всем».
Задачи: Обобщить конкретное представление о домашних животных и сформировать понятие, домашние животные. Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Формировать умение наполнять обобщенные существенные признаки конкретным содержанием. Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб. Дать детям представление о роли воды в жизни растений.
Воспитывать умение дополнять ответы сверстников.
Занятие № 3.
Тема: 1. Рассказ о лягушке.
2. Игра «Посели лягушку».
3. Игра с карточками «Развитие лягушки».
Задачи: Изменить у детей традиционно неприязненное отношение к лягушкам. Объяснить, насколько полезны и нужны в природе эти безобидные существа. Обратить внимание на внешний вид, строение лягушки как на отражение ее приспособления к условиям окружающей среды и образу жизни. Показать детям развитие лягушки, от икринки до взрослой особи. Учить детей бережному и уважительному отношению к другим животным организмам.
Развивать в детях любовь ко всему живому.
Занятие № 4.
Тема: 1. Дидактическая игра «Птичья столовая».
2. Письмо снегирю.
Задачи: Приучать детей заботиться о птицах, дать им элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. Испытывать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели. Уточнить представление детей о птицах.
Воспитывать сочувствие к живой природе, учить доброте.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о зиме.
2. Дидактическая игра «Природа и человек».
Задачи: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности жизни домашних и диких животных. Учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения животных в условиях зимнего сезона.
Развивать связную речь, умение говорить правильно, можно с использованием эпитетов, сравнений. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
Воспитывать любовь к природе.
Занятие № 2.
Тема: 1. Воздух и его роль в жизни человека.
2. Опыт «Как увидеть воздух».
Задачи: Познакомить детей с понятием, воздух, его свойствами, ролью в жизни человека. Показать детям, что воздух нельзя увидеть.
Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Занятие № 3.
Тема: 1. Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь».
2. Дидактическая игра «Какое время года?»
3. Опыт «Как услышать воздух».
Задачи: Формировать представления детей о явлениях зимней природы. Учить детей соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года, развивать слуховое внимание. Познакомить детей со свойствами воздуха.
Воспитывать у детей умение любоваться зимним пейзажем.
Занятие № 4.
Тема: 1. Праздник «Мы – друзья природы».
Задачи: Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе и друг к другу.
Доставить детям радость от участия в общем празднике.
МАРТ
Занятие № 1.
Тема: 1. Утренник «Здравствуй весна».
Задачи: Познакомить детей с разной весной (полевой, речной, лесной), показать красоту весны.
Доставить детям радость.
Занятие № 2.
Тема: 1. Сравнительное наблюдение за рыбками.
2. Дидактическая игра «Рыбная ловля».
3. Опыт «Очистка грязной воды».
Задачи: Закрепить знания о том, что рыбы бывают разные по величине, окраске, форме тела, строению плавников и т.д. Путем сравнения подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожными покровами, наличием плавников, способом передвижения, повадками. Учить детей бережно относиться к богатству природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство. Дать детям представление об очистке воды.
Вызвать желание ухаживать за рыбками.
Занятие № 3.
Тема: 1. Наблюдение за черепахой.
2. Письмо черепахе.
3. Опыт «Какой бывает вода?».
Задачи: Углублять и расширять представление о черепахе: ее внешнем виде, типичном поведении (медлительная, неповоротливая, при опасности прячется под панцирь). Учить устанавливать связь между строением панциря, его качествами и назначением, а так же особенностями передвижения черепахи.
Дать знания о месте обитания черепахи на воде, учить создавать в уголке природы аналогичные условия. Расширять представления детей о животном мире. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды (вода прозрачная).
Воспитывать умение ухаживать за черепахой, вызвать симпатию к ней, интерес.
Воспитывать сочувствие к живой природе, бережное к ней отношение.
Занятие № 4.
Тема: 1. Дидактическая игра «Назови три предмета».
2. Д.Мамин – Сибиряк «Лесная сказка». 1 часть (экологическая сказка).
3. Рисование картинок по сказке.
Задачи: Упражнять детей в классификации предметов. Закреплять знания детей о лесе, его обитателях. Формировать умение передавать содержание сказки в рисунке.
Воспитывать любовь к природе, к ее красоте.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Знакомство с комнатными растениями.
2. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?».
Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отличая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Познакомить детей с новым растением – комнатным кленом. Описывать предмет и узнавать его по описанию.
Воспитывать интерес к жизни растений.
Занятие № 2.
Тема: 1. Посадка семян гороха.
2. Дидактическая игра «Не сорока, не ворона».
Задачи: Уточнить представление о том, что растения выращивают из семян. Научить узнавать семена гороха, отличать их от фасоли. Закрепить знания об условиях, необходимых для роста гороха (земля, вода, свет, тепло). Учить сажать проросший горох: сделать углубление, правильно вложить горошинку, присыпать землей, полить из лейки с ситечком.
Обогащать словарь путем введения слов: семена, горох, фасоль, растение. Способствовать у детей развитию внимания и сообразительности, учить узнавать разных птиц на картинках.
Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Занятие № 3.
Тема: 1. Дидактическая игра «Времена года».
2. Опыт с кошкой. Выявление действия органов чувств у животных.
Задачи: Учить детей различать признаки времени года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей. Определять хорошее или плохое обоняние у кошки; выяснить, что она любит (разложить перед ней пакетики с рыбой, конфетами, печеньем); выяснить хорошо ли слышит кошка (предложить детям позвать кошку шепотом, поскрести по поверхности стола).
Воспитывать ответственность за тем, кого мы приручаем.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа о диких животных.
2. Дидактическая игра «Кто, где живет?».
Задачи: Сформировать обобщенное представление о зверях (это животные, имеющие 4 ноги, тело, покрытое кожей, шерстью или иголками, есть пасть с зубами; звери рождают детенышей живыми и вскармливают их молоком – млекопитающие).
Учить анализировать объекты, выделять существенные признаки, фиксировать и обобщать по элементам модели. Учить группировать растения по их строению (деревья, кустарники).
Развивать экологическое мышление, воспитывать любовь к родному краю.
МАЙ
Занятие № 1.
Тема: 1. Рассматривание веток тополя, березы, ели.
2. Дидактическая игра «Необыкновенное путешествие по временам года – Круглый год».
3. Опыт «Здравствуй, ветер!»
Задачи: Учить узнавать деревья по их веткам, различать ветки по цвету коры, особенностям почек, их расположению, запаху. Формировать разные обследовательские действия, дифференцированное восприятие. Учить отражать увиденное в точном слове. Закреплять представление о каждом времени года по его основным признакам, познакомить с понятием «Круглый год».
Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер.
Обогащать словарь: почка, корка, липкие, пахучие, душистые, клейкие.
Развивать интерес у детей к живому.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа об уходе за комнатными растениями.
2. Дидактическая игра «Отгадай, что за растение?».
3. Опыт «Почва: необходимость удобрений для роста растений».
Задачи: Обобщить представления об уходе за комнатными растениями. Закрепить знания об основных потребностях комнатных растений, уточнить знания о сигнальных признаках неудовлетворенных потребностей. Обобщить представление о направленности способов ухода (полив, удаление пыли, рыхление) на удовлетворение жизненных потребностей растений. Закрепить умение выбирать вид ухода, необходимые инструменты, ориентируясь на состояние комнатного растения.
Уточнить представления о растениях, учить узнавать их по описанию. Дать понятие о почве, как о «живой земле».
Воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, ответственность за их жизнь.
Занятие № 3.
Тема: 1.Рассматривание одуванчика. Работа с комплектом карточек Н.Рыжовой «Одуванчик».
Задачи: Сформировать у детей представление о связи растений с различными экологическими факторами. Дать представление о различных частях (строение) растения и их функции, о сезонном развитии растения.
Развивать эстетическое отношение к окружающему миру.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа о весне (обобщающая).
2. Дидактическая игра «Поможем Незнайке».
Задачи: Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарника, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются птицы). Научить понимать связи между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Закреплять знания, о последовательности дней недели, месяцев в году.
Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Т.М, Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5-6 лет».
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 2006г. – издание 4.
3. Н.А. Рыжова «Я и природа» - 1996г.
4. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» - 1997г.
5. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников».
6.С.Н. Николаева Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средней общеобразовательной школы №10 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования «Детский сад» ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ НА ГОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
Выполнил: воспитатель высшей квалификационной категории структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования ГБОУ СОШ №10 г. Сызрани Солдатова И.Н. 2015 год |
Перспективное планирование занятий
по экологическому воспитанию на год
в подготовительной группе.
СЕНТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о лете.
2. Экологическая игра «Где, что зреет?»
Задачи: Углубить и обобщить представления детей о лете, его типичных признаках. Закрепить представления о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условиями среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи. Учить различать овощи и фрукты: овощи растут на огороде, фрукты – на дереве. Уточнить представления о многообразии овощей и фруктов.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа: «Какие бывают насекомые?»
2. Игра «Кто, где живет?»
3. Тризовская игра «Хорошо-плохо».
4. Игра В.Воскобовича «Чудо-соты».
Задачи: Систематизировать представления детей о многообразии насекомых, учить составлять группы по разным основаниям: особенностям внешнего строения (жуки, бабочки, стрекозы, пчелы), местом обитания (наземные, водные), способу передвижения (летающие, ползающие, плавающие, прыгающие). Закрепить знания об общих признаках насекомых, учить устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способом передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способом передвижения и средой обитания. Уточнить место обитания насекомых.
Развивать творчество, внимание, мышление, речь, мелкую моторику руки, познавательные и творческие способности детей. Совершенствовать процессы логического и пространственного мышления.
Воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним.
Занятие № 3.
Тема: 1. Беседа: «Планета Земля в опасности».
Задачи: Дать детям представления о том, что планета Земля – это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой – океанами и морями. Кроме воды есть материки – твердая земля – суша, где живут люди. Таких материков несколько: Америка, Африка, Австралия, Европа, Азия, Антарктида. На земном шаре два полюса: Северный и Южный.
На планете Земля обитает много живых существ. В океанах и морях живут рыбы и морские звери, на суше (материках) растут растения, обитают разные животные (насекомые, водные, воздушные), живут люди. Всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух.
Планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух стали грязными. Всем трудно дышать, люди и животные болеют. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней общаться.
Воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа «Что такое природа? Живая и неживая природа».
2. Игра «Живая и неживая природа».
3. Опыт «Гром и молния».
Задачи: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. С помощью опыта помочь детям понять интересное природное явление – гром и молнию.
Воспитывать и развивать правила экологически грамотного и безопасного для здоровья человека поведения в природе, эстетическое восприятие природы.
ОКТЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1.Беседа «Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека».
2. Экологическая игра «Узнай целебную траву».
Задачи: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения.
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение.
Занятие № 2.
Тема: 1.Зарядка аквариума.
2. Сравнение рыб и лягушек.
3. Опыт: определение возраста рыбы.
Задачи: Дифференцировать представления детей о водоеме, как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные – катушка, физа, прудовик). Уточнить представления о том, что в аквариуме все сделано так, чтобы рыбки могли жить в нем, как в естественном водоеме. Учить создавать водную среду для аквариумных рыбок. Формировать обобщенное представление: рыбы – водные обитатели; лягушка – обитатель воды и суши; рыбы и лягушки – быстроплавающие животные. Вода плотнее воздуха, в ней передвигаться труднее, строение водных обитателей приспособлено к этому. Научить, опытническим путем, определять возраст рыбы.
Воспитывать наблюдательность.
Занятие № 3.
Тема: 1. Беседа «Почему белые медведи не живут в лесу?»
2. Экологическая игра «Кто, где живет?»
3. Письмо белому медведю.
Задачи: Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни: крупные, сильные животные, живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, зиму проводят в снежной берлоге, летом кочуют по льдам Северного Ледовитого океана. У медведицы рождаются маленькие медвежата, которых она кормит сначала своим молоком, затем рыбой.
Белые медведи приспособлены к жизни в суровых северных условиях: у них густая, теплая шерсть, (в том числе и на подошвах лап), она их спасает от мороза; белая маскировочная окраска шерсти дает им безопасность в снегах; они умеют хорошо нырять и плавать; затаиваются, тихо подкрадываются к добыче; сильные лапы с острыми когтями, крепкие острые зубы помогают поедать ее. Белый медведь занесен в Красную Книгу, находится под охраной государства.
Закреплять знания детей о среде обитания животных. Расширять представления детей о животном мире, показать его разнообразие.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Занятие № 4.
Тема: 1. Экскурсия в осенний лес (парк) «Как растения готовятся к зиме».
2. Экологическая игра «Кто больше запомнит?»
Задачи: Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью. Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявлять причины происходящих изменений.
Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью.
Учить находить предмет по описанию.
Развивать умение видеть красоту леса. Воспитывать любовь к природе.
НОЯБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о кроте.
2. Дидактическая игра «Узнай, какой зверь?»
Задачи: Дать детям представление об особенностях внешнего строения и поведения крота, о его приспособленности к подземному образу жизни: короткое овальное тело, передние ноги, похожие на лопаты (ими крот роет подземные ходы), отсутствие ушных раковин, маленькие глаза, заостренный вытянутый нос с короткими усами.
Уточнить и закрепить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках, приспособленности животных к окружающей среде; учить классифицировать животных.
Воспитывать бережное отношение к животным, гуманное отношение ко всему живому.
Занятие № 2.
Тема: 1. Влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения.
2. Опыт. Растение теряет воду через испарение.
Задачи: Сформировать у детей представление дифференцированных потребностей комнатных растений во влаге: одним растениям с мягкими, тонкими листьями требуются много влаги, они родом из влажных мест, их надо часто поливать, а некоторые – еще и опрыскивать; другие – с плотными, толстыми стеблями, листьями – засухоустойчивые, они родом из засушливых мест, поэтому их следует поливать реже, чем остальные растения. Толстые листья, стебли, иногда колючки вместо листьев – это результат приспособленности засухоустойчивых растений к запасанию воды и малому ее расходованию. Поливать комнатные растения надо по-разному – в соответствии с их потребностями во влаге.
Дать понятия детям о способе потере воды растениями.
Воспитывать эстетическое отношение к растениям, умение любоваться ими и бережно к ним относиться.
Занятие № 3.
Тема: 1. Обитатели нашего уголка природы.
2. Экологическая игра «Чем похожи?», «Чем отличаются?»
Задачи: Уточнить виды растений и животных, которые имеются в уголке природы. Формировать представления: растения и животные – живые существа, у них есть потребность в определенных условиях; для растений – тепло, свет, вода, питательная почва; для животных – их пища, вода, место, где они строят гнездо, отдыхают. Если условия соответствуют потребностям, то растения и животные остаются живыми, хорошо себя чувствуют, растут и приносят потомство.
Обитателям уголка природы условия жизни создают люди (воспитатели, дети), они заботятся о них, ухаживают. В свою очередь и людям полезно для здоровья находиться в помещении, где много зеленых, цветущих растений, красивый аквариум, поющие птицы.
Формировать умение обследовать объект, умение доказывать принадлежность объекта к живому.
Воспитывать любовь ко всему живому.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа об осени.
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей об осени: постепенно дни становятся короче, холоднее, часто идут дожди, трава увядает, листья расцвечиваются и опадают. В полях, в огородах садах убирают урожай. Исчезают насекомые, перелетные птицы. Многие зимующие птицы приблизились к жилью человека. Некоторые звери залегли в спячку, другие сделали запасы пищи.
Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа о лесе.
2. Дуб и сосна (строение и отличие).
Задачи: Уточнять и расширять представление о лесе.
Закрепить знания детей о деревьях, различных их частях (корни, ствол, крона и т.д.). Учить отличать дуб от сосны.
Воспитывать умение вести себя в лесу, видеть красоту леса.
Занятие № 2.
Тема: 1.Дуб и сосна.
2. Опыт. Летающие семена.
Задачи: Дать детям представление о взаимосвязях живых организмов. Рассказать, что жизнь одних из них связана с дубом, жизнь других – с сосной. Обратить внимание детей на то, что с каждым из деревьев связаны разные организмы: растения, животные (причем – разные птицы, насекомые, звери), грибы. Рассказать о возможных последствиях рубки отдельных деревьев и лесов в целом.
Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.
Развивать эстетическое восприятие природы.
Занятие № 3.
Тема: 1. Волк и лиса – лесные хищники.
2. Пошлем письмо волку и лисе.
Задачи: Уточнить представление детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представления о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Показать необходимость существования на Земле всех видов животных, независимо от наших симпатий и антипатий. Избавить детей от неверных стереотипов отношения ко многим из них.
Закладывать и воспитывать основы экологической культуры личности.
Занятие № 4.
Тема: 1. Наблюдение за кошкой и котятами.
2. Опыт. Как кошка язычком чистит себе шерстку.
Задачи: Выявить признаки кошки с котенком, как домашних животных, как зверей. Выяснить, как моется кошка.
Воспитывать у детей удовольствие от общения с ними.
ЯНВАРЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа «Кто главный в лесу?»
2. Игра «Как вести себя в лесу».
Задачи: Дать детям представление о леснике-человеке, который заботится о лесе. Способствовать формированию у детей навыков разумного поведения в лесу.
Воспитывать бережное отношение ко всем лесным жителям, соблюдение правил поведения в лесу.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа «Я – человек».
2. Опыт «Выяснение причины храпа человека».
Задачи: На основе исследовательской деятельности развивать представление о том, что человек – часть природы, и одновременно существо мыслящее. Совершенствовать речь детей, развивать фантазию. Выяснить, почему человек храпит?
Развивать творческое воображение, коммуникативное общение.
Воспитывать эстетическое восприятие природы.
Занятие № 3.
Тема: 1. Сравнение диких и домашних животных.
2. Тризовская игра «Что было бы, если бы…(кошка лаяла).
Задачи: Уточнить с детьми признаки домашних животных. Показать, что они отличаются от диких. Упражнять умственные способности детей.
Развивать воображение, творчество детей.
Воспитывать бережное отношение к животным, ко всему живому.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа «Что мы знаем о птицах?»
2. Экологическая игра «Отгадай, какая птица?»
3. Экологическая игра «Птичья столовая».
Задачи: Уточнить представления детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц, живущих в уголке природы.
Учить узнавать птиц по повадкам, внешнему виду, песням. Дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой.
Воспитывать в детях желание беречь природу, чувство милосердия.
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1.
Тема: 1. Рассказ об экологических пирамидах.
2. Игра «Живая пирамида».
Задачи: Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Закрепить знания детей об «экологических пирамидах».
Развивать интерес к пирамидам (животным и растениям).
Занятие № 2.
Тема: 1.Двугорбый верблюд пустыни.
2. Напиши письмо верблюду.
3. Опыт. Определение возможности проживания верблюда в пустыне, неделями обходясь без воды.
Задачи: Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Познакомить с жителем пустыни – верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни. Расширять представление детей о животном мире, показать его разнообразие. Показать, почему верблюды могут жить в пустыне, неделями без воды.
Развивать познавательную активность детей, творческое воображение.
Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Занятие № 3.
Тема: 1. Беседа «Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу?»
2. Опыт. Как маскируются животные?
Задачи: Формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Выяснять, как маскируются животные.
Воспитывать любовь к животным.
Занятие № 4.
Тема: 1. Обобщающая беседа «Как узнать зиму?»
Задачи: Обобщить представление детей о типичных зимних явлениях в неживой природе. Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.
Воспитывать эстетическое отношение к зимним явлениям.
МАРТ
Занятие № 1.
Тема: 1. Беседа «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».
2. Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».
Задачи: Обратить внимание на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Познакомить детей с явлением «кислого» дождя.
Дать детям первые, элементарные знания о круговороте воды в природе.
Воспитывать бережное отношение к воде, как важному природному ресурсу.
Занятие № 2.
Тема: 1. Свойства воды.
Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знания свойств воды поможет детям лучше понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде.
Воспитывать экономное использование воды в быту.
Занятие № 3.
Тема: 1. Беседа «Кто живет в воде?»
2. Подвижная игра «Мы – водные животные».
Задачи: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.
Закрепить знания детей о водных животных, учить изображать животных, имитировать их движения.
Воспитывать любовь ко всему живому.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа «Что растет в воде?»
Задачи: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде. Разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.
Воспитывать бережное отношение к воде и ко всему, что живет в воде.
АПРЕЛЬ
Занятие №1.
Тема: 1. Весенний уход за комнатными растениями.
2. Опыт. Вырастить из морковных верхушек морковь.
Задачи: Учить детей по внешним особенностям растений определять их хорошее или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. Показать детям, что морковь можно вырастить из морковных верхушек.
Воспитывать любовь к труду.
Занятие № 2.
Тема: 1. Беседа о дождевых червях.
2. Письмо дождевого червя.
3. Опыт. Выяснение причин выхода червей на поверхность земли во время дождя.
Задачи: Продолжить знакомить с особенностями строения и поведения подземных обитателей, показать их приспособленность (на примере дождевого червя) к почвенной среде.
Расширять представления детей о животном мире. Установить, почему во время дождя черви выходят на поверхность.
Развивать в детях интерес ко всему живому.
Занятие № 3.
Тема: 1. Красная книга – сигнал опасности.
2. Экологическая игра «Растения и животные Красной книги».
Задачи: Дать детям представление о том, что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных.
Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями, животными.
Воспитывать любовь к животным.
Занятие № 4.
Тема: 1. Беседа «Мой родной край – заповедные места Воронежской области».
2. Игра «Посели животное».
Задачи: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности. Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае. Закреплять знание мест обитания животных (лес, луг, водоросли, почва, берег водоема).
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Воронежской области, пробуждать желание побывать в этих местах.
МАЙ
Занятие № 1.
Тема: 1. Знакомство со свойствами воздуха.
2. Опыт. Как увидеть воздух. Как услышать воздух.
Задачи: Познакомить детей с понятиями «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле.
Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.
Занятие № 2.
Тема: 1. « Носы нужны не только для красы».
2. Дид./игра «Твердые, жидкие, газообразные человечки».
3. Опыт. Выяснить, почему у верблюда, сайгака такая необычная форма носа.
Задачи: Познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных.
Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.
Показать приспособления органов дыхания к окружающей среде.
Занятие № 3.
Тема: 1. Солнце – большая звезда.
2. Игра «Догони свою тень».
3. Опыт «Волшебный лучик».
Задачи: Дать представление о Солнце, как о звезде и о планетах Солнечной системы. Познакомить детей с понятиями света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных. Показать, что солнечный луч может превращаться в разноцветный.
Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Занятие № 4.
Тема: 1.Беседа о весне (обобщающая).
Задачи: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы, появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы). Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Вызывать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы.
Воспитывать любовь к природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет».
2. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – 2006г. – издание 4.
3. Н.А. Рыжова «Я и природа» - 1996г.
4. Н.А. Рыжова «Волшебница вода» - 1997г.
5. С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников».
6. Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка» - занятия по экологии и ознакомления с окружающим миром.
7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условие ее реализации в детском саду. – М.: Мозайка-Синтез, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ по экологическому воспитанию дошкольников «Удивительные насекомые» (младшая группа)
Предлагаю проект для совместного творчества детей, воспитателя и родителей.Осуществление проекта проводилось по разделам. Каждый раздел называется в честь насекомого (групп насекомых), которое р...
Проект экологического воспитания дошкольников "Человек и природа"
Проект экологического воспитания старших дошкольников с приложениями....
ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «НАШ ДОМ — ПРИРОДА»
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей седой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и к...
Проект по экологическому воспитанию дошкольников "Окно в природу"
Что такое природа? Это весь огромный разнообразный мир, в котором мы живем. Это многообразие растений, животных. Это теплое заботливое солнышко, это дождь. Это леса, поля, луга, реки и озера. Природа ...
Программа экологического воспитания «Мы постигаем тайны природы»
Программа экологического воспитания «Мы постигаем тайны природы» для детей старшего дошкольного возраста....
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ «МЫ ЛЮБИМ ПРИРОДУ!»
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом возрастных особенностей детей и основных принципов деятельности организации образовательного и воспитательного процессов в ДОУ. Прог...
Отчет по самообразованию "Экологические игры -как средство экологического воспитания дошкольников. Развлечение "Азбука Природы"
Экологическая игра помогает усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности. В процессе игры дети лучше усваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, с...