Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
методическая разработка на тему
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №14»
Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы»
Возраст детей: 3-4 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Черяпкина Л. А.
Саранск 2016-2017 гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Учебно-тематический план | 8 |
4. | Календарно-тематический план мероприятий | 10 |
5. | Методическое обеспечение | 13 |
6. | Список литературы | 14 |
7. | Приложения | 17 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Программа педагогического просвещения родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста «Природа и Мы» |
Руководитель программы | Воспитатель Горбунова Мария Александровна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «ЦРР - Детский сад №14» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск ул. Полежаева д. 115 «а» |
Цель программы | Пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье. |
Направленность программы | Познавательно-экологическая |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | экспериментальный дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет педагогический коллектив |
Ожидаемые конечные результаты программы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Направленность программы эколого-биологическая способствует расширению экологических знаний, повышению культуры взаимоотношений с окружающей средой – природной и социальной, формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
2. Новизна программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического просвещения родителей. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение, но и мотивацию оказывать посильную помощь нашей природе. Благодаря включению родителей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. Эффективность экологического воспитания в семье зависит от уровня эколого-педагогической культуры родителей, поднять который возможно при правильной организации экологического просвещения, осуществляемого педагогами дошкольного образовательного учреждения.
3. Актуальность программы. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему развитие экологического сознания и установление закономерностей его формирования так важны для воспитания развивающейся личности.
Осваивая экологические знания, ребенок узнает о своих собственных конституциональных особенностях, центральных звеньях пространственно – временной организации мира – телесности и конечности живых существ, о непреходящей ценности жизни. Это существенно совершенствует нравственную воспитанность, способствует духовному росту личности.
Через познание живого происходит одухотворение бытия, эстетическое восприятие природы, формируется готовность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы родного края.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе, болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.
Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.
Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа). Особое место в этой системе должны занимать знания о человеке, как части природы, как о самом разумном существе, от которого в значительной степени зависит будущее биосферы.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.
4. Отличительные особенности программы: программа основана на использовании регионального компонента, ориентирована на изучение растительного и животного мира Республики Мордовия и, в частности, города Саранск, простейшими взаимосвязями в природе, характерными для Мордовии. Особенность программы состоит в комплексном и системном переходе к реализации целей и задач эколого-краеведческого и нравственно-эстетического воспитания и образования родителей и детей.
5. Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что её содержание направлено на развитие экологической культуры, повышение мотивации родителей не только к познанию окружающего мира, но и к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды. Благодаря включению детей в освоение данной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть прекрасное в природе, умение оказывать окружающей среде посильную помощь. Воспитываются такие
личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
6. Цель программы - пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей 3-4 лет в семье.
7. Задачи программы.
- формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе;
- учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.
-расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять;
- подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней
- повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений;
- побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и республики.
9. Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1 учебный год.
10. Ожидаемые результаты:
- повышения уровня экологической культуры родителей;
- посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.
11. Формы работы с родителями по экологическому воспитанию:
- анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности;
- беседы за круглым столом, родительские собрания в нетрадиционной форме (ток-шоу, деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон), консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка;
- совместные досуги, праздники, викторины и т. д.;
- участие в выставках, смотрах-конкурсах и т.д.;
- привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке и в уголке природы;
- выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок – передвижек;
- природоохранные акции (уборка территории детского сада, посадка деревьев, оформление кормушек и т.д.).
- разработка маршрута экологической тропы, оформление и изготовление элементарного оборудования для организации занятий, проведений опытов и наблюдений, игр на экологической тропе.
Деятельность по приобщению семей к экологическому воспитанию детей, позволит формировать у дошкольников ответственное отношение к окружающей среде, достигнуть более высокого уровня их воспитанности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Месяц | Наименование мероприятий | Количество мероприятий | |
Теоретические | Практические | ||
Сентябрь | Анкета для родителей «Как привить ребенку любовь к природе» | 1 | |
Родительское собрание «Природа и мы» | 1 | ||
Беседа «Научим ребенка любить все живое» | 1 | ||
Фотовыставка «Мой домашний питомец» | 1 | ||
Октябрь | Выставка-конкурс «Осенняя фантазия» | 1 | |
Участие в городском конкурсе «Синичкин день» | 1 | ||
Ноябрь | Семейный экологический проект «Здравствуй, дерево» | 1 | |
Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» | 1 | ||
Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья») | 1 | ||
Декабрь | Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома» | 1 | |
Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов) | 1 | ||
Совместный проект с родителями «Луковые истории» | 1 | ||
Январь | Конкурс снежных поделок на участке | 1 | |
Акция «Сбережем птиц» | 1 | ||
Февраль | Круглый стол «Воспитание доброты к природе». | 1 | |
Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию | 1 | ||
Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей | 1 | ||
Март | Консультация для родителей «Играя, познаем природу» | 1 | |
Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы» | 1 | ||
Апрель | Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» | 1 | |
Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей» | 1 | ||
Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли | 1 | ||
Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада. | 1 | ||
Май | Фотовыставка «Моя малая Родина» | 1 | |
Подготовка участка к летнему периоду | 1 | ||
Июнь | Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля» | 1 | |
Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды | 1 | ||
Июль | Консультация «Вода и опасность» | 1 | |
Эколого-туристический проект «Путешествие по лету» | 1 | ||
Август | Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу) | 1 | |
Итого: | 11 | 22 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ
Тема | Количество мероприятий | Содержание |
Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка 3-4 лет в семье» | 1 | Анкета направлена на выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье |
Родительское собрание «Природа и мы» | 1 | Обсудить с родителями проблему формирования экологической культуры ребёнка; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе, формированию правил экологически грамотного воздействия с окружающей средой. |
Беседа «Научим ребенка любить все живое» | 1 | Способствовать достижению единой точки зрения, что воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. |
Фотовыставка «Мой домашний питомец» | 1 | Данная выставка о совместной деятельности ребенка и взрослого, направленной на воспитание любви и уважения к домашним животным. |
Выставка-конкурс «Осенняя фантазия» | 1 | Конкурс предполагает более тесному сотрудничеству ребенка и родителей, раскрытию их творческих способностей. |
Участие в городском конкурсе «Синичкин день» | 1 | Формирование этического отношения детей к окружающей природе. |
Семейный экологический проект «По тропинкам эко-сада» | 1 | Совместная работа с родителями по созданию благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. |
Памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» | 1 | Формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей. |
Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору крышек от пластиковых бутылок для «дорожки здоровья») | 1 | Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно |
Семейный экологический проект «Птицы возле нашего дома» | 1 | Формирование первооснов экологического мышления ребёнка через наблюдение за природными объектами - птицами, живущими рядом с человеком. |
Домашнее задание для родителей «Кормушка для птиц» (поделки из доступных материалов) | 1 | Функциональная детская поделка с помощью взрослых, которая научит детей бережно относиться к природе и ее обитателями. |
Совместный проект с родителями «Луковые истории» | 1 | Подбор информации о разновидностях лука, способах его выращивания и применения в кулинарии |
Конкурс снежных поделок на участке | 1 | Создать оптимальные условия для двигательной активности детей в зимний период |
Акция «Сбережем птиц» | 1 | Обратить внимание родителей и детей на проблемы охраны окружающей среды, птиц, их гнездования. |
Круглый стол «Воспитание доброты к природе» | 1 | Воспитание бережного отношении к природе достигается только при непосредственном участии ребенка в природе и примере взрослых бережного и заботливого отношения к ней. |
Рекомендации по подбору художественной литературы для детей по экологическому воспитанию | 1 | Приложение |
Презентация проекта «Луковые истории» с участием родителей | 1 | Фотоотчет, презентации по проекту |
Консультация для родителей «Играя, познаем природу» | 1 | Обучающая игра используется, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. |
Конкурс экологического плаката среди родителей «Мы друзья природы» | 1 | Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей, развивать совместное творчество детей и родителей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. |
Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!» | 1 | Установить прочные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй, сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития своих детей, повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения. |
Выставка работ «Вторая жизнь ненужных вещей» | 1 | Показать на примере работ, как можно использовать ненужные вещи в целях сохранения окружающей среды. |
Проведение конкурса рисунков, посвященных Дню Земли | 1 | Привлечение внимания детей и их родителей к проблемам охраны окружающей среды и проблемам взаимоотношений человека и природы через эстетическое восприятие природы и развитие творческих способностей. |
Проведение субботника по благоустройству детской площадки и территории детского сада. | 1 | Привлечение родителей к проведению субботника: сбор и вывоз мусора, перекопка огорода и цветников, побелка деревьев, продумывание дизайна летней детской площадки. |
Фотовыставка «Моя малая Родина» | 1 | Расширение знаний и представлений детей о своей малой родине при непосредственном участии в фотографировании совместно с родителями. |
Подготовка участка к летнему периоду | 1 | Активное участие родителей и детей по реализации семейных проектов по дизайну детской площадки в летний период. |
Конкурс рисунков на асфальте «Наш дом – планета Земля» | 1 | Подготовка к Международному дню Защиты детей: помощь в приобретении мела для рисования на асфальте, атрибутов для презентации рисунков. |
Мероприятие, посвященное Всемирному Дню окружающей среды | 1 | Привлечение родителей к организации мероприятия, показать детям важность бережного отношения к природе, привить чувство любви ко всему живому на Земле, расширить и углубить знания об окружающей среде. |
Консультация «Вода и опасность» | 1 | Агитация родителей к проявлению бдительности нахождения ребенка на водоемах и открытых местностях. |
Эколого-туристический проект «Путешествие по лету» | 1 | Подготовка материала по совместному отдыху родителей и детей. |
Консультация «Прогулки по лесу» (о правилах поведения в лесу) | 1 | Напоминание родителям о безопасном нахождении и о правилах поведения в лесу. |
Методическое обеспечение
Методические материалы: литература (методическая, научно – познавательная, художественная), иллюстрации дидактические игры и игрушки, глобус, муляжи овощей, фруктов, ягод, грибов; консультации по экологическому воспитанию в семье, анкеты, сценарии совместных мероприятий.
Технические средства: компьютер, проектор, экран, аудиозаписи, презентации, обучающие видеозаписи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов и родителей
- Баталова, Н. Дидактическое пособие «На лесной поляне» / Н. Баталова, О. Глухова // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 100-101.
- Берестнева, Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ / Н. П. Берестнева // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.
- Богданец, Т. П. Экология для самых маленьких : книга для родителей и детей 3-4 лет / Т.П.Богданец. – М. : Дрофа, 2008. - 16c.
- Бортинкова, М. «Зеленая дверца». Место ранней социализации в семейном воспитании / М. Бортникова, О. Варпаховская, Ю. Мухаметшина // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7. – С. 4.
- Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов / Л. И. Егоренков. - М.: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Ерофеева, Т. «Зеленая дверца» в большой социальный мир / Т. Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 6. – С. 9.
- Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
- Кирипова, Ю. Подвижные игры зимой для родителей с детьми младшего дошкольного возраста / Ю. Кирипова // Дошкольная педагогика. – 2015. – №10. – С. 34-37.
- Корнилова, В. «Экологическое окно» в детском саду : методические рекомендации / В. Корнилова. – М. : Сфера, 2017. – 64 с.
- Котляр, И. А. Психолого-педагогические принципы проектирования детской площадки на территории детского сада / И. А. Котляр, М. В. Соколова, Е. Г. Шеина // Детский сад : теория и практика. – 2015. – № 10. – С. 92-101.
- Лаврова, С. А. Занимательная ботаника для малышей / С. А. Лаврова. – М. : Белый город, 2008. - 144 с.
- Миронов, А. Деятельностный подход в экологическом образовании дошкольников / А. Миронов // Дошкольное воспитание. – 2016. – С. 36-43.
- Михайлова, Е. Вода в природе и жизни человека. Экологический проект / Е. Михайлова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 10. – С. 40.
- Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46
- Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
- Шарманова, С. Б. Интеграция физического и экологического воспитания в младших группах дошкольного образовательного учреждения / С. Б. Шарманова // Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.
Список литературы для детей
- Аромштам, М. С. Желудёнок / М. С.Аромштам. – М. : КомпасГид, 2013.-16 c.
- Бианки, В. В. Зой и Зоя: сказка / В. В. Бианки. – М. : Облака, 2015. - 28 c.
- Бианки, В. В. Как Лис Ежа перехитрил : сказки-несказки / В. В. Бианки.- М. : Махаон, 2016. - 160 c.
- Бианки, В. В. Я учил их птицам : [рассказы, повести] / В. В. Бианки; сост. А.М.Бианки. – С.-Пб. : Амфора, 2015. - 317 с.
- Браун, К. Что скрывает яблоня?: пер. с англ./ К. Браун. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2015. - 35 c.
- Волцит, П. М. Подводный мир/ П. М. Волцит. – М, : АСТ: Аванта, 2015. - 47 c.
- Грибов, Ю. Т. Мой дедушка – егерь : [рассказ] / Ю. Т. Грибов. – М. : НИГМА, 2015. - 28 c.
- Дженкинс, С. Про хвосты, носы и уши : интересные факты о животных : пер. с англ./ С. Дженкинс, Р. Пейдж. – М. : Манн, 2014. - 32c.
- Дороченкова М. С. Экологические приключения двух весёлых блошек / М. Дороченкова, А. Кравчук. – М. : БерИнгА, 2016. - 34 с.
- Дюбюк, М. Почтальон Мышка : пер. с фр./ М. Дюбюк. – М. : Самокат, 2016. – 32 c.
- Казимирова, К. У кого какой костюмчик? : удивительная книга об удивительных животных / К. Казимирова. – Минск : Белфакс, 2008. – 18 с.
- Каста, С. Экспедиция Софи: пер. со швед. / С. Каста. – М. : Белая ворона (Albus corvus), 2016.- 48 c.
- Колпакова, О. В. Занимательное природоведение для малышей / О. В. Колпакова. – М. : Белый город, 2008. – 144 с.
- Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его друзья / В. Г. Кротов. – М. : Центр "Нарния", 2003. - 158 с.
- Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его мечты : [сказки] / В.Г.Кротов. – М. : Центр Нарния, 2007. - 157 с.
- Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его открытия : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2006. - 157 с.
- Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чаепития : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2009. - 138 c.
- Кротов, В. Г. Червячок Игнатий и его чудеса : [сказки] / В. Г. Кротов. – М. : Центр Нарния, 2011. - 160 c.
- Мамин-Сибиряк, Д. Н. Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост / Д. Н. Мамин-Сибиряк. – М. : Астрель, 2015. – 12 с.
- Махотин, С. А. Прогулки по лесу / С. А. Махотин.- М. : Белый город : Даръ, 2007. - 144 с.
- Образцов, С. В. Маленькие рассказы про животных : [рассказы] / С. В. Образцов. – С.- Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
- Одленд, Н. Медведь, который любил обнимать деревья / Н. Одленд, - М. : Самокат, 2013. – 32 c.
- Паустовский, К. Г. Корзина с еловыми шишками : рассказы и сказки/ К. Г. Паустовский. – М. : Махаон, 2015. - 125 c.
- Сладков, Н. И. Весенние радости : [рассказы] / Н. И. Сладков. – С.-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
- Сладков, Н. И. Лесные сказки / Н. И. Сладков. - М.: АСТ, 2009. – 96 с.
- Токмакова, И. П. Медведь / И. П. Токмакова. – СПб. : Речь, 2015. – 16 с.
- Толстой, Л. Н. Маленькие рассказы / Л. Н. Толстой. – М. : Детская литература, 2013. – 181с.
- Хармс, Д. Храбрый еж / Д. Хармс. – М. : Махаон, 2014. – 96 с.
- Хофманн, М. Маленькая берёзка / М.Хофманн. – М. : Добрая книга, 2013. – 48 c.
- Чарушин, Е. И. Моя первая зоология / Е. И. Чарушин. - С-Пб. : Амфора, 2010. – 47 c.
- Шим, Э. Ю. Рассказы и сказки о природе / Э. Ю. Шим.- М. : Стрекоза, 2010.-60 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: "Воспитание любви к природе"
Данный материал содержит информацию для родителей по формированию у детей бережного отношения к природе, рекомендации по воспитанию экологической культуры....
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детейдошкольного возраста на тему:«Мы любим природу»...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Воспитание любви к природе»
консультация для родителей...
РМО «Педагогическое просвещение родителей по развитию у детей дошкольного возраста культуры здорового образа жизни и профилактики простудных
РМО педагогов дошкольных образовательных учреждений муниципального образования Калининский район по физическому развитию дошкольников...
Рабочая программа по самообразованию на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к природе»
Проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, поэтому необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так ка...
Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Мы любим природу»
Уважаемые родители! Воспитывайте у детей любовь и бережное отношение к растениям и животным, учите их правильно вести себя в лесу, в поле, у водоёмов. Рассказывайте, как губительно действу...