Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Что такое лес?»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шабала Любовь Александровна

Уточнять представления о лесе, как сообществе, в котором живут вместе растения (деревья, кустарники, травы, грибы) и животные (звери, птицы, насекомые, земноводные). Учить устанавливать причинно-следственные связи, вызывающие необходимость совместного проживания животных и произрастания растений.

2. Формировать обобщённые представления о том, что в лесу все нужны друг другу.

3. Воспитывать интерес к жизни лесных растений и животных, желание узнать правила поведения в лесу и выполнять их; любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Лес»

ЦЕЛИ:

Образовательные:

-обобщение и закрепление словаря по теме «Лес»

-совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном, винительном, творительном  падежах; образование существительных с ласкательными суффиксами –чик, -нк; образование относительных прилагательных; образование родственных слов в составлении описательных рассказов.

Развивающие:

-Развитие зрительного внимания и восприятия речевого слуха, памяти, логического мышления.

Воспитательные:

-Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:  сюжетные картинки с изображением лиственного, хвойного и смешанного леса; дидактическая игра «Четвертый лишний», картинки деревьев на каждого ребенка, диск с записью соловьиной трели, предметные картинки цветов известных кустарников.

Предварительная работа:  Чтение рассказов Е.Чарушина, В.Бианки. Рассматривание предметных и сюжетных картинок деревьев, кустарников, цветов.

Ход занятия.

Воспитатель загадывает  детям загадку:

«Есть у ребят зеленый друг, веселый друг, хороший друг.

Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек»  (лес).

Воспитатель: Правильно, ребята, это лес. А если лес - наш друг, то как мы должны относиться к лесу?

Ответы детей (хорошо, бережно, любить его….)

 Воспитатель: Да, правильно бережно, потому что друзей любят и берегут.

Воспитатель: А без чего не может быть леса? Конечно без деревьев.

Воспитатель: Дети, возле подъезда моего дома растет три дерева, это лес? (Нет, нужно много деревьев). На лесосеке много спиленных деревьев, это лежит лес? (Нет, в лесу должно быть много живых деревьев).

Воспитатель: Дети, а деревья растут где? (на земле). Вот из каких частей состоит значение слова Лес: Лес – это много деревьев, растущих на земле.

Воспитатель: А какие  вы можете образовать слова от слова Лес?  (Лес-лесок-лесочек –лесной -лесоруб-лесовоз):

Участок леса – лесничество;

Лесной сторож - лесник;

Ученый, который разводит лес и думает, как его сохранить - лесовод;

Начальник лесного хозяйства – лесничий;

Сказочный персонаж старичок – лесовичок.

Воспитатель: А какой бывает лес? (Хвойный, лиственный, смешанный).

Воспитатель показывает  детям на доске картинки разных видов леса.

Воспитатель: Дети, какого дерева не встретишь в лиственном лесу? (сосны, ели, кедра, пихты).

Воспитатель: А если в лесу встречаются и лиственные и хвойные деревья, то такой лес как называется?

Дети: смешанный лес.

Воспитатель: Да, это смешанный лес (показ картинки).

Воспитатель: Дети, а давайте закрепим это в игре «Четвертый лишний». Я буду выставлять на доске картинки, а вы угадывать лишнее дерево. Начали.

1.дуб, кедр, береза, липа;

2. сосна, пихта, осина, кедр;

3. ель, кедр, пихта, сосна;

4. дуб, береза, осина, лиственница;

5.ель, сосна, дуб, кедр.

Воспитатель: Молодцы, детки, хорошо справились с этой игрой. А теперь посмотрите на картинки, которые лежат у вас на партах и подберите к ним слова, которые подходили бы к ним так же, как подходят у меня: например: тополь – тополек -тополиный.

Дети: сосна –сосенка -сосновый, дуб –дубок -дубовый, осина –осинка -осиновый, береза –березка -березовый, ель –елочка -еловый…..

Воспитатель:  А сейчас вставайте возле парт, немного отдохнем, сходим с вами в лес.   Физкультминутка «Мы заходим с вами в лес».

Мы заходим с вами в лес

(дети маршируют на месте),

Сколько здесь вокруг чудес!

(удивились, развели руками).

Сколько елочек зеленых,

Столько выполним наклонов (показывает 3 елочки)

(Раз, два, три).

Сколько здесь у нас зверушек (показывает 3 игрушки-зверушки)

Столько сделаем прыжков.

(Раз, два, три).

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса (показывает игрушку лису)

Мы лису обхитрим

На носочках убежим.

(бег на носочках)

Все  вокруг мы рассмотрели

И тихонечко все сели.

Воспитатель: А теперь послушайте маленькую историю. «И вот однажды в лес пришла Лена с мамой. «Мама, смотри, сколько много белых цветов! - закричала Лена. Мама подошла к ней и сказала: «Да, прекрасные цветы, вот только говорить надо правильно «Как много», а не «Сколько много».

Воспитатель: В основном цветы любят солнечные полянки. Какими же цветами могла залюбоваться девочка Лена в глубине леса? (черемухой, рябиной, калиной, ландышами….) Эти деревья, кустарники и цветы могут расти в тени леса.

Воспитатель продолжает рассказ: «Но вот на лоб Лены упала капелька. Лена подняла глаза: откуда дождь? Но это был не дождь. Это плакала березка - из ранки на ствол капал сок. Злые люди ранили дерево». Как бы вы помогли березке, дети? (присыпали ранку землей, замазали глиной).

Воспитатель: Правильно, ребята. Лена с мамой так и сделали. И когда выздоровеет наша березка, зашумит своей нежной зеленью, люди снова станут называть ее… какой? (белоствольной, кудрявой, русской, стройной, нежной, плакучей…)

И тогда прилетит к ней серенькая птичка с умными черными глазками и запоет… И зазвучит настоящий гимн красавице Весне. И нет в мире голоса богаче и красивее. Что это за птица? (Соловей).

-Да, его еще называют чародеем леса, т.е. волшебником.

Давайте все вместе послушаем его, отдохнем.  Закройте глазки, расслабьтесь. Мы в лесу.

Звучит музыка –  соловьиная трель.

Воспитатель: Музыку любят все. Хорошая музыка улучшает настроение, а плохая разрушает нервную систему человека. Ученые заметили, что от  хорошей музыки даже растения растут быстрее, а от плохой они могут погибнуть.

Воспитатель: А от чего еще могут погибнуть растения? (от засухи, от морозов).

-И, ребята, от нежелательного соседства. Оказывается, не  все растения могут мирно жить рядом друг с другом. Нарциссы не любят соседства с ландышами, тюльпаны -незабудок, сирень -фиалок, виноград -редьки и капусты и т.д.

-А какие растения живут в мире и согласии? Рябина любит липу, липа -сосну, сосна -березу, береза-тополь.

Воспитатель: Какие деревья еще любят друг друга мы расскажем в игре «Лесовод». Приглашаю всех на лесную полянку.

«Лесоводом я родился, не на шутку рассердился,

Все деревья надоели, кроме одного…. Оно могучее…»

Дети составляют загадки-описания деревьев.

Подведение итогов занятия. Все были молодцы, хорошо занимались…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»

Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа). Тема: «Земля – наш дом»

Цель: закрепить представления детей о родной планете Земля; познакомить детей с глобусом - моделью земного шара; дать детям элементарные представления о том, что существуют разные континенты земли, ко...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. подготовительная группа. тема:"Путешествия на озера Бойка"

создать условия для познавательный  интереса детей через ознакомления  с растительным миром Прибайкалья....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"

Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: Воздух и ветер

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.  Тема: Воздух и ветер...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. ТЕМА «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНЫЙ МИР»...