"Русский народный женский костюм"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект НОД. Цель: познакомить детей с русским народным женским костюмом; формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире, отражению этих представлений в оформлении национального костюма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_zhenskiy_kostyum.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

Познавательное развитие на тему

«Русский народный женский костюм»

 В старшей группе

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с русским народным женским костюмом;
  2. Формировать интерес к жизни наших предков, их представлениям об окружающем мире, отражению этих представлений в оформлении национального костюма;
  3. Расширять словарный запас;
  4. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, своему народу, Родине.

Ход:

Под русскую народную музыку в помещение входят дети. Их встречает воспитатель в русском народном костюме.

Воспитатель: - Добрый день, гости званные, желанные! Рады мы гостям из всех краев, всех ждем, встречаем, рассказать о своем национальном костюме предлагаем.

- Посмотрите, у нас сундучок стоит старинный. Что же там лежит?

(достаю куклу в национальном костюме)

- Ах, это гостьюшка к нам пришла! Как, вы думаете, ее зовут? Имя ее- Марьюшка. Что вы можете сказать про имя гостьи?

(красивое, ласковое, доброе, нежное)

- Давайте рассмотрим Марьюшку.

- Какого цвета у куклы волосы? (светло- русые)

- Какого цвета кожа? (светло- розовая, белая)

-  А какие глаза? (голубые, небесные)

- О русских девушках говорили, что у них волосы, как лен, сами- как лебедушки, а глаза васильковые.

- Во что одета Марьюшка? (одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах- лапоточки плетеные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены).

- Ребята, на Руси был обычай: когда девушка выходила замуж, одну косу расплетали на две, и должна она была носить головной убор- кокошник. (показываю уборы на портретах женщин).

Головной убор- кокошник, расшитый золотыми нитями. Обычно поверх кокошника надевался платок. На Руси у женщин были разнообразные головные уборы. Они тоже связаны с национальными традициями и обрядами. Вот, например, считалось, что непокрытые волосы замужней женщины приносят несчастье, с непокрытой головой она не только не могла выйти на улицу, но и показаться дома. Первый головной убор надевали на девушку перед венчанием. Обряд проходил очень торжественно и назывался «повивание». «Прощай, коса- девичья краса, довольно тебе по плечам мотаться, пора под кичку убраться»,- так приговаривали свахи, одевая невесту. В таком наряде девушки были удивительно хороши. Их поэтому и называли лебедушками- павами.

- С самых давних времен славилась наша Русь- матушка искусством мастериц- рукодельниц. Не было в те времена ни швейных машин, ни таких больших магазинов, как сейчас, где можно купить любую одежду. Все женщины умели ткать, вышивать и шить одежду для себя и своей семьи.

Основными элементами русского женского костюма были сарафан, рубаха, передник. (показываю на кукле).

Сарафан- это старинный вид одежды, который носили и девушки, и женщины. Его шили из домотканной ткани: шерсти, льна. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Девичий был сшит из двух полотнищ, а в женский по бокам вставляли клинья, чтобы был пышнее. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом. Его тщательно берегли и передавали из поколения в поколение. Вышивка с золотыми пуговицами, тесьмой, шнурами была одним из украшений сарафана.

Но главной частью русского народного костюма была рубаха- это длинная, ниже колен одежда. Такую рубаху красиво украшали вышивкой по подолу, рукавам, вороту.

Но одежда на Руси имела различное назначение. Была одежда и праздничная, и рабочая, повседневная, а также свадебная.

Как вы думаете, в какую одежду одета Марьюшка? (в праздничную).

- Подумайте, чем отличалась праздничная одежда от повседневной? (ответы детей).

- Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовали вышивку.

- А для чего люди вышивали одежду?

- По народному поверью, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защищала от злых сил. Где же располагались вышивки- обереги и что они защищали? Давайте посмотрим. Вышивки на рукавах оберегали руки, сохраняли их силу и ловкость. Узоры на груди сарафана оберегали легкие и сердце, на подоле- не давали злой силе подобраться снизу. Была еще одна важная деталь, которая служила оберегом- это пояс. Потому- то ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.

- Неотъемлемым элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана. А для чего был нужен передник? (защищать одежду от загрязнения).

- Передник женщины обязательно был украшен вышивкой, обережными знаками. Как сейчас называют передник?( фартук).

- Ребята, Марьюшка приготовила для вас загадки. Они в сундучке. Давайте поиграем в игру «Найди и покажи». Я буду загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, а тот, кто отгадает, показывает одежду. (достаю загадки из сундука).

1. Каждый день поутру надеваю я трубу.

    Ну не догадаться вам!

    Она зовется…(сарафан).

2. Он украшает голову, на цветок похож,

    Весь расшит узорами, уж очень он хорош.

    А зовут такой убор…?(кокошник).

3. Что же это за одежда: с четырьмя отверстиями,

    В одно входишь, а в три выходишь? (рубаха).

4. Целый день я в нем хожу, словно в обруче. (пояс).

5. Не ботинки, не сапожки,

   Но их тоже носят ножки.

   В них ходили раньше люди

   И плели из лыка.

   А чтоб с ножки не спадали,

   Их веревкой привязали. (лапти).

(дети показывают предметы одежды).

- С давних времен до нас дошла веселая русская игра «Лапти». Давайте поиграем!

Игра «Лапти»

На полу из веревок выложить большой круг. Водящий встает в центр круга, участники игры- за кругом, спиной к центру. Каждый перебрасывает через голову какой- либо предмет- «лапоть». Повернувшись к водящему, спрашивают: «Сплели лапти?» Водящий отвечает: «Нет!» Играющие еще раз задают вопрос. Водящий отвечает: «Да!» Дети вбегают в круг, чтобы взять свой предмет. Водящий «караулит лапти» и старается «запятнать» играющих (только в кругу). Кто не успел взять свой предмет, выбывает из игры.

- Ребята, у Марьюшки в сундучке лежат вот такие сарафаны для своих подруг. (достаю силуэты сарафана из бумаги), но они не праздничные.

-А ну-ка, рукодельники, покажите свое умение- раскрасьте сарафаны так, как украшали их в старину.

- В каких местах на сарафане вышивали узоры? (на передней планке, на подоле).

-Какие знаки вышивали мастерицы? (цветы, ромбы, кресты, круги). Мы с вами уже знакомились с некоторыми из них. Посмотрите на эти красивые узорные полосы (показываю образцы узоров).

-Что означают эти волнистые линии? (символ воды).

-Что означают на вышивке красные круги? (символ солнца).

-Каким знаком еще изображали солнце? ( равносторонним крестом).

-Что означают ромбы? ( символ земли, плодородия).

Да правильно, каждый знак имел свое значение. Даже цвета имели   свое значение:

Красный-благополучие,

Желтый-тепло и ласка,

Синий-радость,

Черный-богатство

- Давайте, ребята, составим и нарисуем орнамент на сарафане. Что надо помнить, рисуя орнамент? (чередование, повторение элементов).

- Какие цвета будем использовать в работе? (красный, синий, желтый, черный).

- А сейчас приготовим руки к рисованию

Пальчиковая гимнастика

Самостоятельная деятельность детей

Итог занятия

-Молодцы! Сарафаны получились нарядными, аккуратными. Орнаменты яркие, привлекательные.

                                   Я скажу вам без обмана

                                   Лучше нету сарафана

                                   Мне сказала тётя Настя:

                                   Сарафан приносит счастье.

- Что нового вы сегодня узнали?

- Надевают ли сейчас национальные костюмы?

- Где вы видели людей в национальных костюмах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский народный женский костюм

НОД по ФЦКМ, знакомящая детей с женской национальной одеждой и изготовлением национального головного убора....

Конспект занятия по патриотическому воспитанию. Русский народный женский костюм.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию.Русский народный женский костюм.Цель: Познакомить детей с женской национальной одеждой.Задачи: Образовательные – познакомить детей с женским народн...

Презентация ООД "Русский - народный женский костюм"

Закреплять знания детей о русском национальном головном уборе «Кокошник»; продолжать учить составлять узор; развивать мелкую моторику, художественный вкус, творческое воображение....

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительного возраста Тема: «Русский народный женский костюм

Конспект занятия по образовательной области социально-коммуникативное развитие для детей подготовительной группе  Тема " Русский народный костюм" создавался с использованием технологии ...