Среднесрочный прект для детей 5-6 лет "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ибрагимова Марина Евгеньевна

Зима – это суровое время года. Особенно трудно приходится в это время нашим меленьким друзьям – птицам. Зимний день короток, на улице трещат морозы, земля покрыта снегом. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Как же мы, люди, можем помочь в этой ситуации нашим соседям по планете – птицам? Знакомя детей с птицами, мы воспитываем в них любовь и бережное отношение к природе своего края, желание заботиться о пернатых друзьях. Знакомясь с зимующими птицами, они познают их важную роль в жизни людей, пользу которую приносят птицы, и трудности с которыми они сталкиваются в холодное время года. Как же радуются наши маленькие граждане, когда узнают, что они могут помочь им пережить зиму, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 87proekt_ptitsy.docx270.7 КБ

Предварительный просмотр:

Дружный улей: марта 2018

                    Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории

                                     группы №7

 

Ибрагимова М.Е

  г. Оренбург 2020

Введение

        Покормите птиц зимой. 

Пусть со всех концов 

К вам слетятся, как домой, 

Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 

Горсть зерна нужна, 

Горсть одна - 

И не страшна 

Будет им зима. 

А. Яшин

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Несмотря на то, что зима уже перевалила на вторую половину и день начал прибавляться, в лесу в это время особенно сумрачно. Особенно тяжело приходится зимующим птицам. Посмотришь в окно, а там синичка сидит, так смотрит на тебя молящим взглядам и словно говорит - «Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!»

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/16/s_59e42ac1d1fd2/712848_7.jpeg

Актуальность проекта

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям. Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Это помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.      https://fsd.multiurok.ru/html/2017/10/16/s_59e42ac1d1fd2/712848_5.jpeg

Участники проекта- дети группы, воспитатель, родители.

Тип проекта – экологический - познавательный, совместный.

Длительность проекта – среднесрочный (1 месяц-январь).

Возраст детей – 5-6 лет.

Цель проекта -  Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним.

Задачи проекта

  1. Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  2. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности;

3.Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.

    4. Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

5. Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

6.Укреплять детско-родительские отношения.

Сотрудничество с семьёй

1.Беседы дома «Почему нельзя оставлять в беде зимующих птиц»

2.Разучивание стихов о зимующих птицах.

3.Выставка кормушек «Столовая для птиц»

4. Изготовление подкормки для птиц.

      5.Рекомендации для родителей «Подкормка для птиц.

      Меню для птичьей   столовой». Рецепт «Птичьего пирога»

      (смотрите)

      приложение №1)

      6.Выставка рисунков и поделок по данной теме.

7. Анкетирование родителей (смотри приложение№2)

Предполагаемый результат

1.Создание необходимых условий в группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.

2. Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

3.Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско-родительских отношений

4.Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

5. Активное участие родителей в реализации проекта.

6. Формирование у детей понятия «Экологическая ответственность».

Предварительная работа

      Консультация для родителей «Воспитание любви к природе»

      (смотри приложение №3)

      Консультация для родителей «Изготовление и размещение кормушек»

       (смотри приложение №4)

Подготовили по теме проекта стихи, подвижные игры.

Рассматривание альбома «Зимующие и перелётные птицы».        

Наблюдение за птицами, зимующими в городе.

Необходимые материалы

Оборудование для опытнической деятельности: (перо птицы, масло, вода, пипетка, гуашь чёрного цвета, лупа), подборка литературы для чтения детям, информационный стенд для родителей с консультациями, материал и оборудование для продуктивной деятельности (клей, цветная бумага, ножницы, пластилин, доски для лепки, гуашевые краски, кисточки), атрибуты для подвижных игр.

Формы реализации проекта: беседы, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями, трудовые поручения, чтение художественной литературы, проведение опыта и наблюдений, подвижные игры, пальчиковые игры, словесная игра, изготовление аппликации «Синички на ветке», лепка «Снегири», рисунки «Домик для птички», просмотр мультфильма.

Реализация проекта:

1 этап - Подготовительный этап

       Работа с родителями:
               Беседы дома «Чем мы можем помочь зимующим птицам»

      Разучивание стихов о зимующих птицах.

      Выставка кормушек для птиц.

      Выставка рисунков и поделок по данной теме.

Составление рассказов «Как зимуют птицы в городе»

Информирование родителей по результатам проекта.

2 этап - Практический

Работа с детьми:

Опытническая деятельность:

Опыт «Как с гуся вода».

Опыт «Что станет с птичьими перьями, если произойдёт авария танкера с нефтью».

Беседы с детьми:

«Какие птицы зимуют в лесу».

«Чем питаются птицы, зимующие в лесу»

«Правила поведения в зимнем лесу»

Трудовые поручения:

Следить за чистотой кормушки.

Систематически насыпать птичий корм.

Вместе со  взрослыми развесить кормушки на участке группы.

Чтение художественной литературы:

Н. Сладков «Сорока и снегирь», «Помогите», «Тайна чёрного дятла»;

Л. Воронкова «Птичьи кормушки»;

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»;

О. Григорьева «Синица»,

А. Яшин «Покормите птиц зимой»; И. Тургенев «Воробей»;

М. Горького «Воробьишко»;

А. Александрова «Столовая для птиц»;

Т. Евдошенко «Берегите птиц»;

И. Соколова-Микитова «Зимой в лесу».

А. Барков «Голоса леса»;

И. Поленов «Синичкины кладовки».

Просмотр мультфильма:

«Серая шейка»

Подвижные игры:

Подвижная игра «Перелёт птиц».                                                                                      Подвижная игра «Совушка- сова».                                                                              Подвижная игра «Собачка и воробьи».                                                                                                    

Дидактические игры:                                                                                       Дидактическая игра «Угадай птицу по описанию».                                                           Дидактическая игра «Что едят птицы».                                                                        Дидактическая игра «Каких птиц ты не увидишь зимой у кормушки».

Пальчиковые игры:

«Птичья кормушка».                                                                                                                   «Я зимой кормлю всех птиц».                                                                                    «Дятел».                                                                                                                         «Воробей».

Словесная игра:                                                                                                              «Летает - не летает»

Продуктивная деятельность:  Аппликация методом обрывания бумаги «Синички на ветке».                                                              Рельефная лепка «Снегири»  Рисование «Домик для птички».

3 этап – Заключительный

Создание картотеки загадок про птиц.

Презентация детских работ «Домик для птички», «Снегири», «Синички на ветке».Создание альбома рассказов «Как зимуют птицы в городе»

*******

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. В результате проведенной работы дети получили много новой информации о птицах, которые зимуют рядом с нами. Узнали о жизни птиц, их различиях, повадках, об особенностях обитания в зимний период. Узнали, чем можно подкармливать птиц, а чем нельзя. Приняли участие вместе с родителями в изготовлении кормушек для птиц. Укрепились детско-родительские отношения. Развивающая среда группы пополнилась литературой, стихотворениями, иллюстрациями, рассказами и загадками о птицах.

Но главный результат-это усвоение детьми того, что наши пернатые друзья не смогут перезимовать, если мы не будем им помогать. Дети стали более добрыми, отзывчивыми.

*******

        

Приложение1.

Предлагается следующее меню для птичьей столовой:

50% семян подсолнечника;

35% проса;

15% зерен кукурузы.

Некоторые орнитологи предлагают 75 процентов корма составлять из семян подсолнечника. Наилучшее меню вы составите сами, наблюдая за пищевыми пристрастиями птиц, посещающими вашу кормушку.

На время гнездового периода неплохо поместить в кормушке кальциевую подкормку, которую обычно дают домашним птицам, пусть это будет скорлупа куриных яиц или куски штукатурки.

Недопустимо скармливать любые соленые, жареные, острые, кислые продукты. Очень опасен черный хлеб - он закисает в зобу птиц, плохо переваривается, особенно в мороз. Птицам нельзя давать цитрусовые (апельсинов и лимонов), кожуру бананов, пряные продукты.

Рецепт "птичьего пирога":

3 чашки размягченного жира или маргарина;

3 чашки зерновой смеси;

1 чашка подсолнечного масла 

Сюда можно добавить кусочки яблок, семена, зерновые хлопья, ядра орехов – все, что у вас под рукой. Все хорошо смешайте и выставите на холод, чтобы затвердело. Жидкое"тесто" можно вылить в картонную коробку или пластиковую чашку и сразу выставить птицам, подвесив на дереве в тени.

Приложение2.

Уважаемые родители!
Просим вас ответить на наши вопросы.

1. Регулярно ли Вы кормите зимой с вашим малышом птиц? Если нет, то когда?

2. В какое время суток насыпаете корм?

3. Где, в каком месте Вы проводите подкормку? (на балконе; на кормушке, которую вывесили; около дома; в детском саду или другое) .

4. Чем кормите птиц?

5. Кто является инициатором подкормки: Вы или ребенок?

6. Какие птицы прилетают к Вам кормиться?

7. Удается ли Вам с ребенком понаблюдать за поведением птиц у кормушки? Как часто?

8. Если не наблюдаете за подкормкой птиц, что Вам мешает?

9. Имеется ли интерес у ребенка к подкормке птиц, в чем это проявляется?

10. Заметили ли Вы какие – либо изменения в поведении и характере ребенка после начала подкормки птиц?

11. Используете ли Вы художественную литературу для поддержания интереса и воспитания любви к птицам?

12. Смотрите ли Вы телевизионные передачи о природе вместе с ребенком? Если да, то какие?

13. Делали ли Вы вместе с ребенком кормушки для птиц? Кто являлся инициатором: Вы или ребенок?

Спасибо!

Приложение3.

Консультация для родителей

«Воспитание любви к природе»

Воспитание правильного отношения к природе, умение бережно обращаться с животными существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием не ребят в семье.

Правильное отношение детей к природе начинается в семье. В условиях семьи имеет значение атмосфера «направленности» на природу: интерес взрослых к растениям и животным, с/х работам; примеры положительного отношения взрослых к природе. Интерес и дела взрослых, связанные с миром природы, могут стать средством воспитания детей: увлечение комнатными растениями, присутствием животных в доме, приусадебный участок и работа вместе с детьми на нем. Игра и развлечения тоже могут служить средством воспитания у детей любви к природе. Просмотр кинофильмов, диафильмов о природе, чтение книг - это тоже средства, которые могут быть использованы родителями в воспитание детей. Под их влиянием рождается интерес к природе, к жизни живых существ.

Зеленое царство комнатных растений начинает вызывать интерес ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдение за таинственным миром комнатной флоры. Приучая к регулярным наблюдениям, взрослые показывают их окраску и рисунок на листочках декоративных растений.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно другую форму жизни, начинает видеть в зеленном ростке особое живое существо, жизнь и состояние которого зависят от того: полили его или нет, много или мало, холодной водой или теплой. Только с помощью взрослых ребенок может понять, как жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы.

Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, и нравственного воспитания.

- А зачем мы поливаем растения? - может задать вопрос взрослый ребенку.

Пусть он сам делает выводы, и только потом можно объяснить, что растения живые, они пьют воду и растут, становятся красивыми.

И так постепенно взрослые не только наблюдают за растениями, и ухаживают за ними, но и приучают детей к труду.

Животные в доме, как и растения, приносят большую радость всем членам семьи. Животный мир очень привлекателен для малышей. И это не случайно! В отличии от растений, животные обладают поведением, животные – это живые существа. Животные в доме – это могучий фактор воспитания детей. Это должны знать взрослые. Общение ребенка с животными приносит пользу, если взрослый контролирует это общение. Нужно знать, как нужно себя вести с животным миром. Например, имея аквариум с рыбками, важно не только наблюдение, но и совместное кормление рыбок, смена воды, подача кислорода. Уход, например, за домашними птичками (канарейками, попугаями) не сложен, но более ответственен, чем за рыбами.

Птицы не выносят грязной воды, не выдерживают голода. Эти птицы хорошо приживаются, быстро привыкают к людям. За ними нужно ухаживать, относиться осторожно и бережно. Ребенок должен постепенно научиться ухаживать за пернатыми друзьями.

Взрослые вместе с детьми могут ухаживать и за хомячком, и за черепахой, и за морской свинкой, и за кошкой, и за собакой.

Приобщать ребенка к природе нужно в любом случае. В зимнее время – это подкормка птиц. Как хорошо смастерить для этого кормушку! Здесь можно не только подкармливать птиц, но и наблюдать за ними, за их поведением, повадками, внешнем виде. Весной – вешают скворечники. Можно одновременно и выучить стихи, загадки о растительном и животном мире.

Игра тоже помогает воспитывать интерес детей к природе. Если родители приобщают их к природе через наблюдения, труд, художественную литературу, телепередачи и т. д., то заинтересованность ребенка непосредственно отразится в играх. Сюжетно – ролевые, дидактические игры развивают восприятие, речь, умение анализировать и описывать. Ценным также считается изготовление поделок из природного материала.


Приложение4.

Консультация для родителей

Изготовление и размещение кормушек

Материалы для строительства

Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок – не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой.

Для строительства кормушки хорошо подходит обычная березовая фанера толщиной от 3 до 6 мм. Запаситесь гвоздями и шурупами, проследите, чтобы они подходили к вашей фанере и рейкам, не были слишком мелкими (тогда они не будут удерживать материалы вместе) или крупными (фанера и рейки могут растрескаться). Металл использовать для кормушек нельзя. Это "холодный" материал, птицам он не понравится. Даже для крыши кормушки – и то не стоит его применять: птицы ведь наверняка будут использовать крышу в качестве "аэродрома".

Виды кормушек

Для подкормки птиц делают простые кормушки или кормовые столики из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Их подвешивают на деревья, столбы, крепят к стенам зданий. Помните, что стенки и углы кормушек не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и то же время, а еще лучше - 2-3 раза в день.

Можно сделать деревянный поднос размером 30 на 45 см, предусмотрительно просверлив отверстия для дренажа. Крыша над ним защитит корм от дождя и снега. Не беда, если часть корма птицы сбросят на землю, некоторые виды предпочитают кормиться с земли.

Следует вывешивать разные типы кормушек, в которых бы могли столоваться разные виды птиц.  Маленькие кормушки привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле. Много птиц привлекают капитальной конструкции кормушки, которые выставлены на высоте.

Семена, кусочки фруктов, птичий корм и обрезки сала следует поместить в кормушку в виде подноса, которая защищена от дождя.

В подвесные кормушки можно положить орехи и семена подсолнечника. Эти два типа кормушек должны располагаться на открытых местах, чтобы в них не могли залезть кошки и другие хищники.

Часть корма просто рассыпают на земле.

Все кормушки следует регулярно чистить во избежание распространения инфекции (ведь за кормом слетаются и больные птицы и те, которые внешне выглядят здоровыми, но на деле являются переносчиками инфекции). Кормушки следует чинить перед началом зимы (в щели может застрять птичья лапка, да и мало ли что!).

В подносе для корма следует проделать дренажные отверстия, через которые будет стекать дождевая вода.

Рекомендуется передвигать кормушки на небольшие расстояния, чтобы освободить землю от мусора, который образуется естественным образом вокруг кормушки – упавший корм, испражнения птиц. 

Когда вывешивать кормушку

Кормушку можно вывесить в любое время, однако в разное время года к ней будет слетаться разное количество птиц, причем виды их также будут варьироваться. Одни птицы питаются зерном, другие – насекомыми, третьи – фруктами. Кормушки для зимнего кормления птиц следует вывешивать уже в середине октября. В это время к ним начинают присматриваться те виды птиц, которые остаются на зиму.

Также вы подкармливаете мигрирующих птиц, которые очень нуждаются в корме во время многодневных перелетов. Сначала число посещающих птиц будет невелико, затем, с наступлением первых заморозков – резко возрастет, но только при условии, что вы регулярно наполняете ее кормом.  Птицы быстро привыкают к кормушке и, убедившись, что корм в ней появляется регулярно, навещают ее ежедневно. Поскольку птицы за день облетают свой участок и заглядывают в несколько мест, где может находиться корм, они, безусловно, его найдут в другом месте, если ваша кормушка останется пустой.

Во время непогоды: сильного дождя, снега, мороза, когда количество кормных мест резко сокращается, значение кормушек резко возрастает. Именно в это время надо следить за тем, чтобы они не оставались без корма.  Даже в самый суровый мороз пернатые могут выжить, но при условии, что у них будет достаточно корма.

Другое время, когда птицам необходима подкормка, это конец зимы – начало весны, когда у птиц сокращаются источники корма. Рекомендуется, чтобы зимняя столовая продолжала работать до мая, когда подходит первая зелень.


Летом к обычному рациону птиц добавляют фрукты (нарезанные червивые яблоки), также сахарную воду. Избегайте выкладывать в кормушки испорченный корм. Кормушку расположите в месте, закрытом от ветра и недоступном для хищников (в первую очередь котов). Пусть она будет на расстоянии от окна, иначе птицы будут сталкиваться со стеклами. 97 миллионов птиц разбивается о стекла ежегодно.

Часто они натыкаются на стекла с испугу. Пусть кормушка будет выставлена на открытом месте в 4-5 метрах от дерева или кустов. На таком расстоянии птицы заметят приближающегося хищника.

Подкормка для птиц

Постарайтесь, чтобы корм в кормушке был по возможности разнообразным – это привлечет к нему самые разные виды птиц. У большинства видов птиц любимый корм – мелкие нежареные подсолнечные семечки, поэтому они должны составлять большую часть корма. Они высококалорийны и являются важным энергетическим источником для мелких птиц.

Второй вид корма – белое просо. Небольшая часть кукурузных зерен также должна присутствовать по возможности в кормушке. Хорошим кормом будут семена арбуза, тыквы, дыни, семена сорняков: лебеды, крапивы, чертополоха, репейника, ягоды рябины. Неплохо давать и орехи. Весь корм должен быть свежим и неиспорченным. Избегайте старых семечек с дырками в кожуре, там завелись насекомые. Не рекомендуются прошлогодние семена сорняков: срок их годности всего несколько месяцев.

Зимой и ранней весной птицам нужна калорийная пища: несоленое сало и маргарин. Несоленое сало охотно клюют синицы и воробьи. Животный жир можно давать в чистом виде, если он твердый, а если мягкий, лучше смешать его с другим кормом, изготовив так называемый "пирог для птиц". Его вывешивают в сетках из-под овощей. Вешайте его среди густых тонких ветвей в кустах, чтобы не добрались вороны и галки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для детей 1 младшей группы "Птицы зимой"

Презентация для детей  1 младшей группы " Птицы зимой"    Частное Дошкольное образовательное учреждение Детский сад №211 ОАО "РЖД"...

Проект для детей подготовительной группы "Трудно птицам зимовать"

Проектная деятельность в подготовительной группе по теме: "Трудно птицам зимовать..."...

Проект для детей средней группы "Покормите птиц зимой"

Проект включает в себя актуальность выбранной темы, цель и задачи проекта, план реализации проекта, план мероприятий, перспективный план работы с детьми, конспекты НОД, итоговое мероприятие, опрос дет...

Конспект занятия для детей среднего дошкольного возраста "ПТИЦЫ ЗИМОЙ"

Занятие способствует обогащению и углублению знаний детей среднего дошкольного возраста о зимующих и перелетных птицах зимой......

Конспект по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста «Птицы зимой»

Методическая разработка по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста...

Конспект по познавательному развитию детей младшей группы "Покормим птиц зимой"

Данный конспект по ознакомлению детей с миром природы...

Конспект открытого занятия для детей второй младшей группы "Птицы зимой" (с использованием мнемотехники)

Цель: формировать у детей обобщенное представление о жизни птиц  зимой.Задачи:Познавательные: закрепить знания о характерных отличительных  особенностях птиц, формировать знания о зимующих п...