Проект для детей средней группы "Покормите птиц зимой"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Проект включает в себя актуальность выбранной темы, цель и задачи проекта, план реализации проекта, план мероприятий, перспективный план работы с детьми, конспекты НОД, итоговое мероприятие, опрос детей на начальном этапе и по окончанию проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie_3.doc | 965.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа №1»
Структурное подразделение «Детский сад «Рябинушка»
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Средний дошкольный возраст
(4-5 лет)
Воспитатель первой квалификационной
категории
Екатерина Васильевна Котова
п. Октябрьский
Январь, 2017г.
Актуальность. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Наиболее важным является отношение детей дошкольного возраста к миру животных, в частности к птицам.
Во время прогулки с детьми, нами было подмечено, что на участок детского сада, где висит кормушка, прилетают птицы: голуби, синицы, воробьи, вороны и т.д. Дети обращают на них внимание, наблюдают за птицами, подмечают их особенности, различия, рассматривают следы на снегу. Заметив интерес детей, я рассказала им, что в холодное время года доступной пищи для птиц становится меньше, а потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Дети изъявили желание помочь птицам. Но они не знают, как это сделать, имеющихся знаний не достаточно, поэтому необходимо дать детям новые знания о зимующих птицах, среде их обитания и питании.
Проблема: Недостаточный объём знаний у детей о зимующих птицах.
Цель проекта: Расширение и обогащение знаний дошкольников о зимующих птицах.
Задачи проекта:
-Продолжать знакомить детей с зимующими птицами нашего края.
-Расширять и углублять знания детей об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.
-Воспитывать у детей желание и готовность помогать птицам, страдающим зимой от голода и холода.
- Привлечение родителей к оказанию помощи в реализации проекта.
Участники проекта: педагог, дети средней группы (4-5 лет), родители воспитанников.
Вид проекта: информационный.
Продолжительность проекта: среднесрочный.
Ожидаемые результаты проекта: дети расширят и обогатят знания о зимующих птицах, их образе жизни, питании, связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Продукт проекта: кормушки для птиц, фотоальбом.
Реализация проекта по этапам
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап подготовительный | 1. Обсуждает проблему, ставит цели, формулирует задачи. 2. Создаёт необходимые условия для реализации проекта, разрабатывает перспективное планирование, накапливает методические материалы по проблеме. 3. Даёт домашнее задание родителям: подобрать и принести в детский сад литературу по данной теме. | 1. Формулируют проблему совместно с педагогом. 2. Объединяются в рабочие группы по сбору информации о зимующих птицах.
|
2 этап основной (практический) | 1. Внедряет в воспитательно–образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах: занятия; беседы; наблюдения на прогулках; подвижные, дидактические игры; загадывание загадок по теме; рассматривание иллюстраций; восприятие художественной литературы; слушание музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года». 2. Участвует совместно с детьми во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк) 3. Даёт домашние задание родителям: заучивание с детьми стихотворений о зимующих птицах, загадывание загадок о зимующих птицах, рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах; изготовление кормушки. | 1. Получают новые знания на занятиях, из бесед с педагогом. Задают вопросы и отвечают на них, наблюдают за птицами на прогулке; играют в подвижные игры и дидактические игры; отгадывают загадки, слушают музыку. 2. Участвуют совместно с педагогом во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк) 3. Разучивают стихотворения, отгадывают загадки по данной теме; мастерят кормушку совместно с родителями. |
3 этап заключительный | 1. Организует конкурс: «Лучшая кормушка для птиц». 2. Проводит итоговое мероприятие «Парад кормушек». 3. Оформляет фотоальбом: «Юные знатоки птиц» | 1. Приносят кормушки, голосуют за понравившуюся кормушку. 2. Участвуют в мероприятии, развешивают кормушки, насыпают корм. 3. Рассматривают фотоальбом совместно с родителями. |
Мероприятия по реализации проекта.
Образовательная область | Мероприятия |
Познавательное развитие | НОД «Покормите птиц зимой» Беседы: «Птицы зимой», «Покормите птиц зимой» Художественное слово: «Птицы нашего края» Опрос детей: «Что ты знаешь о птицах?» Настольно-печатные игры: «Собери картинку»; «Четвёртый лишний» |
Художественно-эстетическое развитие | Рассматривание альбомов, иллюстраций, наглядно-демонстрационного материала по теме. НОД (лепка) «Птички прилетели, на кормушку сели» НОД (аппликация) «Синичка-невеличка» НОД (рисование) «Снегири на ветках» Музыка: слушание аудиозаписи голосов птиц: синица, воробей, сорока, ворона (из музыкального цикла П. И. Чайковского «Времена года»). |
Речевое развитие | Восприятие художественной литературы и заучивание некоторых стихотворений: Рассказы Е. Чарушина «Воробей»; Ю. Дмитриев «Снегири». Стихотворения: С. Михалков «Птичья столовая»; А. Яшина «Покормите птиц зимой»; А. Барто «Скачет шустрая синичка»; С. Я. Маршак «Где обедал воробей?» Игра «Узнай птицу» |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Филин и пташка»; «Совушка»; «Птички и птенчики»; «Перелёт птиц»; «Воробушки и автомобиль»; «Птички и кошка». |
Социально-коммуникативное развитие | Участие во Всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц» (Кенозерский парк) |
Перспективный план работы с детьми по проекту.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Опрос детей «Что ты знаешь о птицах?» | Беседа: «Покормите птиц зимой» | Беседа: «Зимующие птицы» | Музыка: Прослушивание аудиозаписи голосов птиц из музыкального цикла П.И. Чайковского «Времена года» |
НОД познавательное развитие «Покормите птиц зимой» | НОД лепка «Птички прилетели на кормушку сели» | НОД рисование «Снегири на ветках» | НОД аппликация «Синичка - невеличка» |
Настольно-печатные игры: «Собери картинку» «Четвёртый лишний» | Подвижные игры: «Птичка и птенчики», «Совушка» | Разучивание стихотворения «Где обедал воробей?» | Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка» |
Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Снегири» | Восприятие художественной литературы: рассказ Е. Чарушина «Воробей» | Восприятие художественной литературы: «Птичья столовая»; «Покормите птиц зимой»; «Скачет шустрая синичка» | Загадки: «Зимующие птицы» |
Рассматривание демонстрационного материала | Дидактическая игра «Узнай птицу» | Викторина «Птицы нашего края» | Итоговое мероприятие «Парад кормушек» |
НОД - рисование, образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Тема: «Снегири на ветках»
Цель: продолжать учить детей рисовать снегиря, используя нетрадиционную технику рисования.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей рисовать снегиря при помощи ватной палочки.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к живой природе, взаимопомощь, умение слушать воспитателя.
Ход занятия.
Воспитатель: Здравствуйте! Приглашаю Вас сегодня в зимний лес. Давайте наденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес! (Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь». Воспитатель читает стихотворение.)
Зимний лес стоит печальный.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель: Как вы думаете, почему так тихо в лесу?
Дети: Птицы не поют.
Воспитатель: Почему не поют птицы?
Дети: Улетели в тёплые края.
Воспитатель: Я вижу здесь птиц (на мольберте предметная картинка с изображением снегиря), значит, не все птицы улетели.
Воспитатель загадывает загадку:
Прилетели на зимовку
Птицы, что в морозы ловко
Скачут по деревьям, веткам
В красно-огненных жилетках,
Не узнать нам их нельзя -
Любим птичку… (снегиря).
Дети рассматривают иллюстрации снегиря.
Воспитатель: Назовите, какие основные части тела есть у снегиря?
Дети: У снегиря основные части тела — голова, туловище, крылья, хвост.
Воспитатель: Какого цвета оперение?
Дети: Голова, туловище, крылья, хвост — чёрные, грудка — красная.
Воспитатель: Вам понравились снегири, а давайте мы с Вами их нарисуем.
Воспитатель: Снегиря будем рисовать с помощью ватной палочки. Ребята,
палочку будем держать тремя пальцами, вертикально. Прикладывать палочкой будем сначала по контуру карандаша, а потом внутри контура.
Сначала набираем немного красной краски и лёгкими тычками закрашиваем грудку (по контуру и внутри), а затем чёрным цветом: голову, спинку, крылья, хвост. Стараемся работать аккуратно, чтобы краски не смешивались между собой. (Дети рисуют)
Воспитатель: А чем питаются снегири?
Дети: Ягодами, рябиной.
Воспитатель: Правильно, а рябину будем рисовать тоже с помощью палочки
Физкультминутка:
Палочку возьмём вот так
Это трудно? Нет, пустяк.
Вверх-вниз, вправо-влево
Гордо, словно королева,
Палочка пошла тычком,
Застучала «каблучком».
А потом по кругу ходит,
Как девицы в хороводе.
Вы устали? Отдохнём
И опять стучать начнём.
Мы рисуем: раз, раз… (палочку ставить вертикально, сделать несколько тычков без краски)
Все получится у нас!
Воспитатель: Молодцы, правильно. Теперь продолжаем рисовать. (Дети рисуют под спокойную музыку).
Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами немного поиграем
Физкультминутка «Снегири»:
Вот на ветках посмотри, (Руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири.( Показывают грудки)
Распустили перышки,( Руки слегка в стороны, )
Греются на солнышке.( Шевелят пальчиками)
Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево)
Улететь они хотят. (Бегут по кругу, взмахивая руками)
Кыш! Кыш! Улетели!
Воспитатель: А теперь мы с вами дорисуем детали (Дети по желанию рисуют снег, рябинку и т. д.)
Воспитатель: Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Как праздничные фонарики светятся в ветвях ваши снегири. Расскажите, какие приёмы нетрадиционной техники рисования вы использовали в работе при создании картины (дети рассказывают, делятся впечатлениями).
НОД Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
(Лепка)
Тема: «Птички прилетели на кормушку сели»
Цель: продолжать учить детей лепить птицу.
Задачи:
Образовательная:
- продолжать учить пользоваться стекой, познакомить с приемами лепки прищипывание, вытягивание.
- учить соблюдать расположение и соотношение частей тела, соединять части прижимая их друг к другу.
Развивающая:
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитательная:
- Воспитывать самостоятельность, усидчивость, аккуратность.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы любите гулять?
Дети: Да.
Воспитатель: Скажите, ребята, где вы любите гулять?
Дети: на улице, в детском саду, на катке и др.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Но прежде чем отправиться в зимний лес как вы думаете, что нам нужно сделать?
Дети: Надеть тёплую одежду.
(Дети надевают воображаемые рукавички, шапку, шубку.)
Воспитатель:
В зимний лес на прогулку приглашаю вас пойти,
Интересней приключений, нам ребята не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам, не спешим, не отстаём
В лес мы дружно все пойдём.
( Дети берутся за руки и за воспитателем идут «змейкой»)
Воспитатель: Ребята посмотрите, как красиво в лесу! Сколько снега. Посмотрите какая красивая ёлочка! Подходим к ёлочке, любуемся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это сидит на ёлочке?
Дети: Синички.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Красивые, маленькие, желтогрудые и т.д.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что делают зимой птицы в лесу?
Дети: Играют, веселятся, добывают себе корм и т.д.
Подходим к следующий ёлочке. На ветке сидят снегири.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто сидит на ветках этой ёлочки?
Дети: Снегири.
Воспитатель: Какие они?
Дети: Яркие, красивые…
Воспитатель: Скажите, ребята, птички, которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму как называются?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что снегирь грустит. Как вы думаете почему?
Дети: Ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей.
Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому снегирю?
Дети: Сделаем ему друзей.
Воспитатель: Давайте снегиря возьмём с собой в детский сад и слепим ему друзей.
Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам
Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.
Проходим к столу, снимаем воображаемую одежду.
Проходим, садимся за столы.
Воспитатель: Сначала берём кусочки красного и чёрного пластилина. Из красного куска лепим туловище в форме яичка. А из чёрного в виде шарика голову скатываем шар между ладоней), лепим головку, Что ещё нужно слепить, чтобы наша птичка ожила, чего не хватает?
Дети: Крылья и хвостик.
Воспитатель: Соединяем детали. Оформляем голову (клюв глазки)
Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть (показывает кормушку)
Для чего нужна кормушка?
Дети: Чтобы птиц кормить, насыпать зёрнышки.
Воспитатель: Давайте ребята наших снегирей посадим в кормушку.
Чей снегирь понравился больше остальных? Почему? Что для вас было трудным? Как вы справлялись со своими трудностями? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, замечательные снегири получились у всех. Теперь снегирю, которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей. Сегодня, когда мы пойдём гулять мы возьмём с собой корм для птиц и покормим птичек, которые прилетают к кормушкам.
Парад кормушек
«Покормите птиц зимой!»
Цель: Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам, желание помочь им, пережить суровое зимнее время
Задачи:
1.Расширять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.
2. Развивать наблюдательность, память, речь; развивать движения, ловкость, быстроту реакции, действие по сигналу.
3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к птицам; доброту, отзывчивость, желание помогать и делать добрые дела; трудолюбие.
Оборудование: обручи, веревки, корзина, игрушки для самостоятельной игровой деятельности (машины, песочные наборы).
Ход прогулки:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
(А. Яшин.)
Воспитатель. О чем это стихотворение?
Дети. Это стихотворение о птицах, о том, что их надо кормить зимой.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам устроить на нашем участке птичью столовую. А что нам для этого нужно?
Дети. Кормушки и корм для птиц.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Посмотрите, как много разных кормушек вы изготовили вместе с родителями
Воспитатель. Чем мы будем кормить птиц?
Дети: Зернами, пшеном, ржаным хлебом, семечками.
Воспитатель. Для чего мы помогаем птицам?
Дети. Чтобы птицы были сыты и не замерзли холодной зимой.
Воспитатель. Какую пользу приносят птицы?
Дети. Птицы охраняют лес от вредителей, едят мошек, комаров, гусениц. Они красиво поют.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете о птицах. Сейчас мы с вами развесим кормушки на участке и устроим столовую.
(развешивание кормушек)
Воспитатель. Ну а сейчас давайте вспомним, какие стихи мы с вами знаем о зимующих птицах.
Стихотворение о кормушках.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей. Снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев!
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний –
Путешественник скворец…
Вот и песенке конец!
Воспитатель Ребята, а каким стихотворением мы пригласим птичек к кормушкам?
Голодно, холодно,
Галки, воробьи?
Голодно, голуби,
Гуленьки мои?
Прилетели в гости,
Полны у нас горсти!
Клюйте, гостюйте,
Не пугайтесь, клюйте!
Воспитатель. Какие птицы прилетают к нашим кормушкам?
Дети. Вороны, воробьи, галки, синицы, голуби, снегири.
Воспитатель. Они все одинаковые или как-то отличаются?
Дети. Все птицы отличаются друг от друга размером, клювом, хвостами, у них разное оперенье, они по-разному поют.
Воспитатель. Давайте поиграем и посмотрим, научились ли вы различать птиц, которые прилетают к нам на участок.
Сюжетно-ролевая игра.
Дети по очереди переодеваются в птиц. Они рассказывают, как выглядит птичка, где она живет. Чем питается, как ходит. Ребята отгадывают, в какую птицу превратился один из детей.
Ребята представляют птиц: ворону, синицу, снегиря, галку, воробья.
Воспитатель Ребята, кто покажет, как прыгает воробей? (Дети показывают.)
1. Прыжки на двух ногах, руки на поясе. Прыгают, как воробьи.
Воспитатель: Как птички сидят на ветке, как они по ней передвигаются
2. Шаги по веревочке приставными шагами, руки на поясе.
Подвижные игры.
1. «Птички и клетка».
Ход игры. Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки; дети идут по кругу, держась за руки, – это «клетка». Другая подгруппа – «птички». Воспитатель говорит: «Открыть клетку!», и дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в «клетку» (в круг) и тут же вылетают из нее. Воспитатель говорит: «Закрыть клетку!». Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в «клетке», считаются пойманными и встают в круг. «Клетка» увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1–3 «птички». Затем дети меняются ролями.
2.«Воробышки»
Цель: упражнять в ходьбе и беге на выносливость; продолжать совершенствовать навыки смены направления движения по сигналу.
Ход: дети стоят в шеренге (или на своих местах - в гнездах). Утром воробышки просыпаются - потягиваются, расправляют крылья, чистят клювы, выпрыгивают из гнезда и летят. По сигналу «полетели» звучит музыка и воробьи свободно летают по залу. Как только музыка прекращается, звучит сигнал «в гнезда», и дети быстро занимают свои места.
Воспитатель: Дети, теперь вы знаете, что о птицах надо заботиться зимой. Если птицам будет голодно зимой, они не смогут пережить морозную погоду.
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил воробей,
Ты повесь ему кормушку
Крикнет он свою подружку-
И друзья все тут как тут,
Крошки весело клюют.
Опрос
«Что ты знаешь о птицах»
- Какая птица не является зимующей? (ласточка, снегирь, синица, голубь);
- Назови части тела птицы;
- Почему некоторые птицы с наступлением холодов, улетают в тёплые края?
- Как можно помочь птицам зимой?
- Собери птицу (разрезная картинка), назови её.
На начальном этапе проекта было опрошено 19 человек. Результаты опроса показали, что дети обладают недостаточным объёмом знаний о птицах. (называют 1,2 птицы, затрудняются с ответами о помощи птицам в холодное время года, дают неполные ответы)
Высокий уровень-2 человека (10%)
Средний уровень-10 человек (50%)
Низкий уровень-7 человек (40%)
После реализации проекта детям вновь были заданы вопросы. В результате чего было видно, что у детей значительно повысился уровень знаний о зимующих птицах.
Высокий уровень-12 человек (60%)
Средний уровень-8 человек (40%)
Низкий уровень-0 человек (0%)
Результат работы: благодаря проведённой работе дети выступили инициаторами в изготовлении кормушек для птиц, которые разместили на территории детского сада. Они проявили инициативу и творчество в выборе материала для изготовления «птичьих столовых», продумывали их внешний вид и эстетическое оформление. Без напоминания приносили хлеб, семечки, крупу и продолжали наблюдать за тем, какие птицы, какой корм предпочитают.
Таким образом, забота о птицах проявилась у детей и в повседневной жизни.
Совместно с родителями они размещали кормушки у своего окна, подкармливали птиц на улицах посёлка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно – творческий проект для детей средней группы «Зимующие птицы»
Информационно - творческий, экологический проект для детей средней группы "Зимующие птицы"...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Тип проекта: познавательно - творческийВид проекта: групповойПродолжительность: краткосрочный, 01.10.2018г.- 01.12.2018г.Возраст: 4-5 летУчастники: воспитатель, дети и родители, жители поселка Кубанск...
Проект для детей среднего дошкольного возраста «Покормите птиц зимой»
Зима – очень трудное время для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не за...
Проект для детей средней группы "Зимушка-зима"
Проект для детей средней группы "Зимушка-зима"...
«Покормите птиц зимой». Мини-проект для детей средней группы
laquo;Покормите птиц зимой»Тип проекта: информационно-ориентированный.Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой....
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ – ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Самыми яркими и разнообразными представителями живой природы являются птицы, которые окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. Они не только сохраняют зеленые насаждения и оберегают ур...
Краткосрочный проект для детей средней группы "Птицы-наши пернатые друзья"
Краткосрочный проект для детей средней группы"Птицы-наши пернатые друзья"...